Убеждения представителей современных направлений в христианстве

Направления в христианстве, которые принимают догмат о Троице, утверждают, что Бог един по Своей сущ­ности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Однако между этими направлениями существуют раз­ногласия относительно природы (сущности) Иисуса Хри­ста. Догмат о божественности Христа закреплен на Никейском соборе, после чего христиане начали спорить о при­роде этой божественности.

Расскажем немного об основных направлениях в хри­стианстве и об обстоятельствах появления каждого из них и существующих между ними различиях.

Православие

К этому направлению принадлежат последователи Восточной (греческой) церкви. Православные христиане есть в России и Греции, где они составляют большинство верующих, а также в Сербии, некоторых районах Азии, в Египте и Эфиопии. У них есть четыре главных церкви: Кон­стантинопольская, Александрийская, Антиохийская и Ие­русалимская. У каждой из них свой патриарх.

После пятого Вселенского собора, состоявшегося в 879 году, в Константинополе православная церковь разделилась на две части: Египетская и Константинопольская (ромейская, греческая). Убеждения православных христиан полностью совпадают с постановлениями Никейского со­бора и посланиями Афанасия[5], который возглавил папство в Александрии и после Никейского собора.

Ипостаси у православных

Православные считают, что ипостаси - это проявления (лица) Бога, сущность которого едина. То есть Отец есть Сын, и Он же - Святой Дух. Коптский священник Григорий говорит о Троице в православии: «Христиане веруют в Од­ного Единосущного Бога, имеющего три ипостаси. То есть сущность Бога одна и едина, а под Троицей подразумева­ются три ипостаси, каждая из которых имеет свои особен­ности и свойства. Посредством ипостасей существует Сущ­ность Бога. Единый Бог - источник и основа бытия. Поэто­му Он - Отец, ибо "отец" - возвышенное слово, употреб­ляемое в данном случае в значении "корень, источник, основа". Единый Бог - это Высший разум. Он проявляется через Христа. Поэтому Христос был Словом, ибо Слово - воплощение Разума. Разум невидим, однако он проявился в Слове. Бог это и Сын тоже - не в том смысле, который вкладывается в это понятие в человеческом мире. Он яв­ляется видимым образом невидимого Бога. Бог - это и Ве­ликий Дух. Он - отец всех духов (душ), и поэтому Он - Свя­той Дух, потому что Бог Свят[6]».

А епископ Савелий говорит о Боге: «В Ветхом Завете Он предстает как Отец, в Новом Завете - как Сын, а в ос­новании Церкви - как Святой Дух».

На вопрос о том, почему же Единому Богу даются раз­ные имена священник Тауфик Джаййид отвечает: «Име­нование Троицы Отцом, Сыном и Святым Духом считается божественными глубинами и небесными тайнами, о которых мы не имеем права рассуждать и сущность которых мы не можем анализировать и присовокуплять к ним свои представления и идеи...»

А поскольку ипостаси суть три лица одной сущности, Ясин Мансур говорит, что «ипостаси - это три различимые, но неотделимые друг от друга личности, равные и не под­дающиеся воображению». Афанасий также говорит о ра­венстве ипостасей: «Нет среди них большей и меньшей, первой и последней. Они равны в сущности Бога, равны по силе и величию»[7].

Основные отличия убеждений православных от убеж­дений представителей других направлений христианства:

- Православные верят, что Бог - это Сын, и что Он - Святой Дух.

- Константинопольская православная церковь утвер­ждает, что Сын (воплотившийся Бог) ниже уровнем, чем Бог невоплотившийся. Епископ Апполинарий говорит: «Три ипостаси, которые присутствуют в Боге, неравноцен­ны. Дух велик. Сын - еще более велик, чем Дух. А Отец еще более велик, чем Дух и Сын. Это потому, что Отец об­ладает ничем неограниченным могуществом и сущностью; Сын обладает ограниченным могуществом, но неограни­ченной сущностью, а Дух обладает ограниченным могу­ществом и ограниченной сущностью».

- Египетская церковь считает, что у Христа была одна природа - божественная. Между тем православные Рос­сии и Европы (Константинопольская церковь) считают, что у Христабыло две природы, объединенных в одну. По­следний догмат был закреплен Халкидонским собором в 451 году. Однако Египетская церковь не признала этого постановления, тогда как Константинопольская церковь, утверждающая о соединении в Христе двух природ, при­няла его. Кирилл Александрийский сказал: «Мы верим в две природы, объединенные в одну, и мы говорим: одна природа для воплощенного Слова»[8].

- Православные христиане верят, что Святой Дух про­изошел только от Отца.

Православные христиане признают семь таинств[9] (крещение, миропомазание, причащение, исповедь, цер­ковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители)[10].

Католицизм

Католики являются последователями Западной (Рим­ской) церкви, которую возглавляет Папа. Резиденция Па­пы находится в Риме (Ватикан). Название «католицизм» происходит от латинского слова «католикос», означающего «всеобщий, всемирный». Последователи католицизма есть во всем мире. Особенно много их в Европе[11].

Католическая церковь откололась от основной Церкви после долгой религиозно-политической борьбы, корни ко­торой уходят в пятый век нашей эры. Император Феодор разделил Империю между двумя своими сыновьями. Ака­дию досталась восточная часть со столицей в Константи­нополе, а Нурию - западная, со столицей в Риме. С тех пор между двумя центрами шла борьба. В 451 году после Халкидонского собора отделилась Египетская церковь - пер­вая православная церковь, поскольку она считала, что у Христа была одна природа, а собор постановил, что у него было две природы и две воли. А после четвертого Кон­стантинопольского собора в 869 году и пятого в 879 году отделились остальные восточные церкви из-за того, что западники упорно считали, что Святой Дух исходит от Отца и Сына вместе[12].

Ипостаси у католиков

«Канон Священной Книги» характеризует убеждения католиков и протестантов относительно Троицы следую­щим образом: «Священная Книга представляет нам три личности, которые считаются личностью Бога... Личности отличны друг от друга... Троичность (Троица) в природе Бога не временная и не кажущаяся. Она вечная и реаль­ная. Троица не значит три Бога, ибо эти личности - одно... Три равные личности»[13].

Католики считают основой Троицы три личности, или три сущности, у каждой из которых свои задачи. Все они возвращаются к единой сущности, существование которой изначально и бесконечно. Католики считают, что у каждой ипостаси своя «специальность». Бог-Отец сотворил мир и оберегает его. Бог-Сын - искупитель людских грехов и спа­ситель человечества, а задача Святого Духа - утверждать сердце человека в Истине и осуществлять его новое ду­ховное рождение. Ниже перечислим основные различия между католической церковью и православной (Египет­ской):

- Католики верят, что у Христа было две природы и две воли: божественная и человеческая. То есть он был совершенным человеком и совершенным Богом. В нем Сын соединился с человеческой природой Христа.

- Отец, Сын и Святой Дух - существующие изначально и вечно ипостаси Бога, и с телом Христа соединилась толь­ко одна ипостась - Сын.

- Святой Дух исходит от Отца и Сына вместе, и он ра­вен и Отцу, и Сыну.

- Души грешников не попадут в Рай до тех пор, пока не очистятся в чистилище - маленьком Аду. Лишь после этого они смогут войти в Рай.

- Молитвы священников избавляют души грешников от наказания. Из этого догмата и родилась идея о продаже индульгенций, которую одобрил двенадцатый Вселенский собор в 1215 году.

- Догмат о непогрешимости Папы Римского и призна­нии его наследником власти Петра, которой наделил его Иисус[14].

- Католики обожествляют Марию, называя ее Богоро­дицей и Обреченной Богу, и обращаются к ней с мольба­ми и посвящают ей некоторые молитвы.

Католики признают семь таинств. Они закреплены Тридентским собором в 1547 году. Католицизм разрешает поклонение образам и иконам[15].

Протестантизм

Название происходит от латинского «протестанс» - «публично доказывающий».

Откололся от католицизма в ходе Реформации[16] 16 ве­ка. Этому предшествовало несколько протестов против действий Пап, которые возмутили благочестивых верую­щих. Стоит рассказать подробнее о призывах к реформам, которые возникли в Европе и привели к появлению про­тестантизма.

К реформам призывали несколько движений, которые зарождались, а затем теряли силу на протяжении не­скольких веков. Главными из них были движение вальденсов[17] и катаров[18], а впоследствии, в 13 веке - движение монашеского братства[19], которое призывало к простоте и защите церкви от ереси, а также укреплению папства пу­тем искреннего следования и служения ему. Однако в конце концов они впали в то, от чего так долго предосте­регали. Предводители движения разбогатели, и богатство развратило их. Последствия оказались весьма печальны­ми.

В начале 16 века появился Мартин Лютер[20], немецкий священник. Он отправился паломником в Рим, чтобы снискать благословение Папы. Он представлял себе идеаль­ную картину: праведность, богобоязненность, нравствен­ная чистота...

Однако то, что он увидел в Риме, резко отличалось от этой прекрасной картины. Он воскликнул: «Это не религия Иисуса!» Вернувшись в Германию, он начал призывать к реформам. Он резко осудил индульгенции как явление и назвал их обманом. Его сподвижников и последователей называли «протестующими», то есть протестантами.

Призывы Лютера оказали сильное впечатление на француза Кальвина, который родился в 1509 году, а потом и на швейцарца Ульриха Цвингли[21].

Кальвин создал церковь протестантов.[22]

У протестантского движения появилось множество по­следователей в Германии, Америке, Шотландии, Норвегии и Голландии.

Протестанты близки к католикам, однако есть и отли­чия. Перечислим важнейшие из них:

- Вера в то, что только Священная Книга (а не Папы) является источником христианства. Однако они не соблю­дают ее постановления кроме как в вопросе об индуль­генциях и непогрешимости Папы.

- Священную Книгу разрешается читать каждому, и у любого человека есть право понимать ее по своему, не опираясь на толкования Пап.

- Непризнание семи апокрифических посланий. При­знание еврейского Ветхого Завета вместо греческого.

- Непризнание власти Папы и его права прощать гре­хи, а также некоторых обрядов, признанных католической церковью, например, пресуществление во время Тайной вечери, иконы, обожествление Марии, муки в чистилище и таинства церкви.

- Благие дела являются плодами веры, и они не явля­ются непременным условием для спасения.

- Каждая протестантская церковь обладает полной независимостью.

- Запрещение читать молитву на непонятном языке, вроде ассирийского и коптского. Ее должны обязательно читать на языке, который понимают молящиеся.

- Запрещение монашества: священники должны всту­пать в брак. Протестанты считают это необходимым усло­вием для успешного реформирования Церкви.

Святой Дух исходит от Отца и Сына, а у Христа две при­роды и две воли (в этом вопросе протестанты согласны с ка­толиками).

ХРИСТИАНСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БОЖЕСТ­ВЕННОСТИ ИИСУСА (МИР ЕМУ)

Христиане, несмотря на разногласия, относительно природы Иисуса, верят, что Иисус - воплотившийся Бог и представляют десятки обоснований этого догмата, извле­ченных из текстов Ветхого и Нового Заветов. В этих текстах Иисус назван Господом, Богом и Сыном Божьим. Из других текстов следует, что Бог воплотился в нем и творил через него. К наиболее веским доказательствам Божественности Иисуса христиане относят явленные им чудеса - знание сокровенного, оживление мертвых и так далее.

Введение к обсуждению доказательств Боже­ственности Иисуса, приводимых христианами

Прежде чем начать обсуждение доказательств Боже­ственности Иисуса, приводимых христианами, необходи­мо сделать несколько важных замечаний:

- В Священной Книге нет ни одного текста, в котором Иисус говорит, что он - Бог или требует от людей покло­няться ему. Никто из его современников также не покло­нялся ему и не считал его Богом. Они воспринимали его как пророка, в которого уверовали одни и не уверовали другие. Большинство иудеев сочли его лжецом и не уве­ровали в него. Однако в Библии нет никаких оснований для того, чтобы называть Иисуса Богом.

Известный исследователь Библии Ахмад Дидат во время одной из телевизионных дискуссий бросил вызов своему оппоненту - известному шведскому священнику, сказав: «Я готов положить голову на плаху, если вы пока­жете мне в Библии, хотя бы один текст, в котором Иисус говорит о себе: "Я Бог" или: "Поклоняйтесь мне"». Как и следовало ожидать, его оппонент не смог найти в Библии того, о чем просил Дидат.

Священник Фандар так объясняет в своей книге «Ключ к тайнам» отсутствие прямого признания Иисусом своей Божественности в Новом Завете: «Никто не способен был понять эту связь и это единство до его воскресения и воз­несения на небеса. Если бы он сказал об этом прямо, они подумали бы, что его человеческое тело является Божест­венным. Предводители иудеев хотели схватить его и по­бить камнями, и, находясь вблизи от них, он не говорил прямо о своей Божественности, а лишь намекал на нее»[23].

Трудно предположить, что Бог мог бояться иудеев. В страхе перед ними вряд ли можно заподозрить и Иисуса. Не он ли сказал иудеям: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, ли­цемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые го­ворите: «если кто поклянется храмом, то ничего; а кто по­клянется золотом храма, то повинен». Безумные и слепые!.. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что дае­те десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и то­го не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюдо, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, что­бы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фа­рисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны кос­тей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лице­мерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, ли­цемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете па­мятники праведников, и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в проли­тии крови пророков»; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, поро­ждения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну?» (от Матфея, 13:23-34).

Неужели после подобных обращений к иудеям Иисус стал бы скрывать от человечества свою истинную приро­ду? Ведь это намеренное введение в заблуждение и об­ман!

- Никто из учеников Иисуса не считал его Богом. Никто из них не поклонялся ему. Никто из его современников не считал его более, чем пророком.

- Самый веский довод в пользу Божественности Иису­са не встречается нигде, кроме Евангелия от Иоанна и по­сланий Павла, тогда как в остальных трех Евангелиях нет ясных доказательств Божественности Иисуса. Более того, именно отсутствие подобных доказательств в трех Еванге­лиях заставило Иоанна (или того, кто писал это Евангелие от его имени) написать Евангелие, в котором говорилось бы о Божественности Иисуса. И он написал то, чего не пи­сали другие. Его Евангелие проникнуто философией, неяс­ностью и двусмысленностью, чуждой тому простому об­ществу, в котором жил Иисус - как известно, его окружал простой народ.

- Отсутствие веского доказательства Божественности Иисуса заставило христиан вносить изменения в новые издания Евангелия. Так, был добавлен текст, однозначно указывающий на существование Троицы. Это добавление внесено в 1-е послание Иоанна (5:7), где сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино».

Подобное искажение было внесено в слова Павла (К Тимофею, 3:16)[24]: «И беспрекословно - великая благочес­тия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, по­казал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». В оригинале нет слова «Бог» - там стоит слово «он» или «который».

Священник Джеймс Энис рассказывает о том, как и почему появилось это искажение: «Одно обстоятельство свидетельствует в пользу чтения "который": ранние богословы не включили этот стих во множество стихов, кото­рые они привели в качестве доказательства Божественно­сти Иисуса, опровергая заблуждение Ария. Что же касает­ся замены слова "который" словом "Бог" в современных экземплярах греческой Библии, то причина ее в том, что слова "Бог", написанное в сокращенной форме, и "кото­рый" пишутся практически одинаково, и разница между ними напоминает разницу между арабскими буквами "ха" и "джим" (которые пишутся одинаково и отличаются лишь тем, что под буквой "джим" ставится точка). Скорее всего, переписчики добавили это слово мелким почерком, чтобы разъяснить смысл, в некоторых списках, а в средние века получила распространение эта версия, и во всех списках стали писать именно так... В отличие от старых списков, в которых есть только слово "который"».

Если убрать искажение и прочитать текст так, как он выглядит в оригинале, мы обнаружим, что речь идет о благочестии и богобоязненности, которые проявляются в живом теле. А современные переводы сделали этот стих доказательством того, что Бог воплотился в Иисусе.

В католическом списке и в переводе на арабский это искажение было устранено и получилось следующее: «И беспрекословно - великая тайна благочестия, которое проявилось в теле...». Как мы видим, никакого намека на Божественность Иисуса в этом тексте нет.

Нечто подобное сделали переводчики и с Посланием Иуды. В протестантском списке, который является наибо­лее известным и на который мы опирались при составле­нии данного исследования, есть текст, из которого можно понять, что это об Иисусе сказано: «Могущему же соблю­сти вас от падения и поставить пред славою Своею непо­рочными в радости, Единому премудрому Богу, Спасите­лю нашему, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь» (Послание Иуды, 24-25). На самом же деле в этом тексте говорится не об Иисусе, а о Боге, который спасает посредством Иисуса. В католиче­ском же списке[25] этот текст выглядит следующим образом: «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому прему­дрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Госпо­да нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех ве­ков, ныне и во все веки. Аминь».

Таким образом, из протестантской версии убрано упоминание об Иисусе, в результате чего получилось, что все сказанное в этих двух стихах относится к нему, а не к Богу, и что Иисус и есть «Единый премудрый Бог», тогда как из католической версии следует, что все сказанное от­носится к Богу - «Единому премудрому Богу, Спасителю нашему».

Не обнаружив в текстах Библии доказательств Божест­венности Иисуса (мир ему), христиане прибегли к искаже­нию текстов.

Еще одно искажение проникло в слова Павла в «Дея­ниях святых апостолов». Согласно утверждению перево­дчиков, он сказал (20:28): «...пасти Церковь Господа и Бо­га, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Получает­ся, что Иисус - это Бог, который приобрел Церковь Кровию Своею. Игнатий сказал: «Иисус Христос назван Богом, а о его крови сказано, что она есть кровь Бога».

Однако с правильностью и достоверностью этого чте­ния невозможно согласиться, потому что существуют раз­ночтения: «Церковь Господа (Иисуса)» или: «Иисуса Хри­ста», или: «Господа», или «Господа и Бога». Так говорят представители католического ордена иезуитов[26].

Протоиерей Тадрус Иаков Мальтийский объясняет: «Во многих рукописях написано "Церковь Бога", и в асси­рийской: "Церковь Господа"». Так издатели Священной Книги проигнорировали эти чтения и выбрали то, что им по душе, после многочисленных и безуспешных попыток найти доказательства Божественности Иисуса...

Уважаемый читатель, ищущий Истину, я протягиваю тебе руку, чтобы нам вместе беспристрастно исследовать взятые из Библии доказательства Божественности Иисуса, которые приводят христиане.

Эти доказательства подразделяются на шесть катего­рий:

1) Тексты, приписывающие Иисусу Божественность и Господство.

2) Тексты, называющие Иисуса сыном Бога.

3) Тексты, свидетельствующие о воплощении Бога в Иисусе.

4) Тексты, приписывающие Иисусу свойства Бога.

5) Тексты, приписывающие Иисусу действия Бога.

6) Указывают ли чудеса, явленные Иисусом, на его Божественность?

Наши рекомендации