История развития психогенетики
Начало развития психогенетики как научной дисциплины связано с именами выдающихся ученых прошлого столетия Фрэнсиса Гальтона и Грегора Менделя, опубликовавших в 1865 г. результаты своих исследований.
В цикле статей под названием «Наследование таланта и характера» Гальтон пишет: «... у нас есть все основания считать, что способности или особенности характера зависят от множества неизвестных причин, которые до сих пор не подверга-
Рис. 5.1. Распределение показателей экстраверсии
лись тщательному анализу» (цит. по: [Фогель, Мотульский, 1989]). Он приходит к выводу о необходимости применения статистического подхода к анализу этих причин. Развивая данные положения, Гальтон впервые провел систематическое изучение индивидуальных различий и внутрисемейного и близнецового сходства; он определил величину степени связи между переменными, не зависящую от единиц измерения, — коэффициент корреляции.
Основополагающей для генетики явилась концепция Менделя, выдвинутая им в работе «Опыты над растительными гибридами», опубликованной в 1865 г. в «Трудах Общества естествоиспытателей» в Брюнне. Опыты Менделя и открытые им законы заложили основу представлений о гене и определили основное направление генетических исследований в XX в.
Принципиальное влияние на развитие всей биологической науки в целом и генетики в частности оказал также выдающийся ученый прошлого столетия Чарльз Дарвин. Сформулированные им представления о механизмах эволюционного развития позволили включить концепции Гальтона и Менделя в более широкий общебиологический контекст.
В начале XX в. бурно развивается математический аппарат генетики. Основной проблемой этого периода являлось противоречие между континуальностью гальтоновской модели наследственности и Дискретным характером менделевской концепции. Еще в прошлом веке ученик
Гальтона Карл Спирмен предпринял ряд попыток объяснить полученные его учителем данные на основе принципов наследственности Менделя. Однако в полном объеме эта задача была решена Рональдом Фишером, разработавшим модель полигенного наследования. Согласно этой модели, фенотипическая дисперсия некоторых признаков может быть обусловлена большим количеством генов, каждый из которых передается от поколения к поколению в строгом соответствии с законами Менделя. Работы Фишера заложили основу биометрической генетики. Примерно в это же время американский исследователь С. Райт приступил к разработке метода, позволяющего выразить сложноформализуемые гипотезы о причинно-следственных связях в простой и поддающейся проверке форме. Райту принадлежат первые работы по путевому анализу, он же является основате-
лем американской школы популяцион-ной генетики.
Гальтон продолжил развитие методов анализа генетических данных представлениями о том, что корреляционные связи между переменными могут отражать наличие лежащего в их основе общего обусловливающего фактора. Сначала К. Спирмен, а затем Л. Терстон предложили и разработали методы анализа множественных связей между переменными — широко применяемые в современной психологии приемы факторного анализа.
Развитие методологии психогенетических исследований представлено на рис. 5.2 (приводится по: [Neale, Cardon, 1992]). Мы же ограничимся характеристикой лишь наиболее важных работ.
В середине нашего века идеи Фишера получили развитие в работах Бирмингемской школы, основанной К. Мазером и его учеником Дж. Джинксом. Благода-
Рис. 5.2. Основные идеи и их авторы, оказавшие влияние на формирование современных математических методов психогенетики.
ря серии исследований, проведенных на экспериментальных организмах, был разработан способ разделения средовой компоненты фенотипической дисперсии на внутри- и межсемейную.
Вплоть до конца 70-х гг. подходы, предложенные Фишером и Райтом, развивались параллельно. Решающий прорыв осуществили в серии своих публикаций К. Клонингер, Дж. Райе и Т. Рейх [Cloningeretal., 1979]. Авторы представили обобщенную путевую модель, объединяющую модель путей детерминации фенотипической дисперсии генетическими и средовыми факторами с предложенной Фишером моделью результатов ассорта-тивности (неслучайного скрещивания).
Именно в 70-е гг. теоретические и статистические методы генетических исследований стали широко и успешно применяться для анализа поведения человека [Jinks, Fulker, 1970].
Примерно в это же время большой интерес к разработанным в генетике поведения методам стали проявлять специалисты в области психометрики. Одним из первых был поставлен вопрос о вкладе генетических и средовых факторов в общие способности (g-фактор) [Loehlin, Vanden-berg, 1968].
С развитием компьютерных технологий связана активная разработка программных средств для анализа генетического материала. За последние два десятилетия шведские исследователи К. Йорес-ког и Д. Сербом [Jureskog, Sorbom, 1986] разработали гибкую модель анализа линейных структурных связей {linear structural relations — LISREL), которая была реализована ими в пакете компьютерных программ LISREL. В настоящее время для анализа результатов психогенетических исследований применяется уже восьмая версия этой программы (LISREL-VIII).
С 70-х гг. начинается период реализации широкомасштабных долговременных психогенетических проектов в США, Австралии и Великобритании с использованием разнообразных психологических переменных. Позже аналогичные исследования начали проводиться в странах се-
верной Европы (Швеция, Бельгия и Финляндия), а также в Германии и Польше.
В Советском Союзе развитие генетики поведения носило драматический характер. Так, в 20-е гг. нашего столетия в СССР существовало Бюро по евгенике и Общество евгеников, имевшие свой научный журнал. Однако вскоре обнаружилось, что представления евгеников стали противоречить официальной идеологии советского государства, и исследования по евгенике были запрещены.
В 30-е гг., когда генетика человека была объявлена нацистской наукой, прекратил свое существование один из крупнейших в Европе Институт медицинской генетики.
В последующие годы, когда в биологической науке безраздельно господствовала система взглядов Т.Д.Лысенко (1949), генетические исследования (даже с использованием экспериментальных организмов) находились под строжайшим запретом вплоть до начала 60-х гг.
Возрождение генетики человека в СССР было связано с такими событиями, как открытие в 1969 г. Института медицинской генетики и появление первых работ по генетическим основам психофизиологических характеристик человека [Равич-Щербо и др., 1969].