Представления о личности в отечественной социальной психологии
Построение концепций личности в социальной психологии предварялось поиском места социально-психологического исследования личности, в отличие от общепсихологического и социологического подходов.
Б.Д. Парыгин предложил рассматривать две модели структуры личности: статическую и динамическую. Под первой понимают «...предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида» (Парыгин, 1971, с. 118). Под второй — «...ту одномоментную фотографию или модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида» (там же, с. 119).
Для вычленения параметров статической структуры личности автор предлагает единое основание — степень представ-ленности всех компонентов психики в структуре личности, — благодаря которому выделяются три категории: общечеловеческие психические свойства индиви-
да (наличие необходимого комплекса основных психических свойств и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам); социально-специфические особенности личности (социльно-специфичес-кий опыт и его усвоение); индивидуально-неповторимые (индивидуально-типологические особенности, свойственные конкретной личности). Сквозным понятием анализа выделенных параметров является приобретенный опыт (общечеловеческий, социально-специфичный, индивидуально-неповторимый).
Изучать социально-специфический опыт личности необходимо через: социальные роли личности («...права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения» (там же, с. 123); социальные нормы («...правила и модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении от входящих в эти группы лиц» (там же, с. 123); ценностные ориентации (ценности общества, в той или иной мере усвоенные индивидом); символы (средство закрепления санкционированной системы ценностей, они «...соединяют в себе рациональный смысл... социальной ценности с высоким эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания» (там же, с. 125). Перечисленные параметры объединены в понятие «значение».
Усвоение социального опыта происходит в виде четырех последовательных стадий: знание (исходная информация о социальных значениях); социально-психологический стереотип восприятия (валентное отношение к культивированному значению); установка (готовность действовать в соответствии со значением); побуждение (волевое усилие для перерастания готовности в действие). В процессе усвоения социального опыта меняется позиция личности (отношение человека к системе норм, правил, вытекающих из его социального положения) и формируется самосознание личности.
Модели динамической структуры личности построены исходя из постулата: существуют внутренние (интроспектив-
ные) и внешние (поведенческие) аспекты психики, каждый из которых может носить либо вербальный, либо невербальный характер. Эквивалентами моделей выступают: психический настрой личности (он представлен неосознанным эмоциональным настроением и умонастроением, системой мотивации и т. д.) и стереотип социального поведения (вербальный и невербальный аспекты).
В.А. Ядов обосновал необходимость рассматривать «объектно-субъектные аспекты личности... как целостность, но в определенном отношении, а именно— в отношении к условиям ее деятельности, сформировавшимся благодаря предшествующему опыту и на основе ее природных свойств» [Ядов, 1979, с. 106]. Основываясь на теоретико-экспериментальных данных изучения фиксированных установок Д. Н. Узнадзе и социальных установок («аттшпюдов») зарубежных ученых, автор предложил диспозиционную концепцию личности. Реализация потребностей человека возможна при соответствующих условиях деятельности, которые можно представить в виде иерархических систем. «Встреча» потребности и ситуации (условия) формирует диспозицию (установку, аттитюд). Набор диспозиций также образует иерархическую систему. К первому (низшему) уровню диспозиций относятся элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Второй уровень — социальные фиксированные установки, образующиеся на основе социальных потребностей включения индивида в первичные группы и конкретных социальных ситуаций. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Данный уровень диспозиций формируется на основе социальных условий жизнедеятельности человека. В целях выявления диспозиций разного уровня автор предлагает соответствующий инструментарий (там же, с. 193).
Г.М. Андреева, проанализировав существующие подходы к изучению социаль-
ной психологии личности, утверждает, что «...для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)» [Андреева, 1994, с. 332]. По мнению автора, с одной стороны, необходимо изучать те группы, через которые общество влияет на личность, ее конкретный жизненный путь и т. д., т. е. проблему социализации личности. С другой стороны, необходимо исследовать полученный результат влияния социума наличность, т. е. проблему социальной установки. Рассматривая проблему социализации, автор выделяет три содержательные сферы, в которых осуществляется становление личности, — деятельность, общение, самосознание, а также три стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.
Составной частью стратометрической концепции групп и коллективов, разработанной А.В. Петровским (1979), является положение о развитии личности в группе. Принцип опосредствования межличностных отношений содержанием, ценностями и организацией совместной деятельности позволил дифференцировать группы по уровню их развития на диффузные группы, просоциальные ассоциации, коллективы, асоциальные ассоциации, корпорации. Была показана зависимость между уровнями развития личности и предложенной иерархией групп.