Развитие современных направлений в психофизике
Не все из современных направлений психофизических исследований, рассмотренных в подразд. 3.1.4, активно развиваются сегодня. Представим те из них, развитие которых наблюдается наиболее отчетливо.
В современной зарубежной психофизике продолжает доминировать «объектная парадигма» — изучение поведения
«идеального» наблюдателя как объекта внешних воздействий. Об этом свидетельствуют материалы ведущего журнала в этой области «Perception & Psychophy-sics», а также ежегодных конференций Международного общества по психофизике (см., например, «Fechner Day'1992— 2002»). Вместе с тем влияние «переменных субъекта» на сенсорное исполнение отмечается все чаще, хотя эти исследования не объединяются общим подходом.
Анализ мер чувствительности и критерия решения
Специальное внимание уделяется анализу адекватности используемых мер сенсорной чувствительности и критерия решения и разработке новых показателей. Для оценки критерия наиболее широко используются параметрические меры, введенные на основе SDT (р, С). Эти индексы корректны лишь для симметричных РХ, т. е. нормально распределенных и равно-вариативных плотностей вероятностей сигналов и шума. Тем не менее данные показатели часто вычисляются без анализа формы РХ. Видимо, она была асимметричной в случаях изменения р с изменением сР(см. подразд. 3.1.3). Индексы критерия, введенные как «непараметрические» (которые основаны на оценке участков площадей единичного квадрата, выделяемых на основе РХ (Hodos, 1968; Grier, 1971)), критикуются за то, что оказываются все же зависимыми от формы РХ и уступают параметрическим мерам по ряду характеристик (McMillan, Creel-man, 1990). Систематический анализ мер критерия приводит к выводу о том, что нет таких мер, универсальных для разных испытуемых и условий измерения (Dusoir, 1975; 1983). Поэтому обычно делаются упрощающие допущения (о форме РХ) для использования индексов, которые обнаружили свои преимущества перед другими. В частности, таковыми признаются: YR (yes rate) — пропорция ответов «да», вычисляемая как полусумма частот ответов «да», и CER (conditional error rate) — условная пропорция ошибок, вычисляемая как отношение частот пропусков к частотам ложных тревог (Dusoir, 1983; Gagne, McKelvie, 1990). Установлено, что данные показатели (как и три других) обладают преимуществами перед восемью остальными — при сравнении всех этих тринадцати мер по десяти характеристикам (McMillan, Creelman, 1990). Обнаружено, что экспериментальные величины CER лучше соответствуют теоретическим значениям критерия, рассчитанным по априорным вероятностям шума и сигнала, чем величины р, полученные в базовых экспериментах SDT (Индлин, 1976). Большинство индексов чувствительности, разработанных на основе SDT, также являются параметрическими, т. е. предназначены для симметричной РХ (d\ d(e), г), Q, LOR). Во многих же случаях эмпирические РХ асимметричны, и к ним эти индексы не подходят. Они тем не менее часто вычисляются без анализа формы РХ, что может быть оправдано в прикладных работах. Например, при оценке чувствительности в последовательных срезах изменяющегося уровня активированное™ человека на каждом срезе получают лишь одну пару частот попаданий и ложных тревог, по которой рассчитывают индекс сГ. Вопрос о выборе мер сенсорного исполнения, разработанных на основе представления о его стационарности, ранее дискутировался преимущественно в связи с изучением бдительности, так как наиболее остро возникал именно в исследованиях динамики сенсорного исполнения (Broadbent, 1971; Swets, 1977). В последнее же время он обсуждается применительно к любым исследованиям обнаружения и различения, поскольку типичная нестационарность этих процессов стала очевидной. Непараметрическая мера чувствительности, характеризующая площадь под кривой РХ (РА, называемая А'), предназначена для РХ любой формы, поэтому рассматривается как наилучшая, особенно когда получено несколько точек РХ (Swets, 1986; Parasuraman, Moulona, 1987). Сама же пара частот попаданий и ложных тревог может служить адекватной характеристикой исполнения, так как это реальные
эмпирические величины, в отличие от вычисляемых индексов. В этом случае однонаправленное изменение обеих частот интерпретируется как смещение критерия, противоположное — как изменение чувствительности (Забродин, Пахомов, 1979), хотя встречаются другие интерпретации (Фришман, 1990). В любом случае описание результатов с помощью частот попаданий и ложных тревог в комплексе с индексами чувствительности и критерия (а не только одними этими индексами) признается наиболее информативным (Индлин, 1979; Забродин и др., 1979; Parasuraman, Moulona, 1987).
Разработан оригинальный метод определения числа правильных ответов в субъективном шкалировании — это число последовательных (не обязательно подряд) оценок величин стимулов, которые соответствуют последовательности объективных стимульных величин (Garriga-Trillo, 1987). Прежде таких мер не было и проблема адекватности субъективных оценок объективным величинам стимулов решалась путем построения психофизических функций зависимости первых от вторых.
Модели принятия решения и уверенности при вынесении сенсорных суждений
Традиционный психофизический анализ сенсорного исполнения ограничивался лишь вычислением показателей точности ответов наблюдателя на основе регистрации числа его ошибок. В отличие от этого новый подход в психофизике, развернувшийся за рубежом с середины XX в., расширил рамки такого анализа путем включения в него характеристик времени ответов (что было рассмотрено при описании функций SATF и моделей случайных блужданий), а также степени уверенности (СУ) наблюдателя в их правильности (см. подразделы 3.1.2. и 3.1.3.). На этой основе к началу нового тысячелетия был разработан целый ряд концептуально-математических моделей, позволяющих наиболее компактно и наглядно формулировать рабочие гипотезы о внутренних механизмах процессов принятия решения и
формирования уверенности в нем, проверять соответствие между гипотезами и эмпирическими данными и, что особенно важно, предсказывать характеристики этих процессов [Скотникова, 2002]. Применительно к уверенности в сенсорных суждениях можно выделить два основных класса таких моделей: описывающих сенсорную репрезентацию стимулов в сигнальной либо нейросетевой синаптичес-кой форме. Первый класс включает две группы моделей.
а) Модели, основанные на теории обнаружения сигнала и рассматривающие принятие решения в каждой стимульной пробе как базирующееся на единичном неделимом наблюдении. СУ в нем определяется расстоянием на оси сенсорных впечатлений от величины полученного сенсорного эффекта до величины сенсорного эффекта, соответствующего критерию принятия решения. Процесс оценки наблюдателем СУ помощью нескольких градаций уверенности репрезентируется как использование им нескольких критериев решения, разделяющих нормальное либо отклоняющееся от нормального распределение сенсорных эффектов от стимулов или их различий (по типу процедуры «оценки» — «rating»). Если конкретное наблюдение попало в определенный сегмент распределения, то в ответе сообщается данная категория уверенности (Clark, 1960; Norman et al., 1969; Kinchla et al., 1974; Ferrel, 1980, 1995; Treisman et al., 1984; Bjorkman et al., 1993; Balankrishnanetal, 1996). Недостаток приведенных моделей (как следствие теории обнаружения) в том, что они описывают лишь правильность и уверенность ответов, но не время ответов и его взаимосвязи с двумя первыми переменными.
б) Стохастические модели, рассматривающие интервал наблюдения в каждой стимульной пробе как состоящий из множества микроинтервалов, в которых сенсорная система получает свидетельства, накапливающиеся далее в сумматорах, в пользу возможных гипотез решения. Таким образом, процесс решения рассматривается как стохастический
путь, состоящий из последовательных малых шагов. Принимается та гипотеза, информационный порог которой достигается первым. Уверенность для каждой из гипотез соответствует сумме свидетельств в ее пользу. Это модели случайных блужданий, предполагающие один общий сумматор для свидетельств с разными знаками в пользу двух альтернативных гипотез (Link, Heath, 1975; Heath, 1984), аккумуляторная (D.Vickers et al., 1979; 1988; 1998) (см. подразделы 3.1.2. и 3.1.3.) и модель шкалирования сомнений (Petrusic, Baranski, 1998), предполагающие отдельные сумматоры для свидетельств в пользу каждой гипотезы. Модели данной группы описывают все три характеристики принятия решения — его правильность, время и уверенность.
Представления как теории обнаружения сигнала, так и стохастического накопления свидетельств использованы С. Лин-ком [Кочетков, Скотникова, 1993] в предложенной им модели уверенности на основе разработанной этим автором волновой теории сходства и различия. СУ описывается как функция двух переменных: критерия решения, величины стимуляции (и соответственно — различимости), и как результат работы механизма случайных блужданий. Здесь в анализ включено время первичного ответа, но не рассматривается время суждения об уверенности.
Модели, которые можно отнести ко второму классу, строятся на основе алгебры нелинейной психофизической динамики (R. Gregson, 1988; 1992; 1995; 1999) и нейросетевой парадигмы (R.Heath, R.Fulham, 1988; М.Usher, D.Zakai, 1993). Они тоже описывают и правильность, и время, и уверенность решений. В соответствии с моделью Р. Грегсона, уверенность представляется как нелинейно-динамический двухфазный каскадный процесс: она немедленно следует за сенсорным впечатлением, а не за суждением о нем. Математический аппарат, используемый в этой модели и включающий дифференциальные уравнения, гораздо сложнее, чем в моделях, приведенных выше.
Преимущество нейросетевых моделей — в развитии «Ьгат-Ике»-подхода к математическому моделированию психических процессов, т.е. в описании последних в соотношении с их нейрофизиологическими механизмами, рассматриваемыми как функционирование нейронных сетей мозга. Такое описание использовано в модели адаптивных фильтров Р. Хеса и Р. Фулхе-ма, учитывающей работу механизмов памяти и использующей принцип случайных блужданий для характеристики процессов решения. Однако в ней рассматривается собственно процесс решения и лишь эскизно — уверенность. Модель же М. Ашера и Д. Закаи, конкретно связывает СУ с числом колебаний альтернатив решения. Неуверенность рассматривается как результат неустойчивости альтернатив (что перекликается с представлениями И.В.Вайнера (1990) о неуверенности как следствии неустойчивости стратегий решения). Эта нейросетевая многоаспектная модель принятия решения, одним из аспектов которой является СУ, базируется на концепции о процессе решения как элиминировании конкурирующих альтернатив до принятия одной из них (A. Tversky, 1972) и раннем варианте принципа стохастического накопления свидетельств (R.Odly, 1960). Хотя она специально описывает выбор человеком жизненных событий, все же предполагаемый механизм формирования уверенности в суждении теоретически вполне адекватен случаю решению сенсорных задач.
Рассматривая процесс формирования уверенности психологически с привлечением наиболее развитых и авторитетных моделей (D.Vickers et al., 1979; 1988; 1998; М.Usher, D.Zakai, 1993), можно интерпретировать СУ как субъективное переживание баланса доказательств или числа колебаний альтернатив решения в пользу какой-либо из них, служащее для человека индикатором того, какую альтернативу выбрать.
Исследования уверенности
В современную эпоху для большинства видов сложной практической деятельности человека (для профессий руково-
дителей, военачальников, операторов, врачей, педагогов, юристов и мн. др.) характерна необходимость принимать ответственные решения в условиях высокой субъективной неопределенности, вызванной дефицитом либо избытком входной информации. Поэтому для человека типичны переживания сомнительности принимаемых решений. Естественно, что исследования механизмов принятия решения и уверенности в нем бурно развиваются в зарубежной науке, начиная с середины XX в. Начиная с 90-х гг., такие работы резко интенсифицировались применительно к сенсорным задачам порогового типа (чаще всего — по различению сигналов), где, как правило, имеют место дефицит информации, субъективная неопределенность и сомнительность решений. Теоретический анализ психологического содержания конструкта «уверенность» (Ув) и современного состояния его исследований показал следующее [Скотникова, 2002].
Изучаются два основных аспекта уверенности.
а). Ув в себе как личностная характеристика (self-confidence) — принятие себя, своих действий, решений, навыков как уместных, правильных. (Salter, 1949; Wolpe, 1958; Lazarus, 1966; Mohlenkamp, 1975; Ромек, 1997; Высоцкий, 2002).
б). Ув в правильности своих суждений (ситуативная уверенность — confidence — см. ниже) исследуется на материале опросников на общую осведомленность (т.е. на когнитивном уровне знаний) и задач на сенсорное различение (т.е. на сенсорном уровне). Самая распространенная сегодня за рубежом парадигма — это исследования реализма (калибровки) Ув, т.е. степени соответствия между Ув человека в правильности своих суждений и их объективной правильностью.
Неоднозначны сведения о влиянии обоих аспектов Ув на продуктивность когнитивной деятельности и правильность решения (причем трудно выделить обоснованно доминирующую точку зрения), а также о соотношениях между двумя аспектами Ув. Наиболее логичной
и непротиворечивой представляется позиция В.Б. Высоцкого (2002): личностная Ув — это производное от ситуативной, но обобщенная на всем опыте субъекта.
Ув в суждениях понимается в психологии прежде всего как характеристика принятия решения (Odly, 1960; R.Heath etal, 1984, 1988; M.Usher, D.Zakai, 1993), регулятивное (в терминах Б.Ф. Ломова — в отечественных работах) состояние — как внутренняя обратная связь, определяющая готовность человека к взаимодействию с внешней средой (Конопкин, 1973; Забродин; 1976), но также и как когнитивный процесс: оценка вероятности события (Lichtenstein et al., 1980, 1982; Yates et al., 1982, 1987) — и как метаког-нитивный: один из источников когнитивного контроля над суждением, повышающим его точность, но ограничивающим возможности субъекта обнаруживать свои ошибки (Vickers, 1998). Теоретический анализ проблемы, позволил предположить, что Ув в суждениях — системное психическое образование, выполняющее и когнитивную функцию — рефлексия субъекта о своих знаниях, вероятностный прогноз правильности решений, и регулятивную — переживание и состояние, связанное с этими процессами и влияющее на латентность и результат решения: принятие той или иной гипотезы в зависимости от прогноза их правильности, и когнитивно- регулятивную — оценка правильности решения. Таким образом, в силу всех этих функций Ув является существенной детерминан-той как приема и переработки информации, так и принятия решения.
Относительно дискутируемой в зарубежной литературе проблемы: возникает ли Ув после решения или в его процессе, представляется, что исходно переживание Ув является бессознательным, которое непосредственно включается в «психологическую ткань» процесса решения (продуцирование гипотез, их сравнение и выбор какой-либо одной для вынесения суждения) и в его структуре выполняет свою регулирующую функцию: время решения и его результат (какая гипотеза будет принята) могут в значительной степени зависеть от степеней Ув для разных гипотез. Если же требуется оценить степень Ув в принятом или предполагаемом решении, то она, конечно, осознается.
В экспериментах по зрительному различению временных интервалов определялись соотношения трех основных характеристик решения сенсорной задачи (на основе которых рассчитываются все показатели исполнения) между собой: точности ответов, их Ув и скорости — по 19 индексам (Скотникова, 1994; 1996; 1998; 2002). Предложены новые показатели степени Ув суждений (пропорции уверенных и сомнительных ответов среди верных и ошибочных раздельно). Они позволяют более дифференцированно оценить соотношение верных-ошибочных-уверенных-сомнительных ответов, чем обычно используемые пропорции уверенных и сомнительных ответов в общем массиве данных [Скотникова, 2002]. С их использованием обнаружено, что ошибочные ответы медленнее верных. Это верифицирует применительно к пороговому различению «правило Свенссона», установленное для трудного опознания и инструкции, предписывающей точность ответов. В отличие от этого, для легкого опознания и инструкции, требующей скорости ответов, ошибки оказываются быстрее верных ответов. Кроме того, ошибочные ответы чаще были сомнительными, чем верные, что оказалось общим феноменом для обеих типичных задач различения: «одинаковые—разные» («=,*») и «больше—меньше» («>,<»). (Прежние же, менее дифференцированные расчеты относительно общего массива ответов выявляли менее частую сомнительность ошибок). Сомнительность ответов может служить внешним индикатором неотчетливости сенсорных впечатлений, замедляющей принятие решения. Чем больше время ошибочных ответов, тем адекватнее оценки Ув. В целом же, чем больше время ответов, тем меньше их Ув. Эти данные проясняют психологическую природу ошибок человека в задачах порогового типа.
Впервые определены индексы реализма Ув в правильности ответов относительно их реальной правильности для малоизученной задачи различения по типу «=,*», которая тем не менее широко распространена во многих областях практики, поскольку допускает не только количественное, но и качественное сравнение между собой любых объектов, субъектов и событий («такой-не такой»). Этот вид различения называется «неупорядоченным» или «простым», т.к. наблюдатель лишь разграничивает сенсорные впечатления на два класса, т.е. использует простейшую субъективную измерительную шкалу наименований, а не упорядочивает их по соотношению «>,<», как в случае «упорядоченного» или «дифференцированного» различения. В зарубежной литературе ведется острая дискуссия между приверженцами классического феномена «недостаточной Ув» человека в правильности своего сенсорного различения, по сравнению с его реальной правильностью (Bjorkman et al,, 1993; Olsson, Winman, 1996; Juslin, Olsson, 1997), и парадоксального эффекта «трудности — легкости»: недостаточной Ув в легком различении, и сверхуверенности — в трудном (Baranski, Petrusic, 1994, 1995, 1999; Ferrel, 1995; Stankov, 1998). Отечественными авторами в трудных пороговых задачах («=,№»-раз-личение зрительных временных интервалов и «да-нет»-обнаружение звуковых сигналов) установлена сверхуверенность (Скотникова, 1994; 1998; 2002; Гусев и др., 2001, 2002; Головина, 2003), что согласуется с данными второй группы авторов. Можно предложить следующее объяснение. Человек склонен недооценивать сложность трудных задач и потому переоценивать свою Ув в их решении, и наоборот — переоценивать сложность легких задач и оттого недооценивать свою Ув в их решении. Установленная в задаче «=,*» сверхуверенность явилась следствием в шесть раз более узкой зоны сомнений и специфичности ее структуры, в сравнении с задачей «больше-меньше» («>,<»). По целому ряду показателей Ув хуже оценивалась человеком в задаче
«=,№». По-видимому, установленные высокая сверхуверенность и низкий реализм Ув связаны с грубым, приблизительным характером «=,№»-различения, дающим более высокие пороги, в сравнении с более тонким и точным характером «>,<»-различения, дающим на порядок меньшие пороги, что сопровождается также более точными оценками Ув.
Обнаружена повышенная уверенность импульсивных лиц в своих сенсорных суждениях, в сравнении с рефлективными. Видимо, доверяя себе, импульсивные не ощущают необходимости в тщательном анализе входной информации для принятия решения и потому, как известно, их анализ поспешен и поверхностен, что ведет к большому числу ошибок в когнитивных задачах разных уровней, т.е. к пониженной точности в их выполнении (Messer, 1976), в частности — к худшему зрительному различению временных интервалов [Скотникова, 2002]. Рефлективные же, менее уверенные в правильности своих суждений, внимательно и не торопясь, анализируют информацию, поэтому реже ошибаются в решениях и соответственно точнее выполняют когнитивные задачи, в том числе — лучше различают временные интервалы.
Зарубежные исследования реализма Ув в настоящее время выходят на проблему межкультурных различий. Шведские авторы описывают недостаточную Ув как феномен, типичный для сенсорно-перцептивных суждений в отличие от более высокоуровневых когнитивных суждений (об общей осведомленности), для которых, напротив, типична сверхуверенность и эффект трудности-легкости (Bjorkman et al,, 1993; Olsson, Winman, 1996; Juslin, Olsson, 1997). В отличие от этого российские исследователи обнаружили сверхуверенность в трудном сенсорном различении и обнаружении (Скотникова, 1994; 1998; 2002; Гусев и др., 2001, 2002; Головина, 2003), а канадские, американские и австралийские авторы — в целом — эффект трудности-легкости в различении (Baranski, Petrusic, 1994, 1995, 1999; Ferrel, 1995;
Stankov, 1998). Кроме того, есть данные о меньшей Ув шведов в сравнении с североамериканцами в бытовых ситуациях, а также о межкультурных и межнациональных различиях в суждениях с вероятностным прогнозом. Четкого объяснения причин перечисленных фактов пока нет, но все же они позволили предположить, что подобные различия могут проявиться также в сенсорно-перцептивных задачах (Baranski, Petrusic, 1999).
Эта гипотеза подтвердилась в первом же специальном сравнительном исследовании, выполненном на российской и немецкой выборках для зрительного различения временных интервалов (Скот-никова, 2001). Обнаружена сверхуверенность в немецкой выборке, в среднем вдвое меньшая, чем в российской, но на порядок большая, чем известная для канадской выборки, в отличие от недостаточной Ув, характерной для шведских испытуемых. Большая Ув, обнаруженная в российской и немецкой выборках, в сравнении с канадской, может быть связана с рядом различий в организации измерений. Причины же различий, обнаруженных между российской и немецкой выборками, требуют специальных культурологических исследований.
Использование предложенного показателя правильности субъективных шкальных оценок впервые позволило проводить калибровку уверенности наблюдателя в задачах шкалирования (оценивать соответствие между степенью его уверенности в своих оценках и их правильностью). Ранее это было невозможно, так как не было показателей правильности ответов. Результаты обнаружили резко выраженную недостаточную уверенность (ИДУ) при шкалировании длин линий и временных интервалов (Garriga-Trillo, 1994).
Индивидуально-личностные свойства и сенсорное исполнение
Исследования степени уверенности человека в психофизических задачах в соотношении с эффективностью их решения — это одно из направлений изучения поведения реального (а не идеального) наблюдателя, которое активизируется в настоящее время. Другое направление тоже имеет свою историю в психофизике — это анализ роли в сенсорных задачах индивидуально-личностных свойств человека. Оно продолжается в исследованиях индивидуальной вариативности субъективных шкал, которые ведутся с возникновения психофизики-П. Изучается влияние интеллекта на сенсорное шкалирование. У лиц с более высоким уровнем интеллекта и успеваемостью по математике обнаружены большие величины и меньшая вариативность показателя степени в функциях зависимости субъективной длины линий от объективной, т. е. чем выше умственные способности, тем лучше психофизические оценки (Borg, 1990), что соответствует данным для различения длин линий (Забродина, 1988) (см. подразд. 3.1.3). При шкалировании величин более сложных объектов (площадей трехмерных геометрических фигур, которые испытуемые оценивали не с помощью вычисления, а лишь сенсорно) прямые взаимосвязи показателя степени с уровнем интеллекта обнаружены только у мужчин, у всех же испытуемых — более тонкие специфические связи (Borg, 1992).
Влияние силы-слабости нервной системы на субъективное шкалирование, первоначально изучавшееся у взрослых испытуемых [Проблемы дифференциальной психофизики, 1991; Ратанова, 1990] (см. подразд. 3.1.3), теперь исследуется у младших школьников и подростков. Установлено, что дети этих возрастных групп способны численно оценивать свои сенсорные впечатления. Как и у взрослых, у детей с сильной нервной системой обнаружена большая скорость нарастания субъективных величин ощущений при увеличении стимуляции в сравнении со слабыми испытуемыми. Однако объективные психофизиологические показатели (ВР на звуки разной интенсивности) и субъективные оценки их громкости у подростков менее тесно взаимосвязаны, чем у взрослых (возможно, из-за подростковой дезорганизованное™ психической жизни),
а у младших школьников — еще меньше (из-за недостаточной сформированное™ операций с числами). Обнаружились специфические особенности, свойственные подросткам: нарушение «закона силы» в области высоких интенсивностей и большие различия между «сильными» и «слабыми» по порогу дискомфорта громкости (у «слабых» он ниже). Это — свидетельства высокой чувствительности подростков к сильным раздражителям, связанной, по-видимому, с их общей повышенной диэн-цефальной возбудимостью и поэтому выполняющей защитную функцию снижения у них уровня сенсорного возбуждения [Ратанова, 1990].
Исследования роли индивидуальности в процессах шкалирования сближаются с аналогичными — в обнаружении и различении, благодаря представленному выше способу определения правильности субъективных оценок для надпороговых стимулов (позволяющему тем самым измерить их различимость). Обнаружена меньшая чувствительность к временным интервалам у нейротичных лиц в сравнении с эмоционально устойчивыми (в шкалировании) (Garriga-Trillo et al., 1994) и у лиц с импульсивным когнитивным стилем в сравнении с рефлективными (в пороговом различении) (Скотникова, 1996). Худшая чувствительность нейротичных и импульсивных представляется следствием использования ими нерациональных (но разного типа) стратегий переработки сенсорной информации. А именно: глобальных, невнимательных, поспешных, слабо-аналитичных стратегий, свойственных импульсивным (Messer, 1976; Borkowsky, 1983), и излишне детализированных, избыточных, с многократными проверками стратегий, обнаруженных у нейротичных и тревожных лиц (Журавлев, Августевич, 1984; Бороздина, 1985).
Выявлено существенное влияние мо-тивационно-волевых диспозиций наблюдателя на сенсорное исполнение. В зрительном обнаружении и подравнивании наблюдался личностный характер индивидуального включения испытуемого в задачу и достижения им субъективной оптимальности. Улиц, ориентированных на задачу и действие, — адекватное реагирование на изменение сенсорных (интенсивность сигнала) или несенсорных (последовательность сигналов) характеристик (здесь гибкая эффективная регуляция положения критерия), в результате — оптимальное повышение вероятности правильных ответов. У лиц же, ориентированных на состояние и избегающих риска, активации и неопределенности в целом, напротив, наблюдалось отчуждение от задачи и ригидная стационарность исполнения — при увеличении интенсивности сигнала в ситуации обнаружения; увеличение зоны неразличения (сравнимое с уменьшением строгости критерия), вариативности результатов, количества шагов подравнивания и корректирующих, «возвратных» движений при увеличении неопределенности — в задачах подравнивания (Голубинов, 1991—1996).
Дифференциальная психофизика сенсорных задач
Новым направлением в отечественной и мировой психофизике стала «Дифференциальная психофизика сенсорных задач», разработанная А.Н. Гусевым (1994— 2002) на основе экспериментального развития, теоретического анализа и обобщения цикла его исследований (1983—1994, см. 3.1.3). Применительно к психофизике развивается системно-деятельностный подход в психологии (Асмолов, 1984), позволяющий раскрыть процесс обнаружения/ различения порогового сигнала как решение субъектом сенсорной задачи, которая выступает системообразующим фактором сенсорного исполнения. Специфические особенности сенсорной задачи, по сравнению с другими познавательными задачами — это: значительный дефицит поступающей сенсорной информации; случайный характер предъявления стимулов; большая информационная нагрузка на субъекта, обусловленная высоким и чаще всего навязанным темпом предъявления стимулов; его ограниченная двигательная активность. Эти условия вызывают у наблюдателя информационную неопределенность, необходимость усиленной концентрации внимания и сосредоточенности на стимульном потоке, привлечения произвольных усилий, направленных на поддержание устойчивости внимания во времени, т.е. в целом определяют большую нагрузку на субъекта.
В анализе процесса решения сенсорной задачи выделен и изучается аспект, определивший новую научную парадигму, впервые разработанную автором на уровне масштабного систематического исследования — дифференциально-психофизическую. Предпосылки ее имелись в психофизике (см. 3.1.3), и сам этот термин предложен Е.З. Фришман (1991). Гусев фундаментально развил оба основных направления дифференциальной психофизики: изучение роли интер- и интраинди-видуальных особенностей наблюдателя в решении сенсорных задач. Анализ последних (функциональных состояний) выявляет принципиальную, по Ю.М. Забродину, характеристику сенсорного исполнения — его нестационарность, т.е. позволяет раскрыть его динамику. Систематически разработаны ресурсный и активаци-онный подходы как общая методология анализа динамики выполнения сенсорной задачи. Для обнаружения сигнала на фоне шума на материале обеих ведущих модальностей: зрения и слуха (большая часть данных) — установлено влияние следующих ситуационных и индивидуально-личностных факторов на изменение уровня активации испытуемых: время суток, длительность опыта, сложность обнаружения сигнала, многосуточная деп-ривация сна, экстраверсия-интроверсия. Снижение уровня активации ведет к падению эффективности обнаружения: снижается чувствительность и/или растет ВР и их вариабельность.
Высокая мотивация достижения, эмоциональная стабильность и низкая тревожность способствуют повышению эффективности и стабильности обнаружения. Существенное значение имеют особенности взаимодействия указанных факторов: экстраверты выполняли задачу обнаружения зрительного сигнала успешнее вечером, а интроверты — утром. В.условиях депривации сна более высокий уровень произвольного усилия повлиял на выполнение пороговых задач (сложных), но не надпороговых (менее сложных). Более эффективно обнаруживали сигналы испытуемые, у которых сочетались высокие уровни активации и усилия: мотивированные на достижение и/или эмоционально стабильные интроверты. Менее успешными были: мотивированные на избегание неудачи и/или нейро-тичные или тревожные экстраверты. Таким образом, влияние мотивационно-волевых диспозиций заключается в различной способности испытуемых преодолевать последствия снижения активации и, тем самым, оставаться на оптимальном уровне сенсорного исполнения.
По критериям «эффективность» и «стабильность» выделены шесть типов совместной динамики психофизических показателей, закономерно связанных с выраженностью у испытуемых уровня активации и степенью усилия: Эффективно-стабильному типу динамики соответствовала группа испытуемых, на 90% состоявшая из более активированных (интровертов), из которых 40% были мотивированными на достижение и эмоционально стабильными индивидами; напротив, неэффективно-декремен-тному — соответствовала группа, на 67% состоящая из наиболее энергетически «слабых» индивидов — нейротичных экстравертов, мотивированных на избегание неудачи.
Таким образом, влияние активации на сенсорные способности испытуемых опосредовано их индивидуально-психологическими особенностями.
Изменение эффективности решения сенсорной задачи отражается в динамике показателей активации вегетативной и центральной нервной систем. У 63% испытуемых увеличение ЧСС и уменьшение дисперсии кардиоинтервалов было связано с повышением чувствительности и снижением ВР. При падении эффективности обнаружения сигнала в условиях депривации сна снижалась амплитуда и росла латентность компонентов N2 и РЗ слухового вызванного потенциала, что, по-видимому, отражает редукцию механизма сравнения текущего сигнала с сенсорным эталоном памяти и процесса оценки принятого решения. Синхронный анализ динамики психофизических показателей обнаружения сигнала и изменения показателей ЭЭГ-активации позволил обнаружить феномен константности предельных сенсорных способностей испытуемых в условиях значительного снижения функционального состояния при деприва-циисна(см. 3.3.1.).
Таким образом разработан подход к исследованию разноуровневых механизмов (активационных, когнитивных и мотива-ционно-волевых) межсистемной регуляции сенсорно-перцептивного процесса.
Это исследование развивает коренное направление отечественной психофизики, полагающее ведущую роль задачи субъекта в сенсорном исполнении (Асмолов, Михалевская, 1974; Забродин, 1985). Ситуационные переменные (условия задачи) — это объектные факторы ее решения, а индивидуальные свойства наблюдателя — субъектные. Системно-дея-тельностный подход рассматривает их в единстве, и тем самым, как указывают А. Г. Асмолов и А.Н. Гусев, снимает оппозицию объектного и субъектного подходов в психофизике. По своему психологическому содержанию (акценте на роли задачи и индивидуальности наблюдателя) системно-деятельностный подход, безусловно, родственен субъектному, и, вероятно, действительно является более ин-тегративным, т.к. включает оба класса факторов. Что же касается генеральной детерминанты сенсорного процесса, его системообразующего фактора, то на сегодня можно рассматривать обе версии: в рамках рассматриваемого подхода — о сенсорной задаче как единстве объектных и субъектных факторов (Гусев, 2002), и в рамках субъектного подхода — о субъекте, от которого зависит, принять и выполнить задачу, либо нет (Бардин, Скотникова, Фришман, 1988-2002).
Исследования внимания наблюдателя
Ведутся исследования роли внимания как существенного фактора работы реального наблюдателя в психофизическом исполнении. Путем компьютерной стимуляции (моделирования эксперимента) развивается модель, согласно которой невнимание характеризуется постоянной вероятностью в каждой пробе стохастически независимо от сенсорного процесса и ответов наблюдателя. В результате часть ответов оказывается не связанной со стимулами (10—20%, по экспериментальным данным разных авторов). Феномен описан ранее как «провалы» обнару-жимости (Пахомов, 1979; Гусев, 1987) (см. подразд. 3.1.3) и изучается систематически в исследовании поведения необученного наблюдателя (Лови, Дубровский, 1995, 1996) (см. ниже). Отражением повышения вариативности ответов и показателей порога вследствие невнимания были более пологие психометрические кривые. Оказалось, что для невнимательного наблюдателя процедура «да—нет» дает более надежные оценки порога, чем «вынужденный выбор» (Green, 1995).
Изучается произвольное распределение внимания для улучшения исполнения (Kinchla, 1992). Анализируется также внимание нетренированного наблюдателя в сравнении с тренированным. Предложена модель локализации внимания в развитие гипотезы о нейрональном селективном внимании (Luce, Green, 1978). Согласно модели (Arnold, Norman et al., 1992), оптимальное обнаружение — результат оптимального распределения внимания между величинами сигнала. Помимо равномерно распределенного минимального внимания ко всем величинам сигнала (в эксперименте — частотам звука) есть дополнительное внимание к определенной его величине, зависящее от диспозиции (установки) наблюдателя. Это «диспозиционное внимание» представлено как семейство нормальных кривых зави<