Влияние поведения на установки.
Психологами создано множество теорий, в которых не только объясняются процессы формирования и изменения установок, но и делаются попытки прогнозирования возможностей изменения, направления изменений, скорости изменений установоки т. д.
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО БАЛАНСАразработана Фрицем Хайдером. Ее уточнение и детализация проводились Т. Ньюкомом, который одним из первых подверг ее экспериментальной проверке.
Согласно теории баланса, формирование или изменение наших установок подчиняется принципу когнитивного соответствия. При этом, как полагают Хайдер и Ньюком, каждый из нас стремится к тому, чтобы между нашими установками, а также между установками и поведением существовало хотя бы видимое соответствие. Если же человек обнаруживает у себя наличие несоответствующих друг другу установок, то это может вызвать у него психическое напряжение, состояние дискомфорта. Оно служит для индивида побудительным мотивом к достижению когнитивного баланса, то есть соответствия между установками.
Теория когнитивного диссонанса.
Л. Фестингер одним из первыхвысказал неожиданную для многих психологов мысль, что не только установки влияют на поведение, но и поведение, в свою очередь, влияет на установки. И даже более того, воздействие поведения на установочную систему настолько сильно, что способно радикально изменить ее.
Леон Фестингер считал, чтолюди испытывают дискомфорт от любой непоследовательности– дажепротиворечия, которыесуществуют только внутри собственной когнитивной системы индивидуума вызывают душевное беспокойство. Для обозначения внутреннихпротиворечий, которые возникаютв сознании человека между различными когнитивными элементами,Фестингер ввел понятие «когнитивный диссонанс».
Согласно этой теории,между когнициямимогут существоватьотношения одного изтрех типов:диссонансные, консонансные и нерелевантные. В примере с курениемкогниции «мне нравится вкус сигарет» и «курение успокаивает»находятся вконсонансных отношениях с когницией «Я курю» и внерелевантныхс большинствомкогниций, касающихся дождя.
Как утверждает теория диссонанса, что-то обязательно должно измениться, потому что когнитивные противоречия вызывают дискомфорт, и у людей возникает естественное желание (мотивация) избавиться от него, т. е. уменьшить диссонанс. Когда поведение нельзя изменить, а уже произведенное действие — отменить, можно попытаться изменить одно или несколько противоречащих ему (диссонирующих) мнений или установок; например, курильщик мог бы решить: «Я не верю в то, что курение способно вызывать рак». Можно также увеличить количество консонансных когниций: «Курение помогает мне похудеть».
Таким образом,одним из способов уменьшения диссонанса является изменение установок, позволяющих ему считать свое нынешнее или прошлое поведение последовательным, разумным и оправданным.
Условия, необходимые для возникновения диссонанса. Купер и Фазио пришли к выводу, что возникновение диссонанса связано с тремя важными факторами.
1. Для возникновения когнитивного диссонанса необходимавоспринимаемая свобода выбора.
2.Последствия действий или поведения индивида должны быть неприятными или неприемлемыми для него самого,т.е. человек должен совершить что-то такое,что заставило бы его переживать, мучиться, стыдиться, досадовать и т. д. Усугубляющим фактором здесь служит публичность совершенного поступка.
3.Третьим фактором, необходимым для возникновения диссонанса, считают Купер и Фазио, является признание человеком собственной ответственности за нежелательные последствия своего поведения. Диссонанс возникает, когда человек объясняет свои поступки личными, диспозиционными причинами, а не прибегает к ситуационной атрибуции, проще говоря, не кивает на обстоятельства (тяжелое детство, безвыходность ситуации и т. д.). Понятно, что если человек не считает себя ответственным за свои действия, то и диссонанс не возникнет.
Таким образом, названные факторы - нежелательные последствия поведенияичувство личной ответственности за них — являются достаточным основанием для возникновения диссонанса, который выражается в том, что, с одной стороны,человек осознает свою ответственность за случившееся, а с другой — его самосознание не допускает представления о себе как о человеке, способном вызвать такие негативные последствия. Проще говоря, человеку трудно смириться с мыслью или чувством, что он сам виновен в своих или чужих бедах, неудачах и т. д.
Эффект недостаточного оправдания – уменьшение диссонанса путем внутреннего оправдания своего поведения, когда внешние оправдания недостаточны. Чем слабее побудительные факторы, тем сильнее изменяются установки.
Теория самовосприятия
Дэрил Бем , выступая с необихевиористских позиций, разработалтеорию самовосприятия, в которой утверждает, что мы начинаем понимать то, что делаем, лишь понаблюдав за собственным поведением. Основная идея Д. Бема состоит в том, что люди чаще всего не знают и не осознают собственных установок. Поэтому установки не могут влиять на их поведение, не могут выступать причинами поведения. Связь здесь скорее обратная: поведение, став предметом собственного наблюдения и рассуждения человека, выявляет установку.
Эффект сверхоправдания. Суть его в том, что люди объясняют свое и чужое поведение теми условиями, в которых оно осуществляется. Теория самопонимания исходит из повседневных представлений и утверждает, что если вознаграждать людей зато, что и без того приносит им удовольствие, то постепенно они перестанут это удовольствие испытывать. Таким образом, вознаграждая людей за действия, приносящие им удовлетворение, вы тем самым можете заставить их объяснять свое поведение оплатой, а не полученным удовольствием.
Теоретическая тяжба между двумя теориями тянулась до тех пор, пока, наконец, Рассел Фазио, Марк Занна и Куппер , то есть третья сторона, не заявили, что правы обе стороны.
Внимательное изучение результатов исследования, полученных сторонниками как одной, так и другой теории, показало, что теория самопониманиялучше подходит для объяснения ординарных ситуаций, где поведение незначительно расходится с установкой, в то время как с помощьютеории диссонансалегче объяснять ситуации, где поведение людей существенно отличается от их установок.
Эффект вживания в роль - ролевая игра, требующая от человека активного конструирования своей роли и импровизации, способна более эффективно изменять установки, чем пассивное восприятие убеждающих сообщений.Тюремный эксперимент Ф.Зимбардо. Действия, предписанные социальными ролями, формируют установки исполнителей ролей.
Таким образом,отдельные виды поведения-исполнение чужой роли или защита определенной точки зрения–способствуют такому мышлению, которое приводит к формированию новых установок илипредставлений о себе.