Основные факты, закономерности
Законы и их объяснения
(теории, модели)
Рассмотрим основные факты, касающиеся темперамента, которые были получены в различных научных школах. Начнем с Пермской школы. Как было отмечено выше, основной отличительной чертой этой школы является рассмотрение тем-перамета как одного из независимых уровней индивидуальности. По мнению B.C. Мерлина и его учеников, в качестве основных психологических характеристик темперамента выступают: 1) эмоциональная возбудимость; 2) возбудимость внимания; 3) сила эмоций; 4) тревожность; 5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность); 6) активность волевой, целенаправленной деятельности; 7) пластичность—ригидность; 8) резистент-ность и субъективация [Мерлин, 1973].
Совершенно очевидно, что не все из перечисленных показателей могут, с нашей точки зрения, быть отнесены к категории темперамента. Например, возбудимость
внимания — это, скорее, динамическая характеристика интеллекта, а такие параметры, как активность волевой деятельности и субъективация, — динамические свойства характера. Исходя из предположения B.C. Мерлина о том, что показатели темперамента образуют специфические инвариантные соотношения, характеризующие тот или иной тип темперамента, его ученик В. В. Белоус с помощью специальной математической модели выделил два таких типа и условно назвал их А к Б. Испытуемые типа А характеризовались сильным возбуждением, высокой или низкой динамичностью торможения, экстраверсией, беззаботностью, пластичностью, высокой или низкой эмоциональностью. Тип Б отличался: слабым возбуждением, высокой или низкой динамичностью возбуждения, интроверсией, ригидностью и тревожностью [Белоус, 1981]. К сожалению, из-за нечеткого понимания В.В. Белоусом сущности темперамента среди показателей типа темперамента оказались свойства разных уровней индивидуальности: показатели свойств нервной системы (сильное и слабое возбуждение, динамичность торможения), некоторые показатели личности (характера), например беззаботность, что со всей очевидностью противоречит концепции B.C. Мерлина о независимости уровня темперамента от других уровней интегральной индивидуальности [Мерлин, 1986].
Основные факты, полученные при изучении близнецов в лаборатории психогенетики индивидуальности, руководимой И.В. Равич-Щербо, относятся к поиску генетических основ темперамента и убедительно свидетельствуют о наследственной природе темперамента, что хорошо согласуется с данными зарубежных исследователей, например А. Басса, Р. Пломина. Экспериментально установлено, что характеристики темперамента, относящиеся к активности, эмоциональности, социабельно-сти (общительности), имеют достоверно высокие коэффициенты наследуемости (Равич-Щербо, 1988]. В лаборатории психофизиологии способностей, руководимой Э.А. Голубевой, к основным свойствам темперамента относят: активность.
реактивность, эмоциональную возбудимость и силу эмоций. В качестве физиологической основы темперамента предлагаются так называемые « безусловно-рефлекторные» общие свойства нервной системы и прежде всего — «активированность» нервной системы. В ряде исследований получены убедительные доказательства в пользу существования достоверной связи между исследуемыми индикаторами свойств нервной системы и некоторыми показателями темперамента (например, активностью) [Голубева, 1993]. К сожалению, проблема темперамента в этой лаборатории не является основной и поэтому далеко не все показатели темперамента были сопоставлены с психофизиологическими параметрами общих свойств нервной системы. Следует также отметить, что выбор характеристик темперамента не всегда четко обоснован; отсутствуют психометрически корректные методы их диагностики.
Проанализируем теперь основные факты, полученные зарубежными исследователями. В Нью-йоркской школе темперамента удалось установить основные характеристики свойств темперамента у детей и показать их связь со школьной успеваемостью. Определение темперамента у Томаса и Чесса довольно близко к определению темперамента в школе Б.М. Теплова— В.Д. Небылицына. Томас и Чесе считают, что темперамент — это поведенческий стиль. Он отличается от содержания и успешности деятельности, с одной стороны, и от мотивации — с другой. На основе заполненных родителями опросников, касающихся особенностей поведения детей, они выделяют девять основных параметров темперамента: 1) активность; 2) ритмичность поведения; 3) приближение; 4) адаптивность; 5) порог реактивности; 6) интенсивность реакций; 7) качество настроения, 8) отвлекаемость; 9) объем внимания. Было показано, что темперамент напрямую не связан с успеваемостью ребенка, однако если учебный процесс организовать таким образом (путем варьирования объема нагрузок, темпа предъявления и т.д.), чтобы он соответствовал свойствам темперамента (с этой целью было введено понятие
«добротноств соответствия»), то можно получить более высокие академические результаты [Thomas, Chess, 1977]. Отметим, что понятие «добротность соответствия» близко к понятию «индивидуальный стиль» учебной деятельности, предложенному B.C. Мерлиным. И.А. Томас, С. Чесе и B.C. Мерлин отрицают возможность прямого влияния темперамента на общие способности. Они полагают, что отдельные «недостатки» темперамента можно скомпенсировать за счет организации учебного процесса. По-видимому, это так. Вопрос, однако, заключается в другом. Существуют ли в темпераменте такие (и какие именно) особенности, которвш могут выступать в роли «задатков» общих способностей? Этот вопрос, к сожалению, этими исследователями не ставится.
Важное уточнение в понимание сущности и природы темперамента внесла Колорадская психогенетическая школа, возглавляемая Р. Пломиным. По мнению Р. Пло-мина, к темпераменту следует относить те характеристики поведения, которые скорее связаны с особенностями стиля поведения, чем с его содержанием, с экспрессивной, а не инструментальной стороной поведения, с индивидуальным вкладом в роль или в ситуацию, а не с требованиями той и другой. Наконец, темперамент является широкой диспозицией, которая дифференцируется в процессе развития. Вначале А. Басе и Р. Пломин выделяли четыре характеристики темперамента, для оценки которых ими был разработан специальный опросник: 1) эмоциональность — выражается в легкости возникновения аффективной реакции и оценивается по ее интенсивности; 2) активность — является проявлением общего энергетического уровня; 3) социа-бельность — связана в основном с аффили-ацией, с желанием быть с другими; 4) импульсивность — отражает склонность к быстрому реагированию и трудности при необходимости сдерживать, затормаживать реакции. В дальнейших исследованиях, однако, авторы отказались от использования импульсивности как черты темперамента из-за низкого показателя наследуемости импульсивности [Buss, Plomin, 1976].
Для «психобиологического» подхода, разрабатываемого в Орегонском научном центре под руководством М. Ротбарт, центральными понятиями являются «реактивность нервной системы» (ее возбудимость и способность к реагированию) и «саморегуляция реактивности», которая относится как к физиологическому, так и к поведенческому аспектам реактивности. Обе эти характеристики, по мнению М. Ротбарт, связаны с конституцией человека, что позволяет ей рассматривать темперамент как аффективно-мотивационную систему. Выделяют три уровня проявления темперамента: нейрональный, физиологический и поведенческий. К сожалению исследователи не уточняют оснований для отнесения тех или иных разноуровневых характеристик к той или иной черте темперамента. Вряд ли вообще можно согласиться с идеей М. Ротбарт об отнесении нейрональных и физиологических характеристик к темпераменту. Такой подход к пониманию темперамента уже пройден школой Б.М. Теп-лова—В.Д. Небылицына много лет тому назад, когда к темпераменту причисляли свойства нервной системы. Нейрональные и физиологические характеристики могут выступать лишь в качестве основы (коррелятов) темперамента, но не являются сами по себе характеристиками темперамента. Показателями реактивности и саморегуляции в исследованиях М. Ротбарт являются характеристики моторной активности, мимические реакции, особенности вокализации и эмоциональные реакции, а также интенсивность реакций, их порог, латентный период возникновения, время, проходящее от появления реакции до ее пика, и время ее угасания. Для диагностики поведенческих проявлений темперамента ребенка М. Ротбарт разработала специальный опросник, по которому родители оценивают общую активность ребенка, радостные состояния (улыбки и смех), состояния страха, дистресс на ограничения, способность легко успокаиваться и настойчивость (см. [Русалов, 1992]).
В Варшавской школе, руководимой Я. Стреляу, определение темперамента, пожалуй, наиболее близко к пониманию
темперамента в школе Б.М. Теплова— В.Д. Небылицына. Темперамент, по мнению Я. Стреляу, одна из основных, относительно стабильных черт личности, дающих представление в целом о формальных аспектах реакций и поведения (энергетических и темпоральных характеристиках). Эти черты присутствуют с раннего детства и встречаются у людей и животных. Будучи первично обусловленным врожденными физиологическими механизмами, темперамент может изменяться в связи с взрослением и некоторыми факторами среды. В исходной форме регулятивная теория темперамента постулировала три качества: 1) реактивность; 2) активность; представляющие энергетические характеристики поведения; 3) подвижность, относящуюся к временным характеристикам поведения. В исходной модели темперамента Я. Стреляу, к сожалению, отсутствуют эмоциональные характеристики, без которых трудно представить темперамент как важнейшую структуру индивидуальности. В дальнейших своих исследованиях Я. Стреляу, однако, внес существенные изменения в представления о структурных свойствах темперамента. Опираясь на результаты факторного анализа, он выделяет в настоящее время семь свойств темперамента: 1) живость (обнаруживается в скорости реакции на стимулы и в темпе осуществления той или иной деятельности); 2) упорство (выражается в продолжительности поведения, настойчивости, в числе повторяющихся поведенческих реакций после прекращения стимуляции); 3) подвижность (проявляется в способности реагировать быстро и адекватно на изменения стимулов); 4) сенсорную чувствительность (обнаруживается в способности реагировать на стимулы очень низкой интенсивности); 5) выносливость (проявляется в способности адекватно реагировать в условиях продолжительной или интенсивной внешней стимуляции); 6) активность (проявляется в тенденции предпринимать действия с высоким уровнем мотивации); 7) эмоциональную реактивность (проявляется в интенсивности эмоциональных реакций на стимулы) [Стреляу, 1993].
Итак, на основе анализа основных результатов, полученных в различных школах, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев в состав темпераменталь-ных свойств исследователи включают динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. Общепризнанным является представление о наследственной обусловленности темперамента, его относительной устойчивости, о единстве, целостности проявлений в темпераменте биологических и психологических качеств человека. К сожалению, следует констатировать, что никто из указанных выше авторов не ставит вопрос о теоретической модели темперамента, основанной на современных представлениях о биологической организации человека, и прежде всего — работе нервной системы, из которой можно было бы вывести заданное количество основных шкал (факторов) темперамента. Большинство изучаемых свойств темперамента носит, как правило, описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной теоретической модели, а детерминировано особенностями факторной обработки исходных характеристик темперамента. В факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии свойств темперамента, о влиянии одних свойств на другие, об их роли и месте в структуре личности и индивидуальности. Разделение черт темперамента и свойств личности происходит часто механически: или на основании возрастного ценза, как у американских исследователей, все многообразие динамических характеристик, наблюдаемых у детей, автоматически относится к темпераменту, а у взрослых — к личности; или на том основании, что якобы только темперамент, как в Пермской школе, образует устойчивые инвариантные соотношения, в то время как личностные образования таких инвариантов не имеют. Представления об иерархической структуре свойств индивидуальности, в которой черты темперамента могут выступать в качестве задатков вышележащих личностных свойств, фактически не изучаются.
Исследования темперамента, проводимые в лаборатории психологии и психофи-
зиологии индивидуальности Института психологии РАН под руководством В.М. Русалова, направлены на решение вышеуказанных проблем. Были сформулированы следующие критерии темперамента: 1) независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения); 2) динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой); 3) универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности; 4) раннее проявление в детстве; 5) устойчивость в течение длительного периода жизни человека; 6) высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.); 7) наследуемость (Русалов, 1985).
Накопленный в лаборатории обширный фактический материал показал недостаток гуморальных, телесных и существующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве основания темперамента как целостною психологического образования берется не вся биологическая подсистема челонека, а лишь та или иная ее составная часть, каждая их которых (будь то гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека в целом. Дтя анализа биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате [Русалов, 1979].
Наиболее важной отличительной чертой исследований, проводимых в данной лаборатории, является использование кон-
цепции П.К.Анохина [1968] об интегратив-ной деятельности мозга, которая рассматривается как новейший этап в развитии учения И.П. Павлова. Применение этой концепции позволило не только вскрыть структуру и организацию общих свойств нервной системы, но и вывести из нее количество фундаментальных свойств темперамента. Общие (функционально-системные) свойства отражают наиболее существенные нейрофизиологические особенности деятельности всего мозга при реализации ключевых этапов функциональной системы. Количество общих свойств и их содержание вытекают из самой архитектуры функциональной системы. Функционально-системные свойства на поведенческом уровне выступают в качестве структурных единиц темперамента. Проанализировав сложную архитектуру функциональной системы, удалось выделить четыре «несократимых» функциональных блока: «афферентный синтез», «программирование», «исполнение» и «сличение результатов реального действия с акцептором результата действия». Исходя из этого, была разработана теоретическая модель темперамента, в которой постулируется четыре (в соответствии с четырьмя основными блоками функциональной системы) фундаментальных свойства темперамента. Таким образом, впервые удалось теоретически не только обосновать количество первичных, эволюционно целесообразных, важнейших параметров темперамента, но и раскрыть механизм их функционирования, т. е. понять, каким образом совершается единство целостных свойств темперамента: побуждения («афферентный синтез»), действия (блоки «программирования» и «исполнения») и переживания(блок «сличения» как результат рассогласования реального результата с «акцептором» результата действия).
Использование функционально-системной концепции П.К.Анохина позволило выйти из тупика проблемы общих свойств нервной системы, а заодно и раскрыть соотношение между общими и частными свойствами: общие свойства нервной системы — это функционально-сис-
темные свойства, отражающие интегратив-ную деятельность всего мозга, а частные — это свойства разных структур мозга, в том числе и анализаторов, и передних отделов мозга. Исходя из данной функционально-системной концепции, темперамент целесообразно рассматривать как результат «системного обобщения» тех инвариантных биологических компонентов, прежде всего — общих свойств нервной системы, которые вовлечены в функциональные «блоки» поведения. Благодаря системному обобщению первоначально генетически заданная система индивидуальных биологических свойств человека (с изначальной иерархией потребностей, планом и способом действий), включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную качественно новую, индивидуально-устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или «формально-динамических», свойств индивидуального поведения. Следовательно, темперамент — это особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально-динамические аспекты всего поведения человека [Русалов, 1985; 1986; 1991].
Развиваемый подход позволяет разрешить спор отом, является ли темперамент самостоятельным образованием или нет, как соотносить между собой темперамент, интеллект, характер и личность. Во-первых, темперамент — это одно из самостоятельных, независимых базаль-ных и устойчивых динамических образований психики. Во-вторых, темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение «содержательных» свойств психики. В-третьих, темперамент не идентичен личности, поскольку последняя представляет прежде всего систему ценностно-смысловых отношений человека. Однако включение темперамента в структуру личности позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые ответственны за форми-
рование и функционирование собственно личностных качеств индивида.
Основанием для выделения в индивидуальной психике того или иного психологического образования является специфика и уровень обобщения: если обобщение происходит за счет общности нейро-физи-ологических, а более широко — всех структурных и функциональных биологических свойств, то мы имеем дело с темпераментом; если в основе обобщения лежат динамические и содержательные особенности когнитивных механизмов, мы имеем дело с общим интеллектом; если же обобщаются динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то такое психологическое образование следует отнести к характеру. Отсюда следует, что по отношению к такому конкретному слож-ноорганизованному объекту действительности, каким является человеческая индивидуальность, системный принцип иерархии реализуется в последовательности перехода от низших структурно-функциональных уровней упорядоченности множества его элементов (имеются в виду биологические свойства, прежде всего свойства нервной системы) к высшим образованиям — формально-динамическим свойствам. В результате такого поступательного движения образуются новые интегральные системные качества человека: темперамент как низший психологический уровень формально-динамических свойств, затем — динамические аспекты общего интеллекта и характера.
Таким образом, темперамент представляет собой совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых характеристик психики под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант. Отсюда следует, что развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки. Существование в психике человека устой-
чивых обобщенных динамико-энергети-ческих характеристик, формирующихся в деятельности на основе биологических факторов, т. е. темперамента, позволяет человеку, с нашей точки зрения, наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические потенции. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (определенный уровень обмена или активности гормональной сферы, особенности нервных процессов и т. д.), постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей и т.д., неизбежно приводит к обобщению определенных психических, в данном случае — темпераментальных, характеристик, которые выступают в роли регуляторов расходования человеком своих энергодинамических возможностей. Таким образом, характеристики темперамента не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истощаемости, а во втором — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира. Именно в этом и состоит, с нашей точки зрения, приспособительная, адаптивная роль темперамента.
К настоящему времени в многочисленных исследованиях удалось не только экспериментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, вытекающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые комбинации. Было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента. Наиболее важным из них является «эргич-ность» (выносливость), которая соответствует «афферентному синтезу» и характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе и с собой) и другими людьми. Другой важнейшей формально-динамической характеристикой активности является «пластичность», соответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость)
процесса переключения с одних программ поведения на другие. Третий компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы. В структуре эмоциональности был выделен только один фундаментальный- параметр— порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с «акцептором результата действия» (по терминологии П.К. Анохина). В этом параметре отражается основное свойство эмоциональности — «впечатлительность, ранимость». Все остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, страх и т. д.), с нашей точки зрения, являются производными сочетаниями различных уровней активности и порога эмоциональной чувствительности. Например, радость представляет собой сочетание высокой психической активности и высокого порога эмоциональной чувствительности; гнев — высокой психической активности и низкого эмоционального порога; страх — низкой психической активности и низкого эмоционального порога и т. д. Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления темперамента: психомоторной, интеллектуальной или коммуникативной [Русалов, 1989; 1990]. Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изучаемое в лаборатории, может достигать двенадцати, что нашло свое отражение в конструировании нового варианта ОСТ — опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ).
Сопоставление выявленных свойств темперамента с индикаторами общих свойств нервной системы показало, что, например, индивидуальный темп (скорость) поведения положительно коррелирует с уровнем пространственно-временной синхронизации ЭЭГ-процессов. Пластичность поведения положительно связана с вариабельностью вызванных потенциалов. Эргичность (выносливость) сопряжена с уровнем энергии медленных ритмов ЭЭГ [Русалов, 1979].
На основе разработанной в лаборатории теоретической модели темперамента удалось сконструировать специальные тест-опросники, позволяющие измерить свойства темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) и опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) — уникальные отечественные тесты, прошедшие психометрическую валидизацию. Было показано, что шкалы ОСТ и ОФДСИ высоко коррелируют с объективными тестами, экспертными оценками, а также опросниками, содержание шкал которых известно и аналогично некоторым шкалам ОСТ и ОФДСИ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Кроме того, ОСТ и ОФДСИ обладают высокой ретесто-вой надежностью и прошел стандартизацию с учетом возраста испытуемых [Храмов, 1993]. Тест-опросники позволили исследовать не только структуру, половые различия, генетические и психофизиологические предпосылки формирования, но и закономерности взаимодействия темперамента с другими вышележащими структурами индивидуальности, а именно — с общим интеллектом и творческими способностями. Например, установлено, что темперамен-тальные свойства оказывают влияние на процесс формирования общеинтеллектуальных способностей человека преимущественно на ранних этапах его развития. По мере взросления подключаются специальные факторы (знания, умения, навыки), приводящие к формированию таких динамических характеристик интеллекта (общеинтеллектуальных способностей), которые практически не зависят от темпераменталь-ного уровня регуляции поведения. На этом основании было введено специальное понятие «формально-динамический интеллект» (или первооснова общеинтеллектуальных способностей). Формально-динамический интеллект является подсистемой формально-динамических свойств индивидуальности (общего темперамента) и характеризуется сходной гомологичной структурой свойств. Формально-динамические характеристики интеллекта и формально-динамические измерения темперамента (интеллектуальная эргичность/темперамен-
тальная эргичность, интеллектуальная пластичность/ темпераментальная пластичность, интеллектуальная скорость/темпера-ментальная скорость, интеллектуальная саморегуляция/эмоциональный порог) имеют, по-видимому, общие генетические и нейро-физиологические источники (задатки) [Дудин, 1993; Семенченко, 1996].
Экспериментально удалось подтвердить высказанные ранее предположения [Русалов,1982,1986,1989] о том, что темперамент может рассматриваться не только как задаток общих способностей, но и как важнейшая природная предпосылка развития творческих способностей. Было показано, что в структуре творческих способностей можно выделить две категории характеристик: а) содержательные, такие, как «оригинальность», «продуктивность» и др., которые определяются уровнем знаний, социальным опытом и мотивацией испытуемых; б) формально-динамические — «беглость» и «гибкость», которые обусловлены преимущественно темпераменталь-ными факторами независимо от возраста и профессиональной ориентации испытуемых. Установлено, что «беглость» как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпераменталь-ной пластичностью и темпом (как в предметной, так и социальной сферах). Показано, что «гибкость» как компонент творческих способностей зависит преимущественно от эмоциональности (социальной) и общей темпераментальной активности.
5.4.5. Нерешенные проблемы и перспективы их исследований
Считается общепризнанным, что свойства темперамента наследуются, однако каждый раз при создании того или иного конкретного метода, нацеленного на измерение темперамента, необходимо проведение специальных контрольных психогенетических исследований, которые подтвердили бы наследуемость данного набора изучаемых свойств темперамента. Такая психогенетическая валидизация необходима и для метода ОСТ и ОФДСИ. Предстоит уточнить роль темперамента
как важнейшей предпосылки становления личностных, когнитивных и стилевых свойств, связанных, например, с адаптацией детей к школе, профессиональной пригодностью, поведением человека в экстремальных условиях. Прежде всего необходимо сопоставить свойства темперамента, определенные по методу ОСТ и ОФДСИ, с ба-зальными личностными свойствами, диагностируемыми с помощью широко известных пятифакторных личностных опросников (например, метод NEOAC-BIG FIVE, Costa and MacCrae), что позволило бы вплотную подойти к экспериментальному решению проблемы о соотношении темперамента и характера человека. Предстоит лабораторно-экспериментальная психофизиологическая валидизация теста оценки формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Используя данный метод, можно измерять формально-динамические свойства не только в психомоторной и коммуникативной сферах, но и в интеллектуальной, что даст возможность более обстоятельно и глубоко ответить на вопрос о природных предпосылках развития свойств личности и индивидуальности. Необходимо принципиально по-новому подойти к решению проблемы типологии темперамента, которая обычно соответствует тому или иному уровню представлений о биологических основах темперамента: у Гиппократа, например, в основе темперамента лежат четыре жидкости, отсюда — четыре типа темперамента; у Э. Кречмера — три типа телосложения, которые соответствуют трем типам темперамента; у И.П. Павлова — четыре типа высшей нервной деятельности и соответственно четыре типа темперамента. В настоящее время наиболее часто под типом темперамента понимают устойчивое сочетание крайних вариантов тех или иных шкал темперамента. Например, согласно мнению Г. Айзенка, тип темперамента представляет собой сочетание крайних вариантов двух ортогональных шкал: 1) экстраверсии—ин-троверсии и 2) эмоциональной стабильности — эмоциональной лабильности (или нейротицизма). Айзенк соотносит выделенные «типы» темперамента с гиппокра-
товскими: сочетание крайней выраженности экстраверсии и эмоциональной устойчивости — с типом сангвиника; экстраверсии и эмоциональной лабильности — с типом холерика; интроверсии и эмоциональной устойчивости — с типом флегматика, а интроверсии и эмоциональной лабильности — с типом меланхолика.
Если же в основу темперамента положить общую конституцию организма (всю биологическую подсистему человека или хотя бы основные психофизиологические индикаторы общих свойств нервной системы), то можно предполагать, что типов темперамента будет столько, сколько типов общих конституций. К сожалению, мы еще далеки от знания точного количества типов общих свойств нервной системы, не говоря уже о количестве типов конституций человеческого организма, хотя современная вычислительная техника и математика (таксономия) делают эту проблему вполне решаемой. До сих пор, однако, предметом многомерной классификации являются лишь наборы отдельных признаков, относящихся к тем или иным подсистемам человеческого организма, а не к общей конституции в целом, в которую следует включать и генетические, и биохимические, и соматические и, конечно же, общие свойства нервной системы человека. Очевидно, что недалеко то время, когда мы будем располагать более точными сведениями об основных биологических типах человеческого организма как целого, что позволит создать более точную классификацию типов темперамента человека.
Практические приложения
Представления о темпераменте, методы его оценки широко применяются в педагогической практике, в системе профотбора, в медицине и других сферах общественной практики. Во многих прикладных исследованиях темперамент рассматривается как важнейший фактор трудовой, учебной и спортивной деятельности. Показана роль темперамента как важнейшего компонента индивидуального стиля деятельности, который обеспечивает оптимальную «со-
пряженность» требований деятельности и индивидуально-психологических особенностей человека. Установлено, что наиболее явственно роль темперамента выступает в тех трудовых, учебных и спортивных ситуациях, где наблюдается высокий уровень нервно-психического напряжения (или стресс). Для некоторых профессий установлен профиль темпераментальных свойств, который является оптимальным для данной профессии. Например, для лиц, склонных заниматься бизнесом, характерны более высокие значения коммуникативной эргичности и скорости и более низкие значения по шкале пластичности и эмоциональности. Экспериментально показано, что оптимум и пессимум продуктивности в стрессовых ситуациях значительно ниже у лиц с меланхолическим темпераментом (у лиц, обладающих низким уровнем эргичности) по сравнению с теми, кто имеет высокие показатели эргичности. Было также установлено, что при формировании индивидуального стиля, например, спортивной деятельности, т. е. в процессе приспособления темперамента к требованиям спортивной деятельности наблюдаются закономерности двоякого рода: 1) в зависимости от психологических условий деятельности одни и те же свойства темперамента проявляются различным способом: они могут либо тормозиться, либо усиливаться; 2) в зависимости от особенностей темперамента успешность выполнения одной и той же деятельности в разных условиях различна.
Список литературы
Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы// Иностр. психология. 1993. Т. 1. № 2. С. 9-23.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного челове-кознания. М.: Наука, 1977.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.
Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 45-55.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
Дудин СИ. Темперамент как основа развития общих способностей: Дис. ... канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1993.
Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1924. Леонгардт К. Акцентуированные личности.
Киев, 1981. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь,
1973. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования
индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
Небылицын В.Д. Избранные психологические труды/Под ред. Б.Ф.Ломова. М; Педагогика, 1990. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.'
Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 3. Кн. 2. Равич-Щербо И.В. (ред). Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.
М.: Педагогика, 1976.
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и общих способностей человека//Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 198-205. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств чело-века//Во<