Проблемы и перспективы рассматриваемой области
Одну из основных проблем (трудностей) рассматриваемой области составляет многопрофильность ее объекта. Эта многопрофильность отчетливо обнаруживается в приведенных выше материалах. Они показывают, что различные науки и подходы вносят свой вклад в исследование речи и языка: психология, лингвистика, социология, психофизиология, психоакустика, компьютерное моделирование. Внутри психологии тема речи оказывается тесно связанной со многими другими темами: личности, мышления, эмоции, памяти. Способность человека выразить в словах то или другое психологическое состояние — мысль, чувство, воспоминание, опасение, желание — в каком-то смысле яв-
ляется всепроникающей. Соответственно, адекватное описание речевого функционирования по своей сущности оказывается комплексным и многоплановым. Данные разных наук и подходов должны быть привлечены для такого описания. На рисунке 3.56 показан их возможный на сегодняшний день состав.
Сопряжение разного рода данных представляет в рассматриваемой области значительную проблему — как содержательную, связанную с осмысливанием проблемы, так и текстовую, имеющую задачей описание существующего знания. В самом деле, для комплекси-рования знаний необходимо ими по меньшей мере владеть. Однако специалисты в области психологии, лингвистики, естественных и социальных наук, как правило, ориентированы каждый в своем направлении, Леонардо да Винчи с его многогранным талантом — не частое явление в мире. Осознание проблемной задачи создания комплексной науки применительно к исследованию речи и языка вызвало к жизни новую научную область так называемую Speech sciences (речеведческие науки), делающую пока свои первые шаги. В связи со сказанным примечательно также, что учебники по психологии, как старые, так и новые, практически не решают задачу адекватного описания рассматриваемой области. Разделы «Психология речи», «Психолингвистика» либо просто не включаются в них, либо представлены в урезанном объеме, порой с довольно случайным содержанием.
Проблема сопряжения разных факторов, с которыми связано осуществление речевой функции, в определенной степени разрабатывается современной когнитивной психолингвистикой при построении сложных многоэлементных моделей речемыслительной деятельности. Однако, решая проблему адекватной сложности описаний, когнитивисты сохраняют слабость другого рода. Эту слабость можно назвать объективистским редукционизмом (редукция — сокра-
Речевое функционирование
Рис.3.56. Возможный состав наук и подходов, необходимых для адекватного описания речевого функционирования.
щение, упрощение). В их работах отсутствует субъективная сторона речи. Однако эта сторона существует и вполне реальна. Вспомним, что в своей речи человек обнаруживает свободу воли: по своему желанию он может сказать нечто или воздержаться, может сделать выбор между одним или другим высказыванием. Приходится в этой связи признать заслугу В.Гумбольдта, четко утверждавшего связь языка-речи с проявлением человеческого духа. В самом общем смысле в речи мы имеем переход от нематериальной мысли к материальному слову, при говорении, а при слушании и понимании — от материально выраженного слова к нематериальной мысли, пониманию. Здесь, в этом пункте исследователь фактически сталкивается с известной науке так называемый психофизиологической (психофизической) проблемой, — проблемой отношения психического, нематериального, и физического, материального. В настоящее время эта проблема практически не расмат-ривается позитивной наукой. И это оставляет большую лакуну в знаниях.
Намечая перспективы развития знаний в области психологии речи и психо-
лингвистики, следует предположить, что более полное комплексное знание объекта позволит продвинуть работу в области его моделирования. Это будет означать успех в разработке искусственного интеллекта и еще более высокие по сравнению с теперешними достижениями в передаче компьютерной технике мыслительных и других рабочих функций человека.
Другим перспективным развитием темы должно стать усиление ее возможностей в плане помощи людям, страдающим от нарушений речевой способности. Надо верить, что психологическая наука сумеет придать своему развитию практический уклон, и ее достижения будут служить людям в преодолении трудностей жизни.
Литература
АрноА.,Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика: (Грамматика Пор-Рояля). СПб.: Изд-воЛГУ,1991.
Ахутина ТВ. Порождение речи: нейролингвис-тический анализ синтаксиса. М., 1989.
Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М.: ЧеРо, 1999.
Бейтс Э. Интенции, конвенции, символы // Психолингвистика / Сост. А.М.Шахнаро-вич.М.: Прогресс, 1984. С. 50-103.
Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб., 1998.
Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика / Сост. А.М.Шахнарович. М: Прогресс, 1984. С. 21-50.
Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. М.,1992.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Гельфанд С.А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. М.: Мир, 1984.
ГишвиндН. Мозг. Раздел: Специализация человеческого мозга. М.: Мир, 1984.
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.
Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985.
Жинкш Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998.
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: РГГУ, 1999.
Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф, Уфимцева И.В. Черкасова ГА. Русский ассоциативный словарь. Т. 1-6. М., 1994-1999.
Кларк Е. Универсальные категории: о семантике слов-классификаторов и значениях первых слов, усваиваемых детьми// Психолингвистика / Сост. А.М.Шахнарович. М.: Прогресс, 1984. С. 221-241.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия,1979.
Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967.
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.—Воронеж, 1997.
Павлова А.А., Шустова Л.А. Методика выявления особенностей речевого развития детей // Вопр. психологии. 1987. №6.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997.
Потебня А.А. Мысль и язык // Эстетика и поэтика, М„ 1976.
Психолингвистика/ Ред. А.М.Шахнарович. М., 1984,
Рац У., Михайлова И.Б. Новый метод диагнстики языковой компетенции: Ц-тест // Иностранная психология. 1995. №5.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1989.
Речь, язык, коммуникация // Современная психология/ Ред. В.Н.Дружинин, М., 1998.
Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
Степанов Ю. С. Язык и метод. М., 1998.
Уфимцева И.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998. С. 135-170.
Ушакова Т.Н. Функциональные структуры 2-й сигнальной системы. Психофизиологические механизмы речи. М., 1979.
Ушакова Т.Н. Детская речь — ее истоки и первые шаги в развитии // Психол. журн. 1999. Т.20. №3. С. 59-69.
Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика// Психол. журн. 1991. Т.12. №6. С.12-25.
Филичева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Г.Б. Основы логопедии. М., 1989.
Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
Психология дискурса
Введение
Язык и речь обеспечивают коммуникацию. Это представление общепринято. Найдется ли автор, который, обращаясь к проблемам речи и языка, не упомянул бы их роли в общении! Социальный характер речи проявляется с такой отчетливостью, что невольно задаешься вопросом, а есть ли у речи иное назначение, помимо коммуникативного. Сомневаться же в том, служит ли она средством общения, очевидно, не приходится.
Проблема коммуникативной функции речи — одна из важнейших в психолингвистике, казалось бы, должна быть и одной из наиболее разработанных. В самом деле, ее трактовка дана в трудах СЛ.Ру-бинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Н.И. Жинкина. Она представлена в словарях и учебниках. Однако теоретические исследования не дают ответа на конкретные вопросы: как именно реализуется речевое общение, каким образом через речь осуществляется передача мыслей и чувств от одного человека к другому, оказывается воздействие, устанавливается контакт с собеседником. Эти вопросы требуется уяснить, чтобы представление о роли речи в общении наполнилось фактическим содержанием и речь обнаружила свое действительное значение в жизни человека и общества.
Между тем вплоть до середины 1980-х годов, когда вербальная коммуникация стала предметом специальных исследований, основное внимание уделялось другим аспектам речи. Как писал Б.Ф.Ломов: «в психологических исследованиях речи (и языка) большое внимание уделяется ее роли в процессах познания, в регуляции движений и действий... Однако речевое общение как обмен знаниями, идеями и пр. остается в стороне» [Ломов, 1984. С.187]. Только в последние десятилетия XX века в науке начал постепенно осознаваться тот факт,
что описываемые язык и речь остаются фактически чистой абстракцией, не имеющей прямого отношения к процессам коммуникации. Предмет изучения был охарактеризован «вдоль и поперек», но вне поля зрения осталось главное — использование человеком речи и языка применительно к реальной ситуации, с жизненными целями, в обращенности к конкретному партнеру, иными словами именно то, для чего язык и речь, собственно говоря, и существуют.
Выявление роли коммуникативного контекста, речевой ситуации во всех ее измерениях привело к настоящей революции в понимании речи и речевого общения. Важным завоеванием стал «коммуникативный подход» — представление о том, что язык и речь не самодостаточны, они обслуживают коммуникацию и должны рассматриваться в ее структуре. В этой связи развернулись исследования диалога, речевого воздействия, особенностей речи в различных социальных контекстах. В терминологическом плане закрепилось понятие «дискурс», которое широко используется для обозначения всех видов речи в общении, речи, «погруженной в коммуникацию». О продуктивности нового круга идей, акцентирующих значение коммуникативного контекста, свидетельствует развитие множества исследовательских школ и направлений, применимость получаемых результатов к большому классу практических задач речевого общения.
Как развивались исследования речи и почему до последнего времени коммуникативный аспект в существенной части оставался неизученным — этому вопросу посвящен раздел 2, где рассматриваются некоторые традиционные парадигмы исследований и предпосылки возникновения коммуникативного подхода. В разделах 3—5 дается представление о дискурсе, характеризуются современные работы, выполненные в коммуникативной парадигме, а также те проблемы, которые остаются нерешенными.