Бихевиоральный подход к психологическому консультированию семьи

Определяющим условием успешного консультирования в рам­ках этого подхода является интерес не к причинам, а следствиям, забота о том, «как», «когда», «где», «что». Предполагается, что хоро­шая семья находится в состоянии баланса между проигрышем и вы­игрышем, наказанием и поощрением (Д. Тиболт, Г. Келлей, 1959). Приятных эмоций в ней больше, чем неприятных (Р. Вейс, Г. Па­терсон, 1974). Такая семья может самостоятельно решать проблемы (Г. Марголин, 1979). Цель консультирования состоит в том, чтобы научить семью самостоятельно решать семейные проблемы. Дости­жению этой цели может способствовать тренинг родительских спо­собностей (С. Гордон, Н. Давидсон, 1981), тренинг умений оцени­вать и корректировать семейные отношения (Р. Стюарт, 1980) и дру­гие формы работы.

Гуманистический клиент-центрированный подход к семейному консультированию

Психотерапевтическая модель помощи семье основана на гума­нистическом клиент-центрированном подходе, разработанном аме­риканским психотерапевтом Карлом Роджерсом (1942).

В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивиду­альный подход к консультативной работе с семьей, опора на личнос­тные ресурсы клиента и психолога, закономерности и психотерапев­тический потенциал общения в диаде (консультант — клиент) и в группе (в том числе и семейной); использование потребности в по­мощи, ее профессиональный характер.

Таким образом, эта модель предполагает, во-первых, установле­ние контакта с клиентом, который здоров с медицинской точки зре­ния, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; во-вторых, проведение психо­логической диагностики, направленной на выявление причин небла­гополучия и определение возможных форм помощи; в-третьих, соб­ственно консультативную работу, коррекционные или психотерапев­тические мероприятия, направленные на снятие имеющегося небла­гополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.

Гуманистический клиент-центрированный подход подразумевает установку психолога-консультанта на активное слушание и понима­ние клиента, его безусловное принятие, безоценочное отношение, эм-патию по отношению к клиенту, а также умение быть самим собой, без налета профессионального снобизма и менторства. Гуманные качества социального поведения психотерапевта, активные поисковые усилия, искренность делают его образцом душевного равновесия, чем позитив­но влияют на процесс консультирования и его результат.

Такие установки характеризуют роджерианское интервью. Консуль­тант, работающий в этом ключе, не думает о своем клиенте как о сла­бом, безвольном, не способном самостоятельно решать проблемы и дезадаптивном. Наоборот, для клиент-центрированного подхода в кон­сультировании характерно позитивное представление о человеке.

Модель психологического консультирования семьи, основанная на опыте

Г. Навайтис выделяет также модель психологического консуль­тирования семьи, основанную на опыте, разработанную В. Кэмпле-ром (1981). Автор полагает, что, несмотря на то, что человек изначально склонен к сотрудничеству, а семья обладает потенциалом для поддержки развития личности, возникают трудности, связанные с об­щением. Цель консультирования семьи — помочь ей испытать опыт более успешных встреч. Организуемые психологом встречи семьи создают поддерживающую атмосферу, дают возможность не только выразить свою индивидуальность и желания, но и узнать намерения и желания других, понять различия в потребностях. Семейные труд­ности обсуждаются в ситуации «здесь и теперь».

Структурная модель консультирования семьи

Структурная модель консультирования семьи С. Минухина (1984) трактует семью как непрерывный эксперимент по созданию и пере­стройке семейной системы. Структуру семьи образует сеть требова­ний и функций, формирующих способы взаимодействия в семье. Система семьи состоит из следующих подсистем: супружеской пары, родителей, детей. Субсистема родителей появляется в результате трансформации супружеской пары после рождения ребенка. Однако супружеская пара не исчезает, а изменяется. Каждый из супругов имеет свое понятие об отцовстве и материнстве. Субсистема родите­лей изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям де­тей. Кроме того, модифицируется субсистема детей. Вся семья связа­на с внешним миром. Границы между субсистемами должны быть четкими, но не ригидными и не диффузными. Успех семейной жизни кроется в способностях изменяться, перестраивать структуру семьи с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи.

Цели структурной психологической помощи семье:

• создание эффективной иерархической структуры, в которой ро­дители являются авторитетом для детей;

• образование эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований к детям;

• расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуж­дение к общению вне семьи;

• создание отвечающих возрасту детей экспериментов с автономи­ей и независимостью.

Стратегическая модель консультирования

Эта модель консультирования (Дж. Галлей, 1963) исходит из по­ложения о том, что люди ведут себя логично в рамках собственных концептуальных структур. Концептуальная структура — это совокупность выводов о мире, других людях, себе. Новая информация не мо­жет изменить этой структуры, она лишь дополняет существующую. Поэтому от концептуальной структуры зависит решение проблем, с которыми сталкивается человек. В этой модели проблемы семьи свя­заны со способами взаимодействия. Изменения в семейных отноше­ниях могут произойти благодаря обоюдным изменениям значений, которые приписываются тому или иному поведению. Психолог вне­дряет новые значения через расширение концептуальной структуры семьи. Парадоксальная интерпретация поведения членов семьи опи­рается на установку о нормальности всего, что происходит в семье.

Среди видов семейного консультирования различают индивиду­альное консультирование супружеских пар, групповое консультиро­вание супружеских пар, групповое консультирование семей и кон­сультирование семейных общностей.

Эффективность различных видов консультирования определяет­ся в зависимости от их методологии. Обобщая различные подходы к определению эффективности консультирования, Г. Навайтис (1999) выделяет наиболее распространенные из них:

• фиксирование объективных показателей, свидетельствующих об эффективности (количество разводов, сохраненных семей после консультирования);

• фиксирование субъективных показателей (результатов тестиро­вания семьи до и после консультирования);

• приближение семейных отношений к состоянию, которое в ка­кой-нибудь модели консультирования считается оптимальным;

• выполнение контракта консультирования. Психологическое консультирование проводится на различных этапах развития семьи. В этом случае различают:

• добрачное консультирование (индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности в общении с другим полом; групповое консультирование несовершеннолетних по воп­росам общения с другим полом);

• брачное посредничество (помощь в осознании семейных экспек-таций; обучение умению положительно представить себя другим, завязать знакомство; повышение способности адекватно пони­мать мотивы и поведение людей другого пола);

• консультирование молодых семей (консультирование вступающих в брак; консультирование молодых супругов в начале семейной жизни; консультирование молодых супругов, ждущих ребенка и в первый год после его рождения);

• консультирование зрелых семей (консультирование семей, имеющих бытовые трудности; консультирование по вопросам воспитания детей; консультирование супругов, имеющих сексуальные пробле­мы; консультирование супругов, имеющих проблемы общения);

• консультирование семей, состоящих из людей старшего возраста (при­дание нового содержания функциям семьи; их приспособление к изменившимся потребностям супругов, подтверждение их прав и обязанностей; воссоздание и коррекция семейных отношений). Основные вопросы, возникающие в ходе семейного консульти­рования, Р. С. Немов (1999) делит на четыре группы:

1. Взаимоотношения клиента с будущим супругом (супругой).

2. Взаимоотношения между супругами в уже сложившейся семье.

3. Взаимоотношения супругов с их собственными родителями и ро­дителями другого супруга.

4. Взаимоотношения детей и родителей в одной и той же семье.

Наши рекомендации