Теория самоэффективности альберта бондуры
Бандура считает, что от оценки, которую человек дает своей эффективности, зависит настойчивость, с которой он будет решать свои проблемы. Усилия, которые он будет прикладывать для удовлетворения препятствия, мотивации, эмоции зависит от настойчивости. Высокая эффективность связана с ожиданием успеха, ведет к хорошему результату и повышает самоуважение. Низкая самоэффективность связана с ожиданием провала и приводит к неудачам, которые еще больше снижают самоэффективность и самоуважение.
Эти теории показывают, что люди существенно отличаются между собой в предпочтении тех или иных атрибуций.
По мнению Бандуры самоэффективность можно приобрести одним из следующих путей:
· способность выстроить поведение (если человеку с низкой самоэффективностью дать возможность сделать то, чего он боиться, самоэффективнось будет усиливаться)
· косвенный опыт (наблюдение за людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить человеку уверенность, что у него тоже все получиться)
· вербальное убеждение (убеждение человека в том, что он обладает способностью для достижения цели. Но это должно соответствовать реальным возможностям и способностям человека).
АТРИБУТИВНАЯ ТЕРАПИЯ.
Атрибутивная терапия – изменение структуры представлений клиента о причинных основаниях и о проблемной ситуации.
Задача психолога: замена ложного атрибутирования на более адекватное.
Существуют различные техники и подходы атрибутивной терапии:
1) терапия ложного стиля атрибутированияпредполагает ложные убеждения клиента в том, что в основе его эмоционального негативного состояния лежат причины, отличные от тех, которые он приписывает.
Преодоление наученной беспомощности достигается через атрибутивное реструктурирование интернальности, стабильности и глобальности причинности. Петерсон выделяет следующие стратегии реструктурирования атрибутивности:
1обогащение окружения (депрессия быстрее преодолевается, если близкие люди оказывают помощь)
2 обучение личностному контролю – изменение отношения к событию с неконтролируемого на контролируемое.
3 научить смирению
4переобучение атрибуции – преодоление депрессии достигается путем перестраивания атрибутивной схемы, замены ее на другую.
2) терапия общего стиля атрибутирования предполагает научение субъекта пересмотру типичного стиля атрибутирования путем нахождения внутренних образований для более успешных действий.
Сложности, связанные с изменением стиля атрибуции:
· человек часто отрицает наличие у него данного стиля атрибуции
· доказательство верности его стиля
· недоверие к возможностям и позитивным последствиям изменения стиля атрибуции
Этапы переатрибутирования:
2. диагностика самооценки, депрессивности и особенностей стиля атрибутирования
3. обсуждение возможностей выработки адекватного стиля атрибутироания
4. демонстрация деструктивных последствий актуального стиля артибутивности
5. формирование более адекватного стиля.
Установка: определения и концептуальные особенности
В западной СП для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд». Эту оговорку необходимо сделать, потому что для термина «установка» в общей психологии, в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н. Узнадзе, существует другое обозначение в английском языке « set».
Будучи родственными, установка и аттитюд отнюдь не аналогичные понятия.
1) Если при изучении аттитюда главное внимание уделяется его функциям в социальных отношениях и социальном поведении людей, то установка исследуется в общей психологии прежде всего с точки зрения ее роли и места в структуре психики.
2) аттитюд чаще всего рассматривается как явление сознания, выражаемое в языке, в вербальном поведении, а установка, как показано в работах Д.Н. Узнадзе, имеет неосознанный характер.
Впервые термин «социальная установка» был введен в СП в 1918 г. У. Томасом и Ф. Званецким. Аттитюдопределялся авторами как «психологическое переживание индивидом ценности, значения и смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».
В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из них он выделил те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями и предложил свой вариант определения, который и до сегодняшнего дня считается общепринятым - «Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на реакцию индивида относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан».
Таким образом, была подчеркнута зависимость аттитюда от опыта и еговажнаярегулятивная роль в поведении.
Современные американские социальные психологипредлагают более практичные концепции установки. Тем не менее и среди них нет единого взгляда на сущность установки.
В настоящее время можно выделить2 различныхподхода к определению установок.
Первый – чтоустановка-комбинациятрехконцептуально различимыхреакций на определенный объект.Впервые трехкомпонентную модель структуры установкив 1947 году предложил М.Смитт. Он выделил в ней
Ø когнитивный компонент– осознание объекта социальной установки – включает мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предметов и людей;
Ø аффективный компонент–эмоциональная оценка объекта, ситуации, положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями ( к ним относятся такие эмоции, как любовь и ненависть, симпатия и антипатия).
Ø поведенческий ( конативный) компонент–последовательное поведение по отношению к объекту – реакция человека, соответствующая его убеждениям и переживаниям.
Этого подхода придерживаются Розенберг и Ховлэнд, Д.Катц, Игли и Чейкен, Д. Майерс, а среди российских – практически все авторы, пишущие об установках.
Некоторые современные теоретики ставят под сомнение трехчленную схему.
2. Иногда люди думают или действуют не в соответствии со своими чувствами. Из-за такойнесогласованности между аффективными, когнитивными и поведенческими реакциямибыл предложен второй тип определения - одномерный,т.к. он выделяет только одну компоненту установки.Так, дефиниция, данная аттитюду в 50-х г.г. ХХ века известным исследователем Терстоуном, определяла его как« аффект «за» и «против» психологического объекта».
Такая тенденция рассматривать аттитюд как аффективное по природе образование проявилась и в подходе к построению процедур измерения аттитюдов (шкалы Терстоуна, Лайкерта). Вслед за Терстоуном для многих исследователей аффект и аттитюд стали синонимами, потому что оценочные суждения измерить легче.
Другие сторонники этой модели (Фишбейн и Айзен) так же показали, чтоструктура установокможет быть представлена простымиаффективными реакциями.Они отличают концепцию установкиот концепции убеждения,с одной стороны, и от поведенческого намерения или явного действия - с другой.
И та, и другая модели имеют своих сторонников и противников и проходили эмпирическое подтверждение. Работы, в которых проанализирована корреляционная структура различных компонент, дали противоречивые результаты. Одни авторы сделали заключение, что трехкомпонентная теория не получила эмпирического подтверждения, т.к. применяемый факторный анализ не смог точно засвидетельствовать наличие трех компонент: они часто были слишком сильно взаимосвязаны, чтобы их можно было концептуально различить (Мак-Гуайр). Напротив, Котандапани (1971) поддержал трехкомпонентную модель установок, показав, что каждая их трех компонент установки высоко коррелировала сама с собой при оценивании различными шкалами, но показывала не столь высокую корреляцию с остальными двумя компонентами.
Функции установок.
Функциональные теории утверждают, что люди имеют такие установки, которые выражают их потребности и способствуют удовлетворению этих потребностей. Когда потребность удовлетворена, надобность в старой установке отпадает. Новые потребности ведут к формированию новых установок, изменение потребностей приводит к изменению установок.
Катц предложил изучать установку с точки зрения потребностей, которые она удовлетворяет и выделил функции, которые соответствуют, по его мнению, основным потребностям личности.
1.Функция эго защиты. Установки в этой функции способствуют разрешению внутренних конфликтов личности. Человекприбегает к механизмам эго-защиты для регулирования самооценки. Как правило люди используют не один, а сразу множество механизмов Эго-защит. Рационализация идет бок о бок с проекцией (это не я, а это он такой, первый). Проекция сопровождается отрицанием. *Установки могут, например, защищать кого-то от негативных чувств по отношению к себе или по отношению к собственной социальной группе через проекции этих чувств на других людей, например, как членов национальных меньшинств
2.Ценностно-экспрессивная функция и функция самореализации. Установки, выражающие ценности человека, обычно удовлетворяют его потребность в самопрезентации(в управлении впечатлениями Э.Гофман). Катц признавал, что людям необходимо выражать установки, которые отражают их основные ценности и составляют их представления о себе.
Образ и стиль жизни, манера одевать, тип прически, обладание теми или иными вещами, высказываемые мнения, взгляды, поведение – всем этим человек выражает свое Я.
Этот вид выражения установки направлен главным образом на утверждение нашего собственного самопонимания,и меньше ориентирован на чужие мнения.
3.Инструментальная (адаптивная или утилитарная) функция. Установки направляют субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Установки помогают людям добиваться желаемых целей, таких, как награда, или избегать нежелательных результатов, таких, как наказание. Поэтому считается, что люди выражают (приобретают) положительные установки по отношению к тем объектам установки, которые удовлетворяют их желаниям (к полезным для себя стимулам, ситуациям), а негативные установки – по отношению к объектам, которые ассоциируются с фрустрацией или с негативным подкреплением.
4. Функции познания (или экономии). Установки помогают нам распределять по категориям входящую информацию по установленной шкале ценностей, а это позволяет нам упростить и понять сложный мир, в котором мы живем. Они упорядочивают картину мира в нашем сознании. Не имея готовых когнитивных схем, в том числе и установок, мы вообще вряд ли смогли бы жить, т.к. все происходящее представлялось бы нам сплошным хаосом.
Таким образом, установки помогают нам организовать мир, используя принцип экономии мышления, избегая опасностей информационных, когнитивных перегрузок (Стенли Милграм).
5.Социально-регулятивная функция. Взаимодействуя с другими людьми, мы вольно или невольно составляем о них свое представление, иначе говоря, формируем в их отношении установки. Одни люди нам нравятся, другие – нет. Наши установки в отношении окружающих помогают или препятствуют нашим социальным отношениям. *Если у человека общая мизантропическая, то есть негативная установка в отношении людей, то его взаимодействие с окружающими будут сведены к минимуму. Да и они станут отличаться напряженностью.
Интересные подходы к анализу функций аттитюдов в социальной общности намечены в работе М.Смита, Д.Брунера и Р. Уайта (1956). Основной постулат их работы состоит в том, что индивид выражает то, или иное мнение лишь потому, что оно служит либо средством сохранения отношений с другими людьми, либо как орудие их разрыва. Иными словами, мнение, отражающее установку, может выполнять 2 функции: идентификации с группой или противопоставления себя группе.
Установки людей не узко специализированны, а полифункциональны, т.е. выполняют не одну, а несколько функций и, соответственно, удовлетворяют одновременно несколько потребностей
Измерение установки
Парк отметил важный признак аттитюда – латентность, т.е. недоступность для прямого наблюдения.