Методики, основанные на селекции информации
Началом исследований внимания в когнитивной психологии послужила методика избирательного слушания, которая требовала от испытуемого отслеживать во времени только один тип информации, игнорируя другой.
А. Метод избирательного слушания К. Черри, или «Вечеринка с коктейлем»
Суть метода состоит в том, что испытуемому одновременно предъявляется два сообщения. При бинауральном предъявлении оба сообщения, записанные на разные дорожки магнитофонной ленты, подаются одновременно в правое и левое уши. При дихотическом предъявлении первое сообщение подается в правое ухо, а второе — в левое. В зависимости от цели эксперимента это могут быть записи текстов, списки слов или отдельные слуховые сигналы. Испытуемый должен прислушиваться только к одному сообщению: он может получить инструкцию повторять текст или слова, запоминать их, обнаруживать целевые стимулы и т. д. В первых экспериментах К. Черри была показана важная роль физических признаков стимуляции (направления, интенсивности, высоты звука) в процессе ее селекции (см. [Дорма-шев, Романов, 1995, с. 51—54]).
Эта методическая схема до сих пор является одной из самых популярных в исследованиях внимания. Ее использовали для создания своих моделей Д. Брод-бент, Э. Трейсман, Д. Норман, а также многие другие исследователи, которые участвовали в дискуссии о расположении фильтров избирательного внимания. При ее использовании необходимо учитывать данные, полученные Д. Кимурой [Kimu-га, 1973], которые свидетельствуют о том, что слуховое внимание имеет латеральные особенности. Здоровые люди-правши имеют определенную симметрию слухового внимания к вербальным стимулам. В среднем нормальный человек-правша слышит слова на 10—14% лучше правым
ухом, чем левым. Этот феномен получил название «эффект правого уха».
Б. Метод избирательного смотрения У. Найссера
У. Найссер и Р. Беклен предложили методику избирательного смотрения как альтернативу методике Черри. В этом случае накладывались друг на друга две видеозаписи. Испытуемым предъявляли два достаточно знакомых события: игру в мяч (три человека перебрасывали друг другу баскетбольный мяч) или игру «В ладошки» (два игрока, совершая неритмичные движения, старались шлепнуть друг друга по ладоням). Однако при смешении двух видеозаписей создавалась «экологически невалидная» ситуация, которая не встречается в повседневном опыте. Испытуемым предлагалось отслеживать только одну игру: если они следили за игрой в мяч, то должны были нажимать на ключ всякий раз, когда игрок бросал мяч, и полностью игнорировать игру «В ладошки»; если же они следили за игрой «В ладошки», то должны были нажимать на ключ при каждом хлопке по рукам и полностью игнорировать игру в мяч (см. [Дормашев, Романов, 1995, с. 171^176]).
В последующих экспериментах Найссер использовал модификации этой методики. В одном из опытов действия слежения становились все более сложными, поскольку уменьшались перцептивные признаки, на основе которых можно было бы проводить отбор информации. В другом эксперименте, проведенном Э. Спелке, методику модифицировали для исследования младенцев. Были сделаны три видеозаписи: игра в «Ладушки»; руки, заводящие юлу; руки, отстукивающие простую мелодию на игрушечном ксилофоне. Каждое из этих событий имело насыщенную и сложную визуальную структуру, акустически отличалось от двух других и было интересно для младенцев. Видеозаписи в эксперименте предъявлялись попарно с помощью двух проекторов, которые позволяли смещать изображение в любом направлении. Сначала четырехмесячным младенцам показывали два фильма параллельно, как бы на двух раздельных экранах, при этом звуковое сопровождение имелось только у одной видеозаписи. Затем изображения накладывались друг на друга (обе записи предъявлялись одновременно в течение 2 мин на одном экране). На последней стадии фильмы снова разделялись, а звуковая дорожка отключалась. По движению глаз младенцев (которые фиксировал скрытый наблюдатель) можно было понять, какой фильм он смотрит. Результаты подтвердили, что уже в четырехмесячном возрасте дети могут выполнять сложную задачу на избирательное слежение.
Методики, требующие распределения внимания
Эксперименты на распределение внимания имеют давнюю историю. Суть экспериментов обычно состоит в том, что испытуемых просят выполнять одновременно два различных задания и затем анализируют продуктивность выполнения каждого из них. Например, в одном из экспериментов студенты должны были читать про себя фрагменты художественной прозы объемом до 7 тыс. слов и записывать под диктовку отдельные слова [Spelke et al., 1976]. Д. Олпорт [Allport, 1980] провел сходные эксперименты, которые показали, что опытные пианисты могут с успехом повторять одно из двух дихотомически предъявляемых сообщений и одновременно играть с листа незнакомое музыкальное произведение.
К этому же типу методик можно отнести и более простые варианты, применяющиеся в нейропсихологии. Например, при фиксировании центральной точки испытуемому одновременно зрительно предъявляются два пространственно разнесенных стимула. Предлагается отвечать, какие стимулы он видел. Испытуемые с нарушениями зрительного внимания часто не замечают предъявленных двух стимулов (особенно стимула, который предъявляется слева). Если же стимулы предъявляются раздельно, испытуемые замечают и левый, и правый стимулы. Подобные нарушения нельзя путать с агнозиями. Похожая методика разработана и для изучения тактильного внимания. Экспериментатор одновременно касается одних и тех же участков кистей рук с одинаковой интенсивностью. От испытуемого требуется, чтобы он, закрыв глаза, определил, сколько было прикосновений (одно или два). Больные с нарушениями тактильного внимания часто «не замечают» прикосновения к одной руке. В качестве контрольных условий раздельно прикасаются только к правой или левой руке. В таких условиях прикосновения к обеим рукам «замечаются» [Хомская, 1987].
Основная методическая трудность проведения таких исследований заключается в создании и контроле условий подлинного распределения внимания. Следует исключить случаи автоматизации одной или обеих деятельностей, а также быстрого чередования при их выполнении (сдвигов и переключений внимания).
Методики поиска— одни из самых распространенных при исследовании внимания. Знаменитые таблицы Бурдона, таблицы Шульте, так же как и тест корректурной пробы, являются, в сущности, задачей на зрительный поиск. Они широко применяются в качестве диагностических методик (см. [Воронин, 1993]).
Методики полного воспроизведенияпозволяют исследовать объем внимания путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов, которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. В классических экспериментах с тахистоскопом было показано, что, если предъявляемые стимулы достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания обычно не превышает 5— 7 элементов. После того как Дж. Сперлинг предложил методику частичного воспроизведения, ее модификации постоянно используются в экспериментах на селективное внимание (см. [Величковский, 1982, с. 116]).
Методики преднастройки.Метод пред-настройки позволяет исследовать направленное внимание или выигрыш, который следует от ожидания стимула. В 1978 г. М. Познер и его коллеги исследовали влияние преднастройки на скорость локализации сигнала и определения его модальности. Сигнал мог быть зрительным или акустическим и находиться либо слева, либо справа от испытуемого. Определялось время ре-
акции выбора. Перед каждой пробой испытуемый получал инструкцию, в которой сообщалось о релевантных характеристиках будущего сигнала. В 80% случаев информация была верной, а в 20% — ложной. Оказалось, что в задачах локализации (независимо от модальности) «верная» прединст-рукция приводила к «выигрышу» — ускорению ответов (примерно на 80 мс) по сравнению с контрольными условиями, в которых прединструкция давалась в случайном порядке [Posner et al., 1978]. Такие же результаты получены и для задач, требующих называния слов или принятия лексического решения. В недавнем исследовании японских авторов показано, что если подобные задачи давать в поле трех измерений, то выигрыш становится еще большим и достигает 140 мс [Miura et al., 1995].
Методики регистрации движений глаз направлены прежде всего на исследования направления внимания при выполнении различных деятельностей, например чтении текстов, рассматривании картинок или решении шахматных задач. Кроме этого, анализируя движения глаз, можно сделать вывод о степени напряженности внимания и включенности в деятельность [Гиппенрейтер, 1978].
Методики, использующие физиологические корреляты внимания. Одним из методов, который широко используется в исследованиях внимания в настоящее время, является метод регистрации вызванных потенциалов (ВП)*. Именно благодаря ре-
' Термином «вызванный потенциал» или «вызванный событием потенциал» в нейрофизиологии обозначаются колебания электрического потенциала в любом отделе нервной системы, возникающие под влиянием внешнего воздействия и находящиеся в относительно строгой временной связи с ним. Зарегистрированный в графической форме ВП представляет собой сложную кривую, характер которой зависит от модальности и интенсивности стимула, способа и условий регистрации и т. п. В сложной кривой ВП принято выделять отдельные колебания, называемые компонентами. Каждый компонент можно охарактеризовать, указав его латентный период (время с момента предъявления стимула до пика волны), полярность и амплитуду. Запись вызванных событием потенциалов и выделение их из спонтанных проявлений биоэлектрической активности стали возможными благодаря применению новых способов выделения сигнала из шума, появившихся в радиотехнике. Метод записи ВП был впервые применен в 1947 г [Рутман, 1979]. При регистрации ВП произошел существенный сдвиг в представлениях о физиологических механизмах избирательного внимания и открылись новые возможности для их исследования.
Первые работы по исследованию ВП и внимания проводились по весьма незамысловатой схеме. Инструкция предписывала реагировать лишь в ответ на определенные стимулы и не обращать внимание на другие стимулы (испытуемых просили считать стимулы, нажимать на ключ при появлении стимула и т. д.). Подобная ситуация и есть избирательное реагирование. В процессе выполнения испытуемым задания регистрировались ВП в различных отделах мозга. ВП на целевые стимулы рассматривались как ВП «внимания» и сравнивались с ВП «фона». Наиболее частым результатом множества подобных работ было увеличение ВП внимания по сравнению с ВП фона. Однако такое увеличение амплитуды наблюдалось не у всех испытуемых, у некоторых фиксировалось даже снижение амплитуды ВП внимания. Основной недостаток изложенной выше схемы — неопределенность фона. Состояние испытуемых в фоне могло варьироваться от близкого к дремоте у спокойных людей, привыкших к подобным исследованиям, до весьма выраженной активации у лиц, попавших в такую ситуацию впервые. Эти недостатки со временем были устранены, и сравнение ВП внимания фона было заменено сравнением ВП при внимании и невнимании. Основной структурой стимуляции стало предъявление чередующихся (обычно двух) стимулов одной или разных модальностей, из которых попеременно то один, то другой требовал какой-либо активности испытуемого. Сравнивались ВП на один и тот же стимул в ситуации, когда с ним была связана деятельность или когда он оказывался нерелевантным. В исследованиях, проведенных по такой схеме, наблюдалось меньше расхождений в результатах. Дальнейшее усовершенствование метода позволило показать, что колебания уровня активации проявляются в изменениях ранних компонентов ВП, а с ситуацией избирательного внимания связан достаточно поздний положительный компонент с латентным периодом 300 мс [Наатенен и др., 1986].