Философские подходы к изучению конфликтов (Древний Китай, Древняя Греция, Средние века, Возрождение).
Древняя Греция. В Древней Греции возникает философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Анаксимандр (ок. 610 — 547 до н. э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» — единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит (кон. 6 — нач.5 вв. до н. э.) сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Борьба всеобща и «все происходит через борьбу и по необходимости», — писал он. Столкновение и единство противоположностей согласно Гераклиту (ок. 520–460 гг.до н. э.), является всеобщим и универсальным способом развития. По его словам, «противоположное соглашается, а из несогласного появляется самая прекрасная гармония» В отличие от Гераклита, по сути дела оправдывавшего войну, Платон (ок. 427–347 гг. до н. э.) осуждал ее, рассматривая как величайшее зло. По его мнению, некогда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно». Тем не менее в «идеальном государстве» Платона имеются воины, готовые выступить в поход в любое время. Также Платон говорит о наличии врожденных черт, обусловливающих склонность к конфликтной или мирной взаимодействий.
Древний Китай. В древнекитайской общественной мысли мы наблюдаем скептическое отношение к эффективности активных действий, особенно действий, имеющих преодолевать сопротивление: "Дао совершенно мудрого - это деяние без борьбы». В классическом китайском трактате "Дао дэ цзин" мудрость видится в том, чтобы двигать, не прилагая усилий, а "лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует". Тайны, насилует действительность, не навязывает свою волю, а наблюдает за возникновением благоприятных тенденций и опирается в своих действиях на эти тенденции. Надежным средством власти над людьми есть знание, которое позволяет предусматривать реагирования другой стороны, а следовательно, без труда направлять ее с помощью «прелестей» в нужном нам направлении. Конфуций (551-479 гг. До н. Э.) Считал принуждение и насилие малоэффективными способами воздействия: "Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок путем наказаний, то хотя люди будут стараться их избегать, у них не будет чувства стыда. А если управлять через добродетель и поддерживать порядок при помощи ритуала, то у людей будет чувство стыда и они смогут исправиться ". Война есть крайним средством, к которому прибегают, чтобы наказать того, кто оказывает несправедливо и негуманно. Войны также решительно осуждал китайский философ и политический деятель Мо-цзы (479-400 гг. До н. Э.), Который подробно описал негативные последствия войны для населения: "... Армия нападающих врывается на землю другого государства, топчет ее поля, вырубает ее леса, разрушает города и поселки, загрязняет и разрушает ее пруды и водоемы, ворует и забивает ее скот, заставляет работать на себя или убивает ее населения, издевается над иноплеменными старыми и женщинами, вывозит из захваченного царства его сокровища ...
Средние века. Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер. Для подтверждения данного тезиса можно обратиться к мысли Аврелия Августина (354-430 гг.) о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположной и неразделимой сферах. Эта противоположная и неразделимая история представляет собой вечную битву двух царств (градов) – божьего и земного. Во многом схожи с взглядами Августина конфликтологические идеи другого известного мыслителя Средневековья – Фомы Аквинского (1225-1274 гг.). Эти взгляды можно обнаружить в его рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о светской и духовной власти, о человеческом бытии и Боге и многих других.
Эпоха Возрождения. Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Освобождая восприятие человеческих проблем от власти религиозного сознания, философы той эпохи придавали подобным проблемам земной смысл. Анализируя взгляды выдающихся мыслителей этого периода - Николая Кузанского (1401-1464 гг.), Николая Коперника (1473-1574 гг.), Джордано Бруно (1548-1600 гг.) и Николо Макиавелли (1469-1527 гг.), важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта. Вместе с тем они верили в силу человека, его разум и гармонию, способность преодолеть социальные конфликты.