Компоненты феномена родительства

Родительство — социально-психологический феномен, представ­ляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей роди­тельства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни и, ко­нечно, самого ребенка.

В период становления родительство является неустойчивой струк­турой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых ком­понентов между родителями, периодическом возникновении конф­ликтных ситуаций, большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

Становление характеризуется согласованием представлений муж­чины и женщины относительно роли родителей, функций, распреде­лении ответственности, обязанностей, то есть в целом о родитель-стве. До момента появления ребенка на свет согласование представ­лений происходит на «теоретическом» уровне, во время бесед друг с другом, построения будущего, мечтая и планируя. С появлением ребенка согласование представлений получает «второе рождение», ког^ да теория начинает реализовываться на практике.

Развитая форма родительства характеризуется относительной ус­тойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности пред­ставлений супругов о родительстве, комплементарности динамичес­ких проявлений родительства.

Мы предполагаем, что в развитой форме родительство включает:

• ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

• родительские установки и ожидания;

• родительское отношение;

• родительские чувства;

• родительские позиции;

• родительскую ответственность;

• стиль семейного воспитания.

Для определения смыслового содержания понятия «ценностные ориентации» мы обращаемся к трактовке, которую дает М. Рокич: под ценностью он понимает либо убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей, определенного смысла существования по сравне­нию с другими целями, либо убеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравнению с другими типами. Известно, что ценности характеризуются следующими признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, срав­нительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в раз­личной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех соци­альных феноменах, заслуживающих изучения.

Ценности всегда занимают определенное место в отношениях людей, принимающих эти ценности в качестве предельных основа­ний своих мыслей и действий. С точки зрения ценностного подхода моральное правило или оценка имеют основание в ценностных пред­посылках, а поскольку эти предпосылки не являются всеобщими, то значит, каждое моральное правило или оценка обоснованы только в рамках сообщества, принимающего соответствующие ценности.

Большинством исследователей семья рассматривается как среда, где происходит выработка и принятие ценностей молодым поколе­нием. Родители оказывают влияние на формирование иерархии цен­ностей у детей не только как эмоционально близкие люди, но и как

представители мира взрослых, с которыми дети идентифицируются (Plekarski Jacek, 1990).

А. Н. Елизаров делает вывод о том, что «в качестве ведущей деятель­ности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям оп­ределенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи». Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Они определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье (В. Н. Дружинин, 2000). Исследователи вводят также понятие «сходство семейных ценностей», которое трактуется как социально-психологическое качество, отража­ющее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений чле­нов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам фор­мирования, развития и функционирования семьи как малой социаль­ной группы (В. С. Торохтий, 2001, с.8).

Таким образом, можно говорить о том, что ценности семьи явля­ются мощным интегрирующим фактором для семейной системы — как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уров­не взаимодействия родителей с детьми. Кроме того, ценностные ори­ентации определяют динамику семьи в целом и родительства в част­ности.

Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов ха­рактеризуется тем, что информация в ней находится на уровне убеж­дений. Это прежде всего убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также убеждения в приоритетнос­ти каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая характеризуется однонаправленно­стью эмоций по отношению к той или иной ценностной ориентации. Эмоциональный аспект реализуется в эмоциональной окраске и оце­ночном отношении к наблюдаемому. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значи­мость той или иной ценности, является своеобразным маркером оп­ределения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, защиту той или иной субъективной ценности и т. д.

Основная особенность семейных ценностей, их существенное отличие от других компонентов родительства заключается в том, что все три составляющие представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений, то есть связь составляющих друг с другом очень прочна и воздействие на одну из них сразу отра­жается на остальных.

Родительские установки и ожидания являются еще одной состав­ляющей феномена родительства. Родительские установки — это опре­деленный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожида­ния тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.

С нашей точки зрения, родительские установки и ожидания вклю­чают три уровня презентации:

• «мы — родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);

• «мы — родители нашего ребенка» (установки в детско-родительс-ких отношениях);

• «это — наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребен­ка/детей).

Первый уровень представленности установок характеризуется прежде всего наличием репродуктивной установки и ее особенностя­ми. В основе возникновения репродуктивной установки «лежит по­требность в детях как особое психологическое состояние индивида» (Дружинин В. Н., 2000, с. 270). Это общепринятое мнение, однако среди ученых нет единой точки зрения ни на характер этой потреб­ности, ни на ее место среди других. Большинство исследователей схо­дятся на том, что дети аккумулируют и удовлетворяют целую сово­купность потребностей.

Потребность в детях не является биологически предопределен­ной, естественной. А. И. Антонов (1973) полагает, что у человека нет «инстинкта размножения» или любого другого инстинкта, непосред­ственно побуждающего к рождению детей. Это доказывается фактом сознательного вмешательства человека в репродуктивный цикл, ис­ключающий автоматизм появления детей.

Потребность в детях - это «устойчивое социально-психологи­ческое образование в личности, обусловленное, во-первых, устрем­лением иметь типичное для данного общества число детей в семье; во-вторых, чадолюбием, то есть глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще. Репродуктивная установка представ­ляет собой прежде всего нормы относительно числа детей в семье» (А. И. Антонов, 1973, с. 62).

В. В. Бойко (1988) рассматривает три составляющие репродук­тивной установки:

1) поведенческий элемент установки, выраженный реальным репро­дуктивным поведением и планируемым репродуктивным поведе­нием;

2) эмоционально-оценочный аспект, представляющий собой совокуп­ность взглядов, суждений, позиций человека в отношении чис­ленности собственной семьи;

3) когнитивный элемент установки, относящийся к тем сторонам суждений и поведения, которые обусловлены наличием опреде­ленных знаний об объекте, по отношению к которым проявляет­ся установка.

На формирование потребности в детях и, соответственно, на фор­мирование репродуктивной установки оказывает влияние целый ряд ус­ловий: образ жизни семьи, распространенные в обществе и особенно среди ближайшего окружения типичные нормы, касающиеся количе­ства детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в ней; установки каждого из супругов на количество и пол детей, на детей как помощников и опору в старости, на продолжение своего рода, семьи, фамилии, на самореализацию в детях и т. д. (Л. И. Савинов, 1996).

Еще одной ипостасью проявления установок и ожиданий перво­го уровня являются установки и ожидания супругов по отношению друг к другу как к родителю, то есть здесь речь идет о гласном или неглас­ном распределении функций и ролей. Сопоставление установок и ожиданий по отношению к супругу-родителю влияет, с нашей точки зрения, на удовлетворенность браком.

Второй уровень презентации родительских установок и ожиданий «мы —родители нашего ребенка» реализуется в стиле воспитания. Сюда входят установки супругов, обусловленные их воспитательными пред­почтениями, взглядами на родительскую роль, предпочтениями той или иной системы наказаний и поощрений, гибкостью в общении (смена позиции ведущего и ведомого), взглядами на инициативность ребенка и т. п.

И, наконец, третий уровень представленности родительских ус­тановок и ожиданий — «это — наш ребенок» касается непосредствен­но образа самого ребенка, созданного родителями, и тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. Именно на этом уровне происходит постоянное сопоставление (осознанное или неосознан­ное) идеального образа ребенка с объективной реальностью. Резуль­тат такого сопоставления выражается в родительском отношении, влияет на него.

Таким образом, родительские установки и ожидания представлены на трех уровнях. Первый уровень — «мы — родители» касается репродук­тивной установки и взаимоотношений супругов-родителей и определя­ет реальное и желаемое количество детей, а также субъективную удов­летворенность браком. Второй уровень — «мы — родители нашего ребен­ка» касается установок и ожиданий в детско-родительских отношениях и реализуется в стиле семейного воспитания. Третий уровень — «это — наш ребенок» касается установок и ожиданий в отношении ребенка/де­тей и находит свое выражение в родительском отношении.

Следует отметить, что родительские установки и ожидания, как и все социальные установки, являются установками на цели и средства деятельности в сфере родительства и, соответственно, включают три аспекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитив­ный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной нор­ме общества, о распределении родительских ролей, а также включает реальный и идеальный образ ребенка. Эмоциональный аспект пред­ставляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон в реализации родительских ус­тановок и ожиданий. И, наконец, поведенческий аспект родительс­ких установок и ожиданий реализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях супругов, в родительском отношении, стиле семейного воспитания.

Еще один компонент родительства — родительское отношение, являющееся многомерным образованием, в структуре которого вы­деляются четыре образующих (А. Я. Варга, 1986):

1) интегральное принятие или отвержение ребенка;

2) межличностная дистанция («симбиоз»);

3) формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация);

4) социальная желательность поведения.

Каждая из этих образующих представляет собой сочетание в раз­личных соотношениях эмоциональной, когнитивной и поведенчес­кой компонентов.

Существуют по крайней мере четыре типа родительских отноше­ний, отличающихся доминированием одной или нескольких образу­ющих (А. Я. Варга, 1986):

• принимающе-авторитарное отношение, которое характеризует­ся тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но тре­буют социальных успехов;

• отвергающее с явлениями инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка^ низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также ви­дят его более младшим по возрасту;

• симбиотическое отношение характеризуется наличием симбио-тических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;

• симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.

Таким образом, стиль взаимоотношений родителей с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания — воспитания взаимоотноше­ниями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы (С. В. Ковалев, 1988).

Несмотря на относительную устойчивость, родительское отноше­ние может изменяться, приобретать те или иные черты под воздей­ствием различных событий. В целом, содержание родительского от­ношения противоречиво и амбивалентно, так как «в нем сосуществу­ют в различной пропорции противоположные элементы эмоциональ­но-ценностного отношения» (А. С. Спиваковская, 2000, с. 149).

Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представ­ления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, ко­торые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о раз­личных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.

Поведенческая составляющая представляет собой формы и спосо­бы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями путем определения дистанции общения.

Родительские чувства эмоционально окрашивают родительское отношение. Они представляют собой особую группу чувств, выделя­ющуюся среди других эмоциональных связей. Их специфика заклю­чается в том, что забота родителей необходима для поддержания са­мой жизни ребенка. А потребность в родительской любви является жизненно необходимой для маленького ребенка. Любовь каждого ро­дителя — источник и гарантия эмоционального благополучия чело­века, поддержания физического и психического здоровья (А. С. Спи­ваковская, 1998).

Родительские чувства, в частности, родительская любовь, не явля­ется врожденным свойством человека (Д. В. Винникотт, 1995, А. С. Спи­ваковская, 2000). Родительская любовь как высшее проявление родительских чувств формируется в течение жизни человека. Путь этого формирования часто оказывается сложным и противоречивым, внут­ренне конфликтным. Это глубокое и осмысленное чувство. «Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человека, она способна преобразовывать и совершенствовать лич­ность отца и матери, обогащать их духовный мир» (10, с. 8).

Содержание, наполненность родительских чувств, как и родитель­ского отношения, зачастую амбивалентно и противоречиво. Поми­мо родительской любви, в зависимости от ситуации родительские чувства могут содержать раздраженность, усталость, чувство вины и т. д. (Д. В. Винникотг, 1995).

Несмотря на изначальную эмоциональную окрашенность роди­тельских чувств, этот структурный компонент родительства, как и все остальные, содержит три составляющие: эмоциональную, когнитив­ную и поведенческую.

Когнитивная составляющая проявляется на двух уровнях:

• социально одобряемые знания и представления о том, что роди­тели должны любить своих детей;

• знания и представления о том образе ребенка (идеальном и/или реальном), который вызывает весь спектр родительских чувств; связан с третьим уровнем родительских установок и ожиданий. Представления о родительской любви различны и зависят от структуры собственной семьи.

М. В. Братчиковой (2002) проведено исследование представлений о родительской любви в полных и неполных семьях[3][3]. Используя мето­дику «Родительское сочинение», она доказала, что представления о родительской любви у женщин, воспитывающихся в неполных семь­ях, менее связаны с ответственностью и контролем, чем у мужчин. Для них более характерны безответственность и свобода. Мужчина, вос­питанный в неполной семье, чаще берет на себя ответственность и кон­троль над другими членами семьи. А женщина, как слабое существо, находится под контролем своей матери или отца. У мужчин, воспи­танных одним родителем, представления о родительской любви боль­ше связаны с чадолюбием, а у женщин - с человеколюбием.

Молодые люди из полных семей чаще указывают на позитивные родительские представления: уважение к детям, принятие их таки­ми, какие они есть. В неполных семьях они больше указывают либо на отрицательные представления, либо на гипертрофированные ро­дительские чувства.

Результаты методики «Семантический дифференциал» показали, что у респондентов, воспитанных в неполных семьях, соотношения положительных, отрицательных и неопределенных представлений о родительской любви следующие (см. рис. 1):

1. ФАКТОР «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ-ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ» А. Неполные семьи Б. Полные семьи

4. ФАКТОР «ДОЛЖНОЕ-НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ»

Компоненты феномена родительства - student2.ru

Компоненты феномена родительства - student2.ru

2. ФАКТОР «ПРОСТОЕ-СЛОЖНОЕ»

А. Неполные семьи

Б. Полные семьи

Компоненты феномена родительства - student2.ru

Компоненты феномена родительства - student2.ru

3. ФАКТОР «ДОСТИЖИМОЕ-НЕОСУЩЕСТВИМОЕ» А. Неполные семьи Б. Полные семьи

Компоненты феномена родительства - student2.ru

Компоненты феномена родительства - student2.ru

А. Неполные семьи

Б. Полные семьи

Компоненты феномена родительства - student2.ru

Компоненты феномена родительства - student2.ru

Рис. 1. Представления о родительской любви в полных и неполных семьях

Эмоциональная составляющая родительской любви представле­на всей гаммой чувств и доминирующим эмоциональным фоном, сопровождающим оценки образа ребенка, своего супруга и себя как родителя.

Поведенческая составляющая тесно связана с родительским отно­шением и родительской позицией, выражается именно в них. С нашей точки зрения, поведенческая составляющая может быть как конгру­энтной, так и неконгруэнтной по отношению к эмоциональной со­ставляющей.

Родительские позиции - еще один компонент родительства. А. С. Спиваковская (1981) дает такое определение этого термина: «реальная направ­ленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оцен­ка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с ' детьми». С точки зрения А. С. Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Как сово­купность установок родительские позиции существуют в трех пла­нах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Характерис­тика позиций может быть дана в следующих критериях (А. С. Спиваковская, 2000).

• Адекватность — степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотноше­ния качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Адекватность позиции родителей проявляется в степени и знаке искажений восприятия образа ре­бенка. Таким образом, параметр адекватности описывает когни­тивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком.

• Динамичность — степень подвижности родительских позиций, способность изменять способы и формы взаимодействия с ребен­ком. Динамичность может проявляться:

— в восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребен­ка либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом;

— в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка;

— в степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимо­действия.

Таким образом, параметр динамичности описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительских позиций. • Прогностичность - способность родителей к экстраполяции, предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и пост­роению дальнейшего взаимодействия с ним. Таким образом, прогностичность определяет как глубину воспри­ятия ребенка родителями, то есть описывает когнитивный компонент родительской позиции, так и особые формы взаимодействия с деть­ми, то есть поведенческий компонент родительской позиции.

Эмоциональный компонент проявляется по всем трем парамет­рам родительской позиции (адекватность, динамичность, прогнос­тичность). Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодей­ствии родители — дети.

Резюмируя содержание составляющих родительских позиций, необходимо отметить следующее. Когнитивная составляющая вклю­чает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о суще­ствующих позициях родителя, о своей родительской позиции. Эмо­циональная составляющая представляет собой доминирующий эмо­циональный фон, суждения и оценки реального образа ребенка, сво­их родительских позиций и взаимодействия родители - дети. Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком.

Типичная родительская позиция — это позиция «над», «сверху». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью. Ребенок же, на­оборот, физически слаб, неопытен, полностью зависим. Идеальный вариант родительской позиции, к которой должны стремиться суп­руги, — равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания (А. С. Спиваковская, 2000).

С точки зрения Т. В. Архиреевой (1990), родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспи­тания, то есть в тех или иных способах воздействия и характере обра­щения с ребенком.

Следующий компонентродительства -родительская ответствен­ность. Ответственность относится к числу наиболее сложных поня­тий в психологии личности и социальной психологии.

В отечественной психологии советского периода проблема ответ­ственности разрабатывалась преимущественно в философско-этичес-ком, педагогическом аспектах, а также в плане конкретно-психоло­гического анализа, где характер возложения и принятия ответствен­ности интерпретировался как один из существенных показателей уровня развития группы. Особое внимание проблеме ответственнос­ти было уделено в педагогической литературе, в частности, в работах А. С. Макаренко, который рассматривал возникновение и формиро­вание «естественной ответственности» в условиях коллектива.

Как правило, авторы, говоря об ответственности, рассматривают ее социальный аспект. К. Муздыбаев определяет социальную ответ­ственность как склонность личности придерживаться в своем поведе­нии общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет в своих действиях.

Т. Н. Сидорова (1987) выделяет в структуре социальной ответ­ственности единство трех компонентов: когнитивного, мотивацион-ного и поведенческого. Когнитивный компонент — система усвоен­ных личностью знаний о сущности социальной ответственности, о нормах поведения, через которые реализуется это качество. Мотива-ционный компонент включает в себя иерархию мотивов социально ответственного поведения. А. П. Растигеев и Е. А. Якуба рассматри­вают ответственность как психологическое состояние, установку, проявляющуюся в виде «беспокойства, тревоги, озабоченности», а отсюда и активности. Ответственность образуется из свободы воли, осознания долга, социальных мер воздействия на индивида в ответ на его социально значимые поступки (Л. И. Грядунова, 1979, с. 24).

Важной сферой проявления ответственности является область семейно-бытовых отношений. Это ответственность в отношениях между супругами, ответственность родителей за воспитание детей, ответственность детей за судьбы престарелых родителей. Л. И. Гряду­нова приписывает семейную ответственность личной социальной ответственности.

Л. А. Сухинская (1978) говорит об ответственности как об особой социальной позиции человека, характеризующейся мерой принятия и реализации им конкретных норм ответственного поведения.

Член семьи может нести ответственность за других отдельных чле­нов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом — за ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов се­мьи, перед собой и семьей, перед ближайшим социальным окруже­нием и той частью общества, к которой принадлежит семья. Это все­гда ответственность за других и не просто за отдельных близких лю­дей, а за социальную группу как целое (В. Н. Дружинин, 2000).

Таким образом, рождение ребенка, принятие родительской роли — это возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребен­ка перед своей совестью и перед обществом (В. В. Бойко, 1988).

Родительская ответственность как явление по своей природе ду­альна: это ответственность и перед социумом, и перед безличной при­родой (своей совестью). Ответственность, как и остальные компо­ненты структуры родительства, имеет несколько составляющих. Ког­нитивная составляющая включает представления об ответственном и безответственном поведении родителя, о распределении ответствен­ности между супругами в других семьях и в своей семье. Эмоциональ­ная составляющая распространяется на отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональные переживания, связанные с этим, и оценку себя как родителя с точки зрения ответственности. И, наконец, поведенческая составляющая касается контроля своего по­ведения и происходящих событий, характеризуется занимаемой ро­лью в семье. Кроме того, особенностью ответственности является временная характеристика - ответственность может быть направле­на в прошлое, локализоваться в настоящем и ориентироваться на бу­дущее, то есть включать элемент предвидения.

И, наконец, завершающий компонент структуры родительства — стиль семейного воспитания. Стиль взаимодействия родителей и ре­бенка является наиболее очевидным, доступным для внешнего на­блюдения. Он является своеобразной квинтэссенцией остальных структурных компонентов — ценностных ориентации супругов, ро­дительских установок и ожиданий, родительского отношения, роди­тельских чувств, родительских позиций, родительской ответственно­сти. Не умаляя вклада в структуру родительства остальных компо­нентов, следует сказать, что стиль семейного воспитания в силу сво­ей очевидности является очень важным прежде всего для самого ребенка, так как он детерминирует родительскую роль и в целом ока­зывает влияние на его личностное становление и развитие.

Исследователи стиля семейного воспитания, взаимодействия при­держиваются разных подходов к анализу этого вопроса. Э. Г. Эйдемиллер выделил основные характеристики типов воспитания ребенка:

• степень гиперпротекции;

• удовлетворенность потребностей;

• требования, предъявляемые к ребенку;

• санкции, накладываемые на него;

• воспитательная неуверенность родителей.

На основе этих характеристик дается формальное описание сти­лей воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная мораль­ная ответственность, гипопротекция.

Э. Роу исследовал такие характеристики взаимодействия, как эмоциональное приятие — неприятие, наличие — отсутствие контро­ля, стимулирование — не стимулирование активности ребенка.

Е. Т. Соколова-акцентирует внимание на отношениях матери и ре­бенка (не обоих родителей) и выделяет следующие стили воспитания:

1. Сотрудничество: в общении поддерживающие высказывания пре­обладают над отклоняющимися. Мать побуждает ребенка к актив­ности; общению свойственны взаимная уступчивость, гибкость.

2. Изоляция: совместные решения в семье не принимаются; ребе­нок изолируется и не хочет делиться своим внутренним миром с родителями.

3. Соперничество: общение характеризуется противостоянием, кри­тикой, что является следствием реализации потребности в само­утверждении и симбиотической привязанности.

4. Псевдосотрудничество: партнеры проявляют эгоцентризм, моти­вация совместных решений не деловая, а игровая. Рассматривая различные подходы к анализу стилей взаимодей­ствия с ребенком, можно также проследить наличие трех составляю­щих: эмоциональной, когнитивной и поведенческой.

Когнитивная составляющая основывается на родительских установ­ках и ожиданиях в отношении образа ребенка и роли в воспитании супруга. Эта составляющая включает также общие представления ро­дителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме того, фундаментальным основанием когнитивной составляющей являются ценности родителей, которые детерминиру­ют не только данную составляющую стиля воспитания, но и направ­ленность личности родителя, в том числе и все его поведение.

Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания оп­ределяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, то есть проявление родительских позиций, чувства к брач­ному партнеру, отношение к распределению ответственности и ро­лей в семье, оценка себя как родителя в целом.

Наконец, в поведенческой составляющей в той или иной мере реа­лизуются все компоненты родительства: родительское отношение, установки и ожидания, родительские чувства, позиции, реализация семейных ценностей и позиция ответственности.

Когнитивный компонент — это осознание родителями родствен­ной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представле­ния об идеальном родителе, образ супруга(-и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент — это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент — это умения, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обу­чению ребенка, взаимоотношения с супругом(-ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

Анализируя компонентную структуру родительства, следует от­метить:

1) Все компоненты имеют три составляющие (когнитивную, эмо­циональную и поведенческую), которые являются критериями ре­ализации компонентов родительства.

2) Компоненты родительства связаны друг с другом в единую струк­туру посредством пересечения элементов составляющих (когни­тивного, эмоционального и поведенческого аспектов).

3) Квинтэссенцией, суммарным выражением всех компонентов, наиболее доступным для наблюдения, является стиль семейного воспитания.

Итак, родительство является сложной динамической структурой, которая в развитой форме включает родительские ценности, установ­ки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, ро­дительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейно­го воспитания. Связь компонентов между собой осуществляется че­рез пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоци­онального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

Особенность семейных ценностей состоит в том, что они, по сути, представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих про­явлений. Семейные ценности являются основополагающими для осталь­ных компонентов родительства и реализуются в направленности лич­ности родителя и направленности его поведения. Родительские установки и ожидания включают три уровня презентации, касающиеся репро­дуктивных установок, установок и ожиданий в детско-родительских от­ношениях, установок и ожиданий в отношении образа собственного ре­бенка/детей. То есть в целом они являются установками на цели и сред­ства деятельности в области родительства и реализуются в репродуктив­ном поведении, взаимоотношениях с супругом в области воспитания детей, в родительском отношении, стиле семейного воспитания.

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, включающее амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и способное изменяться в определенных пределах. Реа­лизуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, вос­питании взаимоотношениями.

Родительские чувства — значимая группа чувств, занимающая осо­бое место в жизни человека. Содержание родительских чувств, как и родительского отношения, также амбивалентно и противоречиво и реализуется прежде всего в родительском отношении и родительских позициях.

Родительские позиции представляют собой реальную направлен­ность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознатель­ная или бессознательная оценка ребенка. Родительские позиции ре­ализуются в подвижных коммуникативных позициях, прогностичес­кой способности родителей строить взаимоотношения с ребенком. Родительская ответственность имеет дуальную природу: это ответ­ственность перед социумом и перед безличной природой (своей со­вестью). Выражается в контроле своего поведения и семейной ситуа­ции, характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании.

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявление наиболее очевидно. Стиль семейного воспитания больше, чем другие компоненты родитель­ства, детерминирует личностное становление и развитие ребенка.

Таблица 1 Компоненты феномена родительства

Компонент Когнитивный аспект Эмоциональный аспект Поведенческий аспект
Семейные ценности Убеждения в приори­тетности каких-либо целей, типов и форм по­ведения; убеждения в приоритетности каких-либо объектов в рамках некоторой иерархии Эмоциональная ок­раска и оценочное от­ношение к наблюдае­мому, демонстрирую­щее значимость той или иной ценностной ориентации Направленнсстьлично-сти родителя и направ­ленность поведения: на реализацию или защиту ценностной ориента­ции, достижение значи­мой цели и т. д.
Компонент Когнитивный аспект Эмоциональный аспект Поведенческий аспект
Родительские установки и ожидания Знания и представления о репродуктивной нор­ме общества, о распре­делении родительских ролей, идеальном и ре­альном образе ребенка Взгляды, суждения, оценки, а также доми-нирующий эмоцио­нальный фон в реали­зации родительских установок и ожиданий Реальное репродук­тивное поведение, вза­имоотношения супру­гов, родительское от­ношение, родительс­кие позиции
Родительское отношение Знания и представле­ния о способах и фор­мах взаимодействия с реб

Наши рекомендации