Уровень развития политической культуры
Психологические теории толпы. Если не считать исторических описаний народных бунтов и массовых беспорядков, попытки научного изучения толпы были предприняты лишь в конце XIX в. Они связаны с именами социологов Г. Лебона, Г. Тарда, С. Сигеле и др. Свою лепту в изучение этой проблемы внес 3. Фрейд и некоторые его последователи.
Взгляды Г. Лебона (1895) на проблему массового поведения отражают его представления о человеке и его месте в обществе. Человек, по его убеждению, руководствуется в жизни представлениями двух видов: врожденными, т. е. биологически унаследованными от предков, и приобретенными, или «умственными». Первые представления — это наследство расы, которое приобретается и применяется бессознательно, вторые не играют серьезной роли в поведении человека и становятся действенными лишь после того, как переходят через несколько поколений в сферу бессознательного. Понятие личности как сознательного носителя определенных общественных ценностей, идеалов и убеждений у Лебона не используется, поскольку человек, по его мнению, лишь пассивная часть толпы, которая руководствуется инстинктом и выступает как носитель «духа расы». Именно поэтому толпа, считает Лебон, несмотря на свою иррациональность, обычно точно понимает и выражает интересы общества.
Отвлекаясь от мистических начал взглядов Лебона, следует сказать, что его анализ особенностей толпы и ее поведения до сих пор сохраняет свою познавательную ценность.
3. Фрейд о толпе. Идеи Лебона о роли бессознательного в поведении толпы привлекли внимание Фрейда. Правда, он полагал, что анализ Лебоном бессознательного недостаточен и нуждается в дальнейшем развитии с позиций психоаналитической теории. Это и осуществил Фрейд в книге «Групповая психология и анализ ЭГО», написанной им в 1921 г.
Основным психологическим механизмом, объясняющим поведение индивида в толпе, Фрейд считал идентификацию с лидером. Лидер для участников толпы выступает в роли «отца», и, идентифицируясь с ним, они отказываются от собственного «Я» или супер-эго, которое обычно осуществляет контроль над их отношениями с социальной средой, и передают соответствующие функции лидеру. Тем самым они оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое его указание, чем и объясняется способность людей в толпе совершать действия, которые индивидуально для каждого из них были бы невозможны. В то же время идентификация с лидером означает взаимоидентификацию через него участников толпы между собой. Этим, согласно Фрейду, объясняется единство толпы и ее однородность. Важно подчеркнуть, что понятие «лидер» Фрейд наполнял очень широким содержанием. В его роли может выступать не только конкретный реальный человек, но и такие символические фигуры, как, например, Христос или просто лозунг, призывающий к чему-то. Поэтому толпа способна действовать и в отсутствие реального живого лидера.
Бихевиоризм и проблема толпы.Еще в 30-х гг. американские психологи Дж. Дол-лард и Н. Миллер предложили теорию «фрустрации-агрессивности». Понятие «фрустрация» означает состояние человека, возникающее, когда что-то мешает ему достичь поставленной цели. Оно может порождаться невозможностью удовлетворить обычные человеческие потребности, тем более если они носят жизненно важный характер (обеспечение питанием, жилищем, нормальными условиями жизни и работы); его испытывают также люди в условиях социальной и политической неопределенности. Состояние фрустрации выражается комплексом чувств: раздражением, гневом, обидой, разочарованием и т. п., поэтому трудно перевести это понятие на русский язык одним словом.
Основная мысль названной концепции заключается в том, что фрустрация всегда ведет к агрессивности и, наобо-
рот, — за любым актом агрессивности скрывается фрустрация.
Частные концепциитолпы. Ряд концепций толпы носит частный характер, поскольку в качестве их основы берется какая-то одна из психологических особенностей ее поведения и делается центральной, определяющей весь смысл концепции. В теориях заражения, например, таким центральным моментом оказывается механизм заражения. Г.Олпорт предложил идею «кольцевой реакции», согласно которой человек, «заражая» в толпе своим поведением другого, видит или слышит его реакцию и в результате сам стимулируется от него до еще более высокого уровня активности. Таким образом возбуждение толпы непрерывно нарастает.
К разряду частных можно отнести также теории конвергенции. Если теории заражения строятся на убеждении, что нормальные, обычные люди подвергаются трансформации по единому образцу и благодаря этому создается однородность толпы, то теории конвергенции исходят из противоположного тезиса: в толпу собираются люди, уже имеющие какие-то общие качества и черты. Так, например, агрессивная толпа собирается из людей, обладающих склонностью к насилию. Согласно другим вариантам теории конвергенции, в толпы объединяются люди, не разделяющие господствующих в обществе социальных норм.
Методика изучения толпы. Специфика феномена толпы такова, что она крайне затрудняет его изучение. Внезапность, с какой обычно возникает толпа, непредсказуемость ее поведения, массовость, неопределенность количественных и качественных характеристик, высокая эмоциональная напряженность — все это не позволяет проводить заранее спланированные исследования. Воспроизвести эти явления искусственно в лабораторных условиях также оказывается невозможным. Поэтому исследователям приходится чаще всего собирать необходимые данные путем опросов участников толпы и очевидцев, а также из газет, кинохроники, исторических и служебных документов.
На Западе проблема массовых беспорядков имеет довольно длительную историю, поэтому полиция ряда стран накопила большой опыт изучения различных массовых проявлений. Этот опыт, обобщенный в учебных пособиях и инструкциях для полиции, а также в докладах полицейских органов о конкретных событиях, бывает полезным и для научных исследований.
Воспроизвести толпу экспериментально оказалось практически невозможно, хотя попытки такого рода предпринимались. Поэтому наметилась тенденция проецировать на теорию толпы результаты, полученные при изучении малых групп, в частности данные о явлениях конформности, склонности к риску и т. п. Сюда же можно отнести эксперименты американских психологов С. Мильгрэма, П. Зим-бардо и А. Бандуры. Первый продемонстрировал неожиданную способность обычных людей к жестоким действиям, если с них снимается индивидуальная ответственность за эти действия. Во втором П. Зимбардо выявил достаточно глубокую трансформацию в поведении групп, которые в лабораторно-игровой ситуации исполняли роли полицейских и демонстрантов. А. Бандура и Р. Уолтере показали роль подражания агрессивному поведению при наличии соответствующей модели. Выявленные в названных и других экспериментах механизмы поведения в той или иной степени проявляются и в толпе.
Психология паники и слухов
Паника — это проявление бесконтрольного страха, охватывающего значительное число людей. Особенно острый характер она принимает в тех случаях, когда люди находятся вместе, в контакте друг с другом. Широко распространено убеждение, что причиной паники является угроза большой опасности для многих людей. На самом деле это лишь одно из условий, которые могут породить панику. Хорошо известно, что люди успешно преодолевают опасность, если они к ней подготовлены и достаточно организованы. Поэтому глав-
ной причиной паники обычно оказывается не столько сама опасность, сколько боязнь оказаться в безвыходном положении, ощущение того, что пути спасения либо крайне ограниченны, либо могут быстро закрыться. Наиболее простой иллюстрацией такой ситуации может быть пожар в кинотеатре, в котором мало выходов.
Примечательной особенностью паники является также то, что как опасность, так и безвыходность положения нередко бывают мнимыми, т. е. оказываются результатом воображения отдельных людей, быстро заражающих своим страхом окружающих. Обычными условиями для возникновения паники являются предрасполагающая ситуация, непосредственный стимул и психологическая неподготовленность людей к действиям в критических ситуациях. В многочисленных случаях возникновения паники среди солдат в боевой обстановке факторами предрасполагающей ситуации обычно были низкий уровень морально-психологического состояния войск, ожидание опасности, неопытность солдат и офицеров, усталость, недоверие к офицерам. Непосредственным стимулом оказывалось все, что угодно: случайный крик, выстрел, слух, неправильно понятая команда, бегущие люди и т. п. Решающую роль во всех случаях играла предрасполагающая ситуация, которая обусловливала психологическую готовность людей к панике.
Названные факторы срабатывают и в мирных условиях. В 1989 г. в Камеруне погибли 54 человека, в основном школьники. Трагедия произошла в большом здании, в котором располагалось несколько учебных заведений. Здание только что построили, но сразу же начали ремонтировать. При этом ходили слухи, что оно построено на зыбком песчаном грунте и может разрушиться. В этом заключались предрасполагающие к панике условия.
В день трагедии учитель в одном из классов попросил выйти с урока не в меру расшалившегося ученика. Последний в отместку громко хлопнул дверью и прокричал в коридоре: «Спасайся кто может». Этого было достаточно для внезап-
но возникшей паники. Часть детей и студентов погибли в давке на единственной в здании лестнице, другие разбились, выпрыгивая из окон.
Психологическое состояние людей в панике характеризуется прежде всего резким сужением сознания и способности к разумным действиям. В этих условиях ведущими механизмами становятся заражение (молниеносное распространение страха) и подражание (поступать, как «все»).
Массовая паника может возникнуть и в диффузной группе, т. е. среди людей, не связанных друг с другом. Широко известен эпизод такого рода, имевший место в США 30 сентября 1938 г. во время передачи радиопостановки «Вторжение с Марса». Многие — около 1 млн. человек — восприняли радиопостановку как репортаж о реальных событиях и впали в паническое состояние.
Что можно сделать, чтобы остановить панику? Самый мудрый совет заключается в простой формуле: лучший способ предотвращения паники — не допустить ее возникновения, поскольку, если она началась, остановить ее почти невозможно. В этой связи исключительно важное значение имеет психологическая и практическая подготовленность граждан к возможным критическим ситуациям (стихийным бедствиям, авариям и т. п.). Если в момент паники среди людей окажется даже относительно небольшая группа спокойных, хладнокровных лиц, они уже своим присутствием могут остановить панические реакции у окружающих, поскольку спокойствие так же заразительно, как и страх. Психология слухов.Слухи составляют обязательный компонент поведения толпы и могут сыграть важную, а иногда решающую роль в предрасполагающей ситуации к панике. Но помимо этого слухи имеют собственную функциональную предназначенность в жизни общества.
В связи с неразвитостью средств коммуникации, слухи в течение большей части истории человеческой цивилизации выполняли роль основного способа и канала распространения информации. Ситуация принципиально изменилась в XX в., когда
информационная деятельность стала функцией бурно развивающихся средств массовой информации. Тем не менее слухи как социальное явление сохранились и в свете новых условий приобрели специфические функции. Все это не могло не привлечь к ним внимания социальных психологов.
Классическим исследованием проблемы слухов остается до сегодняшнего дня работа Г. Олпорта и Л. Постмана «Психология слухов», изданная в 1947 г. Более поздние публикации в основном развивают и интерпретируют выводы этих авторов. Олпорт и Постмэн сформулировали «основной закон слуха», суть которого сводится к тому, что: 1) содержание слуха должно иметь какое-то существенное значение как для передающего информацию, так и для принимающего ее; 2) содержание информации должно быть в какой-то степени неопределенным, т. е. давать повод для гипотез, домыслов и т. д.
В процессе разработки этого «основного закона» были выделены различные группы факторов или условий, которые способствуют возникновению и распространению слухов. Важнейшими из них являются те, которые создают в обществе атмосферу неопределенности и неуверенности. Это значит, что люди не могут в полной мере понять и объяснить для себя сложившееся положение и не знают, чего ожидать в дальнейшем. В результате они оказываются в состоянии постоянной тревожности и слухи становятся инструментом либо снижения этой тревожности, либо, наоборот, ее усиления. С помощью слухов граждане, с одной стороны, выражают надежду на что-то лучшее, а с другой — пытаются предугадать ухудшение ситуации и как-то к этому подготовиться. Отсюда объяснима тенденция людей верить любым слухам, если они совпадают с их надеждами, а тем более — с опасениями.
Слухи могут охватывать все общество, если они связаны с интересами большинства граждан, либо распространяться среди отдельных, ограниченных сегментов населения, когда касаются только их специфических потребностей, например среди вынужденных переселенцев и беженцев,
жертв крупных бедствий, внутри отдельных профессиональных групп и т. п.
Не касаясь вопроса об опасности специально распространяемых провокационных слухов и их роли в военное время, следует отметить, что и в обычных условиях слухи нередко порождают вредные для общества последствия. Они могут способствовать политической дестабилизации, нарушать равновесие в сфере финансово-экономических отношений, давать толчок социальным эксцессам. Поэтому предотвращение слухов и противодействие им является необходимостью для обеспечения информационной безопасности любого общества. Важно соблюдать лишь несколько требований:
1) Не допускать нарастания высокого уровня неопределенности и тревожности в обществе.
2) Организовать глубоко продуманное информационное обеспечение населения, чтобы не создавать условий для домыслов и вымыслов.
3) Если слух уже возник, следует не только его опровергнуть и привести достоверные факты, но и снять обязательно ту тревожность, которую он породил. В случаях умышленного распространения слухов с теми или иными провокационными целями необходимо находить и разоблачать виновных.
Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002.
Белявский ИГ. Шкуратов В.А. Проблемы исторической психологии. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1982.
Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1903.
Герцен A.M. Собр. соч.: В 3 т. М., 1959. Т. 3.
Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология. Л.: Наука, 1979.
Горячева А.И. О некоторых категориях социальной психологии//Проблемы общественной психологии. М.: Мысль. 1965. С. 196-234.
Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших группу//Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 196-205.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994.
Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе/Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ИП РАН,1996. Зотова О.И., Новиков В.В., Шорохова Е.В. Особенности психологии крестьянства. М.: Наука, 1983. История и психология/Под ред. Б.Ф. Поршне-
ва, Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1971. Кэнтрил X. «Чудовища вокруг нас...»//Страх'
Антология. М., 1998. С. 52-70. Ле Бон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. Левыкин И. Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии М ■ Наука, 1975.
Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М: Наука, 1974. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М., 1998. Методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Е.В. Шороховой. М : Наука, 1975.
Михайловский Н.К. Герои и толпа. Еще раз о героях. Еще раз о толпе//Собр. соч. СПб. 1885. Т. 6. Вып. 2. С. 280-394. Московичи С. Век толп: Истор. трактат по психологии масс. М., 1996. Мода: за и против/Под ред. В.И.Толстых. М.:
Искусство, 1973. Основы социального психоанализа/Под ред.
В.Д.Попова. М.: РАГС.1996. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.:
Мысль, 1966.
Парыгин БД. Социальная психология. Проблемы
методологии, истории и теории. СПб., 1999.
Перфильев М.Н. Общественные отношения. Л.:
Наука, 1974.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. М.: Наука, 1979. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории.
М.: Мысль, 1974. Преступная толпа. М., 1998. Проблемы общественной психологии. М.: Мысль,
1965.
Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998. Психология толп. М., 1998. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня//Психол. журн. 1990. Т. 11, № 5. С. 3-16. Социальная психолоия/Под ред. А.Л. Журавлева. М.: ПЕР СЭ, 2002. Гл.6. Социальная психология/Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979. Социальная психология/Под общ. ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975. Социальная психология классов/Под ред. Г.Г.
Дилигенского. М.: Мысль, 1985. Спивак Д.Л. Измененные состояния массового
сознания. СПб., 1996.
Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 1925.
Шаронов В.В. Психология класса. Л.: ЛГУ, 1975. Allport G. W., Postman L. The psychology of rumor.
N.Y., 1947. CantrilH. The invasion, society and religion. Penguin,
1991.
Lysnad M. (ed.). Mental health response to mass emergecies: theory and practice. N.Y., 1988.