Развитие эмпирического аспекта
Вплоть до XX века исследования по интересующей нас тематике носили преимущественно глобальный характер, ставились и обсуждались вопросы наиболее общего свойства: происхождения языка, его природы, связи с рациональной или эмоциональной стороной психики. Такого рода подход был естественен на современном ему уровне развития естественных и гуманитарных наук. В то же время для дальнейшего развития области было необходимо накопление конкретных фактических данных, проверка и уточнение гипотез, порой сужение сферы исследования для достижения более точных результатов.
Именно это и произошло в начале XX века, когда в науке активно развивался эксперимент, возникали подходы к формированию психологии как позитивной науки, опирающейся на объективные факты. В области исследования речи появились темы конкретно-эмпирического характера. Поначалу исследователи пользовались первым доступным объективным методом — наблюдением. Стали накапливаться описания развития детской речи (ее онтогенеза). Привлекли внимание факты речевых ошибок типа оговорок, собирались и издавались словари такого рода форм речевых проявлений. Объектом исследований стали речевые нарушения, патологии речи, наблюдаемые при недоразвитиях, мозговых травмах. Несколько позднее появились темы взаимоотношения речи и мышления, речевой памяти, внутренней и эгоцентрической речи, биологического и социального в языке и речи. Возник поток исследований по отдельным, порой частным проблемам. Здесь следует констатировать этап эмпирической многоас-пектности исследований (как это квалифицируется Я.А. Пономаревым).
Стремление к конкретности исследований в это время ясно выражено в лингвистике. Бодуэн де Куртене, основоположник Казанской школы в языкознании, развивал идеи эксперимента
в лингвистике. Один из его учеников, Богородицкий, организовал первую в России фонетическую лабораторию; другой не менее известный ученик, Щерба, создал фонетическую лабораторию в Петербурге. Работа последнего «О трояком аспкте языковых явлений и эксперименте в языкознании» оказала большое влияние на развитие конкретных языковедческих исследований.
Вторая сигнальная система
Вместе с накоплением эмпирических данных в первые десятилетия XX века в рассматриваемой области были сделаны важные теоретические предложения. Среди них следует отметить идею И.П. Павлова о второй сигнальной системе как сложного физиологического механизма, осуществляющего речеязыковую деятельность.
Концепция второй сигнальной системы была выдвинута в конце жизни ученого и не получила серьезного развития при его участии. Однако она способствовала укреплению естественнонаучной позиции и ориентации на изучение механизмов речи. Поэтому павловский подход подготовил почву для появления когнитивного направления в психолингвистике нашего времени, который как раз и направлен на точное описание скрытых механизмов речеязыковых процессов.
Главная направленность идеи второй сигнальной системы состояла в том, чтобы выявить в сложнейшей речеязыковой деятельности человека некоторые простые основания, сопоставимые с высшей нервной (условнорефлекторной) деятельностью животных. Павлов обратился к феномену слова, предположив, что оно несет на себе функцию особого рода сигнала, действующего в сфере высшей нервной деятельности человека. Слово, по мысли Павлова, это сигнал непосредственных сигналов, которые оно обобщает, создавая возможность отвлечения и абстрагирования от непосредственной действительности. Тем самым вся высшая нервная деятельность человека преобразуется, поскольку возникает основа
для отвлеченного мышления, а в конечном счете и для науки.
Некоторые из ближайших последователей Павлова пытались неоправданно прямолинейно реализовать в экспериментах идею второй сигнальной системы, разрабатывая так называемую методику речевого подкрепления (см. труды А.Г.Иванова-Смоленского). Другая линия исследований, инициированная Н.И.Красногорским, оказалась значительно более адекватной и успешной. В работе этого ученого был впервые экспериментально выявлен факт существования физиологической связанности слов человеческого лексикона. В экспериментах Н.И.Красногорского и его сотрудника А.Я.Федорова (1935 г.) такого рода связи были обнаружены между одновидовы-ми и однородовыми словами (названиями птиц). Опыт состоял в том, что детям для заучивания давался ряд слов, обозначающих птиц (воробей, грач и др.). После установления между словами ассоциативной связи на одно слово (воробей) путем подкрепления безусловным раздражителем вырабатывался условный рефлекс. После закрепления рефлекса каждое слово из ассоциативного ряда стало вызывать ту же реакцию, что и слово воробей. Введение пробы на обобщающее слово птица также «с места» вызвало условную реакцию. Данные факты свидетельствовали о возможности устанавливать в опыте межсловесные временные связи, а также выявлять те, что сложились в прежнем опыте человека.
В последующих исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Г.Разра-на, Б.Риса, Л.А.Шварц, О.С. Виноградовой, А.Р. Лурии, Т.Н. Ушаковой и др.) выявлен условнорефлекторный характер межсловесных связей и показано, что они являются физиологическим основанием так называемых вербальных сетей, или семантических полей (см. Рис. 3.50). Накоплены свидетельства тому, что межсловесные связи вырабатываются в жизненном опыте и оказываются достаточно стабильными. Все слова человеческого лексикона хранятся «внедренными» в
Рис. 3.50. Схема образца «вербальной сети».
материю вербальной сети, и этой материи принадлежит важная роль в общем речеязыковом механизме. Эти данные составляют физиологическое основание современных представлений об организации вербальной памяти человека. В форме вербальных ассоциаций такого рода связи описываются и активно исследуются в настоящее время в психолингвистике.
Речь - это поведение
Данная идея разрабатывалась в русле направления, получившего название бихевиоризма (bihaviour — поведение). Возможность описания речи с помощью тех же понятий и представлений, что другие формы поведения человека, обстоятельно аргументирована в книге Б.Ф. Скиннера Verbal behaviour (1957). Люди приучаются употреблять определенную речевую форму в некоторых повторяющихся ситуациях. Это есть, по сути, обусловленная вербальная реакция. Она подкрепляется взаимным по-
ниманием людей и их адекватными действиями. Повторное возникновение данной ситуации автоматически вызывает выработанную вербальную реакцию в скрытой или явной форме. Словесная реакция может служить побудительным стимулом для другой словесной реакции. Возникает цепь рефлекторных актов, используемых людьми в общении между собой. Эта цепь образует «вербальное поведение».
Бихевиористский подход к речи направлен на выявление в сложных процессах речевого общения людей некоторых повторяющихся стереотипных форм, поддающихся относительно простому описанию. Это направление в известном смысле сохраняет свое значение в наши дни. Однако современные исследования в значительно большей степени ориентируются на нестереотипные, продуктивные и творческие возможности речи. Внимание скорее привлекает то, что область речи предоставляет обширное поле для человеческого творчества.
Кратко рассмотренная выше история идей и подходов к выяснению природы феномена языка и речи демонстрирует, с нашей точки зрения, два момента: с одной стороны, блеск и изобретательность человеческого ума, обратившегося к познанию самого себя, возможно, — своей вершинной сущности; с другой стороны, — огромную, быть может, непостижимую сложность рассматриваемого объекта. И то, и другое — впечатляет, расширяет горизонт нашего предмета.
А теперь попробуем выяснить, что нового в психолингвистическое поле проблем принес последующий период, который стал называться собственно психолингвистическим.