Оценочные процессы (обратная связь) и эффективность последующего действия
Под обратной связью в данном случае понимается любая информация из среды, обеспечивающая возможность сравнения между параметрами текущего и желаемого состояния: в терминах рассмотренных в начале настоящей главы теорий это сравнение модели результата и программы действия (критерия соотнесения) с реальными результатами (перцептивным входом).
Обратная связь, цель и эффективность исполнения. Всвязи с обсуждением обратной связи возникает прежде всего почти риторический вопрос: нужна ли обратная связь, увеличивает ли она эффективность последующего исполнения? Ответ напрашивается сам собой: конечно, нужна, конечно, увеличивает. Однако оказывается, что ответ не так однозначен, как это может показаться на первый взгляд. Обратная связь действительно увеличивает эффективность исполнения, но выраженный эффект наблюдается только в том случае, когда перед субъектом предварительно ставится цель. Одна обратная связь без цели или цель без обратной связи не ведут к улучшению исполнения по сравнению с условием отсутствия как той, так и другой [Bandura, Cervone, 1983]. На рис. 4.1 представлены результаты исследования Бандуры и Червоне, отражающие улучшение исполнения по сравнению с тренировочной серией в четырех экспериментальных условиях: цель и обратная связь (1), только цель (2), только обратная связь (3), без цели и обратной связи (4).
Таким образом, только комбинация цель—обратная связь ведет к заметному улучшению исполнения: в то время как цель информирует исполнителя о желаемом состоянии, обратная связь — о достигнутом.
Специфичность и источник обратной связи. Ворганизационном контексте, т.е. в реальных организациях, работники, как правило, получают обратную связь о результатах своей деятельности в той или
Рис. 4.1. Улучшение исполнения в четырех экспериментальных условиях.
иной форме. Мало у кого из руководителей вызывает сомнение сама необходимость обратной связи. Вопрос, однако, состоит в том, какая конкретная форма обратной связи является наиболее эффективной.
Один из исследователей — Ирли (см. (Locke, Latham, 1991]) — заинтересовался этим вопросом. Он поставил перед собой задачу выяснить влияние двух параметров обратной связи на деятельность: специфичности и источника. По мнению Ирли, специфичная обратная связь, обеспечивая работника детализированной конкретной информацией о требуемых параметрах результата действия, ведет к улучшению процесса планирования и вместе с этим (а может, и за счет этого) к улучшению показателей исполнения.
Работник может получать информацию о результатах своей деятельности «из рук» шефа или самостоятельно (особенно при развитии современных компьютерных средств хранения и обработки информации). С точки зрения Ирли, и источник обратной связи оказывает существенное влияние на деятельность работника, поскольку в условиях самостоятельного получения обратной связи работник, по-видимому, воспринимает ее с большим доверием, что тоже в конечном счете приводит к увеличению эффективности деятельности.
Исследование, направленное на проверку отмеченных гипотез, проводи-
лось в реально действующей организации в течение нескольких недель. При этом работники этой организации, которые занимались приемом и оформлением подписки на периодические издания, работали в одном из четырех экспериментальных условий:
1) специфичная обратная связь, самостоятельное получение обратной связи;
2) неспецифичная обратная связь, самостоятельное получение обратной связи;
3) специфичная обратная связь, получение обратной связи от руководителя (супервизора);
4) неспецифичная обратная связь, получение обратной связи от руководителя (супервизора).
Важно отметить, что перед всеми работниками ставилась одна и та же (специфичная) цель: оформить 20 подписок в течение дня.
В условиях специфичной обратной связи работник получал количественную информацию о том, насколько он превысил или не «дотянул» до поставленной цели. Например: «Сегодня Вы оформили в общей сложности 24 подписки, что на 4 больше, чем поставленная перед Вами цель». В условиях же неспецифичной обратной связи работнику просто сообщалось о том, превысил ли он или не дотянул до поставленной цели. Например: «Сегодня Вы сделали меньше, чем было намечено (меньше целевого значения)». По всей видимости, обратная связь в любом случае не была избыточной, т. е. сами работники не знали точное количество оформленных ими за день подписок: в течение дня им просто не до этого, некогда считать, легко сбиться со счета, масса отвлекающих факторов. В данном случае информация о результатах деятельности, в отличие от многих исследований обратной связи, была истинной.
В условиях получения обратной связи от руководителя супервизор в конце дня «заглядывал» в компьютер, извлекал оттуда информацию о результатах работы каждого подчиненного и сообщал им
ее. Самостоятельное получение обратной связи означало, что сам подчиненный «заглядывал» в тот же компьютер и извлекал из него информацию о своих (и только своих) результатах за день.
Данные, полученные в ходе этого многодневного полевого эксперимента, показали, что уровень исполнения был выше в группах со специфичной (по сравнению с неспецифичной) обратной связью и с самостоятельным (по сравнению с несамостоятельным) извлечением обратной связи. В условиях специфичной обратной связи показатели эффективности планирования оказались выше, чем в ситуации неспецифичной обратной связи. Самостоятельность извлечения обратной связи положительно влияла на доверие к ней.
Таким образом, специфичная обратная связь с самостоятельным ее извлечением явилась в целом наиболее эффективной. По поводу специфичности обратной связи, на мой взгляд, необходимо небольшое пояснение. Напомню, что цель, которую ставил супервизор перед подчиненными, была специфичной (20 подписок в день). Поэтому корректнее в данном случае было бы сказать, что обратная связь, соответствующая по уровню специфичности поставленной цели, наиболее эффективна. Однако для того, чтобы проверить это предположение, необходимо ввести в эксперимент дополнительное условие — неспецифичную цель и исследовать сочетания «специфичная цель — специфичная обратная связь», «специфичная цель — неспецифичная обратная связь», «неспецифичная цель — специфичная обратная связь» и «неспецифичная цель—неспецифичная обратная связь».
Тип обратной связи и эффективность исполнения.В одном из исследований (см. [Locke, Latham, 1991]) изучалось влияние обратной связи на простую сенсомотор-ную реакцию. Использовалось четыре типа обратной связи: 1) «по наихудшему результату» — испытуемому сообщалось, была ли его данная реакция медленнее или быстрее, чем самая медленная (самая плохая) за всю историю опыта; 2) «по
наилучшему результату» — сообщалось, была ли данная реакция медленнее или быстрее, чем самая быстрая (лучшая) за всю историю опыта; 3) «по сравнению с предыдущим результатом» — сообщалось, была ли данная реакция лучше или хуже предыдущей; 4) «сырая, необработанная» — сообщалось время данной реакции в миллисекундах.
Результаты эксперимента показали, что из всех перечисленных типов обратной связи наиболее эффективной оказалась «необработанная»: испытуемые, которым сообщалось время реакции в миллисекундах, реагировали значительно быстрее тех, кому предоставлялась обратная связь «по наилучшему результату», «по наихудшему результату», «по сравнению с предыдущим результатом», или тех, кто работал вовсе без обратной связи.
Как можно объяснить полученные данные? По-видимому, дело здесь в том, что «необработанная» обратная связь является наиболее гибкой, или универсальной, из всех использованных в данном эксперименте. Важно отметить, что цель, которую ставил экспериментатор перед испытуемыми, была неспецифичной: «реагировать как можно быстрее». Отсюда — возможность индивидуальной ее интерпретации. Критерии соотнесения, как можно предположить, оказались различными у разных испытуемых: кто-то, может быть, стремился побить свой рекорд, и для него наиболее приемлемый тип обратной связи — «по наилучшему результату»; кто-то избрал в качестве цели постоянное уменьшение времени реакции, и для него была удобна обратная связь типа «по сравнению с предыдущим»; кто-то просто пытался держаться на плаву — следить за своим самым плохим результатом и не ухудшить его, в этом случае удобнее всего следовать типу обратной связи «по наихудшему результату». Возможно, что у испытуемых были и другие внутренние цели. Скажем, кто-то пытался достичь рубежа в 100 мс.
Легко понять, что необработанная обратная связь с наименьшими потерями по сравнению с другими типами об-
ратной связи обслуживает любой из перечисленных критериев соотнесения, или целей. В этом, видимо, секрет ее эффективности в данном случае. Можно предположить, однако, что если бы цель формулировалась более специфичным образом, более однозначно и в таком виде принималась испытуемыми, то один из частных видов обратной связи стал бы наиболее эффективным.
На мой взгляд, вопрос об оптимальности того или иного типа обратной связи должен решаться в соотнесении с целями субъекта: эффективен тот тип обратной связи, который соответствует цели.
Выше речь шла об обратной связи, содержащей только информацию о результатах деятельности самого субъекта безотносительно к результатам других (сверстников, коллег, соперников). Однако человек весьма редко работает в условиях социальной изоляции. До него, как правило, доходит информация о продуктивности членов его социального окружения. Поэтому одним из способов информирования субъекта о результатах его деятельности может быть обратная связь, основанная на социальном сравнении: в этом случае субъекту сообщается о различиях между его достижениями и продуктивностью деятельности других членов его социальной группы.
Одну из попыток исследовать влияние обратной связи по типу социального сравнения предприняли Бандура и Форест (см. [Locke, Latham, 1991]). Они пытались в наибольшей степени приблизить условия проведения эксперимента к условиям деятельности в реальной жизни и организационной среде.
Задача, предложенная испытуемым, моделировала ситуацию обучения работников отдела кадров (менеджеров по персоналу) и состояла в том, чтобы из нескольких претендентов на должность на основе их характеристик выбрать наиболее подходящего кандидата. Испытуемые (студенты) выполняли всего 18 заданий, которые были разделены на 3 экспериментальные сессии. После решения каждой из 18 задач испытуемый получал об-
ратную связь, содержащую оценку его работы (правильность выбора), а также среднюю оценку исполнения, якобы полученную другими испытуемыми. Необходимо обратить внимание на слово «якобы». Оно здесь не случайно. Дело в том, что информация о качестве работы других испытуемых не зависела от реальных результатов других, а была заранее запрограммирована определенным образом для каждой экспериментальной группы. Такая обратная связь называется фиктивной, поддельной {bogusfeedback) и довольно часто используется в подобных исследованиях.
Испытуемых разделили на четыре группы, каждой из которых предъявлялись разные виды обратной связи:
1. «Сходные способности». Исполнение других изменялось нерегулярным образом, то поднимаясь на несколько процентов выше оценки испытуемого, то опускаясь на несколько процентов ниже, но в среднем было равно результату испытуемого.
2. «Превосходящие способности». Показатели испытуемого всегда были лучше, чем средний результат по группе.
3. «Прогрессирующее мастерство». Вначале оценки испытуемого были значительно хуже среднегруппо-вых, но постепенно в ходе эксперимента его результаты все более приближались к результатам группы, а в итоге превзошли их.
4. «Прогрессирующее ухудшение». Испытуемый начинал работу на уровне, в среднем равном уровню исполнения коллег, но постепенно все больше отставал от них, относительно ухудшая свои показатели.
Результаты эксперимента показали, что группы «сходных способностей» и «превосходящих способностей» не изменили степень самоэффективности в ходе эксперимента; группа «прогрессирующего мастерства» продемонстрировала увеличение, а «прогрессирующего ухудшения» — снижение самоэффективнос-
ти. Показатели самоэффективности в четырех экспериментальных группах не отличались в течение первых двух сессий: различия появились только в третьей сессии.
Что касается внутренних (собственных) целей, которые ставили перед собой испытуемые — эти показатели тоже регистрировались, — то в группе «прогрессирующего мастерства» они оказались более высокими, чем в трех остальных.
Эффективность деятельности в группе «прогрессирующего мастерства» была тоже выше, чем в трех других группах.
Сложнее обстоит дело со степенью удовлетворенности деятельностью. Если в первых двух сессиях эксперимента группы «сходных способностей» и «превосходящих способностей» проявили более высокую удовлетворенность, чем группы «прогрессирующего ухудшения» и «прогрессирующего мастерства», то в третьей сессии группа «прогрессирующего мастерства» превзошла все три остальные группы по этому показателю.
Таким образом, обратная связь «прогрессирующее мастерство» оказалась в целом наиболее эффективной. Видимо, люди должны верить в собственный рост, ориентироваться на стандарт, который выше их нынешних актуальных достижений. И вообще, имеет смысл начинать работать в группе, которая превосходит тебя. Социальная среда, которая выставляет «высокую планку», дает возможность двигаться от неуспеха к успеху, и те эмоциональные «издержки» (относительно низкая удовлетворенность), характерные для начальных этапов деятельности, с лихвой компенсируются последующим «торжеством победы».
Влияние «знака» обратной связи на исполнение и удовлетворенность. В описанном выше исследовании уже косвенно затрагивался вопрос о влиянии обратной связи с «отрицательным знаком» на показатели деятельности. Теперь рассмотрим его специально. Под отрицательной обратной связью зачастую понимают такую информацию о результатах действия, которая говорит о том, что достиг-
нутый результат ниже стандарта (цели, исполнения других членов социального окружения и т. д.). Положительная же обратная связь — это информация о том, что результат выше стандарта.
Как теория социального научения [Bandura, 1971], так и различные теории контроля полагают, что отрицательная обратная связь снижает удовлетворенность деятельностью, зато способствует увеличению усилий, прикладываемых человеком, а значит, приводит в дальнейшем к повышению эффективности действия. В свою очередь, положительная обратная связь увеличивает удовлетворенность, но способствует снижению усилий и эффективности действия.
Существуют многочисленные экспериментальные исследования, подтверждающие данные положения. Обычно такого рода исследования строятся следующим образом. Испытуемый выполняет некоторую задачу, потом ему дают обратную связь, информирующую его о том, насколько его исполнение было ниже (выше) некоторого стандарта, затем испытуемый оценивает свою удовлетворенность, а вслед за этим он снова выполняет аналогичную задачу. Основные зависимые переменные в данном случае — это удовлетворенность после предъявления обратной связи и эффективность действия в последующей задаче. Как правило, при предъявлении отрицательной обратной связи удовлетворенность ниже, а эффективность выше, чем при положительной обратной связи.
Существуют исследования, в которых специально рассматривается влияние обратной связи на удовлетворенность, или на аффективную, субъективную сторону исполнения. Примером может служить эксперимент К. Хамнера и Д. Харнетта [Hamner, Harriett, 1974], основной целью которого было определение степени относительного влияния положительного и отрицательного расхождения между результатом и стандартом на удовлетворенность. Иначе говоря, авторы исследования пытались ответить на вопрос, по отношению к чему люди наиболее эмо-
ционально чувствительны: к уменьшению (увеличению) отрицательного расхождения или увеличению (уменьшению) положительного расхождения. То есть, что принесет больше радости: уменьшение ошибок на 10% или увеличение пропорции правильных ответов на 10%; что вызовет большее огорчение: увеличение ошибок на 10% или уменьшение пропорции правильных ответов на 10%? (См. с. 368, где рассмотрены результаты исследования сходной проблемы и получены, как будет видно из последующего изложения, аналогичные результаты.)
Эксперимент Хамнера и Харнетта был построен следующим образом. Испытуемые выполняли задачу заключения сделки, причем каждый из них попеременно выступал в качестве то продавца, то покупателя. Общая цель испытуемых — купить (продать) с наибольшей выгодой для себя.
Каждого из участников эксперимента просили назвать его конкретную цель в каждой сделке (размер прибыли).
Одним из результатов эксперимента (впрочем, весьма тривиальным) стало то, что в случаях, когда прибыль была ниже установленного испытуемым целевого значения, удовлетворенность сделкой оказывалась ниже, чем в противоположных ситуациях, т.е когда прибыль превышала целевое значение.
Наиболее интересными были данные, касающиеся связи (корреляции) расхождения между результатом и целью, с одной стороны, и удовлетворенностью — с другой, а также разницы в выигрыше между испытуемым и его соперником (оппонентом) по сделке с теми же показателями удовлетворенности. В табл. 4.3 представлены значения полученных коэффициентов корреляции вместе с соответствующим числом испытуемых (п).
Приведенные данные показывают, что на степень удовлетворенности влияет только отрицательное расхождение между исполнением и стандартом: чем испытуемый меньше выиграл по сравнению с целью или прибылью оппонента, тем ниже его удовлетворенность; обратное
Таблица 4.3 Средние оценки, данные риэлтерами [Northcraft, Neale, 1987]
Испытуемые | ||||
Выигравшие | Выигравшие | Выигравшие | Выигравшие | |
Пара | меньше | больше | меньше | больше |
переменных | оппонента | оппонента | целевого | целевого |
(п=42) | (п=38) | значения | значения | |
(п=53) | (п=27) | |||
Расхождение | -0,48 | -0,04 | -0,80 | -0,13 |
«результат-цель» | (значимый) | (незначимый) | (значимый) | (незначимый) |
и удовлетво- | ||||
ренность |
же, вообще говоря, неверно, как выражаются математики. Хотя в целом испытуемые проявляли наибольшее удовлетворение в случае, когда их исполнение превышало стандарт, чем когда оно было ниже стандарта, степень удовлетворенности не испытывала влияния величины превышения стандарта: испытуемые были чувствительны к изменениям в сфере неудач и нечувствительны к изменениям в сфере успехов, они реагировали на усиление ударов «кнута» и не реагировали на увеличение «пряника». Делая общие выводы, не стоит быть чрезмерно категоричным. Однако, основываясь на результатах рассмотренного и других подобных исследований, можно сказать, что чувствительность к изменениям отрицательного расхождения «результат-цель» по сравнению с положительным значительно больше. Удовлетворенность результатами действия более подвержена влиянию изменений отрицательной обратной связи, чем положительной.
Зависимость удовлетворенности от расхождения «результат—стандарт» как функция уровня исполнения. Выше речь шла о том, что человек по-разному реагирует на расхождение «результат—цель» в зависимости от знака расхождения. Оказывается, что значение имеет не только знак обратной связи, но и уровень исполнения.
Идея в данном случае состоит в том, что одно и то же расхождение оказывает разное влияние на удовлетворенность в за-
висимости от уровня исполнения: одно дело, когда исполнение на низком или высоком уровне, и совсем другое, когда оно на среднем. Представим себе ситуацию, когда один человек поставил перед собой цель получить 150 баллов за выполнение некоторой задачи, а реально получил 140, другой поставил цель 110, а получил 100, а третий (для полноты картины) имел цель 50, а получил 40. Легко заметить, что все трое в случае получения обратной связи обнаружат, что расхождение между результатом и стандартом (в данном случае целью) равноЮ. Одинаковой ли по силе будет степень их неудовлетворенности собственным действием, если в дополнение к информации о результате они узнают, как соотносится достигнутый ими уровень исполнения со средним для их социальной группы значением? Первый человек узнает, например, что его результат значительно выше среднего, у второго он примерно средний, а у третьего — значительно ниже среднего. Ответ на поставленный выше вопрос — «нет».
Согласно гипотезе Илгена (см. [Locke, Latham, 1991]), проверенной в специальном экспериментальном исследовании, удовлетворенность в меньшей степени подвержена влиянию информации о величине расхождения «результат—цель», когда исполнителю становится известно, что его результат значительно выше или ниже среднего по популяции по сравнению с теми случаями, когда он знает, что
его результативность находится на среднем уровне.
Таким образом, речь идет о двух потоках обратной связи, один из которых — это информация о расхождении «результат—цель», другой — информация о соотношении индивидуального и среднего по социальной группе результатов. Информация второго типа является социальным сравнением. Это тот тип обратной связи, который использовался в эксперименте Бандуры и Фореста.
Согласно гипотезе Илгена, в области экстремумов исполнения (когда человек знает, что его результат значительно ниже или выше среднего) социальное сравнение само по себе достаточно информативно, поэтому у такого исполнителя гораздо меньше потребность в получении и использовании информации второго типа (о величине расхождения «результат-цель»). Ему и так понятно, насколько плохо или хорошо он сработал. Если он узнал, что его результат значительно ниже среднего, то это неудача, провал; если же он узнал, что его результат существенно превышает средние значения по его социальной группе, это означает успех, удачу. В тех случаях, когда человек обнаруживает, что собственный результат находится в области средних значений по его социальной группе, информация о расхождении «результат—цель» приобретает большую информативность: оценить свою деятельность в терминах успеха/неудачи можно только путем сравнения намеченного с достигнутым, иначе исход будет выглядеть неопределенным («серединка наполовинку»).
Для того чтобы проверить данную гипотезу, был проведен эксперимент, в котором испытуемые формулировали свои цели (ожидания) перед выполнением задачи, после чего им сообщался результат, а также соотношение их результата со средним по социальной группе (в процентилях). Испытуемые оценивали степень удовлетворенности после выполнения задачи и получения обратной связи. Обратная связь в этом эксперименте была фиктивной.
В ходе обработки результатов испытуемые были разделены на пять групп в зависимости от того, какую обратную связь типа социального сравнения они получали: значительно ниже среднего, ниже среднего, на уровне среднего, выше среднего, значительно выше среднего. Для каждой из этих групп с помощью метода анализа вариаций (ANOVA) определялась степень влияния величины расхождения «результат—цель» на удовлетворенность. Анализ показал, что чем ближе результаты испытуемых находились к среднему по социальной группе, тем большее влияние на оценки удовлетворенности оказывала информация о расхождении «результат-цель». Точнее, испытуемые, которым сообщали, что их исполнение находится на уровне средних значений по сравнению с теми, которые думали, что их результат значительно выше или ниже среднего (экстремален), были более чувствительны к расхождению «результат-цель». Это и отразилось на изменении оценок удовлетворенности. Таким образом, гипотеза Илгена подтвердилась.
Интересные следствия можно вывести из изложенных результатов. Во-первых, для очень хороших или очень плохих работников наибольшее значение имеет так называемая нормативная информация (сравнение с групповой нормой, социальное сравнение); в то же время для «середнячков» расхождение «результат-цель» имеет относительно большее значение. Во-вторых, для тех видов деятельности, в которых велики межиндивидуальные вариации в исполнении, относительно большее значение имеет обратная связь по типу социального сравнения, и, наоборот, если все работают примерно одинаково, информация о расхождении «результат-цель» более эффективна.
Саморегуляция и принятие обратной связи.Наивным было бы полагать, что человек всегда стремится получить обратную связь, что он всегда готов принять, выслушать, вникнуть в информацию, касающуюся результатов его собственных действий. Принятие обратной связи се-
лективно. По мнению И. Троупа и Э. Не-тера [Trope, Neter, 1994], которые не так давно обратились к исследованию условий принятия обратной связи, у информации о результатах действий есть два основных аспекта: 1) диагностический, 2) оценочно-аффективный.
Пользуясь понятиями теории моти-вационного контроля, можно сказать следующее: диагностическая ценность обратной связи состоит в том, что она содержит информацию о расхождении между критерием соотнесения и перцептивным входом. Следовательно, она информирует исполнителя о том, что сделано и что еще необходимо сделать. Оценочно-аффективный аспект отражает эмоциональную, «переживательную» сторону реагирования на обратную связь и проявляется в изменениях самооценки, ожиданий, удовлетворенности и т. п.
Диагностические и оценочно-аффективные последствия положительной и отрицательной обратной связи различны. Положительная обратная связь в целом информирует исполнителя о том, какого рода задачи он выполняет хорошо, а также подтверждает позитивные ожидания. Отрицательная обратная связь в свою очередь информирует исполнителя о том, что еще нужно сделать, чтобы в дальнейшем достичь наилучшего результата, однако вызывает негативные эмоциональные переживания. Легко видеть, что отрицательная обратная связь имеет относительно большую диагностическую ценность; она дает руководство к действию, но за эту ценность приходится дорого платить, а именно — отрицательными эмоциями. В силу этого велика вероятность отвержения, непринятия отрицательной обратной связи. Это досадное обстоятельство создает своего рода дилемму: человек в наименьшей степени готов принять наиболее диагностическую информацию. Как люди решают эту дилемму и как помочь им ее решить в тех случаях, когда они сами с этой задачей не справляются? Иными словами, что нужно сделать для того, чтобы увели-
чить степень принятия отрицательной обратной связи?
По мнению Троупа и Нетера, люди решают эту проблему с помощью определенного приема саморегуляции. А именно: в ситуациях ожидания отрицательной обратной связи в определенной сфере деятельности люди ищут положительную обратную связь в других сферах. Это своего рода «подслащивание пилюли»: если я ожидаю полезную, но неприятную горечь, я для начала проглочу что-нибудь сладенькое — авось горечь будет не так заметна, а польза останется.
Естественно, что величина саморегулятивных усилий по поиску «подслащивающей» положительной обратной связи зависит от «горечи» ожидаемой отрицательной обратной связи: чем более негативна ожидаемая отрицательная обратная связь, тем больше усилий затрачивается на поиск компенсирующей положительной обратной связи.
Изложенные теоретические соображения нашли свое подтверждение в серии экспериментов [Trope, Neter, 1994]. Рассмотрим в общих чертах особенности процедуры проведения этих экспериментов и их основные результаты. В одном из них проверялась гипотеза о том, что непосредственно предшествующие успех/ неудача в нерелевантной (фоновой) задаче влияют на интерес по отношению к отрицательной обратной связи, касающейся уровня исполнения и способностей в основной задаче. Испытуемые вначале получили задание на пространственную ориентировку — фоновая задача. После ее выполнения части испытуемых сообщили, что их результаты были очень хорошими (положительная обратная связь, успех), другая часть имела очень плохие оценки (отрицательная обратная связь, неудача). Следующее задание было основным — тест на социальную чувствительность (сензитивность). Всех испытуемых попросили ответить на вопрос, насколько они заинтересованы в получении информации об их слабых сторонах в плане социальной сензитивности (отрицательная обратная связь). Результаты по-
казали, что испытуемые из группы с «подслащиванием», которым сообщалось об успехе в фоновой задаче, проявили большую заинтересованность в получении отрицательной обратной связи, чем те участники эксперимента, которые думали, что были неуспешными в фоновой задаче. Итак, «подслащивание» в форме переживания успеха в предыдущей задаче ведет к увеличению интереса, готовности воспринять отрицательную обратную связь об исполнении в последующей задаче.
В другом эксперименте проверялась гипотеза о том, что припоминание негативного/позитивного опыта (положительных или отрицательных событий прошлого) влияет на интерес по отношению к отрицательной обратной связи. Процедура этого эксперимента отличалась от рассмотренной выше только тем, что вместо теста на пространственную ориентировку в качестве фоновой задачи использовалась инструкция, согласно которой требовалось подумать, вспомнить и описать какие-нибудь позитивные, приятные (для одной группы испытуемых) или негативные, неприятные (для другой группы) события прошлого опыта. Результаты этого эксперимента также показали, что «подслащивание» увеличивает интерес по отношению к отрицательной обратной связи: испытуемые, которые вспоминали и описывали позитивные события, оказались более заинтересованными в получении отрицательной обратной связи, чем те, кто вспоминал и описывал неприятные эпизоды своей жизни.
И наконец, в третьем эксперименте Троупа и Нетера проверялась гипотеза о том, что внимание, уделяемое информации о прошлых успехах в фоновой задаче, зависит от степени негативности обратной связи: чем более негативна ожидаемая обратная связь, тем больше внимания к прошлым успехам. Всем испытуемым сообщалось, что они были успешны в фоновой задаче. После выполнения основного задания испытуемым говорили, что их результаты: или плохие, или средние, или выше среднего, или значительно выше среднего (отличные).
Экспериментатор также сообщал испытуемым, что через некоторое время он ознакомит их с более детальной информацией о результатах выполнения ими основной задачи. Перед тем как экспериментатор покидал помещение и оставлял испытуемых в ожидании, он предоставлял им подробную информацию по фоновой (успешной для всех) задаче. Кроме того, в комнате, где оставались испытуемые, имелись источники нейтральной информации, не связанной с выполненными заданиями: журналы, газеты. В период ожидания за испытуемыми велось скрытое наблюдение и фиксировался процент времени, потраченного каждым на ознакомление с информацией об успехе в фоновой задаче (это служило показателем внимания к данной информации). Результаты эксперимента показали, что чем более негативной была ожидаемая обратная связь об исполнении в основной задаче, тем больше времени (внимания) испытуемые уделяли знакомству с информацией об успехе в фоновой задаче. Так, например, испытуемые, которые думали, что они показали в целом плохой результат в основной задаче, читали дольше о своих успехах в фоновом задании, чем те, кто думал, что их результат был средним, выше среднего или отличным.
Таким образом, результаты описанного исследования в качестве возможного решения дилеммы «высокая диагностическая ценность — высокая эмоциональная цена отрицательной обратной связи» предлагают метод саморегуляции, который помогает увеличить восприимчивость, принятие отрицательной связи и заключается в том, чтобы до получения отрицательной обратной связи в некоторой задаче сосредоточиться, сконцентрироваться на информации о положительных исходах, успехах в других сферах деятельности.
Заключение
Вданной главе были коротко рассмотрены основные элементы и механизмы процесса контроля и планирования поведения. Это относительно молодая и малоизученная область психологии. В ней еще масса «белых пятен» и нерешенных проблем. Однако перспективы дальнейших исследований выглядят вполне реально.
Эти перспективы касаются решения как фундаментальных вопросов, так и прикладных.
В качестве таковых хотелось бы отметить следующие. Существует некоторое противоречие между исполнительной (результативной) и субъективной сторонами действия. Под субъективной стороной действия я в данном случае понимаю переживание, или эмоциональное состояние субъекта. Это противоречие проявляется на этапе как целеполагания и формирования намерений, так и завершения действия и получения обратной связи. Чем труднее (выше) цель, тем менее вероятно ее достижение, тем, по-видимому, большую напряженность испытывает человек, принимающий эту цель, но в то же время тем лучше результат и больше продуктивность действия. Если человек ориентирован на действие и его намерения сформированы, то действие продуктивно, результативно, но возникает, по-видимому, некоторое обеднение, выхолащивание внутренней жизни, своеобразная упер-тость, отключенность от прошлого. Отрицательная обратная связь более эффективна в плане влияния на последующее исполнение, но она с неизбежностью вызывает ухудшение эмоционального состояния, что не искоренить никакими «подслащиваниями».
Почему между результативной стороной действия и связанными с ним процессами переживания существует столь разительное противоречие? Разве эмоциональный ущерб как плата за результативность действия не приведет в конечном счете (со временем) к снижению продук-
тивности самого действия? Избегание действия, низкая его продуктивность в итоге должны отрицательно сказаться на эмоциональном состоянии. Значит, где-то должны быть мостики примирения действия и чувства, зоны обоюдной оптимизации внешних и внутренних показателей эффективности. На мой взгляд, зона поиска решения этой проблемы лежит в области исследования действия в динамике, в его временной развертке.
Возникает и ряд частных (но связанных с отмеченной выше) проблем. Как уберечь человека деятельного от опасных предвзятостей и «когнитивной слепоты» (вспомним данные о подверженности иллюзиям и снижении восприимчивости к информации на стадии доре-шения)? Не имеют ли приемы ориентирования на действие, техники повышения самоэффективности и коррекции атрибутивного стиля некоторых отрицательных последствий, например, в плане влияния на стиль взаимоотношений с окружающими и эмоциональное состояние? Не обедняет ли четкая постановка цели некоторые виды деятельности? Если да, то в каких случаях действительно эффективен прием постановки специфичных целей?
Будем надеяться, что ответы на эти и другие подобные вопросы принесут конкретные экспериментальные исследования обозримого будущего.