Изучить техники ведения деловой беседы
Решение ситуационных задач: решение конфликтных ситуаций (описать 3 конфликтные ситуации и способы разрешения – ребенок, родитель, коллега.)
Ребенок.
Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые.
Решение: Я считаю, что здесь, прежде всего, необходимо сказать о воспитании толерантности у детей.
В данной ситуации необходимо применять различные методы: это и беседы (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.); и наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире, и личный пример авторитетного взрослого.
И, конечно же, одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка очень важно.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры, такие как "Гори, гори ясно”, "Бояре” и другие;
4) проведение русских народных праздников, например таких как "Масленица, "Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран; «Сладкий вечер» проведение этого мероприятия родителями с детьми в форме костюмированного бала разных народов мира, России; приготовление на выбор традиционных сладостей этих народов.
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
10)Экскурсии: посещение библиотек города, музея экологии и краеведения.
Кроме этого, к воспитаннику, который подвергается оскорблениям со стороны сверстников, можно применить метод поощрения положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков и повышения его самооценки.
Но какой бы ни использовали метод, важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.
Я бы рассказала детям группы притчу «Радуга»
Одним дождливым днём в обычной школе у учеников первого класса шел самый обычный урок – урок рисования. Но в этот пасмурный день учитель рисования почему-то дал детям не совсем привычное задание. Вместо того, чтобы дать, как обычно, задание что-то нарисовать, - учитель дал детям задание подумать и определить, какой из всех цветов является самым главным. Дети удивлённо притихли и задумались. Через некоторое время одна девочка встала первой и сказала: самый главный цвет – это желтый цвет – цвет солнца, потому что солнце греет землю и светит ярче всех. Нет, сказала другая девочка, самый главный цвет – это зелёный, потому, что это цвет всех живых растений, цвет листьев и травы, а значит это цвет жизни и он самый главный. Да нет же, сказал мальчик, самый главный цвет - это голубой, потому что это цвет неба, а мой папа лётчик. Самый главный цвет – это синий, выкрикнул другой мальчик, потому что это цвет моря, по которому плавают корабли, а мой папа моряк. Красный – выкрикнул ещё кто-то. Нет - желтый. Нет - зелёный. Голубой! Красный! Желтый! и т.д.
И дети начали громко спорить между собой, стараясь перекричать друг друга. Когда из–за шума голосов уже не стало никого слышно, учитель громко приказал всем замолчать и указал на окно… дети дружно повернулись к окну и замерли в оцепенении. Дождь кончился и в первых лучах солнца, выглянувшего из-за туч, по всему небу прокатилась широкая и полноцветная радуга.
Радуга! Радуга! Радуга - дружно закричали все дети. В это время раздался звонок и урок закончился, но дети не спешили уходить из класса. Они дружно прильнули к окну и, как завороженные, любовались красотой радуги и открытия, которое они для себя сделали...
А потом обязательно, взявшись за руки, мы бы посмотрели друг на друга и сказали о том, что мы тоже разные (разные имена, фамилии, национальности), но каждый из нас важен для всех и неповторим. Обязательно улыбнулись бы друг другу и придумали какую–нибудь совместную сюжетно-ролевую игру.
Родитель.
Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.
Решение: В школе мальчику учиться будет трудно, так как слабая физическая подготовка не даст ему возможности полностью реализовать умственные способности. Мальчика необходимо заинтересовать посильными физическими упражнениями и подвижными играми, показывать пример положительного влияния физических упражнений на здоровье. Воспитатель должен уделять больше внимания индивидуальной работе с мальчиком.
Коллеги.
В ДОУ на должность педагога дополнительного образования была принята женщина, имеющая высокую квалификацию и большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в новой сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда педагог дополнительного образования занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы.
Педагог дополнительного образования игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес новой коллеги. В результате педагог дополнительного образования решила отказаться от работы с группой, что поставило под угрозу проведение детского праздника. Информация о возникшем конфликте быстро распространилась по детскому саду и стала известна заведующему.
Решение.
Шаг 1. Необходимо собрать подробную информацию о произошедшей конфликтной ситуации, пообщавшись с каждым педагогом лично. При этом нужно постараться свести к минимуму негативные эмоции, которые они испытывают по отношению друг к другу; выяснить объективную причину конфликта.Шаг 2. На основе полученной от участников конфликта информации следует оценить ситуацию, воздержавшись от субъективного взгляда на проблему (это будет непросто, т. к. одна из сотрудниц - новый член педагогического коллектива).Шаг 3. Исходя из опыта разрешения подобных ситуаций, определить, какой способ урегулирования конфликта между членами педагогического коллектива является наиболее конструктивным в данный момент.Шаг 4. Составить план действий по урегулированию конфликта:
провести беседу с педагогом дополнительного образования, во время которой необходимо подчеркнуть, что ее профессиональные качества оценены руководством по достоинству, а также объяснить, что под угрозой срыва важное для ДОУ мероприятие;
обсудить ситуацию с воспитателем. Во время разговора нужно сделать акцент на том, что ее профессионализм ценится администрацией ДОУ, но ей не стоит вмешиваться в работу других специалистов. Каждый сотрудник отвечает за деятельность в рамках своей компетенции;
определить перспективы взаимодействия коллег в будущем. Чтобы не прерывать процесс подготовки детского праздника, оптимальным вариантом будет поручить сопровождение занятий с данной группой другому воспитателю (до тех пор, пока личные отношения между участницами конфликта не будут налажены).
Шаг 5. Приступить к реализации намеченного плана.
Причинами конфликта между старшим воспитателем и воспитателем могут стать отсутствие у педагога интереса к своей работе, несоблюдение им образовательных программ, нежелание прислушиваться к рекомендациям старшего воспитателя.
Изучить техники ведения деловой беседы
Беседа – способ межличностной коммуникации. Это направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития
контактов между людьми в служебной сфере.
Речь делового человека может быть устной и письменной. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
Основными этапами деловой беседы являются: начало беседы;
информирование партнеров; аргументирование выдвигаемых положений; принятие решения; завершение беседы.
Максимальную трудность представляет для собеседников начало беседы. Некоторые партнеры допускают ошибку, игнорируя этот этап, переходят сразу к сути проблемы. Можно, образно говоря, сказать, что они переходят к началу поражения.
На первой фазе беседы ставятся следующие задачи:
1. установить контакт с собеседником;
2. создать благоприятную атмосферу для беседы;
3. привлечь внимание к теме разговора;
4. пробудить интерес собеседника.
Деловая беседа часто представляет из себя переговоры, спецификой которых является их местоположение в промежутке между двумя полюсами отношений: «сотрудничество» — «борьба». В ходе переговоров стороны проявляют стремление к сотрудничеству, но через борьбу мнений, интересов. Чем более общими являются цели сторон и чем стороны более взаимозависимы, тем больше возникает необходимость отношений сотрудничества. Если же одна сторона стремится получить выгоды за счет другой, то возникают отношения борьбы, часто приводящие к срыву переговоров. Неэффективно как слишком большое увлечение собственными интересами, так и слишком большое одностороннее доверие, гипертрофированное сотрудничество. Таким образом, переговоры — это балансирование между двумя
указанными полюсами. Переговоры включают в себя минимум три этапа.
Первый этап — подготовительный. Часто этот этап упускается в надежде на свой опыт, интуицию. В процессе подготовки к беседе, особенно важной, от которой зависит успешная работа предприятия, необходимо составить план беседы, в котором должны быть отражены следующие моменты:
• Могу ли я обойтись без этого разговора?
• Какую главную цель я ставлю перед собой в беседе?
• Удивился ли мой собеседник, когда я попросил его о встрече?
• Готов ли к обсуждению предлагаемой темы мой собеседник?
• Уверен ли я в благополучном для меня исходе разговора?
• Уверен ли в том же собеседник?
• Что я хочу уяснить для себя?
• Какие вопросы я буду задавать?
• Какие вопросы может задать мне мой собеседник?
• Какие приемы воздействия на собеседника я использую в разговоре?
• Как я буду себя вести, если мой собеседник:
♦ во всем согласится со мной;
♦ решительно возразит, перейдет на повышенный тон;
♦ не отреагирует на мои доводы;
♦ проявит недоверие к моим словам;
♦ попытается скрыть свое недоверие?
• Какой исход устроит (или не устроит) меня, его, нас обоих?
Обдумывание этих и других вопросов придаст вам уверенность в деловом разговоре.
Второй этап — ведение разговора. Начиная его:
• излагайте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным;
• добивайтесь предельной краткости в изложении мыслей;
• обосновывайте свои суждения;
• не употребляйте слов с двойным значением.
Замечено, что для поддержания беседы лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова «что», «кто», «где», «какими средствами», «почему», «когда», «как». Продуктивность беседы обеспечивают информационные, зеркальные и эстафетные вопросы. Важно на втором этапе благожелательно и в то же время критически относиться к мыслям и идеям друг друга, так как именно на этом этапе начинает определяться будущее решение проблемы.
В случае возражений собеседника на ваши доводы:
• выслушайте сразу несколько возражений;
• не спешите с ответом, пока не поймете их существо;
• уточните, не говорите ли вы с собеседником о разных вещах;
• выясните, действительно ли возражения вызваны различными точками зрения или, может быть, была разной постановка вопроса;
• попытайтесь дать собеседнику другую интерпретацию приводимых им фактов, помогите ему посмотреть на них иначе, выявить неучтенную возможность; ведь почти все события имеют более чем одно толкование;
• не отвечайте на возражения в категорическом тоне; это поможет вашему собеседнику и вам найти ответ на собственные возражения.
Третий этап — анализ прошедшей беседы, в ходе которого нужно получить ответы на следующие вопросы:
• Последовательно ли вы вели основную линию в разговоре?
• Не навязывали ли собеседнику свои аргументы при выработке решения?
• Основательны ли были ваши замечания и возражения?
• Удалось ли вам быть тактичным на всем протяжении разговора, не иметь предубеждений против собеседника?
• Сумели ли вы добиться максимума полезности состоявшегося разговора, пользы для дела?
Это поможет найти уязвимые места в разговоре, понять причину своих ошибок и ошибок собеседника, что поможет вам провести следующую беседу более успешно, если эта беседа была не столь удачной, как хотелось бы. На этом этапе следует критично оценить полученную информацию, для чего нужно задать себе как минимум три вопроса:
1. Есть ли факты, подтверждающие полученную информацию? Насколько они достаточны, точны?
2. Релевантны ли подтверждающие факты? Может возникнуть ситуация, когда высказанные или подразумеваемые доказательства имеют слабую логическую связь с выводом. Нужно обдумать, на основании чего сделанный вывод (умозаключение) следует из данных фактов.
3. Имеется ли информация, ставящая под сомнение логический вывод из фактических утверждений? Возможно, существует неучтенная информация, влияющая на достоверность сделанного вами вывода.
2.Сюжетно-ролевая игра ребенка как модель взрослых отношений
Основная потребность ребенка – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: ребенок живет в опосредованной, а не прямой связи с миром, то есть он не готов участвовать в деятельности взрослого.
Единственная деятельность, которая позволяет включиться в уже смоделированные отношения и действовать внутри этой модели – это сюжетно-ролевая игра. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Центр общения смещается на овладение ролевых действий, расширяется опыт общения со сверстниками.
Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры.
Единица игры – роль, кот. Берет на себя ребенок. Игровые действия – действия со значениями, они носят изобразительный характер. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой, поэтому, возможно дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.
В игре нужен партнер. Если его нет, то действия хоть и имеют значение, ноне имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. В этом величайшее гуманистическое значение игры.
Последний компонент в структуре игры – правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует, как требуют правила. Превращение правила во внутреннюю позицию – важный признак формирования произвольного поведения ребенка. За выполнением правила, считал Д.Б.Эльконин, лежит система социальных отношений между ребенком и взрослым.
Понятие ролевой игры
Ролевой игрой можно назвать любую игру, в которой игрок выражает себя кем-то иным. Ролевые игры детей – необходимая и свойственная ребенку деятельность. Они возникают в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Д.Б.Эльколнин предположил, что в ролевой коллективной игре происходят основные процессы, связанные с преодолением у детей дошкольников «познавательного эгоцентризма». Частое переключение с одной роли на другую в разнообразных играх, переход с позиции ребенка на позицию взрослого приводят к систематическому расшатыванию представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создают условия для координации разных позиций.
Роль сказки в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится своебразным видом деятельности. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка – произведение искусства. И почти как каждый вид искусства, она становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек открывает в ней свое собственное решение каких-либо проблем.
Обучение дошкольника
Особый вид деятельности в дошкольном возрасте – учение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие. У дошкольника учебная деятельность не является ведущей, доминирующее значение имеет игра. В дошкольном возрасте своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре, в которой выделяется отдельная учебная задача.
Особенности социальных отношений
Дошкольник имеет две сферы социалных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети», эти системы связаны с игровой действительностью. Оба вида отношений существуют параллельно и не связаны иерархическими связями.
Общественное по своему содержанию отношение к окружающей действительностиформируется в дошкольном возрасте, значит, именно тогда начинается становление личности. Многогранность общения в дошкольном возрасте сказывается в последующем на индивидуальных особенностях личности, ее будующей реализации.