Тема 3. Методы научного исследования

Вопросы для обсуждения:

1. Методы теоретического анализа в научном исследовании

2. Методы организации научного исследования

3. Методы сбора эмпирических данных, их достоинства и недостатки.

4. Метод эксперимента в научном психолого-педагогическом исследовании.

5. Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта.

Литература:

1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008 – 208 с.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов – 5-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008.

3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов – магистрантов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 1999. – 304 с.

4. Кузнецов В.В., Ведерников В.В. Методика организации исследований и написания магистерской диссертации: Методические указания/ Под общей ред. В.Н. Лазарева. – Ульяновск: УлГТУ, 2001. – 50 с.

5. Макарова В.А., Козлова Е.Б. Методика выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ: Учебно-методическое пособие. – Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2010 – 106 с.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000, С. 72-170.

Тема 4. Методика проведения научного психолого-педагогического исследования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Замысел, структура и логика проведения научного психолого-педагогического исследования.
  2. Обработка и интерпретация полученных результатов исследования.
  3. Оформление результатов научного труда.

Литература:

1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008 – 208 с.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов – 5-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008.

3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов – магистрантов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 1999. – 304 с.

4. Кузнецов В.В., Ведерников В.В. Методика организации исследований и написания магистерской диссертации: Методические указания/ Под общей ред. В.Н. Лазарева. – Ульяновск: УлГТУ, 2001. – 50 с.

5. Макарова В.А., Козлова Е.Б. Методика выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ: Учебно-методическое пособие. – Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2010 – 106 с.

6. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с.

7. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. – Великий Новгород: НовГУ, 2010. – 114 с.

Тема 6. Основные требования к представлению результатов научной работы

Вопросы для обсуждения:

1. Формы научных сообщений

2. Требования к структуре научной работы

Литература:

1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов – 5-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008.

3. Коджаспирова В.А., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.

4. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М., 2003.

5. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов – магистрантов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 1999. – 304 с.

6. Кузнецов В.В., Ведерников В.В. Методика организации исследований и написания магистерской диссертации: Методические указания/ Под общей ред. В.Н. Лазарева. – Ульяновск: УлГТУ, 2001. – 50 с.

7. Макарова В.А., Козлова Е.Б. Методика выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ: Учебно-методическое пособие. – Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2010 – 106 с.

8. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с.

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

8.1. Тематика рефератов по дисциплине «Методология и методы научного исследования»

1. Специфика научной деятельности. Функции науки

Особенности использования метода изучения научной литературы на разных этапах исследования.

2. Структура научного знания

Метод изучения педагогической документации и архивных материалов и его место в педагогическом исследовании.

3. Фундаментальная наука, фундаментальные открытия

Использование метода эксперимента в психолого-педагогическом исследовании.

4. Методика организации научного познания

Использование фокусированного интервью в психолого-педагогическом исследовании.

5. Философские обоснования методологии науки.

Особенности использования метода изучения продуктов детской деятельности.

6. Понятие о методе и методологии. Уровни методологии, их соотношение.

Массовый, передовой и новаторский педагогический опыт и требования в его изучению в процессе исследования.

7. Общенаучный уровень методологии психолого-педагогических исследований.

Специфика и правила формирующего эксперимента.

8. Специально-научный уровень методологии психолого-педагогических исследований

Специфика и возможности констатирующих исследований.

9. Конкретно-научные методологические принципы психолого-педагогических исследований.

Применение методов количественного и качественного анализа в психолого-педагогических исследованиях.

10. Принципы научного психолого-педагогического исследования.

Разнообразие проективных методов психолого-педагогического исследования.

8.2.Контрольно-тестовые задания по курсу «Методология и методы научного исследования»

1. К основным структурным элементам научного психолого-педагогического исследования относятся:

а) задача, планирование, организация исследования, интерпретация результатов;

б) гипотеза, планирование, тестирование, выводы;

в) социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение эксперимента, подтверждение гипотезы.

2. Основными методами научного психолого-педагогического исследования являются:

а) тестовый метод и эксперимент;

б) наблюдение и эксперимент;

в) эксперимент и беседа.

3. К какой категории относится следующее суждение: "Эксперимент наиболее приближенный к теории (гипотезе), где мерой приближения является операциональнаявалидность – это ...

а) идеальный эксперимент;

б) реальный эксперимент;

в) эксперимент полного соответствия.

4. К основным принципам организации научного исследования относятся:

а) принцип объективности, взаимосвязи явлений и принцип развития;

б) принцип системного подхода к изучаемым объектам.

в) принцип самостоятельности, воспроизводимости результатов и последовательности;

г) принцип формализации и операционализации эмпирических исследований.

д) принцип повышения достоверности и надёжности исследования.

е) принцип целостности, иерархичности и относительности.

ж) принцип значимости математических методов.

5. Сущностью экспериментального метода является:

а) наблюдение за испытуемым в период работы с ним в специально созданных экспериментальных условиях;

6) тестирование объекта исследования с целью получения определенной информации в ходе эксперимента;

6. К основным формам экспериментального исследования относятся:

а) идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия;

б) лабораторный и естественный эксперимент;

в) реальный эксперимент, моделирование.

7. Сущностью научной гипотезы является:

а) научно доказанная система фактов;

б) система научных догадок, основанная на косвенных эмпирических и теоретических сведениях;

в) концептуальная схема проведения эксперимента.

Наши рекомендации