Виды невербальной информации и особенности их восприятия
В системе речевого общения можно выделить до девяти видов невербальной информации (НИ), передаваемой особенно-
стями звукопроизношения, т. е. средствами фонации: 1) эмоциональную, 2) эстетическую, 3) индивидуально-личностную, 4) биофизическую, 5) социально-групповую, 6) психологическую, 7) пространственную, 8) медицинскую, 9) информацию о физических помехах, сопровождающих процесс речевого общения. Эти виды НИ могут быть переданы и средствами ки-несики с учетом специфики зрительного информационного канала. Каждый из перечисленных девяти видов НИ можно условно разделить на значительное число подвидов, так что в целом можно насчитать сотни разновидностей невербальной информации, характеризуемой соответствующим числом словесных определений и характеристик. Рассмотрим кратко виды НИ, передаваемые особенностями звукопроизношения, т. е. средствами фонации.
Эмоциональная информация
С.Л. Рубинштейн писал: «Для подлинного понимания не только текста речи, но
и говорящего, не только абстрактного «словарного» значения его слов, но и того смысла, который они приобретают в речи данного человека в данной ситуации, очень существенно понимание эмоционально-выразительного подтекста, а не только текста» [Рубинштейн, 1976].
Следует различать направленностьэмоциональной экспрессивности говорящего: а) на партнера (партнеров) по общению; б) на предмет разговора; в) на самого себя, что предполагает совершенно различный психологический характер воздействия выражаемой эмоции на коммуниканта и его реакцию. Восприятие эмоциональной информации зависит от степени выраженности эмоции в голосе и ее вида. Исследования показали большую надежность адекватного восприятия таких эмоций, как гнев и страх, по сравнению с эмоцией радости. С эволюционно-исто-рической точки зрения это можно объяснить больше и социально-биологической значимостью эмоций гнева и страха (как сигналов угрозы и опасности) по сравнению с эмоцией радости (как сигнала комфорта и удовольствия). С акустической точки зрения эмоции гнева и страха закодированы более выразительными и надежными средствами, чем эмоция радости [Морозов, 1977]. Существенно различны индивидуальные способности людей к восприятию эмоциональной информации.
Эмоциональный слух
Для характеристики эмоциональной имп-рессивности, т. е. способности человека к адекватному восприятию эмоциональной информации, предложено понятие эмоциональный слух [Морозов, 1985, 1988, 1991, 1993, 1994]. Если фонетический речевой слух обеспечивает способность человека воспринимать вербальное смысловое содержание речи, эмоциональный слух (ЭС) — это способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. В музыкальном искусстве ЭС — это способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков.
В теоретическом плане ЭС определен как сенсорно-перцептивная часть системы невербальной коммуникации, специализированная к адекватной оценке эмоциональной информации в звуковой форме.
В отличие от речевого слуха, центр которого расположен в левой височной зоне мозга (зона Вернике), центр эмоционального слуха находится в правой височной области. Нарушение этой зоны (например, при инсульте) приводит к неспособности адекватно воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональную интонацию речи.
Тест на эмоциональныйслух. Для оценки индивидуальных и типологических различий людей по степени развитости ЭС разработаны специальные психоакустические тесты, представляющие собой наборы эмоционально окрашенных фрагментов звуковой речи, пения, музыки, полученные с участием профессиональных актеров, певцов, музыкантов [Морозов 1977,1985,1993,1994]. Процедура исследования позволяет с достаточно высокой степенью объективности выявить способность любого человека к адекватному восприятию эмоциональной интонации (речи, пения, музыки) и количественно оценить ее в баллах, точнее — в процентах правильной идентификации всех прослушанных индивидом эмоционально окрашенных фрагментов речи, пения, музыки. Преимущество подобных невербальных тестов над вербальными тестами-опросниками, доминирующими в психологической науке, состоит в том, что с их помощью можно получить более адекватные оценки способностей и свойств обследуемых людей, в частности эмоционально-эстетического восприятия.
Среднестатистический нормальный индивид обладает эмоциональным слухом в 60—70 баллов (так подобраны тесты). Но встречаются люди с эмоциональным слухом всего лишь на 10—20 баллов, что можно характеризовать как «эмоциональную тугоухость» или даже «глухоту», обнаруженную, в частности, у детей, воспитывающихся без родителей в детском доме [Пашина, 1991], у лиц, стра-
дающих алкоголизмом и наркоманией [Серебрякова, 1995]. Встречаются обладатели сверхвысокого эмоционального слуха (до 90-95 баллов) среди музыкантов, дирижеров хоров, вокалистов, ведущих артистов балета [Фетисова, 1991]. Дети l-2-ro классов общеобразовательной школы имеют эмоциональный слух от 26 до 73%, в среднем 45-60 баллов.
Исследования показали статистически надежную корреляцию ЭС с такой психологической характеристикой, как эмпатия (тестируемой по опроснику Меграбяна), высокую повторяемость результатов тестирования аналогичных возрастных и профессиональных групп людей, что свидетельствует о валиднос-ти и прогностичности теста на ЭС.
Эстетическая информация
Словесные определения эстетической информации речи и голоса носят оценочный характер: нравится — не нравится, приятный — неприятный, нежный — грубый, чистый — хриплый и т. п. Важнейшие особенности эстетической информации — образность и метафоричность; эстетические характеристики голоса как акустического явления не ограничиваются чисто акустическими определениями (звонкий — глухой, высокий — низкий), но заимствуются из области других сенсорных ощущений, например зрительных (яркий — тусклый, светлый — темный), кожно-тактильных (мягкий — жесткий, теплый — холодный) или мышечных (легкий — тяжелый) и даже вкусовых (голос бывает сладкий, сочный, кислый, с горечью) и т. п., а также дают представление о физиологических особенностях образования звука в голосовом аппарате человека (грудной, горловой, носовой, напряженный, свободный, вялый), состоянии здоровья (болезненный), утомлении (усталый) и т. п. К тому же слушатели способны наделить голос даже нравственными категориями, например назвать звук «благородным». Это относится, скорее, к человеку — обладателю голоса, но такая категория — «благородный» звук — быту-
ет и у инструменталистов, например скрипачей, пианистов, трубачей и др.
Эстетическая информация принадлежит к числу наименее исследованных, но несомненно значимых психологических характеристик человека. С лингвистической точки зрения не важно, каким тембром голоса произнесена та или иная фраза. Однако ее психологическое воздействие существенно зависит от эстетических характеристик голоса. Это определяется сформированными у людей стереотипами психологического восприятия говорящего: слушатели склонны приписывать наибольшие достоинства людям с эстетически совершенной по звучанию речью (приятный тембр, интонации и т. п.) по сравнению с эстетически несовершенной речью. Специально проведенные сравнительные экспериментальные исследования магнитофонных записей речи группы драматических артистов, обладающих эстетически совершенными речевыми качествами, и группы бизнесменов, речь которых была оценена эстетически более низкими баллами, показали, что слушатели статистически достоверно приписывают обладателям красивой речи не только более интеллектуально-эстетические и психологические качества (симпатичность, интеллигентность, образованность, доброжелательность, великодушие, чувство собственного достоинства), но и наиболее высокие деловые и партнерские качества (компетентность, надежность, инициативность, энергичность, уверенность, заинтересованность), лучшее состояние здоровья [Морозов, 1995].
Приведенные результаты находят подтверждение в исследованиях американских и немецких психологов, показавших, что люди склонны наделять достоинствами внешне наиболее красивых и симпатичных людей по сравнению с менее красивыми [Красота и успех, 1995].