Тема 3. Методы научного исследования
Вопросы для обсуждения:
1. Методы теоретического анализа в научном исследовании
2. Методы организации научного исследования
3. Методы сбора эмпирических данных, их достоинства и недостатки.
4. Метод эксперимента в научном психолого-педагогическом исследовании.
5. Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта.
Литература:
1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008 – 208 с.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов – 5-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008.
3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов – магистрантов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 1999. – 304 с.
4. Кузнецов В.В., Ведерников В.В. Методика организации исследований и написания магистерской диссертации: Методические указания/ Под общей ред. В.Н. Лазарева. – Ульяновск: УлГТУ, 2001. – 50 с.
5. Макарова В.А., Козлова Е.Б. Методика выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ: Учебно-методическое пособие. – Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2010 – 106 с.
6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000, С. 72-170.
Тема 4. Методика проведения научного психолого-педагогического исследования.
Вопросы для обсуждения:
- Замысел, структура и логика проведения научного психолого-педагогического исследования.
- Обработка и интерпретация полученных результатов исследования.
- Оформление результатов научного труда.
Литература:
1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008 – 208 с.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов – 5-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008.
3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов – магистрантов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 1999. – 304 с.
4. Кузнецов В.В., Ведерников В.В. Методика организации исследований и написания магистерской диссертации: Методические указания/ Под общей ред. В.Н. Лазарева. – Ульяновск: УлГТУ, 2001. – 50 с.
5. Макарова В.А., Козлова Е.Б. Методика выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ: Учебно-методическое пособие. – Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2010 – 106 с.
6. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с.
7. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. – Великий Новгород: НовГУ, 2010. – 114 с.
Тема 6. Основные требования к представлению результатов научной работы
Вопросы для обсуждения:
1. Формы научных сообщений
2. Требования к структуре научной работы
Литература:
1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов – 5-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008.
3. Коджаспирова В.А., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
4. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М., 2003.
5. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов – магистрантов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 1999. – 304 с.
6. Кузнецов В.В., Ведерников В.В. Методика организации исследований и написания магистерской диссертации: Методические указания/ Под общей ред. В.Н. Лазарева. – Ульяновск: УлГТУ, 2001. – 50 с.
7. Макарова В.А., Козлова Е.Б. Методика выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ: Учебно-методическое пособие. – Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2010 – 106 с.
8. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с.
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
8.1. Тематика рефератов по дисциплине «Методология и методы научного исследования»
1. Специфика научной деятельности. Функции науки
Особенности использования метода изучения научной литературы на разных этапах исследования.
2. Структура научного знания
Метод изучения педагогической документации и архивных материалов и его место в педагогическом исследовании.
3. Фундаментальная наука, фундаментальные открытия
Использование метода эксперимента в психолого-педагогическом исследовании.
4. Методика организации научного познания
Использование фокусированного интервью в психолого-педагогическом исследовании.
5. Философские обоснования методологии науки.
Особенности использования метода изучения продуктов детской деятельности.
6. Понятие о методе и методологии. Уровни методологии, их соотношение.
Массовый, передовой и новаторский педагогический опыт и требования в его изучению в процессе исследования.
7. Общенаучный уровень методологии психолого-педагогических исследований.
Специфика и правила формирующего эксперимента.
8. Специально-научный уровень методологии психолого-педагогических исследований
Специфика и возможности констатирующих исследований.
9. Конкретно-научные методологические принципы психолого-педагогических исследований.
Применение методов количественного и качественного анализа в психолого-педагогических исследованиях.
10. Принципы научного психолого-педагогического исследования.
Разнообразие проективных методов психолого-педагогического исследования.
8.2.Контрольно-тестовые задания по курсу «Методология и методы научного исследования»
1. К основным структурным элементам научного психолого-педагогического исследования относятся:
а) задача, планирование, организация исследования, интерпретация результатов;
б) гипотеза, планирование, тестирование, выводы;
в) социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение эксперимента, подтверждение гипотезы.
2. Основными методами научного психолого-педагогического исследования являются:
а) тестовый метод и эксперимент;
б) наблюдение и эксперимент;
в) эксперимент и беседа.
3. К какой категории относится следующее суждение: "Эксперимент наиболее приближенный к теории (гипотезе), где мерой приближения является операциональнаявалидность – это ...
а) идеальный эксперимент;
б) реальный эксперимент;
в) эксперимент полного соответствия.
4. К основным принципам организации научного исследования относятся:
а) принцип объективности, взаимосвязи явлений и принцип развития;
б) принцип системного подхода к изучаемым объектам.
в) принцип самостоятельности, воспроизводимости результатов и последовательности;
г) принцип формализации и операционализации эмпирических исследований.
д) принцип повышения достоверности и надёжности исследования.
е) принцип целостности, иерархичности и относительности.
ж) принцип значимости математических методов.
5. Сущностью экспериментального метода является:
а) наблюдение за испытуемым в период работы с ним в специально созданных экспериментальных условиях;
6) тестирование объекта исследования с целью получения определенной информации в ходе эксперимента;
6. К основным формам экспериментального исследования относятся:
а) идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия;
б) лабораторный и естественный эксперимент;
в) реальный эксперимент, моделирование.
7. Сущностью научной гипотезы является:
а) научно доказанная система фактов;
б) система научных догадок, основанная на косвенных эмпирических и теоретических сведениях;
в) концептуальная схема проведения эксперимента.