Третий период (вторая половина 30-х -вторая половина 50-х гг. XX в.)
Во второй половине 30-х гг. ситуация резко меняется: изоляция отечественной науки от западной психологии; запрет на публикацию трудов иностранных авторов; усиление идеологического контроля за наукой; сгущалась атмосфера декретирования и администрирования. Все это сковывало творческую инициативу, порождало боязнь исследовать социально острые вопросы. Значительно сократи-
лись разработки по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии, который сопровождался:
1) теоретическим обоснованием ненужности социальной психологии: так как все психические явления социально детерминированы, нет необходимости специально выделять социально-психологические феномены и науку, их изучающую;
2) резкой критикой марксистами идеологической направленности западной социальной психологии, расхождений в понимании общественных явлений, пси-хологизаторства в социологии. Конкретные оценки нередко переносились на социальную психологию. Это привело к тому, что она попала в разряд лженаук;
3) практической невостребованностью результатов исследований: изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе никого не интересовало, более того, представляло опасность;
4) идеологическим прессом на науку, который нашел свое отражение в постановлении ЦК ВКП/б/ 1936 г. «О педологических извращениях в системе нарком-просов». Его последствием стал запрет педологии, пострадали также психотехника и социальная психология. Период перерыва, начавшийся во второй половине 30-х гг., продолжался до второй половины 50-х гг. Но и в это время не было полного отсутствия социально-психологических исследований. Разработка теории, методологии общей психологии позволяла создавать теоретический фундамент социальной психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Важное значение имеют идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений, разработка теории единства сознания и деятельности и принципа развития.
Основным источником и сферой применения социальной психологии были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральная тема — изучение психологии коллектива. Взгляды А.С. Макаренко определяли облик соци-
альной психологии, в историю которой он вошел прежде всего как исследователь коллектива и процесса воспитания личности в коллективе. Макаренко принадлежит одно из определений коллектива, которое стало отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Согласно А.С. Макаренко, коллектив — это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив есть социальный организм. Его основные признаки: наличие общих целей, служащих на благо общества, совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура; органы, координирующие деятельность коллектива и представляющие его интересы. Коллектив является частью общества, органически связанной с другими коллективами. Макаренко дал новую классификацию коллективов. Он выделил два их вида:
1. Первичный коллектив, члены которого находятся в постоянном дружеском, бытовом и идеологическом объединении (отряд, школьный класс, семья).
2. Вторичный коллектив — это более широкое объединение. В нем цели, взаимоотношения вытекают из более глубокого социального синтеза, из задач народного хозяйства, социалистических принципов жизни (школа, предприятие). Цели различаются по времени их осуществления. Были выделены ближние, средние и дальние цели. Макаренко принадлежит разработка вопроса о стадиях развития коллектива. В своем развитии коллектив, по его мнению, проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. Психология личности занимает центральное место в коллективной психологии Макаренко. Критикуя функционализм, разложивший личность на обезличенные функции, отрицательно оценивая био- и социогенетическую концепцию личности, господствовавшую тогда, индивидуалис-
тическую направленность общей психологии, он ставил вопрос о необходимости целостного изучения личности. Главная теоретическая и практическая задача — это изучение личности в коллективе.
При исследовании личности Макаренко требовал преодоления созерцательности, применения активных методов воспитания. В работе «Методика организации воспитательного процесса» он приводит схему изучения личности, отражающую стержневую идею его социально-психологической концепции — единство коллектива и личности: воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива. Взгляды Макаренко развивались многими исследователями и практиками, освещались в многочисленных публикациях. Из психологических работ наиболее последовательно это учение представлено в работах А.Л. Шнирмана.
Локальные социально-психологические исследования в разных отраслях науки и практики (педагогической, военной, медицинской, производственной) в 40-50-х гг. сохраняли определенную преемственность в истории российской социальной психологии. В конце 50-х гг. начался завершающий этап этой истории.
Четвертый период (вторая половина 50-х -первая половина 70-х гг. XX в.) Этот период характеризуется «потеплением» общей атмосферы, ослаблением командного администрирования в науке, снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах жизни, что обусловило возрождение творческой ак-тивностии ученых. Для социальной психологии особенно важным было то, что возрос интерес к человеку, задачам, связанным с формированием всесторонне развитой личности, ее активной жизненной позиции. Изменилась ситуация в общественных науках. Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования. Психологическая наука в 50-х гг. отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. Общая психология стала на-
дежной опорой для развития социальной психологии. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране. С известным основанием его можно назвать восстановительным. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями самостоятельности выступили: осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований; характеристика места данной науки в системе других наук; определение предмета и объектов ее исследований; выделение и определение основных категорий и понятий; формулирование законов и закономерностей; институциализация науки; подготовка специалистов. Формальные критерии: публикации специальных трудов, статей, организация обсуждений на съездах, конференциях, симпозиумах. Эти критерии соответствовали состоянию социальной психологии в нашей стране. Формально начало периода возрождения связывают с дискуссией по социальной психологии, открывшейся публикацией статьи А. Г. Ковалева «О социальной психологии» (ВестникЛГУ. 1959. № 11). Дискуссии продолжились в журналах «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», на II Съезде психологов СССР, на пленарном заседании и впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии. В Институте философии АН СССР работал постоянно действующий семинар по социальной психологии. Опубликование в 1968 г. книги «Проблемы общественной психологии» под ред. В.Н. Колбановского и Б.Ф. Пор-шнева, привлекло внимание ученых. Поднимаемые социальными психологами проблемы, затрагивающие суть социально-психологических явлений, описание предмета, задач социальной психологии, определение основных направлений ее дальнейшего развития отразились в учебниках и учебных пособиях, основные из которых увидели свет в 60-х — первой половине 70-х гг. А.Г. Ковалев (1972), Е.С. Кузьмин (1967), Б.Ф. Парыгин (1967, 1971) и др. Работой, завершившей восстановительный период, стала книга «Методологические проблемы социальной пси-
хологии» (1975) — итог «коллективного ду-мания» социальных психологов, которое осуществлялось на постоянно действующем в Институте психологии семинаре по социальной психологии.
Заключительный этап в истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой ее основных проблем. В области методологии социальной психологии плодотворными были концепции Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгина, Е.В. Шороховой. В изучение проблем коллектива большой вклад внесли разработки К.К Платонова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского. Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л. И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова. Проблемам деятельности посвящены труды Л. П. Буевой, Е.С. Кузьмина. Социальной психологией общения занимались А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов.
В 70-х гг. завершилось организационное становление социальной психологии как самостоятельной науки. В 1962 г. организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. — первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. — аналогичная кафедра в МГУ. С введением в 1966 г. ученых степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы, в 1972 г. в Институте психологии АН СССР создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологии обсуждаются на научных конференциях, симпозиумах.