В первую очередь контрольная группа применяется

а) для проверки причинно-следственной связи эффектов в эксперименте;

б) для обеспечения внешней валидности эксперимента;

в) для обеспечения внутренней валидности эксперимента.

Сущность эксперимента в

а) проведении исследований в специально созданных управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственной связи;

б) основной метод современного естествознания;

в) активный и опосредованный метод.

10. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: "Выборка испытуемых, на которую не направлено воздействие независимой переменной..."?

а) репрезентативная выборка;

б) экспериментальная выборка;

в) контрольная выборка.

11. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: "Выборка испытуемых, на которую направлено воздействие НП ..."?

а) экспериментальная выборка;

б) контрольная выборка;

в) эквивалентная выборка.

Как поступают при отрицательном результате опытно-экспериментальной работы

а) выдвигаются новые гипотезы

б) обосновывается необходимость нового исследования на расширенной выборке с использованием модифицированного экспериментального плана

в) верны оба ответа

Достаточный уровень подготовки к экзамену подразумевает:

− посещение всех занятий (лекции, семинарские занятия, контроль самостоятельной работы студентов);

− представление лекционного материала, конспекты семинарских занятий, отчеты по выполнению семинарских занятий, выполнение самостоятельной работы и творческих заданий;

− в целом знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

− чёткие правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента

-обязательным условием для успешной сдачи зачёта является, наряду с ответом на теоретический вопрос, решение практической задачи по математической статистике.

К устному ответу предъявляются следующие требования:

1. Полнота и глубина изложения с опорой на литературные источники по данной дисциплине.

2. Самостоятельность суждений.

3. Логичность и обоснованность выводов.

4. Свободное владение понятийным аппаратом данной дисциплины.

5. Умение правильно использовать научную терминологию.

6. Умение обнаруживать и реализовывать межпредметные связи.

7. Умение использовать теоретические знания при решении практических вопросов.




Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 1 от 1.09 .2017 года

Зав. кафедрой:____________ В.А. Макарова

Вопросы к зачёту по курсу «Методология и методы научного исследования» (1 курс, 1 семестр)

Составьте конспективные ответы на предложенные вопросы.

  1. На каком этапе оформляется понятийный аппарат?
  2. Проведите ранжирование структурных компонентов исследования.
  3. Назовите цели каждого этапа исследования.
  4. Выполните тест на соотнесение терминов по теме "Принципы научного исследования".
  5. Охарактеризуйте понятия: аннотация, конспект, реферат. Определите сходство и различие данных понятий.
  6. Оформите список литературы из предложенных источников.
  7. Какие виды наблюдения используются в педагогическом исследовании?
  8. назовите общие и частные требования к организации наблюдения.
  9. Каковы особенности разработки и апробации методики исследовательской беседы?
  10. В чём выражается подготовка к беседе?
  11. В чём особенности разработки бланка анкеты?
  12. Разработайте методику интервью.
  13. разработайте процедуру проведения лабораторного эксперимента.
  14. В чём особенности использования социометрии в исследовательской работе с дошкольниками?
  15. Приведите примеры массового, передового и новаторского опыта.
  16. Каковы требования к оформлению дипломной работы?
  17. Какие типы шкал преимущественно используются в психологии и педагогике?
  18. Проанализируйте на выбор сборник диагностических методик и определите, к каким шкалам относятся перечисленные там тесты.
  19. Какие методы графического представления данных вам известны?
  20. С какой целью в экспериментальных исследованиях используется проверка статистических гипотез?
  21. Как измерить связь между двумя статистическими признаками?

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература



  1. Актуальные вопросы современной психологии и педагогики [текст] / Отв. ред. А.В. Горбенко// Сборник докладов VII-й Международной научной конференции. – Липецк: Издательский центр «Гравис», - 2011. – 192 с.
  2. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований– М.: Академия, Серия: Высшее профессиональное образование, 2008 – 320 с.
  3. ГОСТ 7.1.-2008 "Библиографическая запись. Библиографическое описание" [Текст]. М.: ИПК Издательство стандартов
  4. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008. – 176 с.
  5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов – 5-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008. - 208 с.
  6. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов – магистрантов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 1999. – 304 с.
  7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с
  8. Макарова В.А., Козлова Е.Б. Подготовка, выполнение и защита магистерских диссертаций: учебно-методическое пособие. - Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского: – Калуга, 2017.- 160 с.
  9. Математические методы в педагогике и психологии: в схемах и таблицах /учебное пособие/: - Майкоп, изд-во АГУ, 2010. – 192 с.
  10. Е.Б. Козлова Методы математической статистики в психологии и педагогике - методическое пособие для студентов Института социальных отношений КГУ им. К.Э. Циолковского – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского 2014.- 78 с.
  11. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Издательство Либроком, 2010. – 282 с.
  12. Современные прикладные направления и проблемы психологии [текст]: Ананьевские чтения – 2010/Отв. ред. Л.А. Цветкова // Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 2. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – 592 с.
  13. Теоретические и методологические проблемы современного образования [текст]// Материалы международной научно-практической конференции 29-30 декабря. - Москва, -2010. – 249 с.
  14. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. – Великий Новгород: НовГУ, 2010. – 114 с.
  15. Янчук В.А. Методология и методы научного исследования в психологи и социальных науках. – М.: Издательство АПО, 2011. – 376 с.

б) дополнительная литература

  1. Вербицкий А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований //Педагогика. – 1994. - № 3.
  2. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль речи: Оформление научной работы: Учеб. пос. – М., 1991.
  3. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования [Текст] /В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 160 с.
  4. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического исследования. – М., 1990. – С. 13-14.
  5. Мазилов, В.А. Методология психологической науки. - Ярославль: МАПН, 2003. - 198 с.
  6. Немов, Р.С. Психология. В 2-х частях: Словарь-справочник / Р.С. Немов. – М.: Владос.-2007.-303с.
  7. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с.
  8. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.
  9. Петров, Ю. А. Азбука логического мышления [Текст] / Ю. А. Петров. – М.: Моск. гос. ун-т, 1991. – 104 с.
  10. Петров, Ю. А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы [Текст] /Ю. А. Петров. – М.: Моск. гос. ун-т, 1990. – 118 с.
  11. Психологическая диагностика: Учебник для студ. вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича.-3-е изд., перер. и доп. - СПб:Питер,2008.-652с.
  12. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. В 2 т. – М.: Владос, 2007.
  13. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пос. / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Академия, 2008.
  14. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000, С. 72-170.
  15. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2003. - № 3. – С. 86-89.

в) программное обеспечение

Программное обеспечение для статистической обработки данных (SPSS -17).

Для использования ИКТ в учебном процессе обеспечено наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Министерство образования и науки: www.mon.gov.ru
  2. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
  3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Электронные библиотеки

  1. Электронная библиотека http://www.knigafund.ru
  2. http://flogiston.ru/library - библиотека по психологии сайта Флогистон
  3. www.iriss.ru.library – библиотека Межрегиональных исследований в общественных науках
  4. http://koob.ruэлектронная библиотека Куб,
  5. http://www.gumer.info – электронная библиотека по психологии Гумер
  6. http://www.biblioclub.ru - Университетская библиотека Online
  7. http://pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека
  8. http://elibrary.ru – научная электронная библиотека
  9. http://vss.nlr.ru/statement.php– Виртуальная библиотечная справочная служба
  10. http://school-collection.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

Журналы и периодика

1. http://www.voppsy.ru – «Вопросы психологии»

2. http://vo.hse.ru/ - «Вопросы образования»

3. http://www.psyedu.ru – «Психологическая наука и образование»

4. http://www.apa.org/journals - журналы Американской психологической ассоциации

5. http://www.psychol.ras.ru/08.shtml - «Психологический журнал»

6. http://www.psy.msy.ru/science/vestnik/index.html - «Вестник Московского университета». Серия 14. Психология

7. http://www.courier.com.ru – «Курьер образования»

8. http://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm - «Психологический вестник»

____________________________________________________________________________

Разработчики:

ФБГОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского профессор В.А. Макарова___

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

ФБГОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского доцентЕ.Б. Козлова___

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Наши рекомендации