История и методы социальной психологии
6.1.1. Предмет и структура социальной психологии
Опредмете социальной психологии. В любой отрасли науки предмет исследования является основным дифференцирующим ее признаком. Несмотря на то, что сегодняшние представления о предмете многообразны, можно выделить основные точки зрения.
Предметом социальной психологии являются:
1. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта социальных отношений. Другими словами, социальная психология изучает те особенности человека, которые проявляются в результате его включения в различные социальные группы, отношения с другими людьми, в систему общественных (политических, экономических, правовых, управленческих и других) отношений, социальную микро- и макросферу в целом. Наиболее часто изучаются такие проявления личности в конкретных группах, как: общительность и конформность, толерантность и агрессивность, совместимость с группой и конфликтогенность и т. д.
2. Феномен взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее интересная его форма — общение. К данному
теоретическому подходу относятся многочисленные исследования супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, коррекционного, психотерапевтического и многих других видов общения. Следовательно, наиболее типичными объектами изучения (субъектами взаимодействия и общения) являются такие диады, как: учитель—ученик, преподаватель—студент, врач—больной, консультант—клиент, руководитель—исполнитель, командир—подчиненный, родитель-ребенок и т. д.
Взаимодействие как социально-психологический феномен может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым, что детально изучается в социальной психологии и существенно расширяет границы ее предмета.
3. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) социальных групп как целостных образований. В отличие от индивида группа — коллективный субъект, не сводимый к какому бы то ни было индивиду — это, например, социально-психологический климат и атмосфера в группе, групповая напряженность и конфликтные отношения (групповые состояния), лидерство и групповое давление, групповое принятие решений и совместные действия (групповые процессы), совместимость и сработанность, сплоченность и конфликтность (групповые свойства) и т. п. Традиционными для социальной психологии объек-
тами исследования являются различные малые группы (семья, учебные, воинские и трудовые коллективы, группы друзей, круг общения и т. д.).
4. Массовые психические явления, субъектами которых, как правило, выступают средние по количественному составу и большие социальные группы. Социальные психологи концентрируют внимание на исследовании паники, распространении в широких масштабах слухов, возникновении массовых апатий и страхов, моды, обычаев и традиций. Особый интерес вызывают такие группы, как толпы, большие диффузные (неконтактные) и др.
5. Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия. Типичными для социально-психологического исследования стали механизмы убеждения, внушения, психологического принуждения, подражания, психического заражения, идентификации, ин-териоризации, проекции и др. Данный взгляд на предмет социальной психологии наиболее характерен для исследователей таких направлений, как социальный контроль и управление поведением людей в социальной среде, социализация личности, формирование социальных норм и правил поведения, воздействие на личность и группы средств массовой информации и т. п.
В настоящее время рассмотрение предмета социальной психологии — это важная теоретическая проблема. Сложившиеся представления о предмете можно квалифицировать как чрезвычайно дифференцированные, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к числу которых относится и социальная психология. Не снимая вопроса о предмете, сегодня целесообразнее говорить о «предметном поле» социальной психологии.
Если придерживаться более «узкого» и конкретного понимания предмета (например, какой-то из пяти сформулированных позиций), то неизбежно сталкиваешься с некоторыми ограничениями в вопросе об объектах социальной психологии. «Узкое»
понимание предмета может «диктовать» выбор объекта социально-психологического исследования. Если же опираться на теоретическое положение о существовании «предметного поля», то основными объектами социальной психологии являются личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие и большая группа.
Конечно, можно пытаться интегрировать большинство сложившихся на сегодняшний день теоретических подходов к пониманию предмета социальной психологии. Результатом этих попыток обычно становятся два распространенных варианта: либо эклектичное формулирование предмета социальной психологии, т. е. механическое соединение двух или трех предметов в одном определении, либо несколько абстрактное его толкование как некоторого «надпредмета» или «метапредмета». Примером такого понимания может быть следующее: социальная психология изучает психологические явления (свойства, процессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.
Структура социальной психологии. Вданном контексте под структурой понимается строение социальной психологии, взаиморасположение и связь основных составляющих ее частей. Структура социальной психологии в каждый исторический период ее развития, в том числе и современное состояние, является результатом взаимодействия двух принципиально различных (даже противоположных), но тесно связанных процессов: дифференциации, т. е. дробления, разделения социальной психологии, и интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки.
Дифференциация социальной психологии происходит по многим направлениям, однако главные тенденции прослеживаются в следующем: Ведущая ориентация на теоретический, эмпирический (в частности, экспериментальный) или практический анализ порождает соответственно теоретическую, эмпирическую (или экспериментальную) и практичес-
кую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части социальной психологии по-разному реализуют основные функции науки. Если теоретическая социальная психология призвана объяснять природу социально-психологических явлений и прогнозировать их динамику в определенных социальных условиях, то эмпирическая социальная психология точно описывает эти явления, раскрывает внутренние закономерности их функционирования и развития. Практическая же социальная психология разрабатывает и реализует программы оптимизирующего воздействия на те же явления, т. е. должна управлять ими. Они различаются и тем, чем приходится оперировать, что должно получиться в результате и др.
Дифференциация социальной психологии, особенно практической, произошла в ходе ее приложения к различным сферам общественной жизни человека и его общностей. В результате к настоящему времени сформировалась промышленная социальная психология, социальная психология сельского хозяйства, торговли, образования, семьи, науки, массовых коммуникаций, спорта, искусства и др. Этот процесс интенсивно продолжается в сферах политики, экономики, рекламы, культуры в целом (не только искусства) и т. д.
Социальная психология дифференцировалась также в процессе исследования основных видов жизнедеятельности человека. Сложились такие ее части, как социальная психология труда, познания (в том числе учения), творчества, общения, игры и т. п. В свою очередь из ведущей части — социальной психологии труда — образовались различные виды трудовой деятельности; отдельные из них стали заметными отраслями в современной психологии: социальная психология управления, руководства, предпринимательства и т. д. Данное основание дифференциации содержит в себе огромный потенциал дальнейшей спецификации социальной психологии.
Любая дифференциация социальной психологии может рассматриваться как относительно условная. Например, со-
циальная психология торговли как отрасль одновременно изучает торговлю, с одной стороны, как сферу общественной жизни людей и становится тем самым в один ряд с промышленной социальной психологией и другими, а с другой — как вид деятельности людей (продажа товаров), исследуя частный вид труда. То же самое можно сказать о социальной психологии управления, которая изучает и управленческий труд, и управление как сферу общественной жизни людей.
Строение современной социальной психологии, особенно исследовательской, будет неполным, если не представить ее дифференциацию по основным объектам исследования. В результате ее структуру составляет социальная психология личности, психология взаимодействия, в том числе отношений и общения (т. е. объект исследования — система «личность—личность»), психология малых групп, межгрупповых отношений и взаимодействий («группа-группа»), больших социальных групп и массовых психических явлений. Названные пять разделов социальной психологии логично было бы дополнить исследованиями таких важных объектов, как: «личность—малая группа», «личность—большая группа», «малая группа—большая группа»; однако выделения соответствующих им разделов не произошло из-за «промежуточного» характера указанных объектов, которые исследуются в контексте вышеперечисленных основных разделов. Чрезвычайно медленно формируется и такой раздел, который можно было бы назвать как «Психология общества», т. е. в нем общество в целом должно рассматриваться как качественно специфический объект по сравнению с большими социальными группами. Этот процесс затруднен прежде всего потому, что в исследовании такого объекта теряется специфика социально-психологического метода в сравнении с социологическим. Общество как объект исследования относится пока, скорее, к социологии, чем к социальной психологии.
В данной главе структура социальной психологии представлена разделами, соответствующими основным объектам ее
исследования, и дополненными вводной теоретической и заключительной частями, посвященными некоторым прикладным социально-психологическим отраслям — политической, экономической и этнической психологии, — выбор которых определяется более высокой степенью их разработанности.
Структурирование современной социальной психологии невозможно понять, не рассмотрев интеграционных процессов, в которые она включена. Это относится прежде всего к интеграции социальной психологии с многочисленными психологическими отраслями, на «стыке» которых возникла большая совокупность социально-психологических направлений исследования, постепенно оформившихся в относительно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии. Этот «контур» (или уровень) интеграции можно обозначить как внешний социально-психологический. Социальная психология личности, например, сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, социопсихолинг-вистика — социальной психологии с психолингвистикой, социально-педагогическая психология — социальной и педагогической психологии и т. д. Как смежные психологические отрасли образовались социальные психологии:труда, управления, спорта, искусства, социально-историческая и социально-политическая психология, психология межнациональных отношений. Этот интеграционный процесс продолжается — в настоящее время идет интенсивное формирование социально-экономической и социально-экологической психологии.
Таким образом, описанные ранее части социальной психологии, которые разделились и влились в различные сферы общественной жизни и виды жизнедеятельности человека, дифференцировались именно в «зонах» интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями. В этом смысле процессы дифференциации и интеграции социальной психоло-
гии, несмотря на их полярность, тесно взаимосвязаны.
Интеграционные процессы характерны и для самой социальной психологии — это внутренний социально-психологический «контур» интеграции. Проявляется он в объединении теоретического, эмпирического и практического методов анализа социально-психологических данных, в одновременном изучении различных социально-психологических объектов(например, личности в группе, личности и малых групп в организации, малых групп в контексте больших социальных групп и т. п.). Наиболее очевидным направлением внутренней интеграции социальной психологии является объединение ее частей, дифференцировавшихся по сферам общественной жизни и видам жизнедеятельности людей. В результате возникло и продолжает появляться множество интегрированных научных направлений, например: психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и социальной психологии образования), психология руководства научным коллективом, социальная психология творчества инженеров, психология познания в процессах общения и т. д.