Б1.Б.2. Методология и методы научного исследования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»
Институт социальных отношений
Наименование факультета (института)
_Социальной адаптации и организации работы с молодёжью________________________
Наименованиекафедры
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Б1.Б.2. Методология и методы научного исследования
направление подготовки(специальность)
44.04.01 «Педагогическое образование»
Магистерская программа
"Коучинг педагогического и социального сопровождения детей и молодежи в современных социокультурных условиях"
_____________________________________________________________
Очная форма обучения
Срок обучения: 2 года
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель:подготовка магистрантов к проектированию и осуществлению научно-исследовательской деятельности в условиях организации процессов обучения, воспитания, профессионально-личностного саморазвития, формирования их методологической культуры.
Задачи дисциплины:
· Формирование методологической культуры субъектов обучения;
· Овладение инструментарием выбора и адекватного использования методов научного исследования;
· Развитие индивидуальных способностей обучающихся к поисковой, индивидуальной научной деятельности;
· Приобретение опыта анализа научно-исследовательских работ.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
· способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);
· способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- актуальную проблематику психолого-педагогических научных исследований;
- основные уровни методологии педагогики, психологии и социологии;
- основные методы научного исследования;
- логику проектирования и организации психолого-педагогического исследования;
- основной инструментарий, методы и этапы эмпирического исследования;
- критерии и показатели проявления исследовательской культуры;
Уметь:
· методологически грамотно выделять проблему, тему, цель, объект, предмет, задачи, гипотезу научного психолого-педагогического исследования;
· технологически корректно подбирать адекватный комплекс методов для осуществления прикладного исследования;
· осуществлять эмпирическое психолого-педагогическое исследование;
· применять научно-исследовательскую технологию в обработке эмпирического материала исследования;
· диагностировать уровень собственной методологической культуры в проектировании и реализации научного исследования;
Владеть:
- методами аналитико-логической обработки и применения научно-педагогической и психологической информации;
- культуры проектно-творческого и системно-технологического мышления в организации прикладных исследований в собственной профессиональной деятельности;
- самоанализа и саморазвития собственных научно-исследовательских способностей.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет ____4_______ зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего часов | ||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | |
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Контроль самостоятельной работы | |||||
Контрольная работа | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачёт | зачёт |
5.1.2. Самостоятельная работа студентов.
5. | Тема 5. Статистическая обработка результатов научных психолого-педагогических исследований. | ü Подготовка к тестированию ü Подготовка к ролевой/деловой игре ü Выполнение письменной домашней работы ü Подготовка к практическому занятию | ü Заслушивание и обсуждение сообщений ü Проверка тестов ü Проверка письменных работ ü Опрос беседа, обсуждение |
Тема 6. Основные требования к представлению результатов научной работы. | ü Подготовка к тестированию ü Подготовка к ролевой/деловой игре ü Выполнение письменной домашней работы ü Подготовка к практическому занятию | ü Заслушивание и обсуждение сообщений ü Проверка тестов ü Проверка письменных работ ü Опрос беседа, обсуждение |
Сущность эксперимента в
а) проведении исследований в специально созданных управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственной связи;
б) основной метод современного естествознания;
в) активный и опосредованный метод.
10. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: "Выборка испытуемых, на которую не направлено воздействие независимой переменной..."?
а) репрезентативная выборка;
б) экспериментальная выборка;
в) контрольная выборка.
11. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: "Выборка испытуемых, на которую направлено воздействие НП ..."?
а) экспериментальная выборка;
б) контрольная выборка;
в) эквивалентная выборка.
Вопросы к зачёту по курсу «Методология и методы научного исследования» (1 курс, 1 семестр)
Составьте конспективные ответы на предложенные вопросы.
- На каком этапе оформляется понятийный аппарат?
- Проведите ранжирование структурных компонентов исследования.
- Назовите цели каждого этапа исследования.
- Выполните тест на соотнесение терминов по теме "Принципы научного исследования".
- Охарактеризуйте понятия: аннотация, конспект, реферат. Определите сходство и различие данных понятий.
- Оформите список литературы из предложенных источников.
- Какие виды наблюдения используются в педагогическом исследовании?
- назовите общие и частные требования к организации наблюдения.
- Каковы особенности разработки и апробации методики исследовательской беседы?
- В чём выражается подготовка к беседе?
- В чём особенности разработки бланка анкеты?
- Разработайте методику интервью.
- разработайте процедуру проведения лабораторного эксперимента.
- В чём особенности использования социометрии в исследовательской работе с дошкольниками?
- Приведите примеры массового, передового и новаторского опыта.
- Каковы требования к оформлению дипломной работы?
- Какие типы шкал преимущественно используются в психологии и педагогике?
- Проанализируйте на выбор сборник диагностических методик и определите, к каким шкалам относятся перечисленные там тесты.
- Какие методы графического представления данных вам известны?
- С какой целью в экспериментальных исследованиях используется проверка статистических гипотез?
- Как измерить связь между двумя статистическими признаками?
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
- Актуальные вопросы современной психологии и педагогики [текст] / Отв. ред. А.В. Горбенко// Сборник докладов VII-й Международной научной конференции. – Липецк: Издательский центр «Гравис», - 2011. – 192 с.
- Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований– М.: Академия, Серия: Высшее профессиональное образование, 2008 – 320 с.
- ГОСТ 7.1.-2008 "Библиографическая запись. Библиографическое описание" [Текст]. М.: ИПК Издательство стандартов
- Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008. – 176 с.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого–педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов – 5-е изд., испр. - М., Издательский центр "Академия", 2008. - 208 с.
- Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов – магистрантов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 1999. – 304 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с
- Макарова В.А., Козлова Е.Б. Подготовка, выполнение и защита магистерских диссертаций: учебно-методическое пособие. - Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского: – Калуга, 2017.- 160 с.
- Математические методы в педагогике и психологии: в схемах и таблицах /учебное пособие/: - Майкоп, изд-во АГУ, 2010. – 192 с.
- Е.Б. Козлова Методы математической статистики в психологии и педагогике - методическое пособие для студентов Института социальных отношений КГУ им. К.Э. Циолковского – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского 2014.- 78 с.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Издательство Либроком, 2010. – 282 с.
- Современные прикладные направления и проблемы психологии [текст]: Ананьевские чтения – 2010/Отв. ред. Л.А. Цветкова // Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 2. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – 592 с.
- Теоретические и методологические проблемы современного образования [текст]// Материалы международной научно-практической конференции 29-30 декабря. - Москва, -2010. – 249 с.
- Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. – Великий Новгород: НовГУ, 2010. – 114 с.
- Янчук В.А. Методология и методы научного исследования в психологи и социальных науках. – М.: Издательство АПО, 2011. – 376 с.
б) дополнительная литература
- Вербицкий А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований //Педагогика. – 1994. - № 3.
- Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль речи: Оформление научной работы: Учеб. пос. – М., 1991.
- Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования [Текст] /В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 160 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического исследования. – М., 1990. – С. 13-14.
- Мазилов, В.А. Методология психологической науки. - Ярославль: МАПН, 2003. - 198 с.
- Немов, Р.С. Психология. В 2-х частях: Словарь-справочник / Р.С. Немов. – М.: Владос.-2007.-303с.
- Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 4-е изд. – М.: Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с.
- Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.
- Петров, Ю. А. Азбука логического мышления [Текст] / Ю. А. Петров. – М.: Моск. гос. ун-т, 1991. – 104 с.
- Петров, Ю. А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы [Текст] /Ю. А. Петров. – М.: Моск. гос. ун-т, 1990. – 118 с.
- Психологическая диагностика: Учебник для студ. вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича.-3-е изд., перер. и доп. - СПб:Питер,2008.-652с.
- Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. В 2 т. – М.: Владос, 2007.
- Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пос. / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Академия, 2008.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000, С. 72-170.
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2003. - № 3. – С. 86-89.
в) программное обеспечение
Программное обеспечение для статистической обработки данных (SPSS -17).
Для использования ИКТ в учебном процессе обеспечено наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- Министерство образования и науки: www.mon.gov.ru
- Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Электронные библиотеки
- Электронная библиотека http://www.knigafund.ru
- http://flogiston.ru/library - библиотека по психологии сайта Флогистон
- www.iriss.ru.library – библиотека Межрегиональных исследований в общественных науках
- http://koob.ru – электронная библиотека Куб,
- http://www.gumer.info – электронная библиотека по психологии Гумер
- http://www.biblioclub.ru - Университетская библиотека Online
- http://pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека
- http://elibrary.ru – научная электронная библиотека
- http://vss.nlr.ru/statement.php– Виртуальная библиотечная справочная служба
- http://school-collection.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
Журналы и периодика
1. http://www.voppsy.ru – «Вопросы психологии»
2. http://vo.hse.ru/ - «Вопросы образования»
3. http://www.psyedu.ru – «Психологическая наука и образование»
4. http://www.apa.org/journals - журналы Американской психологической ассоциации
5. http://www.psychol.ras.ru/08.shtml - «Психологический журнал»
6. http://www.psy.msy.ru/science/vestnik/index.html - «Вестник Московского университета». Серия 14. Психология
7. http://www.courier.com.ru – «Курьер образования»
8. http://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm - «Психологический вестник»
____________________________________________________________________________
Разработчики:
ФБГОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского профессор В.А. Макарова___
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ФБГОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского доцентЕ.Б. Козлова___
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»
Институт социальных отношений
Наименование факультета (института)
_Социальной адаптации и организации работы с молодёжью________________________
Наименованиекафедры
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Б1.Б.2. Методология и методы научного исследования
направление подготовки(специальность)
44.04.01 «Педагогическое образование»
Магистерская программа
"Коучинг педагогического и социального сопровождения детей и молодежи в современных социокультурных условиях"
_____________________________________________________________
Очная форма обучения
Срок обучения: 2 года
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель:подготовка магистрантов к проектированию и осуществлению научно-исследовательской деятельности в условиях организации процессов обучения, воспитания, профессионально-личностного саморазвития, формирования их методологической культуры.
Задачи дисциплины:
· Формирование методологической культуры субъектов обучения;
· Овладение инструментарием выбора и адекватного использования методов научного исследования;
· Развитие индивидуальных способностей обучающихся к поисковой, индивидуальной научной деятельности;
· Приобретение опыта анализа научно-исследовательских работ.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
· способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);
· способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- актуальную проблематику психолого-педагогических научных исследований;
- основные уровни методологии педагогики, психологии и социологии;
- основные методы научного исследования;
- логику проектирования и организации психолого-педагогического исследования;
- основной инструментарий, методы и этапы эмпирического исследования;
- критерии и показатели проявления исследовательской культуры;
Уметь:
· методологически грамотно выделять проблему, тему, цель, объект, предмет, задачи, гипотезу научного психолого-педагогического исследования;
· технологически корректно подбирать адекватный комплекс методов для осуществления прикладного исследования;
· осуществлять эмпирическое психолого-педагогическое исследование;
· применять научно-исследовательскую технологию в обработке эмпирического материала исследования;
· диагностировать уровень собственной методологической культуры в проектировании и реализации научного исследования;
Владеть:
- методами аналитико-логической обработки и применения научно-педагогической и психологической информации;
- культуры проектно-творческого и системно-технологического мышления в организации прикладных исследований в собственной профессиональной деятельности;
- самоанализа и саморазвития собственных научно-исследовательских способностей.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет ____4_______ зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего часов | ||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | |
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Контроль самостоятельной работы | |||||
Контрольная работа | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачёт | зачёт |
5.1.2. Самостоятельная работа студентов.
5. | Тема 5. Статистическая обработка результатов научных психолого-педагогических исследований. | ü Подготовка к тестированию ü Подготовка к ролевой/деловой игре ü Выполнение письменной домашней работы ü Подготовка к практическому занятию | ü Заслушивание и обсуждение сообщений ü Проверка тестов ü Проверка письменных работ ü Опрос беседа, обсуждение |
Тема 6. Основные требования к представлению результатов научной работы. | ü Подготовка к тестированию ü Подготовка к ролевой/деловой игре ü Выполнение письменной домашней работы ü Подготовка к практическому занятию | ü Заслушивание и обсуждение сообщений ü Проверка тестов ü Проверка письменных работ ü Опрос беседа, обсуждение |