Методология и методы криминальной психологии
Методологическую основу криминальной психологии составляют теоретические положения отечественной психологии - диалектический принцип развития человеческой психики, принципы единства сознания и деятельности, социального и биологического, индивидуального и общественного, детерминизма.
К основным методам криминальной психологии относятся: наблюдение, психологический эксперимент (естественный и лабораторный), беседа, интервью (письменное и устное), анкетный опрос, анализ и обобщение независимых характеристик, анализ материальных носителей информации (уголовно-процессуальных материалов, характеристик и т.д.), биографический анализ личности правонарушителя и групп правонарушителей, социометрический анализ, референтный анализ, анализ продуктов деятельности, тестирование (с использованием батареи специально разработанных и адаптированных тестов), метод незаконченных предложений.
Рассмотрим более подробно некоторые из методов.
С помощью наблюдения изучаются социально-психологические проблемы криминальной психологии (преступные сообщества, их стратификация, особенности взаимодействия и т. д.), а также индивидуально-психологические характеристики личности преступников. Оно бывает непосредственным и опосредованным. Различают следующие виды наблюдения: стандартизированное (узкое), нсстандартизированное (широкое), открытое, скрытое, полевое, лабораторное, выборочное, сплошное, включенное, невключенное, отсроченное. Они отличаются друг от друга объемом информации, способом связи исследователя с объектом наблюдения, количественным охватом объектов изучаемого явления, степенью участия наблюдателя в совместной деятельности с изучаемой личностью, условиями и границами исследования, продолжительностью наблюдения.
Процесс наблюдения состоит из четырех этапов: подготовительного, сбора информации, обработки результатов, заключительного. На подготовительном этапе определяется общая задача, время и место, формулируются конкретные вопросы изучения, намечаются единицы (объекты), вид и тип наблюдения, подбираются лица, которые будут его осуществлять, составляется план.
На этапе сбора информации реализуются избранные типы и виды наблюдения, составляется маршрут, разрабатывается график получения информации от наблюдающих, осуществляется предварительный анализ полученных данных, корректируются методические приемы и способы получения информации.
На этапе обработки результатов осуществляется их системный анализ, составляются таблицы, диаграммы, шкалы, графики, устанавливаются психологические причины, формируются оценки индивидуально-психологических особенностей лиц, прогнозируется их поведение. На заключительном этапе формулируются общие выводы, оформляются психологические характеристики объектов наблюдения, разрабатываются и корректируются программы психолого-педагогического воздействия на изучаемых лиц.
Беседа является одним из доступных и распространенных методов получения информации о психологических явлениях. Она эффективна, если применяется в комплексе с другими методами.
В каждом отдельном случае процедура проведения беседы индивидуальна. Организация беседы включает в себя несколько этапов:
- подготовка (изучение предварительной информации о субъекте, ее оценка и интерпретация; выбор места, времени, обстановки; составление плана);
- проведение беседы;
- обработка полученных данных.
Анализ продуктов деятельности (к ним относятся различные материальные носители информации (пред меты, поделки, изделия), изложения и сочинения, сти хи, контрольные работы, рассказы, рисунки и т.д.) целесообразно проводить в определенной последовательности:
- наметить перечень предметов и изделий, в которых отражаются особенности изучаемой личности;
- определить психологические характеристики личности, отражаемые в продуктах деятельности;
- изучить продукты деятельности, обобщить результаты и сопоставить их с данными, полученными с помощью других методов.
Метод незаконченных предложений - разновидность ассоциативного эксперимента. Суть этого метода состоит в том, что на предлагаемое слово обследуемый отвечает первым словом, пришедшим на ум. Затем результаты обобщаются и анализируются. Данная методика помогает лучше понять многообразную систему отношений личности, выявить нарушения в ней и определить пути ее коррекции.