Техника общения: практическая ориентация

В профессиональной подготовке пси­холога неотъемлемым элементом являет­ся развитие психологической компетент­ности в сфере межличностного общения. В этом смысле в понятие психологической

компетентности входит как овладение оп­ределенным объемом знаний о принци­пах, закономерностях и приемах эффек­тивного общения, так и тренинг по совер­шенствованию собственных навыков и умений общения до уровня, позволяюще­го психологу заниматься практической профессиональной деятельностью.

В этой области существуют разные те­оретико-прикладные ориентации (нейро-лингвистическое программирование, пси­хологические подходы, Т-групповые мето­ды и т.д.), которые нашли свое отражение в обширной литературе в форме приклад­ных обучающих спецкурсов, обзор которых выходит за рамки данного раздела.

В этой связи представляется оправ­данным кратко обсудить один из самых распространенных в современной прак­тической психологии подходов к техни­ке эффективного общения, развитый в рамках гуманистической психологии [Роджерс, 1994], трансактном анализе и в психологии разрешения межличност­ных конфликтов [Филлей, 1976].

Основная цель этого обсуждения — не столько в изложении основ приклад­ного обучающего спецкурса по психоло­гии межличностного общения, а скорее в формировании установки читателя на необходимость самостоятельного овла­дения техникой эффективного общения как необходимого элемента профессио­нальной подготовки психолога.

В последующем изложении будем опи­раться на материалы конкретного пособия [Соснин, 1993; 1996], в котором рассмотре­ны основные положения данного подхода, проанализированы техники эффективного общения, правила ведения целенаправлен­ных бесед и поведения в ряде типичных си­туаций практического общения (специфи­ка конфликтных ситуаций и рекомендации по их разрешению), даны рекомендации для самостоятельного тренинга, а также список литературы.

Итак, что такое эффективное межлич­ностное общение?

Исследования межличностного обще­ния и практические наблюдения позволя­ют все возможные приемы реагирования

людей, находящихся в межличностном контакте, условно объединить в две груп­пы по параметру эффективности—неэф­фективности с точки зрения реализации целей общения: во-первых, какие приемы эффективны и когда их целесообразно ис­пользовать для развития личных контак­тов, положительных взаимоотношений и взаимопонимания с партнером; во-вто­рых, какие приемы и когда целесообразно использовать для оказания прямого пси­хологического воздействия (опять же для полного достижения целей общения).

Основными параметрами эффектив­ности общения являются умение и навы­ки человека в использовании двух техник общения (в соответствии с двумя метаце-лями общения, отмеченными выше): тех­ники понимающего общения и техники ди­рективного общения.

Параметрами неэффективности прак­тического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы поведения как неадекватные заместители понимаю­щего и директивного общения.

Что такое техника понимающего об­щения?

Это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на понима­ние партнера и его проблем, установле­ние психологического контакта, изуче­ние его личностных особенностей, на вы­яснение его точки зрения по обсуждае­мой проблеме и т.п.

Главное в технике понимания — это ориентация субъекта общения на внут­реннюю систему ценностей, оценок, мо­тивов и проблем самого партнера, а не на свою собственную: он знает себя, свои потребности, свою жизненную ситуа­цию и проблемы лучше нас. Кроме это­го, открытое общение с человеком будет происходить только тогда, когда мы спо­собны создать доверительные взаимоот­ношения (климат, атмосферу, психоло­гический контакт). Существенными ус­ловиями для создания такого климата доверия являются следующие установки

Ориентация в процессе беседы Виды информации в высказываниях партнера, на которые можно реагировать Типы реагирования Аспекты содержания информации, на которые можно реагировать Типы эмоциональных состояний, на которые можно реагировать
Слушать и реа­гировать со сво­ей точки зрения События, явле­ния, теории, идеи и т.д. «Подталкивание» партнера (дать совет, рекоменда­цию, высказать мнение, оценку и т.п.) Рациональный аспект (содержа­ние высказывания) Положительные чувства
Слушать и реагировать с точки зрения собеседника Другие люди, группы людей Реагировать на сказанное парт- / нером, принимая и проясняя его Г мысли и чувства > (без оценивания) Скрытые чувства/ Противоречивые чувства »-
  "Щ что партнер . говорит о себе и своих близких   Чувства, выражен­ные объектом открыто Отрицательные чувства

Рис. 6.1. Избирательный процесс слушания и реагирования при использовании техники по­нимающего общения. Стрелками обозначены возможные варианты понимающего реагиро­вания на высказывания собеседника: сплошными — более сильные, пунктирными — менее сильные по своему психологическому эффекту.

субъекта общения на взаимодействие с партнером:

• на понимающее неоценочное реагирование на мысли, чувства, представления и высказывания партнера;

• на положительное принятие лич­ности собеседника;

• на согласованность (конгруэнт­ность) собственного поведения при взаимодействии с ним.

Эти установки выступают основны­ми психологическими механизмами, ре­ализующими ориентацию субъекта об­щения на понимание, на внутреннюю систему отсчета собеседника.

Установка на понимающее реагирование означает наше осознанное стремление ре­агировать на высказывания и эмоцио­нальные состояния партнера безо всяких оценок, стремясь понять их его собствен­ными глазами. Именно поэтому в литера­туре часто понимающее общение называ­ют «рефлексивным», «эмпатическим». Понимающее реагирование не означает нашего согласия с тем, что говорит и чув­ствует партнер, а есть проявление желания непредвзято понять его позицию, жизнен-

ную ситуацию без оценок в его адрес. Оценивающий тип понимания партнера обычно вызывает защитные реакции и затрудняет проявление им открытости.

Установка принятия личности партне­ра — это наша готовность к стремлению проявлять к нему безусловно положитель­ное уважение, независимо от его досто­инств и недостатков. Это готовность с на­шей стороны уважительно признавать его право быть таким, каков он есть, незави­симо от нашего согласия или несогласия с ним. Проявление такой установки фор­мирует «климат безопасности» и способ­ствует открытости и доверительности со стороны партнера.

Установка на согласованность своего поведения в содержательном плане означа­ет в определенном смысле правдивость и открытость своего поведения в общении с партнером. Согласованность поведения достигается тогда, когда то, что мы откры­то выражаем собеседнику словами и жес­тами, согласуется с нашими внутренними чувствами и переживаниями в момент бе­седы и когда мы осознаем свои внутрен­ние эмоциональные состояния. В психо­логическом плане это означает «пригла-

шение» партнера к «обмену доверием». Быть полностью согласованным в обще­нии со всеми людьми, все время и во всех ситуациях, конечно, невозможно и даже вредно. Однако согласованность поведе­ния — важнейшее условие тогда, когда партнеры стремятся понять друг друга и развить взаимоотношения между собой.

Правила понимающего реагирования. Чтобы эффективнее понимать партнера, развивать с ним психологический кон­такт, целесообразно придерживаться в общении ряда правил:

• больше слушайте, меньше гово­рите сами, «следуйте» за высказы­ваниями и эмоциями партнера;

• воздерживайтесь от своих оценок, меньше задавайте вопросов, не «подталкивайте» партнера к об­суждению тех вопросов, о кото­рых ему «следует» говорить с ва­шей точки зрения;

• стремитесь прежде всего реаги­ровать на личностно значимую информацию, сильнее всего свя­занную с потребностями и инте­ресами партнера;

• стремитесь реагировать на чув­ства и эмоциональные состояния собеседника.

Может показаться, что эти правила ста­вят нас в исключительно пассивную пози­цию в общении. Но это не так! Техника по­нимающего общения требует очень тща­тельного слушания, во-первых, и, во-вто­рых, высокой степени избирательности в отборе того на что и как реагировать.

Приемы понимающего реагирования. Под приемами реагирования понимается сово­купность всевозможных поведенческих ре­акций или актов в реальном взаимодей­ствии партнеров. В психологической лите­ратуре синонимично встречаются другие обозначения: тип, вид, способ или форма реагирования. Эти приемы достаточно просты для понимания, и все мы в своей жизни в той или иной степени используем их. Однако овладение ими до уровня про­фессиональных навыков требует система­тических усилий. Перечислим эти приемы без содержательного раскрытия:

• простые фразы, подтверждающие наличие контакта (выражение внимания и интереса);

• перефразирование высказываний и открыто выражаемых чувств парт­нера (выражение внимания и про­верка правильности понимания);

• выяснение мыслей и чувств собе­седника, не выражаемых открыто (реагирование на то, что, по ва­шему мнению, находится в со­знании партнера);

• зондирование не полностью осоз­наваемых эмоциональных состоя­ний собеседника («вытягивание» в поле сознания партнера причин эмоциональных состояний);

• молчание как прием реагирова­ния (осознанное использование молчания в ходе беседы);

• невербальные реакции (осознан­ное использование в общении «языка тела»);

• интерпретация (вариант зонди­рования не полностью осознава­емых переживаний партнера);

• резюмирование (вариант расши­ренного перефразирования логи­чески завершенного фрагмента разговора);

• подбадривания и заверения (спо­соб подтверждения того, что вы хотите понять и принять без оце­нивания мысли и чувства собе­седника);

• вопросы, проясняющие позицию собеседника (неоценочные вопро­сы, которые являются вашей реак­цией на сказанное и выраженное собеседником в разговоре).

Все сказанное о технике понимаю­щего общения можно изобразить в виде схемы (рис. 6.1), на которой наглядно представлены основные положения и правила этой техники.

Умения и навыки понимающего об­щения несомненно относятся к числу важных профессиональных качеств со­временного делового человека. Вместе с тем профессиональная деятельность тре­бует развития умений и навыков друго-

го рода, а именно — умений и навыков использования приемов директивного общения в работе с людьми.

Итак, что такое техника директивного общения?

Это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей.

Такие качества человека, как целеус­тремленность и настойчивость в достиже­нии своих интересов и целей, принадле­жат к числу неотъемлемых социально одобряемых качеств человека в современ­ном мире. Но очень часто в жизни мы это делаем в защитно-агрессивной форме, которая больше препятствует, чем спо­собствует достижению целей и приводит к возникновению психологических барь­еров, конфликтов и препятствий. Навы­ки и привычки защитно-агрессивного поведения при определенных условиях могут становиться достаточно устойчи­выми чертами личности человека и ти­пичными особенностями его коммуника­тивных качеств (как правило, плохо осоз­наваемых самим человеком). Техника ди­рективного общения как раз и ориенти­рована на то, чтобы преодолевать защит­но-агрессивные навыки и привычки и достигать свои цели во взаимодействии с людьми с большей эффективностью и с меньшими психологическими и иными издержками.

В основе директивного подхода лежат следующие установки и правила:

• на открытое, прямое и ясное вы­ражение своих позиций, намере­ний и целей;

• на открытое, активное поведение и действия по достижению своих целей;

• на прямой и открытый отказ вы­полнять действия, которые не бу­дут служить вашим интересам;

• на эффективную и решительную защиту себя от агрессивного по­ведения партнера;

• на достижение своих целей с уче­том интересов и целей партнера.

Приемы директивного реагирования:

• директивные вопросы (ориента­ция партнера на проблему, кото­рую вы считаете целесообразным обсуждать в соответствии с ваши­ми целями);

• открытое выяснение противоречий в позиции партнера (ориентация партнера на осознание противоре­чий в рассуждениях и аргументах);

• выражение сомнения по поводу высказываний собеседника;

• выражение согласия или несогласия (одобрения, неодобрения);

• совет, предложение, разъяснение (рекомендации собеседнику в связи с реализацией его целей);

• убеждение;

• принуждение (скрытая или прямая угроза партнеру, если он откажется действовать в соответствии с ваши­ми намерениями).

В отношении убеждения следует сде­лать одно замечание. Часто убеждение считается отдельным приемом директив­ного общения. В широком смысле убеж­дением считается процесс межличностно­го взаимодействия, в котором мы активно стремимся склонить партнера принять конкретную точку зрения или позицию, вызвать у него определенное эмоциональ­ное состояние или добиться от него согла­сия на определенный курс действий для реализации ваших (и его) целей и интере­сов, т.е. в широком смысле убеждение — это психологическое воздействие.

В узком смысле под убеждением под­разумевается достижение осознанного принятия партнером предлагаемой по­зиции, становящейся его собственным мотивом поведения. Если он принимает вашу позицию, не оценивая ее крити­чески, такое воздействие называется внушением. Если вы добиваетесь его со­гласия с вашей позицией вопреки его внутренним убеждениям, такое воздей­ствие называется принуждением, т.е. действует мотив страха, превышающий внутренние мотивы поведения.

Такая классификация типов воздей­ствия традиционна и в целом полезна,

так как помогает отчетливее понять сте­пень психологической «прочности» при разных формах воздействия.

В практическом плане полезнее рас­сматривать убеждение не как простой при­ем директивной техники или один из при­емов психологического воздействия наря­ду с внушением и принуждением, а в более широком смысле — как целостный про­цесс целенаправленного взаимодействия и воздействия на партнера, или даже шире — как процесс ведения переговоров. И в этом процессе используются все приемы как по­нимающего, так и директивного общения. Более того, этот процесс не обязательно за­канчивается достижением целевой уста­новки в ходе одной или нескольких встреч.

Итак, тезисно рассмотрены две формы эффективного, целенаправленного обще­ния: техника понимающего общения и техника директивного общения. В опреде­ленном смысле техника понимания — это техника оказания косвенного (не прямо­го) психологического воздействия или техника «активного слушания». Директив­ная техника — это техника оказания пря­мого психологического воздействия в про­цессе взаимодействия с партнером. Есте­ственно, за рамками рассмотрения оста­лись многие важные вопросы, требующие дополнительного обсуждения (психологи­ческие механизмы, лежащие в основе пра­вил и приемов реагирования, пределы и трудности ее использования и т.п.). При обсуждении как субъект общения, так и цели общения подразумевались в самом широком смысле — эта техника полезна для всех специалистов, профессия кото­рых предполагает работу с людьми (от психолога, психотерапевта, педагога до следователя, менеджера и дипломата).

6.3.4. Восприятие и понимание человека человеком

Проблема восприятия человека человеком из всех аспектов общения является наибо­лее изученной. Результаты зарубежных ис­следований представлены в работах Г.М. Андреевой, В.Я. Лабунской, Е.А. Петровой

и П.Н. Шихирева, Г. Вильсона, К. Мак-клафлина и др. Межличностное познание в западной социальной психологии осуще­ствляется в рамках когнитивистской ори­ентации. В настоящее время научные раз­работки ведутся в Санкт-Петербургском, Московском и Ростовском государствен­ных университетах, Институте психоло­гии РАН.

Социальная перцепция включает воспри­ятие социальной действительности и чело­века человеком (межличностная перцеп­ция). Первоначальное понятие «восприя­тие человека человеком» было недостаточ­ным для полного познания людей. Впос­ледствии к нему добавилось понятие «по­нимание человека», что предполагает под­ключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Как равнозначные используются выражения «межличностное восприятие и понимание» и «межличностное познание».

В данном процессе важная роль при­надлежит социально-психологической на­блюдательности — свойству личности, позволяющему ей успешно улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания осо­бенности. Это — интегративная характе­ристика, вбирающая некоторые особен­ности познавательных процессов, внима­ния, а также жизненный и профессио­нальный опыт личности.

В основе социально-психологической наблюдательности лежат различные виды сензитивности. Наблюдательная сензи­тивность связана со способностью вос­принимать собеседника с одновремен­ным запоминанием содержания характе­ристик личности и ситуации общения (по определению А.А. Бодалева — это «разли­чительная точность» [Бодалев, 1982]). Те­оретическая сензитивность предполагает выбор и использование наиболее адек­ватных теорий для более точного понима­ния и прогнозирования поведения лю­дей. Номотетическая сензитивность по­зволяет понимать представителей различ­ных социальных общностей и прогнози­ровать их поведение (согласно А.А. Бода-леву, это «стереотипная точность»). Иди-

ографическая сензитивность связана с пониманием уникальности каждой лич­ности и дистанцировании ее от общих ха­рактеристик групп [Емельянов, 1985].

Социально-психологическая компетент­ность предполагает определенный объем знаний и уровень сформированности на­выков и умений, позволяющих адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения, объективно оценивать людей, прогнозировать их поведение, формиро­вать с ними необходимые отношения и ус­пешно воздействовать на них, исходя из сложившихся условий.

Межличностная компетентность пред­ставляет более узкое понятие, являющееся частью социально-психологической ком­петентности, но ограниченное межлично­стными контактами.

Коммуникативная компетентность предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и не­вербальными средствами общения [Еме­льянов, 1985].

Системный подход в межличностном познании.Для структурирования много­численных результатов исследований по межличностному восприятию целесооб­разно использовать системный подход к этому процессу [Ломов, 1984; Резников, 2002], элементами которого являются субъект, объект и процесс познания чело­века человеком.

Субъект межличностного познания, являясь элементом названной системы, од­новременно представляет собой развиваю­щуюся динамическую систему со многими характеристиками. Он может выступать в роли общающегося (наивный психолог, человек с улицы и пр.), участника экспери­мента (организатор, испытуемый и пр.), профессионального психолога и т. д.

Объект восприятия как элемент рас­сматриваемой системы включен во мно­гие системы действительности. Многооб­разие подсистем, в которых находится воспринимаемый, предопределяет разно­образные формы его поведения и прояв­ление психологических характеристик. Будучи активно действующей личностью, объект стремится изучить субъекта и в от-

дельных случаях квалифицированно орга­низовать свою самоподачу (самопрезента­цию) [Крижанская, Третьяков, 1990; Ку-ницына, Казаринова, Погольша, 2001].

Процесс познания человека, с одной стороны, есть элемент названной системы, а с другой — будучи целостным многомер­ным явлением, может исследоваться как самостоятельная подсистема. Процесс по­знания — это не одновременный акт. Он включает обратную связь от объекта вос­приятия и иногда — элементы коммуника­ции и взаимодействия.

Субъект межличностного познания.Особенности воспринимающего зависят от его объективных и субъективных харак­теристик. Они влияют на глубину, всесто­ронность, объективность и скорость по­знания другого человека. К ним относят­ся пол, возраст, национальность, темпера­мент, социальный интеллект, психичес­кие состояния, состояние здоровья, уста­новки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и пр.

Пол. Существенно влияют на процесс познания половые различия. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее иден­тифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения, достоинства и недостатки личности, эмоционально бо­лее предрасположены к проникновению во внутренний мир собеседника. У них выше показатели социально-психологи­ческой наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта со­беседника.

Возраст. На точность восприятия и по­нимания влияет возраст. Подростки и юноши в первую очередь обращают внима­ние на физические данные и экспрессив­ные характеристики. По мере освоения психологических понятий и жизненного опыта они начинают разносторонне вос­принимать и оценивать людей. Восприни­мающий точнее определяет возраст лиц, который приближается к нему по годам, и чаще ошибается в случае большой разницы лет. С возрастом легче дифференцируются отрицательные эмоциональные состояния [Бодалев, 1995]. Зрелые люди могут понять как подростков, так и престарелых. Дети и

подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить.

Национальность. Человек воспринима­ет окружающий его мир через призму сво­его национального образа жизни, т. е. че­рез сформировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и пр. В этом просматривается «внутренняя структура личности», связанная с этнической суб­культурой. «Характер восприятия в меж­национальном общении как самих людей, так и тех отношений, которые складыва­ются между ними, как представителями разных наций, более нюансирован, чем в однонациональной среде» [Хабибулин, 1974, с. 87]. Если воспринимающий име­ет опыт общения с представителями раз­ных этносов, то влияние национальности на формирование представления о вос­принимаемом будет сказываться меньше.

Темперамент. Некоторые характеристи­ки темперамента влияют на процесс позна­ния другого человека. Экспериментально было установлено, что чем выше экстравер-тированность воспринимающего, тем он точнее опознает экспрессивные характери­стики и меньше принимает во внимание ситуацию, в которой находится. Интровер­ты же проявляют недоверие к экспрессив­ным характеристикам, они более точны в оценках воспринимающих и оперируют представлениями о наиболее вероятных со­стояниях объекта. По мнению ряда иссле­дователей, экстраверты — смотрят, интро­верты — думают. Необщительные и эмоци­онально неустойчивые люди успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния [Бодалев, 1995]. Экстравертов в других людях в первую очередь интересует внешняя сторона поведения, физические компоненты облика личности и другие мо­менты, в которых содержится информация, сходная с данными, присущими им самим. Часто в других людях они пытаются найти прежде всего самих себя, пренебрегая иног­да информацией о личностных особеннос­тях объекта, если расценивают его как не­интересного для себя человека.

Социальный интеллект. Успешнее оп­ределяют различные психические состоя­ния и межличностные отношения те лица,

которые развиты и имеют более высокий уровень социального интеллекта. Общее развитие личности предполагает владение богатой лексикой, включающей научные и бытовые психологические понятия, и по­зволяет успешнее ею оперировать при ха­рактеристике воспринимаемого человека.

Под социальным интеллектом понима­ют способность личности, основанную на специфике познавательных процессов, эмоциональном и социальном опыте пони­мать самого себя, других людей и прогно­зировать их поведение. Социальный интел­лект имеет общую структурную базу как с когнитивным развитием, так и с эмоцио­нальными основами нравственности. Его можно определить как «дальновидность в межличностных отношениях» (Э. Торн-дайк) и «практически-психологический ум» (Л. И. Уманский) [Емельянов, 1985].

Социальный интеллект базируется на социально-психологической наблюда­тельности, наглядно-образной памяти, рефлексивном осмысливании действи­тельности и поведения людей, способно­сти к анализу—синтезу психологической информации и развитом воображении. Он позволяет успешнее познавать внутрен­ний мир личности, дифференцировать ее межличностные отношения и прогнози­ровать поведение в различных ситуациях.

Психическое состояние. Независимо от того, устал человек или, наоборот, отдох­нул, сосредоточенный или рассеянный, — эти и другие психические состояния бес­сознательно сказываются на формирова­нии образа воспринимающего. Изложен­ное подтверждается многочисленными экспериментами [Бодалев, 1995].

Состояние здоровья. Как свидетель­ствуют результаты исследований по пси­хиатрии и медицинской психологии, со­стояние здоровья воспринимающего ска­зывается на процессе познания других людей. Так, например, невротики, по сравнению с шизофрениками, точнее оценивают психические состояния и межличностные отношения людей.

Установки. Широко известен экспери­мент А.А. Бодалева, когда в разных груп­пах испытуемых перед предъявлением им

фотографии одного и того же лица дава­лись разные установки. При установке «преступник» испытуемые характеризова­ли человека на фотографии как «зверюгу с бандитским подбородком», «опустивше­гося» и пр., а при установке «герой» они описывали «молодого человека с волевым и мужественным лицом» и т. д. [Бодалев, 1995]. Из зарубежных экспериментов из­вестны полярные характеристики одного и того же лица, представленного в первом случае как предприниматель, а во втором как — финансовый инспектор.

Результаты зарубежных исследований показывают, что установка воспринимать других людей с определенной для данно­го человека позиции может быть устойчи­вой и колеблется в пределах от негативно жесткой (эффект ожесточения) до мягко­сти и доброжелательной (эффект снисхо­дительности). В силу этого в описание воспринимаемого привносятся эмоцио­нально положительные или эмоциональ­но отрицательные характеристики.

Ценностные ориентации связаны с мотивационно-потребностной сферой личности. Они ориентируют субъекта на восприятие и фиксацию значимых для него особенностей, причем часто это происходит неосознанно.

Опыт общения аккумулирует контакты субъекта с представителями разных соци­альных групп. Чем больше и разнообраз­нее были контакты с людьми у субъекта, тем точнее он их воспринимает.

Профессиональная деятельность. Раз­ные виды трудовой деятельности предпо­лагают различный объем общения с людь­ми. Общественные профессии (педагоги, юристы, переводчики и пр.) активно фор­мируют социально-психологическую ком­петентность. Связь между профессией, опытом общения и межличностной пер­цепцией раскрыта во многих эксперимен­тах [Бодалев, 1970; Кукосян, 1981].

Личностные особенности. Одна из сто­рон самооценки, связанная с отношением к себе, влияет на процесс познания других людей. Экспериментально было установ­лено, что лица, уверенные в себе, в боль­шинстве случаев оценивают других людей

как доброжелательных, расположенных к ним. Неуверенные же в себе часто воспри­нимают людей как лиц, тяготеющих к хо­лодности, и не расположены к ним [Бода­лев, 1995]. Самокритичность позволяет более адекватно воспринимать окружаю­щих людей. Авторитарные испытуемые высказывают более жесткие суждения о воспринимаемых лицах, по сравнению с демократически расположенными.

Эмпатийность субъекта формирует оп­ределенную сонастроенность между су­бъектом и объектом, что обусловливает определенные изменения в поведении последнего и в конечном итоге может привести к позитивной оценке восприни­маемой личности.

Человек как предмет познания. Вос­приятие и понимание человека нашло отражение во многих эксперименталь­ных работах [Бодалев, 1995]. Представ­ляется важным системно рассмотреть, выделить и сгруппировать многие харак­теристики воспринимаемой личности. В этом плане основополагающим поняти­ем может быть облик познаваемого (вне­шний облик), включающий в себя физи­ческий и социальный аспекты.

В физический облик входят антрополо­гические особенности, физиологичес­кие, функциональные и паралингвисти-ческие характеристики.

Антропологические особенности физи­ческого облика: рост, телосложение, голо­ва, руки, ноги и пр. Как показывают ре­зультаты исследований, воспринимая ука­занные выше характеристики, субъект мо­жет сделать определенный вывод о возра­сте, расовой или этнической принадлеж­ности, состоянии здоровья и других осо­бенностях объекта [Петрова, 2001].

Физиологические характеристики: ды­хание, кровообращение, потоотделение и т. д. Воспринимая их, субъект делает оп­ределенные умозаключения о физиоло­гическом возрасте, темпераменте, состо­янии здоровья и других особенностях объекта. Например, покраснение или по-бледнение кожи, появление тремора, пота может свидетельствовать о психи­ческой напряженности воспринимаемо-

го. То, как человек ведет себя во время кашля и чихания, является показателем его культурного уровня (пользуется плат­ком, отворачивается в сторону и пр.).

Функциональные особенности включают осанку, позу и походку. Осанка — это ма­нера придавать фигуре определенный вид, сочетание положения корпуса и головы. Различают стройную, подтянутую, сутуло­ватую, напряженную, раскованную, сгор­бленную осанку и др.; по активности — вялую и бодрую. Наиболее точно оцени­вают осанку закройщики, тренеры, педа­гоги-хореографы и т. д. По ней восприни­мающий может определить состояние здо­ровья, занимается ли человек спортом, психическое состояние, возраст, черты ха­рактера (уверенность в себе, высокомерие, смирение, угодничество и пр.) и некото­рые свойства темперамента.

Лоза — это положение тела в про­странстве. Результаты эксперименталь­ных исследований свидетельствуют, что по позам можно определить психическое состояние человека, некоторые черты его характера, культурный уровень, отноше­ние к людям, психическое состояние, эт­ническое происхождение и т. д. [Бодалев, 1995;Лабунская, 1999; Штангль, 1996].

Походка — это манера ходить, поступь человека. В походке находят отражение темперамент (темп ходьбы — быстрый или медленный), физиологическое само­чувствие (усталость, бодрость и др.), иногда род занятий (походка балерины, моряка), перенесенные болезни, возраст (старческая походка), психическое состо­яние (виноватая походка) и т. д. Психо­семантика походки является малоразра-ботанной проблемой.

Паролингвистические особенности об­щения: мимика, жесты и телодвижения. В научной литературе значительно лучше изучена мимика, чем жесты и телодвиже­ния [Пронников, Ладанов, 1998; Изард, 1999;Экман, 1999].

Мимикой называют выразительные движения лицевых мышц. Мимические знаки включают качественные и количе­ственные характеристики. Качественная сторона предполагает эмоциональное вы-

ражение лица. Проблема восприятия и понимания эмоциональных состояний является междисциплинарной и слож­ной. Для распознавания выражений чаще всего используется подход, состоящий из шести основных программ: радость (сча­стье, любовь), гнев (решительность), страх, страдание (грусть), презрение (от­вращение) и удивление. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешные и слабовыраженные психичес­кие состояния распознаются гораздо труднее. Количественные характеристи­ки эмоциональных выражений включают интенсивность проявлений переживаний личности и степень их выраженности.

Идентификация эмоциональных со­стояний по мимике заключается в сличе­нии формируемого образа воспринимае­мого человека с хранящейся в памяти воспринимающего системой социально-психологических эталонов экспрессив­ных выражений лиц.

К жестам относятся экспрессивные движения рук. Телодвижения, называемые пантомимой, включают движения головы, туловища и ног. В процессе социализации личность осваивает жесты и телодвижения, специфичные для определенной общнос­ти. В этом плане при восприятии человека, принадлежащего к группе воспринимаю­щего, последний адекватно оценит его же­сты и телодвижения. В этом случае, если объект восприятия принадлежит к неизве­стной для воспринимающего общности, то некоторые его жесты могут быть непонят­ны для воспринимающего.

Социальный облик предполагает соци­альное оформление внешности, проксе-мические особенности общения, речевые и экстралингвистические характеристики, деятельностные особенности.

Социальное оформление внешности (внешний облик). При восприятии одежды человека, его обуви, украшения и других аксессуаров субъект может определить вкусы объекта, некоторые черты характе­ра, ценностные ориентации, социальный статус, материальное положение, нацио­нальность и пр. Показателями вкуса яв­ляются умения человека одеваться с уче-

том возраста, особенностей своей фигу­ры. Наличие украшений, используемая косметика (особенно это относится к женщинам) говорят об уровне их прести­жа для воспринимаемого.

Проксемическив особенности общения включают расстояние между общающими­ся и их взаимное расположение. Воспри­нимая расстояние между объектом и его партнером можно определить, в каких от­ношениях он с ним находится, какой у него статус и пр. [Hall, 1959, 1966]. Ориентация объекта восприятия по отношению к парт­неру и «угол общения» между ними, место, которое он выбирает, — все это в совокуп­ности позволяет воспринимающему опре­делить черты характера, стиль поведения и другие характеристики объекта.

Речевые особенности связаны с семанти­кой, грамматикой и фонетикой. Воспри­нимая используемую объектом лексику, грамматические конструкции, фонетичес­кие особенности, подтекст и др., воспри­нимающий может определить ценностные ориентации, вкусы, социальный статус, де­ловые иличные качества, возраст и другие особенности. Ярким примером из художе­ственной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям речи место рождения и жительства, профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу «Пигмалион».

Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту, громкость, интонацию, ха­рактер заполнения пауз и т. д. В прошлом все это относилось к паралингвистике. В настоящее время часть исследователей от­носит вышесказанное к экстралингвисти­ке, а некоторые [Лабунская, 1986] — к про­содике. Как показывают эксперименталь­ные исследования, при восприятии экстра­лингвистических особенностей можно оп­ределить культурный уровень объекта, его различные психические состояния, в том числе и напряженные, и другие моменты.

Особенности действий, совершаемых объектом. Человек наиболее полно рас­крывается в процессе трудовой деятельно­сти. Воспринимая объект при совершении им профессиональных действий, субъект

определяет его профессиональные каче­ства, отношение к работе, характерологи­ческие черты и т. д. Воспринимая объект в различных видах деятельности (учеба, тр

Наши рекомендации