Б1.Б.2. Методология и методы научного исследования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

Институт социальных отношений

Наименование факультета (института)

_Социальной адаптации и организации работы с молодёжью________________________

Наименованиекафедры

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Б1.Б.2. Методология и методы научного исследования

направление подготовки(специальность)

44.04.01 «Педагогическое образование»

Магистерская программа

"Коучинг педагогического и социального сопровождения детей и молодежи в современных социокультурных условиях"

_____________________________________________________________

Очная форма обучения

Срок обучения: 2 года

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель:подготовка магистрантов к проектированию и осуществлению научно-исследовательской деятельности в условиях организации процессов обучения, воспитания, профессионально-личностного саморазвития, формирования их методологической культуры.

Задачи дисциплины:

· Формирование методологической культуры субъектов обучения;

· Овладение инструментарием выбора и адекватного использования методов научного исследования;

· Развитие индивидуальных способностей обучающихся к поисковой, индивидуальной научной деятельности;

· Приобретение опыта анализа научно-исследовательских работ.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

· способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);

· способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • актуальную проблематику психолого-педагогических научных исследований;
  • основные уровни методологии педагогики, психологии и социологии;
  • основные методы научного исследования;
  • логику проектирования и организации психолого-педагогического исследования;
  • основной инструментарий, методы и этапы эмпирического исследования;
  • критерии и показатели проявления исследовательской культуры;


Уметь:

· методологически грамотно выделять проблему, тему, цель, объект, предмет, задачи, гипотезу научного психолого-педагогического исследования;

· технологически корректно подбирать адекватный комплекс методов для осуществления прикладного исследования;

· осуществлять эмпирическое психолого-педагогическое исследование;

· применять научно-исследовательскую технологию в обработке эмпирического материала исследования;

· диагностировать уровень собственной методологической культуры в проектировании и реализации научного исследования;

Владеть:

  • методами аналитико-логической обработки и применения научно-педагогической и психологической информации;
  • культуры проектно-творческого и системно-технологического мышления в организации прикладных исследований в собственной профессиональной деятельности;
  • самоанализа и саморазвития собственных научно-исследовательских способностей.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____4_______ зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов    
     
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе: - - - -  
Лекции      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Контроль самостоятельной работы        
Контрольная работа          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачёт зачёт      

5.1.2. Самостоятельная работа студентов.



5. Тема 5. Статистическая обработка результатов научных психолого-педагогических исследований.   ü Подготовка к тестированию ü Подготовка к ролевой/деловой игре ü Выполнение письменной домашней работы ü Подготовка к практическому занятию ü Заслушивание и обсуждение сообщений ü Проверка тестов ü Проверка письменных работ ü Опрос беседа, обсуждение
Тема 6. Основные требования к представлению результатов научной работы.   ü Подготовка к тестированию ü Подготовка к ролевой/деловой игре ü Выполнение письменной домашней работы ü Подготовка к практическому занятию ü Заслушивание и обсуждение сообщений ü Проверка тестов ü Проверка письменных работ ü Опрос беседа, обсуждение

Сущность эксперимента в

а) проведении исследований в специально созданных управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственной связи;

б) основной метод современного естествознания;

в) активный и опосредованный метод.

10. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: "Выборка испытуемых, на которую не направлено воздействие независимой переменной..."?

а) репрезентативная выборка;

б) экспериментальная выборка;

в) контрольная выборка.

11. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: "Выборка испытуемых, на которую направлено воздействие НП ..."?

а) экспериментальная выборка;

б) контрольная выборка;

в) эквивалентная выборка.

Вопросы к зачёту по курсу «Методология и методы научного исследования» (1 курс, 1 семестр)

Составьте конспективные ответы на предложенные вопросы.

  1. На каком этапе оформляется понятийный аппарат?
  2. Проведите ранжирование структурных компонентов исследования.
  3. Назовите цели каждого этапа исследования.
  4. Выполните тест на соотнесение терминов по теме "Принципы научного исследования".
  5. Охарактеризуйте понятия: аннотация, конспект, реферат. Определите сходство и различие данных понятий.
  6. Оформите список литературы из предложенных источников.
  7. Какие виды наблюдения используются в педагогическом исследовании?
  8. назовите общие и частные требования к организации наблюдения.
  9. Каковы особенности разработки и апробации методики исследовательской беседы?
  10. В чём выражается подготовка к беседе?
  11. В чём особенности разработки бланка анкеты?
  12. Разработайте методику интервью.
  13. разработайте процедуру проведения лабораторного эксперимента.
  14. В чём особенности использования социометрии в исследовательской работе с дошкольниками?
  15. Приведите примеры массового, передового и новаторского опыта.
  16. Каковы требования к оформлению дипломной работы?
  17. Какие типы шкал преимущественно используются в психологии и педагогике?
  18. Проанализируйте на выбор сборник диагностических методик и определите, к каким шкалам относятся перечисленные там тесты.
  19. Какие методы графического представления данных вам известны?
  20. С какой целью в экспериментальных исследованиях используется проверка статистических гипотез?
  21. Как измерить связь между двумя статистическими признаками?

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Актуальные вопросы современной психологии и педагогики [текст] / Отв. ред. А.В. Горбенко// Сборник докладов VII-й Международной научной конференции. – Липецк: Издательский центр «Гравис», - 2011. – 192 с.
  2. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований– М.: Академия, Серия: Высшее профессиональное образование, 2008 – 320 с.
  3. ГОСТ 7.1.-2008 "Библиографическая запись. Библиографическое описание" [Текст]. М.: ИПК Издательство стандартов
  4. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008. – 176 с.
  5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов – 5-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008. - 208 с.
  6. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов – магистрантов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 1999. – 304 с.
  7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с
  8. Макарова В.А., Козлова Е.Б. Подготовка, выполнение и защита магистерских диссертаций: учебно-методическое пособие. - Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского: – Калуга, 2017.- 160 с.
  9. Математические методы в педагогике и психологии: в схемах и таблицах /учебное пособие/: - Майкоп, изд-во АГУ, 2010. – 192 с.
  10. Е.Б. Козлова Методы математической статистики в психологии и педагогике - методическое пособие для студентов Института социальных отношений КГУ им. К.Э. Циолковского – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского 2014.- 78 с.
  11. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Издательство Либроком, 2010. – 282 с.
  12. Современные прикладные направления и проблемы психологии [текст]: Ананьевские чтения – 2010/Отв. ред. Л.А. Цветкова // Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 2. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – 592 с.
  13. Теоретические и методологические проблемы современного образования [текст]// Материалы международной научно-практической конференции 29-30 декабря. - Москва, -2010. – 249 с.
  14. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. – Великий Новгород: НовГУ, 2010. – 114 с.
  15. Янчук В.А. Методология и методы научного исследования в психологи и социальных науках. – М.: Издательство АПО, 2011. – 376 с.

б) дополнительная литература

  1. Вербицкий А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований //Педагогика. – 1994. - № 3.
  2. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль речи: Оформление научной работы: Учеб. пос. – М., 1991.
  3. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования [Текст] /В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 160 с.
  4. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического исследования. – М., 1990. – С. 13-14.
  5. Мазилов, В.А. Методология психологической науки. - Ярославль: МАПН, 2003. - 198 с.
  6. Немов, Р.С. Психология. В 2-х частях: Словарь-справочник / Р.С. Немов. – М.: Владос.-2007.-303с.
  7. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с.
  8. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.
  9. Петров, Ю. А. Азбука логического мышления [Текст] / Ю. А. Петров. – М.: Моск. гос. ун-т, 1991. – 104 с.
  10. Петров, Ю. А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы [Текст] /Ю. А. Петров. – М.: Моск. гос. ун-т, 1990. – 118 с.
  11. Психологическая диагностика: Учебник для студ. вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича.-3-е изд., перер. и доп. - СПб:Питер,2008.-652с.
  12. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. В 2 т. – М.: Владос, 2007.
  13. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пос. / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Академия, 2008.
  14. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000, С. 72-170.
  15. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2003. - № 3. – С. 86-89.

в) программное обеспечение

Программное обеспечение для статистической обработки данных (SPSS -17).

Для использования ИКТ в учебном процессе обеспечено наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Министерство образования и науки: www.mon.gov.ru
  2. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
  3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Электронные библиотеки

  1. Электронная библиотека http://www.knigafund.ru
  2. http://flogiston.ru/library - библиотека по психологии сайта Флогистон
  3. www.iriss.ru.library – библиотека Межрегиональных исследований в общественных науках
  4. http://koob.ruэлектронная библиотека Куб,
  5. http://www.gumer.info – электронная библиотека по психологии Гумер
  6. http://www.biblioclub.ru - Университетская библиотека Online
  7. http://pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека
  8. http://elibrary.ru – научная электронная библиотека
  9. http://vss.nlr.ru/statement.php– Виртуальная библиотечная справочная служба
  10. http://school-collection.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

Журналы и периодика

1. http://www.voppsy.ru – «Вопросы психологии»

2. http://vo.hse.ru/ - «Вопросы образования»

3. http://www.psyedu.ru – «Психологическая наука и образование»

4. http://www.apa.org/journals - журналы Американской психологической ассоциации

5. http://www.psychol.ras.ru/08.shtml - «Психологический журнал»

6. http://www.psy.msy.ru/science/vestnik/index.html - «Вестник Московского университета». Серия 14. Психология

7. http://www.courier.com.ru – «Курьер образования»

8. http://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm - «Психологический вестник»

____________________________________________________________________________

Разработчики:

ФБГОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского профессор В.А. Макарова___

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

ФБГОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского доцентЕ.Б. Козлова___

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

Институт социальных отношений

Наименование факультета (института)

_Социальной адаптации и организации работы с молодёжью________________________

Наименованиекафедры

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Б1.Б.2. Методология и методы научного исследования

направление подготовки(специальность)

44.04.01 «Педагогическое образование»

Магистерская программа

"Коучинг педагогического и социального сопровождения детей и молодежи в современных социокультурных условиях"

_____________________________________________________________

Очная форма обучения

Срок обучения: 2 года

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель:подготовка магистрантов к проектированию и осуществлению научно-исследовательской деятельности в условиях организации процессов обучения, воспитания, профессионально-личностного саморазвития, формирования их методологической культуры.

Задачи дисциплины:

· Формирование методологической культуры субъектов обучения;

· Овладение инструментарием выбора и адекватного использования методов научного исследования;

· Развитие индивидуальных способностей обучающихся к поисковой, индивидуальной научной деятельности;

· Приобретение опыта анализа научно-исследовательских работ.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

· способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);

· способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • актуальную проблематику психолого-педагогических научных исследований;
  • основные уровни методологии педагогики, психологии и социологии;
  • основные методы научного исследования;
  • логику проектирования и организации психолого-педагогического исследования;
  • основной инструментарий, методы и этапы эмпирического исследования;
  • критерии и показатели проявления исследовательской культуры;

Уметь:

· методологически грамотно выделять проблему, тему, цель, объект, предмет, задачи, гипотезу научного психолого-педагогического исследования;

· технологически корректно подбирать адекватный комплекс методов для осуществления прикладного исследования;

· осуществлять эмпирическое психолого-педагогическое исследование;

· применять научно-исследовательскую технологию в обработке эмпирического материала исследования;

· диагностировать уровень собственной методологической культуры в проектировании и реализации научного исследования;

Владеть:

  • методами аналитико-логической обработки и применения научно-педагогической и психологической информации;
  • культуры проектно-творческого и системно-технологического мышления в организации прикладных исследований в собственной профессиональной деятельности;
  • самоанализа и саморазвития собственных научно-исследовательских способностей.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____4_______ зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов    
     
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе: - - - -  
Лекции      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Контроль самостоятельной работы        
Контрольная работа          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачёт зачёт      

5.1.2. Самостоятельная работа студентов.

5. Тема 5. Статистическая обработка результатов научных психолого-педагогических исследований.   ü Подготовка к тестированию ü Подготовка к ролевой/деловой игре ü Выполнение письменной домашней работы ü Подготовка к практическому занятию ü Заслушивание и обсуждение сообщений ü Проверка тестов ü Проверка письменных работ ü Опрос беседа, обсуждение
Тема 6. Основные требования к представлению результатов научной работы.   ü Подготовка к тестированию ü Подготовка к ролевой/деловой игре ü Выполнение письменной домашней работы ü Подготовка к практическому занятию ü Заслушивание и обсуждение сообщений ü Проверка тестов ü Проверка письменных работ ü Опрос беседа, обсуждение

Наши рекомендации