Основные факты, закономерности

Законы и их объяснения

(теории, модели)

Рассмотрим основные факты, касающие­ся темперамента, которые были получены в различных научных школах. Начнем с Пермской школы. Как было отмечено выше, основной отличительной чертой этой школы является рассмотрение тем-перамета как одного из независимых уровней индивидуальности. По мнению B.C. Мерлина и его учеников, в качестве основных психологических характеристик темперамента выступают: 1) эмоциональ­ная возбудимость; 2) возбудимость вни­мания; 3) сила эмоций; 4) тревожность; 5) реактивность непроизвольных движе­ний (импульсивность); 6) активность во­левой, целенаправленной деятельности; 7) пластичность—ригидность; 8) резистент-ность и субъективация [Мерлин, 1973].

Совершенно очевидно, что не все из пе­речисленных показателей могут, с нашей точки зрения, быть отнесены к категории темперамента. Например, возбудимость

внимания — это, скорее, динамическая ха­рактеристика интеллекта, а такие парамет­ры, как активность волевой деятельности и субъективация, — динамические свой­ства характера. Исходя из предположения B.C. Мерлина о том, что показатели темпе­рамента образуют специфические инвари­антные соотношения, характеризующие тот или иной тип темперамента, его ученик В. В. Белоус с помощью специальной ма­тематической модели выделил два таких типа и условно назвал их А к Б. Испытуе­мые типа А характеризовались сильным возбуждением, высокой или низкой дина­мичностью торможения, экстраверсией, беззаботностью, пластичностью, высокой или низкой эмоциональностью. Тип Б от­личался: слабым возбуждением, высокой или низкой динамичностью возбуждения, интроверсией, ригидностью и тревожнос­тью [Белоус, 1981]. К сожалению, из-за не­четкого понимания В.В. Белоусом сущно­сти темперамента среди показателей типа темперамента оказались свойства разных уровней индивидуальности: показатели свойств нервной системы (сильное и сла­бое возбуждение, динамичность торможе­ния), некоторые показатели личности (ха­рактера), например беззаботность, что со всей очевидностью противоречит концеп­ции B.C. Мерлина о независимости уровня темперамента от других уровней интеграль­ной индивидуальности [Мерлин, 1986].

Основные факты, полученные при изу­чении близнецов в лаборатории психоге­нетики индивидуальности, руководимой И.В. Равич-Щербо, относятся к поиску ге­нетических основ темперамента и убеди­тельно свидетельствуют о наследственной природе темперамента, что хорошо согла­суется с данными зарубежных исследовате­лей, например А. Басса, Р. Пломина. Экс­периментально установлено, что характе­ристики темперамента, относящиеся к ак­тивности, эмоциональности, социабельно-сти (общительности), имеют достоверно высокие коэффициенты наследуемости (Равич-Щербо, 1988]. В лаборатории пси­хофизиологии способностей, руководи­мой Э.А. Голубевой, к основным свой­ствам темперамента относят: активность.

реактивность, эмоциональную возбуди­мость и силу эмоций. В качестве физиоло­гической основы темперамента предлага­ются так называемые « безусловно-рефлек­торные» общие свойства нервной системы и прежде всего — «активированность» не­рвной системы. В ряде исследований полу­чены убедительные доказательства в пользу существования достоверной связи между исследуемыми индикаторами свойств не­рвной системы и некоторыми показателя­ми темперамента (например, активностью) [Голубева, 1993]. К сожалению, проблема темперамента в этой лаборатории не явля­ется основной и поэтому далеко не все по­казатели темперамента были сопоставлены с психофизиологическими параметрами общих свойств нервной системы. Следует также отметить, что выбор характеристик темперамента не всегда четко обоснован; отсутствуют психометрически корректные методы их диагностики.

Проанализируем теперь основные фак­ты, полученные зарубежными исследовате­лями. В Нью-йоркской школе темпера­мента удалось установить основные харак­теристики свойств темперамента у детей и показать их связь со школьной успеваемо­стью. Определение темперамента у Тома­са и Чесса довольно близко к определению темперамента в школе Б.М. Теплова— В.Д. Небылицына. Томас и Чесе считают, что темперамент — это поведенческий стиль. Он отличается от содержания и ус­пешности деятельности, с одной стороны, и от мотивации — с другой. На основе за­полненных родителями опросников, каса­ющихся особенностей поведения детей, они выделяют девять основных параметров темперамента: 1) активность; 2) ритмич­ность поведения; 3) приближение; 4) адап­тивность; 5) порог реактивности; 6) интен­сивность реакций; 7) качество настроения, 8) отвлекаемость; 9) объем внимания. Было показано, что темперамент напрямую не связан с успеваемостью ребенка, однако если учебный процесс организовать таким образом (путем варьирования объема на­грузок, темпа предъявления и т.д.), чтобы он соответствовал свойствам темперамен­та (с этой целью было введено понятие

«добротноств соответствия»), то можно по­лучить более высокие академические ре­зультаты [Thomas, Chess, 1977]. Отметим, что понятие «добротность соответствия» близко к понятию «индивидуальный стиль» учебной деятельности, предложенному B.C. Мерлиным. И.А. Томас, С. Чесе и B.C. Мерлин отрицают возможность пря­мого влияния темперамента на общие спо­собности. Они полагают, что отдельные «недостатки» темперамента можно ском­пенсировать за счет организации учебного процесса. По-видимому, это так. Вопрос, однако, заключается в другом. Существуют ли в темпераменте такие (и какие именно) особенности, которвш могут выступать в роли «задатков» общих способностей? Этот вопрос, к сожалению, этими исследовате­лями не ставится.

Важное уточнение в понимание сущно­сти и природы темперамента внесла Коло­радская психогенетическая школа, возглав­ляемая Р. Пломиным. По мнению Р. Пло-мина, к темпераменту следует относить те характеристики поведения, которые скорее связаны с особенностями стиля поведения, чем с его содержанием, с экспрессивной, а не инструментальной стороной поведения, с индивидуальным вкладом в роль или в ситуацию, а не с требованиями той и дру­гой. Наконец, темперамент является широ­кой диспозицией, которая дифференциру­ется в процессе развития. Вначале А. Басе и Р. Пломин выделяли четыре характерис­тики темперамента, для оценки которых ими был разработан специальный опрос­ник: 1) эмоциональность — выражается в легкости возникновения аффективной ре­акции и оценивается по ее интенсивности; 2) активность — является проявлением об­щего энергетического уровня; 3) социа-бельность — связана в основном с аффили-ацией, с желанием быть с другими; 4) им­пульсивность — отражает склонность к бы­строму реагированию и трудности при не­обходимости сдерживать, затормаживать реакции. В дальнейших исследованиях, од­нако, авторы отказались от использования импульсивности как черты темперамента из-за низкого показателя наследуемости импульсивности [Buss, Plomin, 1976].

Для «психобиологического» подхода, разрабатываемого в Орегонском научном центре под руководством М. Ротбарт, цен­тральными понятиями являются «реактив­ность нервной системы» (ее возбудимость и способность к реагированию) и «саморе­гуляция реактивности», которая относится как к физиологическому, так и к поведен­ческому аспектам реактивности. Обе эти характеристики, по мнению М. Ротбарт, связаны с конституцией человека, что по­зволяет ей рассматривать темперамент как аффективно-мотивационную систему. Вы­деляют три уровня проявления темпера­мента: нейрональный, физиологический и поведенческий. К сожалению исследовате­ли не уточняют оснований для отнесения тех или иных разноуровневых характерис­тик к той или иной черте темперамента. Вряд ли вообще можно согласиться с иде­ей М. Ротбарт об отнесении нейрональных и физиологических характеристик к темпе­раменту. Такой подход к пониманию тем­перамента уже пройден школой Б.М. Теп-лова—В.Д. Небылицына много лет тому назад, когда к темпераменту причисляли свойства нервной системы. Нейрональные и физиологические характеристики могут выступать лишь в качестве основы (корре­лятов) темперамента, но не являются сами по себе характеристиками темперамента. Показателями реактивности и саморегуля­ции в исследованиях М. Ротбарт являются характеристики моторной активности, ми­мические реакции, особенности вокализа­ции и эмоциональные реакции, а также интенсивность реакций, их порог, латент­ный период возникновения, время, прохо­дящее от появления реакции до ее пика, и время ее угасания. Для диагностики пове­денческих проявлений темперамента ре­бенка М. Ротбарт разработала специаль­ный опросник, по которому родители оце­нивают общую активность ребенка, радо­стные состояния (улыбки и смех), состоя­ния страха, дистресс на ограничения, спо­собность легко успокаиваться и настойчи­вость (см. [Русалов, 1992]).

В Варшавской школе, руководимой Я. Стреляу, определение темперамента, пожалуй, наиболее близко к пониманию

темперамента в школе Б.М. Теплова— В.Д. Небылицына. Темперамент, по мне­нию Я. Стреляу, одна из основных, отно­сительно стабильных черт личности, даю­щих представление в целом о формальных аспектах реакций и поведения (энергети­ческих и темпоральных характеристиках). Эти черты присутствуют с раннего детства и встречаются у людей и животных. Буду­чи первично обусловленным врожденны­ми физиологическими механизмами, тем­перамент может изменяться в связи с взрослением и некоторыми факторами среды. В исходной форме регулятивная те­ория темперамента постулировала три ка­чества: 1) реактивность; 2) активность; представляющие энергетические характе­ристики поведения; 3) подвижность, отно­сящуюся к временным характеристикам поведения. В исходной модели темпера­мента Я. Стреляу, к сожалению, отсутству­ют эмоциональные характеристики, без которых трудно представить темперамент как важнейшую структуру индивидуаль­ности. В дальнейших своих исследовани­ях Я. Стреляу, однако, внес существенные изменения в представления о структурных свойствах темперамента. Опираясь на ре­зультаты факторного анализа, он выделяет в настоящее время семь свойств темпера­мента: 1) живость (обнаруживается в ско­рости реакции на стимулы и в темпе осу­ществления той или иной деятельности); 2) упорство (выражается в продолжитель­ности поведения, настойчивости, в числе повторяющихся поведенческих реакций после прекращения стимуляции); 3) под­вижность (проявляется в способности ре­агировать быстро и адекватно на измене­ния стимулов); 4) сенсорную чувствитель­ность (обнаруживается в способности ре­агировать на стимулы очень низкой интен­сивности); 5) выносливость (проявляется в способности адекватно реагировать в ус­ловиях продолжительной или интенсив­ной внешней стимуляции); 6) активность (проявляется в тенденции предпринимать действия с высоким уровнем мотивации); 7) эмоциональную реактивность (проявля­ется в интенсивности эмоциональных ре­акций на стимулы) [Стреляу, 1993].

Итак, на основе анализа основных ре­зультатов, полученных в различных шко­лах, можно сделать вывод о том, что в боль­шинстве случаев в состав темпераменталь-ных свойств исследователи включают ди­намические, стилевые и энергетические характеристики поведения. Общепризнан­ным является представление о наслед­ственной обусловленности темперамента, его относительной устойчивости, о един­стве, целостности проявлений в темпера­менте биологических и психологических качеств человека. К сожалению, следует констатировать, что никто из указанных выше авторов не ставит вопрос о теорети­ческой модели темперамента, основанной на современных представлениях о биологи­ческой организации человека, и прежде все­го — работе нервной системы, из которой можно было бы вывести заданное количе­ство основных шкал (факторов) темпера­мента. Большинство изучаемых свойств темперамента носит, как правило, описа­тельный характер. Количество свойств вы­текает не из определенной теоретичес­кой модели, а детерминировано особенно­стями факторной обработки исходных ха­рактеристик темперамента. В факторных теориях темперамента ничего не говорит­ся о развитии свойств темперамента, о вли­янии одних свойств на другие, об их роли и месте в структуре личности и индивиду­альности. Разделение черт темперамента и свойств личности происходит часто меха­нически: или на основании возрастного ценза, как у американских исследователей, все многообразие динамических характери­стик, наблюдаемых у детей, автоматически относится к темпераменту, а у взрослых — к личности; или на том основании, что яко­бы только темперамент, как в Пермской школе, образует устойчивые инвариантные соотношения, в то время как личностные образования таких инвариантов не имеют. Представления об иерархической структу­ре свойств индивидуальности, в которой черты темперамента могут выступать в ка­честве задатков вышележащих личностных свойств, фактически не изучаются.

Исследования темперамента, проводи­мые в лаборатории психологии и психофи-

зиологии индивидуальности Института психологии РАН под руководством В.М. Русалова, направлены на решение вы­шеуказанных проблем. Были сформули­рованы следующие критерии темпера­мента: 1) независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой ас­пект поведения); 2) динамический (энер­гетический) аспект процесса взаимодей­ствия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой); 3) универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельнос­ти; 4) раннее проявление в детстве; 5) ус­тойчивость в течение длительного пери­ода жизни человека; 6) высокая корреля­ция с общими свойствами нервной сис­темы и свойствами других биологичес­ких подсистем (гуморальной, телесной и т.д.); 7) наследуемость (Русалов, 1985).

Накопленный в лаборатории обшир­ный фактический материал показал не­достаток гуморальных, телесных и суще­ствующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве основания темпера­мента как целостною психологического образования берется не вся биологичес­кая подсистема челонека, а лишь та или иная ее составная часть, каждая их кото­рых (будь то гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает не­обходимыми и достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической органи­зации человека в целом. Дтя анализа био­логической системы человека В.М. Руса­лов выдвинул концепцию общих и част­ных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в основе тем­перамента лежат свойства общей консти­туции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физичес­ких и физиологических свойств индиви­да, закрепленных в его наследственном аппарате [Русалов, 1979].

Наиболее важной отличительной чер­той исследований, проводимых в данной лаборатории, является использование кон-

цепции П.К.Анохина [1968] об интегратив-ной деятельности мозга, которая рассмат­ривается как новейший этап в развитии учения И.П. Павлова. Применение этой концепции позволило не только вскрыть структуру и организацию общих свойств нервной системы, но и вывести из нее ко­личество фундаментальных свойств темпе­рамента. Общие (функционально-систем­ные) свойства отражают наиболее суще­ственные нейрофизиологические особен­ности деятельности всего мозга при реали­зации ключевых этапов функциональной системы. Количество общих свойств и их содержание вытекают из самой архитекту­ры функциональной системы. Функцио­нально-системные свойства на поведен­ческом уровне выступают в качестве струк­турных единиц темперамента. Проанали­зировав сложную архитектуру функцио­нальной системы, удалось выделить четы­ре «несократимых» функциональных бло­ка: «афферентный синтез», «программиро­вание», «исполнение» и «сличение резуль­татов реального действия с акцептором результата действия». Исходя из этого, была разработана теоретическая модель темперамента, в которой постулируется че­тыре (в соответствии с четырьмя основны­ми блоками функциональной системы) фундаментальных свойства темперамента. Таким образом, впервые удалось теорети­чески не только обосновать количество первичных, эволюционно целесообразных, важнейших параметров темперамента, но и раскрыть механизм их функционирования, т. е. понять, каким образом совершается единство целостных свойств темперамента: побуждения («афферентный синтез»), дей­ствия (блоки «программирования» и «ис­полнения») и переживания(блок «сличе­ния» как результат рассогласования реаль­ного результата с «акцептором» результата действия).

Использование функционально-сис­темной концепции П.К.Анохина позво­лило выйти из тупика проблемы общих свойств нервной системы, а заодно и рас­крыть соотношение между общими и част­ными свойствами: общие свойства нерв­ной системы — это функционально-сис-

темные свойства, отражающие интегратив-ную деятельность всего мозга, а частные — это свойства разных структур мозга, в том числе и анализаторов, и передних отделов мозга. Исходя из данной функционально-системной концепции, темперамент целе­сообразно рассматривать как результат «си­стемного обобщения» тех инвариантных биологических компонентов, прежде все­го — общих свойств нервной системы, ко­торые вовлечены в функциональные «бло­ки» поведения. Благодаря системному обобщению первоначально генетически заданная система индивидуальных биоло­гических свойств человека (с изначальной иерархией потребностей, планом и спосо­бом действий), включаясь в самые раз­личные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независи­мо от содержания самой деятельности обобщенную качественно новую, инди­видуально-устойчивую систему инвари­антных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или «формально-динамических», свойств индивидуального поведения. Следовательно, темперамент — это особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально-динамические аспекты всего поведения че­ловека [Русалов, 1985; 1986; 1991].

Развиваемый подход позволяет разре­шить спор отом, является ли темпера­мент самостоятельным образованием или нет, как соотносить между собой темпе­рамент, интеллект, характер и личность. Во-первых, темперамент — это одно из самостоятельных, независимых базаль-ных и устойчивых динамических образо­ваний психики. Во-вторых, темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристи­ки имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение «содержатель­ных» свойств психики. В-третьих, темпе­рамент не идентичен личности, посколь­ку последняя представляет прежде всего систему ценностно-смысловых отноше­ний человека. Однако включение темпе­рамента в структуру личности позволяет глубже понять те психологические меха­низмы, которые ответственны за форми-

рование и функционирование собствен­но личностных качеств индивида.

Основанием для выделения в индиви­дуальной психике того или иного психоло­гического образования является специфи­ка и уровень обобщения: если обобщение происходит за счет общности нейро-физи-ологических, а более широко — всех струк­турных и функциональных биологических свойств, то мы имеем дело с темперамен­том; если в основе обобщения лежат дина­мические и содержательные особенности когнитивных механизмов, мы имеем дело с общим интеллектом; если же обобщают­ся динамические и содержательные харак­теристики побуждений, мотивов, то такое психологическое образование следует от­нести к характеру. Отсюда следует, что по отношению к такому конкретному слож-ноорганизованному объекту действитель­ности, каким является человеческая инди­видуальность, системный принцип иерар­хии реализуется в последовательности пе­рехода от низших структурно-функцио­нальных уровней упорядоченности множе­ства его элементов (имеются в виду биоло­гические свойства, прежде всего свойства нервной системы) к высшим образовани­ям — формально-динамическим свой­ствам. В результате такого поступательно­го движения образуются новые интеграль­ные системные качества человека: темпе­рамент как низший психологический уро­вень формально-динамических свойств, затем — динамические аспекты общего ин­теллекта и характера.

Таким образом, темперамент представ­ляет собой совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, кото­рые возникли в результате обобщения ди­намических, формальных, стилевых харак­теристик психики под влиянием устойчи­вых индивидуальных биологических детер­минант. Отсюда следует, что развитие тем­перамента происходит по двум основани­ям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально организованных ти­пов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки. Существование в психике человека устой-

чивых обобщенных динамико-энергети-ческих характеристик, формирующихся в деятельности на основе биологических факторов, т. е. темперамента, позволяет че­ловеку, с нашей точки зрения, наиболее оп­тимально расходовать свои энергодинами­ческие потенции. Заданный от природы оп­ределенный индивидуальный уровень энер­годинамических возможностей (определен­ный уровень обмена или активности гормо­нальной сферы, особенности нервных про­цессов и т. д.), постоянно включаясь в дея­тельность независимо от мотивов, целей и т.д., неизбежно приводит к обобщению оп­ределенных психических, в данном случае — темпераментальных, характеристик, кото­рые выступают в роли регуляторов расходо­вания человеком своих энергодинамических возможностей. Таким образом, характерис­тики темперамента не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрез­вычайно малого расходования энергии. Вы­живаемость человеческого организма в пер­вом случае будет под угрозой из-за огромной истощаемости, а во втором — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметно­го мира. Именно в этом и состоит, с нашей точки зрения, приспособительная, адаптив­ная роль темперамента.

К настоящему времени в многочислен­ных исследованиях удалось не только экс­периментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, выте­кающие из структуры функциональной си­стемы, но и найти их устойчивые комбина­ции. Было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента. Наиболее важным из них является «эргич-ность» (выносливость), которая соответ­ствует «афферентному синтезу» и характе­ризует меру напряженности процесса вза­имодействия человека-субъекта с предмет­ной средой (в том числе и с собой) и други­ми людьми. Другой важнейшей формаль­но-динамической характеристикой актив­ности является «пластичность», соответ­ствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость)

процесса переключения с одних программ поведения на другие. Третий компонент психической активности — «скорость», со­ответствующая блоку «исполнения», харак­теризует уровень координации всех подси­стем организма и отражает, как быстро про­текают психические процессы. В структуре эмоциональности был выделен только один фундаментальный- параметр— порог чув­ствительности к несовпадению реального результата действия с «акцептором резуль­тата действия» (по терминологии П.К. Ано­хина). В этом параметре отражается основ­ное свойство эмоциональности — «впечат­лительность, ранимость». Все остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, страх и т. д.), с нашей точки зрения, являются производными сочетаниями раз­личных уровней активности и порога эмо­циональной чувствительности. Например, радость представляет собой сочетание вы­сокой психической активности и высокого порога эмоциональной чувствительности; гнев — высокой психической активности и низкого эмоционального порога; страх — низкой психической активности и низкого эмоционального порога и т. д. Было пока­зано, что выделенные четыре фундамен­тальных свойства темперамента могут отли­чаться в зависимости от сферы проявления темперамента: психомоторной, интеллек­туальной или коммуникативной [Русалов, 1989; 1990]. Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изуча­емое в лаборатории, может достигать две­надцати, что нашло свое отражение в кон­струировании нового варианта ОСТ — оп­росника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ).

Сопоставление выявленных свойств темперамента с индикаторами общих свойств нервной системы показало, что, например, индивидуальный темп (ско­рость) поведения положительно корре­лирует с уровнем пространственно-вре­менной синхронизации ЭЭГ-процессов. Пластичность поведения положительно связана с вариабельностью вызванных потенциалов. Эргичность (выносли­вость) сопряжена с уровнем энергии медленных ритмов ЭЭГ [Русалов, 1979].

На основе разработанной в лаборатории теоретической модели темперамента уда­лось сконструировать специальные тест-опросники, позволяющие измерить свой­ства темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) и опросник формально-динамических свойств индивиду­альности (ОФДСИ) — уникальные отече­ственные тесты, прошедшие психометри­ческую валидизацию. Было показано, что шкалы ОСТ и ОФДСИ высоко коррелиру­ют с объективными тестами, экспертными оценками, а также опросниками, содержа­ние шкал которых известно и аналогично некоторым шкалам ОСТ и ОФДСИ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Кроме того, ОСТ и ОФДСИ обладают высокой ретесто-вой надежностью и прошел стандартиза­цию с учетом возраста испытуемых [Хра­мов, 1993]. Тест-опросники позволили ис­следовать не только структуру, половые раз­личия, генетические и психофизиологичес­кие предпосылки формирования, но и за­кономерности взаимодействия темперамен­та с другими вышележащими структурами индивидуальности, а именно — с общим ин­теллектом и творческими способностями. Например, установлено, что темперамен-тальные свойства оказывают влияние на процесс формирования общеинтеллекту­альных способностей человека преимуще­ственно на ранних этапах его развития. По мере взросления подключаются специаль­ные факторы (знания, умения, навыки), приводящие к формированию таких дина­мических характеристик интеллекта (обще­интеллектуальных способностей), которые практически не зависят от темпераменталь-ного уровня регуляции поведения. На этом основании было введено специальное по­нятие «формально-динамический интел­лект» (или первооснова общеинтеллекту­альных способностей). Формально-дина­мический интеллект является подсистемой формально-динамических свойств индиви­дуальности (общего темперамента) и харак­теризуется сходной гомологичной структу­рой свойств. Формально-динамические ха­рактеристики интеллекта и формально-ди­намические измерения темперамента (ин­теллектуальная эргичность/темперамен-

тальная эргичность, интеллектуальная пла­стичность/ темпераментальная пластич­ность, интеллектуальная скорость/темпера-ментальная скорость, интеллектуальная са­морегуляция/эмоциональный порог) име­ют, по-видимому, общие генетические и нейро-физиологические источники (задат­ки) [Дудин, 1993; Семенченко, 1996].

Экспериментально удалось подтвер­дить высказанные ранее предположения [Русалов,1982,1986,1989] о том, что темпе­рамент может рассматриваться не только как задаток общих способностей, но и как важнейшая природная предпосылка разви­тия творческих способностей. Было пока­зано, что в структуре творческих способно­стей можно выделить две категории харак­теристик: а) содержательные, такие, как «оригинальность», «продуктивность» и др., которые определяются уровнем знаний, социальным опытом и мотивацией испы­туемых; б) формально-динамические — «беглость» и «гибкость», которые обуслов­лены преимущественно темпераменталь-ными факторами независимо от возраста и профессиональной ориентации испытуе­мых. Установлено, что «беглость» как ком­понент творческих способностей обуслов­лена преимущественно темпераменталь-ной пластичностью и темпом (как в пред­метной, так и социальной сферах). Показа­но, что «гибкость» как компонент творчес­ких способностей зависит преимуществен­но от эмоциональности (социальной) и об­щей темпераментальной активности.

5.4.5. Нерешенные проблемы и перспективы их исследований

Считается общепризнанным, что свой­ства темперамента наследуются, однако каждый раз при создании того или иного конкретного метода, нацеленного на из­мерение темперамента, необходимо про­ведение специальных контрольных пси­хогенетических исследований, которые подтвердили бы наследуемость данного набора изучаемых свойств темперамента. Такая психогенетическая валидизация необходима и для метода ОСТ и ОФДСИ. Предстоит уточнить роль темперамента

как важнейшей предпосылки становления личностных, когнитивных и стилевых свойств, связанных, например, с адаптаци­ей детей к школе, профессиональной при­годностью, поведением человека в экстре­мальных условиях. Прежде всего необходи­мо сопоставить свойства темперамента, оп­ределенные по методу ОСТ и ОФДСИ, с ба-зальными личностными свойствами, диаг­ностируемыми с помощью широко извест­ных пятифакторных личностных опросни­ков (например, метод NEOAC-BIG FIVE, Costa and MacCrae), что позволило бы вплотную подойти к экспериментальному решению проблемы о соотношении темпе­рамента и характера человека. Предстоит лабораторно-экспериментальная психофи­зиологическая валидизация теста оценки формально-динамических свойств индивиду­альности (ОФДСИ). Используя данный метод, можно измерять формально-дина­мические свойства не только в психомо­торной и коммуникативной сферах, но и в интеллектуальной, что даст возможность более обстоятельно и глубоко ответить на вопрос о природных предпосылках разви­тия свойств личности и индивидуальности. Необходимо принципиально по-ново­му подойти к решению проблемы типоло­гии темперамента, которая обычно соот­ветствует тому или иному уровню пред­ставлений о биологических основах темпе­рамента: у Гиппократа, например, в осно­ве темперамента лежат четыре жидкости, отсюда — четыре типа темперамента; у Э. Кречмера — три типа телосложения, ко­торые соответствуют трем типам темпера­мента; у И.П. Павлова — четыре типа выс­шей нервной деятельности и соответствен­но четыре типа темперамента. В настоящее время наиболее часто под типом темпера­мента понимают устойчивое сочетание крайних вариантов тех или иных шкал тем­перамента. Например, согласно мнению Г. Айзенка, тип темперамента представля­ет собой сочетание крайних вариантов двух ортогональных шкал: 1) экстраверсии—ин-троверсии и 2) эмоциональной стабильно­сти — эмоциональной лабильности (или нейротицизма). Айзенк соотносит выде­ленные «типы» темперамента с гиппокра-

товскими: сочетание крайней выраженно­сти экстраверсии и эмоциональной устой­чивости — с типом сангвиника; экстравер­сии и эмоциональной лабильности — с ти­пом холерика; интроверсии и эмоциональ­ной устойчивости — с типом флегматика, а интроверсии и эмоциональной лабильно­сти — с типом меланхолика.

Если же в основу темперамента поло­жить общую конституцию организма (всю биологическую подсистему человека или хотя бы основные психофизиологические индикаторы общих свойств нервной систе­мы), то можно предполагать, что типов темперамента будет столько, сколько типов общих конституций. К сожалению, мы еще далеки от знания точного количества типов общих свойств нервной системы, не гово­ря уже о количестве типов конституций че­ловеческого организма, хотя современная вычислительная техника и математика (таксономия) делают эту проблему вполне решаемой. До сих пор, однако, предметом многомерной классификации являются лишь наборы отдельных признаков, отно­сящихся к тем или иным подсистемам че­ловеческого организма, а не к общей кон­ституции в целом, в которую следует вклю­чать и генетические, и биохимические, и соматические и, конечно же, общие свой­ства нервной системы человека. Очевидно, что недалеко то время, когда мы будем рас­полагать более точными сведениями об ос­новных биологических типах человеческо­го организма как целого, что позволит со­здать более точную классификацию типов темперамента человека.

Практические приложения

Представления о темпераменте, методы его оценки широко применяются в педагоги­ческой практике, в системе профотбора, в медицине и других сферах общественной практики. Во многих прикладных исследо­ваниях темперамент рассматривается как важнейший фактор трудовой, учебной и спортивной деятельности. Показана роль темперамента как важнейшего компонен­та индивидуального стиля деятельности, который обеспечивает оптимальную «со-

пряженность» требований деятельности и индивидуально-психологических особен­ностей человека. Установлено, что наибо­лее явственно роль темперамента выступа­ет в тех трудовых, учебных и спортивных ситуациях, где наблюдается высокий уро­вень нервно-психического напряжения (или стресс). Для некоторых профессий ус­тановлен профиль темпераментальных свойств, который является оптимальным для данной профессии. Например, для лиц, склонных заниматься бизнесом, характер­ны более высокие значения коммуника­тивной эргичности и скорости и более низ­кие значения по шкале пластичности и эмоциональности. Экспериментально по­казано, что оптимум и пессимум продук­тивности в стрессовых ситуациях значи­тельно ниже у лиц с меланхолическим тем­пераментом (у лиц, обладающих низким уровнем эргичности) по сравнению с теми, кто имеет высокие показатели эргичности. Было также установлено, что при форми­ровании индивидуального стиля, напри­мер, спортивной деятельности, т. е. в про­цессе приспособления темперамента к тре­бованиям спортивной деятельности на­блюдаются закономерности двоякого рода: 1) в зависимости от психологических усло­вий деятельности одни и те же свойства темперамента проявляются различным способом: они могут либо тормозиться, либо усиливаться; 2) в зависимости от осо­бенностей темперамента успешность вы­полнения одной и той же деятельности в разных условиях различна.

Список литературы

Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической па­радигмы// Иностр. психология. 1993. Т. 1. № 2. С. 9-23.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного челове-кознания. М.: Наука, 1977.

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология ус­ловного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

Белоус В.В. Проблема типа темперамента в совре­менной дифференциальной психологии// Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 45-55.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.

Дудин СИ. Темперамент как основа развития общих способностей: Дис. ... канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1993.

Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1924. Леонгардт К. Акцентуированные личности.

Киев, 1981. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь,

1973. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования

индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. Небылицын В.Д. Психофизиологические иссле­дования индивидуальных различий. М.: На­ука, 1976.

Небылицын В.Д. Избранные психологические труды/Под ред. Б.Ф.Ломова. М; Педагоги­ка, 1990. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.'

Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 3. Кн. 2. Равич-Щербо И.В. (ред). Роль среды и наслед­ственности в формировании индивидуаль­ности человека. М.: Педагогика, 1988. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.

М.: Педагогика, 1976.

Русалов В.М. Биологические основы индивиду­ально-психологических различий. М.: На­ука, 1979.

Русалов В.М. Психофизиологическая основа вза­имодействия темперамента и общих способ­ностей человека//Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 198-205. Русалов В.М. О природе темперамента и его мес­те в структуре индивидуальных свойств чело-века//Во<

Наши рекомендации