Понимание, структура и функции
Категория «общение», проблема общения является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». За последние 20—25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, социальной психологии прежде всего.
«Сквозной» характер проблемы станет понятным, если дать одно из определений межличностного общения: процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности'.
В общении как процессе последовательных взаимно ориентированных во времени и пространстве действий, поведенческих актов (как вербальных, так и невербальных, физических) происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности.
Проблема общения в отечественной психологии имеет давнюю традицию, но ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия: «...с периферии в центр психологического анализа перемес-
" Это определение легко «расширить» в смысле его социальности, если вместо слова «лиц» поставить выражение «социальных субъектов».
тилась проблема общения, а особенности общения стали одним из важнейших фокусов психологического знания. Из специфического объекта, предмета исследования (в социальной психологии) общение одновременно превратилось и в способ, и принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом... Этот принцип применяется сейчас при изучении двух основных форм данного феномена: общения как средства организации деятельности и как удовлетворения духовной потребности человека в другом человеке» [Знаков, 1994; Ломов (ред.), 1981].
Категория «общение» в психологии. Психология, исследуя психическое как субъективное отражение объективной действительности, с необходимостью связывает изучение с анализом социального бытия человека как системы отношений человека к миру.
Общение, также как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не есть предмет только психологического исследования. Поэтому первостепенной становится задача выявления специфически психологического аспекта этой категории [Ломов, 1984]. При этом вопрос о связи общения с деятельностью считается принципиальным.
В отечественной психологии одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности [Андреева, 1996]. Исходя из этого принципа, общение понимается как такая реальность человеческих отношений, которая предполагает любые виды общения как специфические формы совместной деятельности людей.
Сторонники деятельностного подхода в психологии при анализе процессов общения стремятся распространить и использовать теоретические схемы, присущие изучению предметно-практической деятельности. При этом возникает вопрос: правомерно ли рассматривать общение как частный случай деятельности? Конечно, общение является видом активности. Если понимать активность как деятельность, то можно отнести общение к категории деятельности.
Однако необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие лишь одну сторону социального бытия человека. Такой подход, конечно, правомерен и продуктивен, но деятельность человека существует не сама по себе. Она необходимым образом связана с деятельностью других людей.
В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект— субъект(ы)». И это вполне понятно, поскольку социальное бытие человека включает в себя не только отношения к предметному миру, но и людям, с которыми человек постоянно вступает в прямые или опосредованные контакты.
Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемый Б.Ф. Ломовым [1984] и его сотрудниками. «Данный принцип открывает новые возможности для более глубокого изучения всегда неразрывных взаимосвязей между субъект-объектными и субъект-субъектными взаимодействиями» [Брушлинский, Поликарпов, 1990].
Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностями, но и представлениями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система отношений «субъект—субъект(ы)».
В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в
отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитируемых выше, а также в работах «Психологические исследования общения» [1985], «Познание и общение» [1988].
В монографии А. В. Брушлинского, В.А. Поликарпова [1990] наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.
Заканчивая краткое обсуждение категории общения в системе других базовых категорий психологии, можно привести мнение В.В. Знакова [1994], которое отражает современное представление на категорию общения в отечественной психологии.
Признавая справедливость тезиса «Нет деятельности без общения и общения без деятельности», высказанного А.В. Брушлинским [1990], он в то же время отмечает: «...любая деятельность всегда явно или опосредованно включает субъект-субъектные отношения, а процесс общения детерминируется предметом (например, предметом разговора). Тем не менее ограниченность языковых средств для лаконичного обозначения обсуждаемых понятий побуждает меня обратиться к тому условному их различению, которого придерживался Б.Ф.Ломов [1984]. Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними... Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи» [Знаков, 1994]. Структура общения. Из анализа категории общения в системе психологии следует, что общение является сложным, многоуровневым социальным явлением, отражающим различные стороны социального бытия человека, т. е. оно как объект исследования имеет свою структуру.
Исследуя структуру общения и учитывая неразрывную связь общения с деятельностью, социальными, общественными отношениями, обычно выделяют три уровня анализа [Ломов, 1984].
Первый уровень — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. Процесс общения изучается в масштабах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, при этом акцент ставится на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами. Учитывается система общественных отношений общества и место или позиция индивида в этой системе. Общественные институты, профессиональные, идейно-политические, национально-этнические, семейные представления, традиции, нормы и т. д. детерминируют общение индивида с другими людьми. Здесь социально-психологический анализ неизбежно смыкается с социологическим.
Круг психологических проблем, связанных с исследованием личности, его мо-тивационной сферы, изучаемых на этом уровне анализа общения, достаточно широк. Это — развитие форм общения и их связь с социально-культурными нормами, традициями и правилами поведения; взаимосвязи общественного и индивидуального сознания; возрастные особенности психики; развитие способностей, потребностей и мотивов; формирование жизненных планов индивидов и т. д.
Второй уровень — мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни.
Главный акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения — по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня («темы», «предмета» общения) рассматривается динамика об-
щения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные), фазы или этапы, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями. Ситуации или периоды общения могут быть завершенными или незавершенными в зависимости от того, насколько исчерпана тема или достигнута цель общения. В результате либо создается «совокупный субъект» для решения проблемной ситуации, либо обнаруживаются противоречие и несовместимость, т.е. возможно развитие конфликтных взаимоотношений.
В целом, на этом уровне анализа круг психологических проблем относится к исследованию особенностей динамики психических процессов и состояний человека наряду со средствами и способами, используемыми людьми для реализации «тем» или «целей» ситуаций общения.
Третий уровень — микроуровень. Главный предмет исследования — элементарные единицы общения как сопряженные акты или транзакции. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого партнера. (Например, «вопрос—ответ», «побуждение к действию—действие», «сообщение информации—отношение к ней» и т. п.)
Исследование единиц общения, динамика их взаимосвязи, цикличности в процессе общения являются традиционным предметом анализа в психологии речи (см. подразд. 3.8). Но поскольку общение не исчерпывается только речевыми циклами, то на этом уровне изучаются также и сопряженные эмоциональные реакции, мимические и пантомимические движения (невербальные компоненты поведения).
Основной задачей исследований на этом уровне является изучение механизмов формирования единиц общения, их типологии, используемых средств и их взаимосвязи, динамики экстериориза-ции и интериоризации психического.
Под функциями общенияпонимаются роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.
Функции общения многообразны, и есть разные основания для их классификации. Одним из общепринятых в отечественной социальной психологии оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон, или характеристик: информационной, интерактивной и перцептивной[Андреева, 1996]. Различают три функции общения: информационно-коммуникативную, регуля-ционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную[Ломов, 1984].
Информационно-коммуникативная функцияобщения в широком смысле заключается в обмене информацией или ее приеме—передаче между взаимодействующими индивидами. Описание общения как процесса передачи—приема сообщений является правомерным, но позволяет рассмотреть только одну из его характеристик. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает (взаимно) воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальнуюкоммуникацию (различные неречевые знаковые системы). В свою очередь невербальная коммуникация также имеет несколько форм: кинесику(оптико-кинетическая система, включающая жесты, мимику, пантомимику); паралингвистику(система вокализации голоса, паузы, покашливания и т. п.); проксемику(нормы организации пространства и времени в общении); визуальное общение (система «контакта» глазами). Иногда отдельно рассматривается как
специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми могут обмениваться партнеры по общению.
Одна из актуальных проблем, возникающих в исследовании информационно-коммуникативных функций, — влияние общения на динамику когнитивных процессов.
Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения,в отличие от информационной, заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействий.
Несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется для 1) характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; 2) для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире — в процессе социальной активности.
Однако взаимосвязи взаимодействия и общения, так же как общения и деятельности, не однозначны и имеют противоречивую традицию их трактовки. С одной стороны, можно интерпретировать и взаимодействия, и общение как тождественные понятия и явления, понимая их как обмен информацией. С другой стороны, можно рассматривать соотношение между ними как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда говорят о самостоятельном существовании общения как коммуникации (обмене информации) и взаимодействии (как интеракции). Причина подобных разночтений коренится в объеме понимания самого термина «общение» (узкое и широкое).
Если понимать общение как многоуровневое явление (реальность межличностных и общественных отношений), то наряду с информационной стороной, оно имеет и другую — фиксирующую не только обмен знаками, но и организацию совместных действий.
В процессе общения как взаимодей-
ствии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятия решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Другими словами, можно сказать: не бывает общения без взаимодействия и регуляции, так же как взаимодействия — без общения.
С регуляционно-коммуникативной функцией общения связаны многие явления, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, подражание, внушение, убеждение. Процесс регуляции поведения людей в группе приводит к превращению группы в совокупного субъекта деятельности.
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Приведем другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются следующие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений (отчасти такая классификация дана в монографии В.В. Знакова, 1994; познавательная функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г.М. Андреевой, 1988).
Сопоставление двух классификационных схем позволяет, конечно в определенной мере условно,объединить(включить) функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную [Андреева, 1988].
6.3.2. Теоретические подходы
к исследованию общения в западной
психологии
В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); инте-ракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношений).
Информационные подходы. Были развиты в основном в 1930—40-е гг. и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объект исследований — передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками»: сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.
Теоретические основания подхода базируются в основном на трех положениях: содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. д.); человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок); принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.
В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований.
Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949).
Первоначальная модель состояла из пяти элементов: источник информации, ее передатчик (шифратор), канал для переда-
чи сигналов, приемник информации (дешифратор), ее получатель (место получения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением»как таковым и «источником»и введены важные дополнительные понятия: «обратная связь»(отклик получателя информации, дающий возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность»,или «дублирование»(излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодировано); «фильтры»(преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).
Первый аналитический обзор использования этой теоретической модели коммуникаций в различных дисциплинах исферах исследований был дан в 1957 г. К. Черри.
Второе направление исследований возникло в 1960-х гг. Основной предмет — анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях,включая диадические. Важные исследования в этой области были выполнены И. Гофманом (1963, 1969, 1975). Он разработал и использовал для анализа общения модель коммуникационного обмена,состоящую из 4 элементов:
• коммуникационные условия,или условия общения,устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаимодействия (например, прямое, непосредственное-непрямое, опосредованное, симметричная-асимметричная передача сообщений);
* коммуникационное поведение,или стратегия общения,используемое участниками общения во взаимоотношениях друг с другом;
■ коммуникационные ограничения,
включающие экономические, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения той или иной стратегии; • основы,или критерии, интерпретации,определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу. Именно разработка и использование этой модели при анализе межличностного общения помогли наиболее полно сблизить и «навести мосты» между информационным и интеракциональными подходами к изучению проблемы общения.
Интеракциональные подходы.Были развиты главным образом в 1960-70-е гг. В отличие от информационного подхода, в котором общение представлено как транзакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракцио-нальном подходе оно рассматривается как ситуация совместного присутствия, взаимно устанавливаемая и поддерживаемая людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерений участвующих индивидов. Они обладают действительным контролем за «входом» или «выходом» из ситуации в соответствии со своими намерениями до тех пор, пока воспринимают присутствие и поведение друг друга, но тем не менее каждый из них не может избежать постоянной координации поведения.
Интеракциональный подход признает положение о том, что само взаимодействие включает обмен сообщениями, но главный исследовательский интерес в большей степени направлен на организацию поведения. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида,
его мотивационных или личностных факторов, сколько (и в большей мере) функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии); положения общей теории систем, вводящей в исследовательский инструментарий и концептуальный аппарат такие фундаментальные понятия, как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».
В рамках интеракционального подхода разработан ряд теоретических моделей, пытающихся объяснить главный вопрос, — какими способами/путями структурируются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведения.
Условно можно выделить пять наиболее важных моделей:
Лингвистическая модель, предложенная в начале 1960-х гг. Р. Бёдвистелом для невербального общения. Одно из основных положений: несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара или набора, состоящего из 50-60 элементарных движений и поз тела человека. Делается предположение, что следующие один за другим поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последовательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.
Модель социального навыка [Argyle, Ken-don, 1967]. Опирается на положение о том, что межличностные транзакции (коммуникационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игры в карты т. п.), иерархично организуются и формируются посредством серии простых целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. научение общению происходит в самом общении.
Равновесная модель [Argyle, Dean, 1965]. Опирается на положение о том, что взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный об-
щий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации. То есть любое изменение в использовании поведения типа А'обычно всегда компенсируется соответствующими изменениями в использовании поведения типа У и наоборот (например, диалог—монолог, сочетание вопросов и ответов).
Программная модель социального взаимодействия [Scheflen, 1968]. Постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию по крайней мере трех видов программ. Первый имеет дело с простой координацией движений; второй контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья программа модифицирует процедуры изменений, т. е. управляет комплексной задачей метаобщения.
Системная модель [Kendon, 1977] рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной транзакции. До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы: 1) управляющая обменом речевых высказываний; 2) управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.
Реляционныйподход. Начал постепенно развиваться с середины 50-х гг. (Р. Бёд-вистелл, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).
Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не столько создают условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, сколько являются самим общением как таковым, понимаемым как система взаимоотношений. Другими словами, термины «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой своего обитания. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызываю-
Таблица 6.1 Типы методов исследования общения | ||
Тип источника получения данных | Тип эмпирической информации (получаемых данных) | |
Субъективный | Объективный | |
Участник изучаемой ситуации | Методы самоотчета | Методы самоотчета о поведении |
Внешнийнаблюдатель | Субъективные отчеты наблюдателя | Поведенческие методы |
щее изменение других частей, называется информацией. Согласно этому подходу, нельзя утверждать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интерациональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, — частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают ее до самой смерти.
Ключевой элемент концепции — взаимоотношения — это «нечто», что существует между индивидами и вне их, т. е. взаимоотношения существуют на надындивидуальном, или «транзактном», уровне. Главная позиция нового подхода: природа взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и пространстве.
Три направления теоретических исследований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций: а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например, «индивид-общение», «индивид—взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.
Наиболее интересные и важные исследования, проведенные на основе реляционного подхода, осуществлены в области психопатологии (Г. Бэйтсон и др., 1956; Р. Лэйнг, 1959). В частности, предложена реляционная объяснительная модель общения больного шизофренией. По утверждению самих сторонников подхода, реляционная теория общения находится на начальной стадии своего разви-
тия, несмотря на длительный период существования с момента зарождения.
Ее методологический потенциал и сила заключаются в том, что она заменяет аристотелевский принцип картины мира на «системный» подход.
Схематическая классификация методов исследований общения представлена в табл. 6.1.
Более подробно эти методы описываются в упоминаемых выше трудах и специально в работах Р. Бэйлса [Bales, 1970]; Г. Фаснахта [Fassnacht, 1982], М. Аргайла, А. Фенхейма и Дж. Грехем [Argyle et al., 1981]. В последней монографии дано теоретическое и экспериментальное обоснование так называемого ситуативного подхода, в настоящее время широко используемого в исследованиях проблем общения.
Необходимо упомянуть о таком подходе, как транзактный анализ, который хорошо известен и нашел распространение в прикладной исследовательской практике изучения общения. Подробное описание его основных положений можно найти в работе Э. Берна [1996].
6.3.3. Невербальные способы общения
Невербальное общение — это коммуникация между индивидами без использования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. В то же время как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интерпретировать ин-
формацию, переданную в невербальной форме. Тот факт, что передача и прием невербальной информации могут осуществляться на бессознательном или подсознательном уровне, вносит некоторое осложнение в понимание данного явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение», так как при языковой и речевой коммуникации этот процесс по-разному осознается обеими сторонами. Поэтому вполне допустимо, когда речь идет о невербальной коммуникации, использовать также понятие невербальное поведение,понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию независимо оттого, осознается это индивидом или нет.
Основными средствами, которыми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика лица, взгляд, «пространственное» поведение, характеристики голоса.
За последние десятилетия интерес к невербальным способам общения в мировой психологической науке заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее.
Происхождение невербальных способов общения.С этой проблемой связаны как твердо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор еще нет ответов. Невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру.
Как известно, для животных то, что мы называем невербальными способами общения, является основным инстинктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т. д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций
животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволюционном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.
Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах несет различный, иногда прямо противоположный смысл. Кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица, ожидая, что и собеседник сделает то же самое; вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямого контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев или американцев; японца же с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т. д. Такого рода наблюдения и специальные исследования говорят о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации и поведения.
Среди неясных в проблеме формирования средств невербального общения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают навыки невербальной коммуникации. Многое объясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопровождает свою речь? Загадка заключается в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать, почему он использует тот или иной жест в какой-то момент беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся, и т. д. Каждый из нас может проверить эти вопросы, вспомнив какими жестами и как мы пользуемся в процессах общения с другими.
Особенности невербального общения.
Как известно, невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. К этому следует добавить еще и такую его особенность, как намеренность и ненамеренность. Это означает, что в одном случае информация может передаваться одним субъектом общения (отправителем) с осознаваемой целью обязательно довести ее до сведения другого (получателя). Например, жест, указывающий кому-то направление; взгляд, выражающий внимание к собеседнику; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека и т. д. В другом случае отправитель не имел намерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть (например, признаки плохого настроения или болезненного состояния, свою принадлежность к определенной нации или социальной группе и т. п.), а получатели тем не менее такую информацию воспринимали. В этой связи оказываются полезными понятия «знак» и «сигнал». Знак — это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и намерений первого. Но знак становится сигналом, когда отправитель использует его осознанно с целью передать какую-то определенную информацию получателю.
Нетрудно представить себе, что эти информационно-психологические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Неосознаваемый отправителем знак, например случайный взгляд, может быть воспринят кем-либо как сигнал (признак интереса или опасности) и вызвать какие-то действия; намеренно передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят просто как знак и т. д. Здесь возможно несколько вариантов, так как сочетания осознанности—неосознанности и намеренности—ненамеренности имеют ряд комбинаций в отношениях между отправителем