Техника семейного консультирования
Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация — это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная динамика этих контактов, создающая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности (В. В. Сталин. 1993).
Процесс консультирования можно условно разделить на пять фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фаза, фаза решений и действий и фаза обратной связи.
Первая фаза — установление контакта с клиентом. Итог: определение границ взаимодействия с ним. Осуществляется в ходе первичной консультативной беседы. В этой фазе устанавливаются дистанция общения и его составляющие. Консультант еще до беседы наблюдает за семьей, контактами родителей и ребенка. Он определяет тип их поведения в коммуникации с ребенком, отмечает особенности реакций детей и родителей в диаде, характер вербальных и невербальных контактов, способы оценки и регулирования поведения ребенка.
В первичной беседе выявляется характер отношения родителей к социальному педагогу (деловое, рентное, игровое) и устанавливаются границы взаимодействия с семьей.
Опытный консультант уже при первой встрече может получить информацию об истории развития ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогических установках родителей. Эта фаза позволяет клиенту оценить возможности психолога, сориентироваться в тех процедурах, которые будут совершаться; он получает установку на серьезную, продолжительную работу самой семьи.
Вторая фаза — определение проблемы клиента, проблемы (боли) семьи. Итог: согласие клиента и консультанта в понимании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет проблему на языке трудностей. Консультант проясняет ее, обозначив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуждая альтернативные гипотезы, приходят к единому мнению. Клиент принимает проблему. Консультант может предоставить клиенту право формулировать проблему не от собственного лица, а относительно «третьих лиц». На этом этапе важно прийти к согласию относительно понимания проблемы-дилеммы. В противном случае приходится начинать весь консультативный процесс сначала.
Характер беседы (управляемое или неуправляемое интервью) определяется целями консультирования, индивидуальными особенностями клиента и принятым теоретическим подходом.
Третья фаза — рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы.
Для этой фазы характерна следующая динамика: структурирование связи (раппорта) между клиентом и консультантом, создание контролируемых условий для невроза, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из переноса (трансфера) и обретение им суверенитета.
Четвертая фаза — принятие решения и действия. Итог: эффективное поведение клиента в естественной ситуации.
В этой фазе, опираясь на определенную консультативную теорию, специалист разрабатывает план действий, стратегию своего поведения, которые приводят клиента к поиску и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Найдя оптимальное для себя решение, приняв его как собственное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, клиент принимает решение действовать. Вместе с консультантом он сортирует различные способы действий, выбрав, наконец, наиболее приемлемый для себя вариант. Затем он проверяет этот вариант в естественных условиях. В случае успеха он переносит свое решение на поведение в целом.
Пятая фаза — обратная связь. Итог: удовлетворение клиента процессом консультирования и его результатами.
Частично консультант получает эту информацию уже в процессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки переноса. Он также может проводить эпизодические повторные встречи, проясняя ситуацию.
Ориентируясь на принцип обратной связи, психолог судит о правильности избранной стратегии и тактики консультирования и должен реализовать следующие требования к консультативной информации: конкретность и конструктивность ее содержания; адресованность конкретному лицу; констатирующий, своевременный и потребностный характер.
При проведении консультаций многие психологи используют магнитофоны и диктофоны, специальные стандартизированные бланки для семейного консультирования; ассистенты протоколируют беседу, что помогает лучше рефлексировать полученную информацию, отслеживать динамику и результативность консультативного процесса.
Стратегией консультанта должно быть не стремление разоблачить клиента, выяснить, кто прав, а кто виноват в семье. Психолог призван, прежде всего облегчить психоэмоциональное состояние клиента, снять его душевную боль.
Психолог может избрать различные типы поддержки клиента: влиятельный или внимательный, спрашивающий или утверждающий, ставящий диагноз или стремящийся к пониманию.
Влиятельный психолог, представляющий клиента слабым, будет заряжать его энергией, оптимизмом, передавать ему свою силу и уверенность.
Внимательный консультант, ведущий консультирование по типу «роджерианского интервью», внешне выглядит пассивным.
Спрашивающий психолог активен: он задает много вопросов. Он находится в более выгодной позиции, чем утверждающий.
Ставящий диагноз психолог больше рискует, он чаще использует суггестивные методы воздействия.
В процессе работы психологу-консультанту необходимо отрабатывать специальные умения и навыки: ставить открытые и закрытые вопросы; фиксировать внимание на главных мыслях клиента, его чувствах; следовать в беседе за логикой клиента; овладевать умением перефразирования (прояснения смысла) и суммирования важнейших высказываний клиента, выразительного молчания; выдвижения и доказательства гипотез и совместного принятия решений.
Психолог должен научиться искренне выражать свои чувства и управлять ими, не допуская при этом в консультативной беседе свободного светского диалога, закрытости или чрезмерного самораскрытия. Не следует жестко придерживаться первоначальной гипотезы, так как она может оказаться ложной. Без должной мотивировки следует избегать лобовых вопросов, игнорирования или дискредитации мнения собеседника, монологичности и авторитарности.
Подводя итог обсуждаемой проблеме, уточним еще раз черты неэффективного и мудрого консультирования.
Таблица 24 Признаки мудрого и неэффективного консультирования
Мудрое консультирование | Неэффективное консультирование |
• Встреча психолога с клиентом происходит; они обмениваются посланиями • Психолог уважает права клиента, соблюдает меру, дистанцию и границы профессионального общения • Психолог верит в уникальность клиента и его способность самому найти решение проблемы • Вербальными и невербальными способами он демонстрирует это своему клиенту • Эмоционально поддерживает клиента • Он осуществляет эмпатическое слушание, давая возможность клиенту излить свои чувства и высказать свои трудности • Он умело объективирует (через прояснение смыслов) и субъективирует (через чувства клиента и свои собственные) ситуацию клиента • В определении проблемы он движется вслед за логикой клиента • Он не торопится с выводами и рекомендациями, а лишь создает условия для инсайта клиента • Он вызывает в клиенте благодарность и желание сотрудничать ♦ Он стремится к пониманию и совместному решению проблем | • Встреча психолога с клиентом не происходит • Психолог не устанавливает нормальный раппорт • Психолог «не видит, не слышит и не чувствует» клиента • Он бестактен в высказываниях • Не дает высказаться клиенту • Подозревает клиента в плохих поступках • Пытается разоблачить клиента или морализирует. • Слишком быстро вскрывает проблему • Не сверяет правильность своих выводов с клиентом • Навязывает клиенту свое решение • Дает скоропалительные советы и рекомендации • Вызывает в клиенте желание спорить, оправдываться, скрывать правду, усугубляет чувство вины или душевную боль • Жестко придерживается первоначальной гипотезы • Ставит «диагноз» и предлагает «лечение» |
Итак, психологическое консультирование семьи опирается на различные теоретические подходы, что обусловливает разнообразие техник и методов работы психолога. Содержание семейного консультирования обусловлено его видом, ориентацией на возраст семьи, ее конкретные подсистемы отношений, проблемы и потребности клиентов. К семейному консультированию применимы все общие требования, предъявляемые к психологу-консультанту.