Теоретические подходы к анализу структуры регуляции действия
Теория функциональной системы.Основные положения теории функциональной системы были сформулированы еще в 1935 г., т. е. задолго до появления классической работы Норберта Винера «Кибернетика», впервые вышедшей в свет в 1948 г. (см. [Винер, 1968]). Несмотря на то, что П. К. Анохин был физиологом и большинство положений его теории основано на данных физиологических, а не психо-
логических исследований, его теория имеет общий системный характер, а поэтому может быть с успехом использована и используется при анализе психических явлений [Анохин, 1979].
Функциональная система — это система различных процессов, которые формируются применительно к данной ситуации, достигая некоторого адаптивного эффекта (результата). Если система стремится к стабильному эффекту (типа величины кровяного давления), она может использовать врожденные или ранее сформированные механизмы, однако в более сложных случаях компоненты системы и связи между ними формируются в зависимости от особенностей ситуации и не являются постоянными.
Наиболее принципиальным положением теории является то, что системы могут быть самыми разнообразными по типу задач, ими решаемых, и сложности этих задач, но архитектура систем при этом одна и та же. Это означает, что весьма различные функциональные системы — от системы терморегуляции до системы политического управления — имеют сходную структуру. Основными компонентами любых функциональных систем являются следующие:
1. Афферентный синтез.
2. Принятие решения.
3. Модель результатов действия (акцептор) и его программа.
4. Действие и его результат.
5. Обратная связь.
Рассмотрим функции компонентов системы. Афферентный синтез представляет собой обобщение различных потоков входящей информации как снаружи, так и извне. Субкомпонентами афферентного синтеза являются доминирующая мотивация, обстановочная афферентация, пусковая афферентация и память.
Функция доминирующей мотивации — обеспечение общей мотивацион-ной активации. «Первопричина» любого действия — потребность, мотивация. Переевшее животное не будет лихорадочно искать пищу; человек, лишенный честолюбия, мало озабочен стремлением к продвижению по служебной лестнице.
Функция обстановочной афферента-ции — обеспечение общей готовности к действию. Ситуация, в которой возможно удовлетворение потребности или достижение цели, создает у субъекта действия предуготовленность к поведенческому акту. Находясь в гостях и ожидая, когда хозяева накроют на стол, мы потираем руки, под благовидным предлогом заглядываем на кухню, с удовольствием говорим о кулинарном искусстве и сглатываем слюну.
Как только в среде появляется то, что способно удовлетворить нашу потребность (при условии, конечно, наличия соответствующей ситуации) — оплаченная буханка хлеба на прилавке или музыкальная тема в голове мучительно расхаживающего по комнате композитора, — включается механизм пусковой афферентации. Пусковая афферентация инициирует поведение.
Однако для того, чтобы успешно выполнить даже самое простое действие, внешней информации недостаточно. Необходимы соответствующие знания и навыки. Ориентированность функциональной системы на приспособительный, полезный результат формирует избирательный поиск и извлечение информации из памяти. Играя субботним вечером в бадминтон на даче, мы, как правило, не особенно озабочены проблемой соотношения эмпирического и теоретического в научном познании.
Другой компонент системы — принятие решения — отвечает за выбор варианта будущего действия, снижает количество степеней свободы, вносит определенность в то, что и как делать: взять хлеб руками или попросить продавщицу положить его в пакет; срочно записать музыкальную тему или попытаться мысленно ее разработать и т. д.
На основе избранного направления действия формируется модель результатов действия (акцептор) и его программа. Входе выполнения действия и после его завершения процесс реализации и результат сравниваются с программой и акцептором действия. На основе этого система получает обратную связь о ходе реализации программы и результате действия.
Планы и структура поведения[Миллер, Галантер и Прибрам, 1965]. Г. Миллер, Е. Галантер и К. Прибрам предлагают следующую схему контроля действия: Test — Operate — Test — Exit (сокращенно TOTE), или Тест — Действие — Тест — Выход (т. е. завершение действия). По мнению авторов теории, поведение инициируется несоответствием между нынешним состоянием организма и желательным, или требуемым. Индивид тестирует (проверяет, идентифицирует, определяет) расхождение между требуемым и реальным состоянием, что-то делает, чтобы устранить обнаруженное несоответствие, снова тестирует ситуацию на наличие расхождения; если расхождение не устранено, то действует снова, а если устранено, прекращает действие, или выходит из цикла. Легко видеть, что, с точки зрения авторов теории, основным принципом контроля поведения является принцип отрицательной обратной связи, или стремление индивида минимизировать расхождение между целью и наличным состоянием.
Теория четырех стадий действия, или модель Рубикона(см. [Heckhausen, 1990]). Германские исследователи Хекхаузен и Голвитцер предлагают следующую схему анализа психологического контроля действия. Первый этап действия (точнее, контроля действия) они называют стадией предрешения. Основная функция этого этапа состоит в выборе варианта будущего действия: индивид должен принять решение о том, что делать. Например, решить, в какой вуз пойти учиться. Принять решение нелегко. Это как перейти Рубикон (отсюда второе название теории — «модель Рубикона»). Индивид должен взвесить все «за» и «против» и в итоге на что-то решиться. Принятие решения — формирование намерения (интенции) — знаменует собой переход на следующий этап, который авторы теории называют «стадия додействия». На этой стадии индивид, имея определенное намерение (например, поступать в такой-то вуз), ожидает, ищет или формирует условия и возможности для реализации намерения (выясняет подробности поступ-
ления, готовится к вступительным экзаменам и т. д.).
Как только найдены или сформированы условия для реализации намерения и индивид психологически готов к осуществлению действия, начинается переход на следующий этап — действие: намерение активируется и начинается его реализация (взволнованный абитуриент — невыспавшийся и бледный — идет на первый вступительный экзамен). Переход со второй стадии на третью тоже не всем и не всегда дается легко. Зачастую процесс контроля действия именно в этот момент дает наиболее значительные сбои (иногда начинающих парашютистов просто выталкивают из самолета, потому что сам он не может решиться реализовать твердое и выношенное намерение прыгнуть). И вот, наконец, все позади: экзамены сданы, парашютист приземлился — действие в принципе завершено. Процесс деактивации, или угасания, намерения знаменует собой переход на последний этап — последействия, или оценочный. На этом этапе человек оценивает результаты выполненного действия и размышляет о причинах всего того плохого и хорошего, что им сделано. Важно и в данном случае отметить, что переход на стадию оценки, или выход из действия, далеко не всегда проходит гладко (особенно в случае неудачи). Интенции могут долго не угасать, а находиться в явно активированном состоянии (человек машет после драки кулаками, снова и снова переживает и воспроизводит критические моменты прыжка с парашютом или ситуации сдачи вступительных экзаменов).
Теория мотивационного контроля Хан-ленда(см. [Heckhausen, 1990]). Теория мотивационного контроля является своего рода обобщением идей и концепций, сформировавшихся в недрах кибернетики, теории управления и психологии и имеющих непосредственное отношение к анализу психологических механизмов контроля и планирования действия. Теория представляет собой общее описание целенаправленного поведения, его структурных компонентов и принципов их
взаимодействия. В качестве базового принципа контроля поведения автор данной теории рассматривает отрицательную обратную связь, или дугу отрицательной обратной связи: некоторый критерий соотнесения сравнивается с перцептивным входом, и различие между ними служит исполнителю действия сигналом, обозначаемым термином «обнаруженное отклонение». Обнаруженное отклонение побуждает исполнителя уменьшить, минимизировать расхождение между критерием соотнесения и перцептивным входом.
Рассмотрим основные компоненты регуляции поведения, выделяемые автором теории мотивационного контроля.
Критерий соотнесения представляет собой некоторый внутренний стандарт, с которым сравниваются параметры конкретной ситуации. У человека существует определенное представление о желательном положении дел: о состоянии внешней или внутренней среды, связанном с его действиями. Это представление и является тем стандартом, с которым сравнивается текущее положение дел. Понятие «критерий соотнесения» близко по смыслу к понятию «цель». Различие между ними состоит в том, что первое является более широким, обобщенным.
В теории мотивационного контроля выделяются четыре типа критерия соотнесения:
1. Конечное состояние.Зачастую человек формулирует то, к чему он стремится в терминах некоторого конечного, итогового состояния. Если человек хочет купить пылесос, то он, как правило, представляет себе нечто более или менее конкретное: этот пылесос должен стоить в пределах такой-то суммы, не очень шуметь, быть легким, надежным, не доставлять хлопот в процессе эксплуатации. Если человек пускается в путешествие, то обычно он представляет пункт своего конечного назначения (город, вершину, порт). Часто при определении конечного состояния используется также временной параметр: приготовить такой-то пирог к такому-то времени.
Можно привести еще множество при-
меров критериев соотнесения типа конечного состояния, но в любом случае имеется в виду представление о результате, итоге, или исходе действия.
2. Скорость (темп) продвижения к цели.Действие можно контролировать не только по степени удаленности от некоторого конечного состояния, но и по темпу продвижения к цели. Машинист локомотива, например, следит за временем прохождения промежуточных станций, даже если он не делает там остановок, с тем чтобы выдерживать необходимую общую среднюю скорость движения и не сбиться с графика. Особенно важную роль критерий соотнесения темпа продвижения к цели приобретает в тех случаях, когда конечную цель определить сложно или вообще невозможно. Изучение иностранного языка, например, обычно имеет очень расплывчатую конечную цель — свободно владеть языком или читать и говорить свободно, без затруднений. В этом и подобных случаях конечное состояние как таковое не задано, известно только, в каком направлении двигаться. Здесь на помощь приходит контроль действия по темпу продвижения к цели: насколько быстро проходит процесс обучения по сравнению с требованиями программы или другими обучающимися.
3. Определенный тип действия. Вданном случае критерий соотнесения касается не конечного состояния и даже не темпа продвижения к цели, а самого характера действия. Люди часто делают что-то не только и не столько для достижения некоторой цели в узком смысле слова, но и ради самого процесса деятельности. Им нравится сам процесс, они стремятся к выполнению определенного типа действий. Большинство летчиков летают не только ради продвижения по служебной лестнице, но и потому, что они любят летать. Группа мужчин играет часами в домино не столько ради самой победы (результата), сколько ради процесса.
4. Определенная эмоция или другой аспект психического состояния.Человека очень интересуют его собственные психические состояния. Он стремится не толь-
ко к совершению некоторых изменений во внешней среде или в своих взаимоотношениях с ней, но и к определенным эмоциям и чувствам. Большинство людей ходят в театры не для того, чтобы поставить «галочку» («был в театре»), а все-таки ради эстетических переживаний. Идя на комедию, мы формируем соответствующее представление о желательном эмоциональном состоянии и бываем очень разочарованы, если обнаруживаем, что спектакль нас вовсе не веселит: расхождение между критерием соотнесения и перцептивным входом слишком велико.
«Перцептивный вход» является следующим понятием теории мотивацион-ного контроля. В общем виде это понятие можно определить как воспринимаемый и существенный, с точки зрения исполнителя действия, аспект среды, или информация о текущем состоянии дел.
Выделяются три типа перцептивного входа:
1. Некоторый аспект окружающей (внешней) среды. Данный тип перцептивного входа в основном обслуживает критерии конечного состояния и темпа продвижения. Поставив себе задачу купить пылесос, мы сравниваем те пылесосы, которые нам предлагают в том или ином магазине (перцептивный вход), с представлением о том пылесосе, который мы хотим купить (критерий соотнесения). Начав изучать иностранный язык, мы контролируем темпы его усвоения, ежедневно подсчитывая количество выученных слов или прочитанных страниц.
2. Информация о собственных действиях. Мы часто задаем себе вопрос: «Что я делаю?» или «Что я здесь делаю?». Предположим, мы искали работу, связанную с общением с людьми, живую, творческую (критерий соотнесения третьего типа), а получилось, что заняты в основном бумагами, отчетами и рутиной (перцептивный вход).
3. Информация из внутренней среды (чувства, мысли, состояния). Перцептивный вход этого типа позволяет нам контролировать исполнение действия, ориентированного на критерий соотне-
сения четвертого типа. Выходя из здания театра после просмотра комедии, разумно спросить себя: «Повеселел ли я?».
Один из главных выводов, который можно сделать на основе рассмотренных выше классификаций критериев соотнесения и перцептивных входов, состоит в том, что для эффективного управления действием человек нуждается в информации, соответствующей его критериям. Действие страдает не только от того, что цели и задачи не определены, но и от того, что диагностическая информация недоступна, т. е. недоступна та информация, которая могла бы помочь человеку ответить на вопросы типа «Туда ли я иду?» и «Как долго еще идти?».
Если же все-таки человек располагает диагностической информацией, то он может с той или иной степенью отчетливости оценить расхождение между критерием соотнесения и перцептивным входом, которое в теории мотивационного контроля называется обнаруженным отклонением. Роль обнаруженного отклонения состоит в том, что оно придает поведению избирательность (направленность) и энергети-зирует его. Обнаруженное отклонение — это своего рода «on-line-мотивация» — мотивация, которая появляется уже в ходе выполнения действия. Субъект, обнаруживая, что то-то и то-то настолько-то сделано и настолько-то недоделано, мобилизует энергию и направляет ее на «хромающие» аспекты ситуации.
Однако интенсивность поведения связана еще и с чувствительностью к отклонению. Это понятие теории мотивационного контроля отражает важность, или значимость, соответствующей цели для субъекта. Два разных человека (или один и тот же человек) в различных обстоятельствах могут иметь один и тот же критерий соотнесения и одинаково воспринимать реальность (перцептивный вход), однако ведут себя по-разному. И дело здесь в разной чувствительности к отклонению. Например, два соседа по комнате в студенческом общежитии, имея одни и те же критерии чистоты, могут по-разному реагировать на беспорядок в комнате:
один при небольшом отклонении от нормы бросается делать в ней уборку, другой раздражает первого своей упрямой терпимостью к беспорядку.
Резюме: основные структурные блоки контроля действия.Легко заметить наличие сквозных идей и концепций в представленных выше теоретических моделях. Наиболее существенная черта сходства, на мой взгляд, состоит в том, что эти теории являются хронологическими: все они рассматривают контроль действия как цикл, начинающийся до действия и завершающийся после окончания предыдущего и перед началом следующего действия. Стремясь упорядочить дальнейшее изложение, я условно подразделю процессы контроля на две основные группы, используя в качестве уточняющих термины рассмотренных выше теорий:
1. Интенсиональные (предшествующие действию) процессы: афферентный синтез, принятие решения, модель результатов и программа действия в теории функциональных систем; первый тест в модели ТОТЕ; стадии предрешения и додействия в модели четырех стадий; критерий соотнесения в мотивационной теории контроля.
2. Оценочные процессы — оценка результатов действия; обратная связь — сравнение модели результата и программы действия с реальными результатами; второй тест; стадия последействия; сравнение перцептивного входа с критерием соотнесения.