Ошибки и тенденциозности в процессе атрибуции и их источники
Фундаментальная ошибка атрибуции— тенденция наблюдателей недооценивать влияние ситуации на поведение человека, в то же время переоценивая влияние диспозиции.
Социальные психологи провели множество исследований, пытаясь объяснить фундаментальную ошибку атрибуции
Одним из возможных объяснений является следующее: когда мы наблюдаем поведение другого человека, мы обычно фокусируем свое внимание на его действиях, а контекст поведения часто уходит на второй план. В результате нам кажется, что именно настроения человека объясняют его поведение, а не ситуация.
Другое объяснение исходит из того, что мы замечаем ситуационные причины, но не придаем им достаточного внимания при атрибуции.
Еще одно объяснение: люди часто ошибаются относительно возможных ситуативных причин поведения из-за ограниченной возможности обработки информации. Это объяснение подразумевает, что понимание ситуативных причин требует больших когнитивных ресурсов, а люди привыкли делать выводы о личностных особенностях или социальных установках других людей, минимизируя или даже вовсе не прикладывая усилий.
Эффект «деятель—наблюдатель»: склонность приписывать причины собственного поведения ситуативным факторам, а причины поведения других людей — диспозиционным (внутренним).То есть когда мы видим, как человек спотыкается и падает, мы обычно приписываем это происшествие его неуклюжести. Если же падаем мы сами, мы с большей вероятностью приписываем это ситуативным причинам: лед на тротуаре или скользкая обувь.
Почему возникаетэффект «деятель—наблюдатель»? Частично потому, что мы достаточно хорошо осведомлены о многих ситуативных факторах, влияющих на наше собственное поведение, но меньше осознаем такие факторы, когда дело касается действий других людей. Таким образом, мы обычно воспринимаем наше собственное поведение как вызванное в основном ситуативными причинами, а поведение других людей — как вытекающее главным образом из их личностных особенностей, или диспозиций.
Ошибка самооправдания - тенденция приписывать наши собственные позитивные результаты внутренним причинам, а негативные— внешним факторам, называется ошибкой самооправдания; она является общей по своим проявлениям и действенной по своим результатам .
Было выдвинуто несколько объяснений, большинство из них можно разделить на две категории: когнитивные и мотивационные. Когнитивная модель предполагает, что ошибка самооправдания базируется главным образом на различных способах обработки социальной информации: согласно этой модели, мы приписываем позитивные результаты внутренним причинам, а негативные — внешним, поскольку ожидаем, что достигнем успеха, и потому склонны приписывать ожидаемые результаты скорее внутренним, а не внешним причинам.
Напротив, мотивационное объяснение предполагает, что ошибка самооправдания возникает из потребности защищать и усиливать чувство собственного достоинства или в силу связанного с этим желания выглядеть хорошо в глазах других. Хотя когнитивные и мотивационные факторы одинаково хорошо объясняют этот тип атрибутивной ошибки, данные исследований, как оказалось, больше поддерживают мотивационную интерпретацию.
Какими бы ни были причины возникновения ошибки самооправдания, она может привести к межличностным разногласиям. Часто она заставляет людей, работающих в команде, считать, что именно они, а не их партнеры, внесли наибольший вклад в работу. Точно так же эта тенденция заставляет людей считать, что, в то время как их собственный успех вызван внутренними причинами и является вполне заслуженным, успех других вызван внешними причинами и менее заслужен. Кроме того, в результате ошибки самооправдания многие люди воспринимают собственные негативные действия как обоснованные и простительные, а подобные действия со стороны других — как нерациональные и не заслуживающие прощения.
Стиль атрибуции -привычный способ объяснения жизненных событий.
Люди различаются между собой в отношении предпочтения тех или иных атрибуций. Эти различия проявляются, когда их просят объяснить свои успехи и неудачи. Эти различия в стилях атрибуции имеют важные последствия для мотивации и поведения.
Первенство в постановке этой проблемы принадлежит Джулиану Роттеру.
По его мнению, некоторым людям присущи постоянные чувства, что все, что происходит с ними, регулируется внешними факторами: судьба, случай, везение, удача, влиятельные люди. Такую установку Роттер назвал экстернальным локусом контроля.
Другие люди с интернальным локусом контроля (внутренний) верят в то, что и удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями, что они сами контролируют свою судьбу.
Интерналы и экстерналы различаются по ряду параметров:
Интерналы активнее ищут информацию о проблемах и принимают меры предосторожности.
Экстерналы чаще имеют психологические проблемы: выше показатели тревожности, депрессивности, а самоуважение ниже, чем у интерналов.
Выявлена связь между локусом контроля и социально-экономическим статусом. Люди с экономически высоким статусом чаще интерналы, а с низким – экстерналы.
Интерналы в своих детях воспитывают ответственность и самоконтроль, а с экстернальным типом – хорошие манеры, хорошо ладить с людьми.
Наученная беспомощность – это беспомощность, приобретаемая в случае, когда человек не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями.
Этот феномен описали Селигман и Кристофер Петерсон.
Смысл феномена:сталкиваясь с многочисленными неудачами, люди впадают в состояние подавленности, депрессии, становятся пассивными, т. к. считают, что все их усилия будут неэффективными. Т. образом формируют готовность к будущим неудачам, что снижет самоэффективность и обрекает на новые неудачи. Изучение этого феномена проводилось в рамках исследования причин депрессии, почему одни люди более ей подвержены, чем другие.
Селигман отмечал важность фактора контролируемости событий для возникновения депрессии.
Выделяют 2 стиля атрибуции:
1. депрессивный
2. оптимистический
Эти стили определяются тем, как люди реагируют на неудачи.
Депрессивный – неудачи приписываются себе. Неудачи объясняются интернальными, стабильными и глобальными причинами.
Оптимистический – неудачи приписываются обстоятельствам (экстернальный, нестабильный, не глобальный).
· Депрессивный реализм.
Люди не преувеличивают свои данные, описывают и положительные и отрицательные свои качества, ответственность берут и за успех и за неудачу, реалистичны в восприятии будущего.
· Нереалистический оптимизм.
Люди преувеличивают то, на сколько они компетентны, вспоминают прошлое в розовом свете. Принимают похвалу за успех, не берут ответственности за неудачи, преувеличивают свой контроль за происходящим вокруг и верят в то, что будущее принесет много хорошего.