Возникновение института родительства

Минск 2009

Введение

Семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Она возникает после заключения брака – санкционированного государством союза между мужчиной и женщиной. Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми.

Поддержку ребенка на протяжении всего детства и отрочества в цивилизованном обществе осуществляют семья, школа, государство и церковь. Такая поддержка получила название социализации – непрерывного и многогранного процесса, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Из этого следует подразделение социализации на два вида – первичную и вторичную, соответственно и агенты социализацииделятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

Типы и агенты социализации

`Социализация – процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления вплоть до совершеннолетия. В том и другом случае содержанием этого процесса выступает усвоение культурных норм общества и освоение социальных ролей, которые положено выполнять любому человеку как члену общества.

Семейная социализация понимается двояко: с одной стороны, как подготовка к будущим семейным ролям, с другой – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально зрелой личности. В зависимости от того, какие роли существуют в данной семье и какова ее структура, надо выделить несколько типов социализации.

Супружеская социализация означает подготовку брачной пары к совместной жизни, распределение семейных обязанностей, исполнение роли мужа и жены, установление норм совместной жизни и их исполнение. Супружеская социализация является однопоколенной и разнополой, она продолжается на протяжении всего периода сохранения брака и представляет собой цепочку взаимных влияний, обучений, поучений, контроля за исполнением, а также совокупности санкций, которые супруги применяют по отношению друг к другу.

Внутри семьи супружество для мужчин и отцовство отличаются от супружества для женщины и материнства; по мере того как женщины все более погружались в заботы семьи, мужчины занимались ею все меньше. Первая обязанность отца – обеспечить семью материально. Его эмоциональный вклад редко считается столь же важным, как мужская работа в доме или зарабатывание денег.

Другой тип социализации называется родительско-детской. Ее содержанием выступает передача культурных ценностей от одного поколения к другому, приучение к дисциплине и послушанию, обучение элементарным навыкам повседневной жизни и личной гигиены, усвоение культурных норм межличностного обращения с чужими и своими (родственниками, друзьями) людьми, освоение социальных ролей, принятых в большом обществе (например, роли покупателя или ученика), овладение основами профессионального мастерства.

Агенты первичной социализации выполняют множество функций, к примеру, отец – это опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и накопили жизненный опыт, они должны передать его тем, кто не имеет этого опыта. Они передают детям не только сумму решений проблем как готовые элементы, но и технологию избежания ошибок.

Если родители неэффективно выполняют роль первичного агента социализации, их роль берут на себя другие агенты той же самой первичной социализации, в частности родственники или ровесники.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых.

Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат, например, тому, как быть лидером или добиться господства над другими, используя силу, хитрость, обман.

Социализирующие функции родителей и ровесников взаимозаменяемы. Ровесники часто заменяют родителей, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Продолжительность родительско-детской социализации самая большая – с момента рождения первого ребенка до момента смерти последнего родителя. Для родителей дети всегда остаются детьми, даже если им по 40-50 лет. Первые влияют на вторых, начиная с первых шагов вторых и заканчивая их брачным выбором. Социологи отмечают, что степень родительского влияния на брачный выбор детей (а это влияние направлено в сторону гомогамного выбора, на повторение детьми родительского опыта) зависит от силы чувств, связывающих разные поколения в семье. При этом, как предполагается, если эти чувства позитивны, то вероятность того, что дети поступят так, как делали и как хотят их родители, выше, чем в случае, когда их отношения негативны.

Существует достаточно устойчивая взаимосвязь между тем, в какой семье воспитывался человек, и его собственной семейной жизнью. У каждого из супругов имеется опыт жизни в родительских семьях. На основе этих представлений они пытаются построить отношения в собственных семьях. Если эти сценарии совпадают, то количество семейных конфликтов минимально. Если в родительской семье доминировала сильная и энергичная мать, которая к тому же уделяла дочери максимум тепла и заботы, пусть и в строгой форме, то у девочки на ее примере формируется материнская позиция по отношению к своей семье. Она стремится стать опекуном, защитником, заботливой мамой и даже командиром, который все знает лучше других, который готов не только помочь, но и приструнить.

После образования собственной семьи социализация со стороны родителей заметно снижается, на смену ей приходят: а) супружеская социализация в семье взрослых детей и б) обратная исходной родительско-детской социализация, которую можно назвать детско-родительской. Нынешнее молодое поколение обучает «своих стариков» не только азам компьютерной техники, веяниям моды, приобщает их к техническим благам современной цивилизации, но и корректирует, контролирует и формирует их социальные отношения с обществом. Максимума детско-родительская социализация достигает в тот период, когда состарившиеся родители становятся беспомощными и требуют опеки со стороны детей. Тогда покровительственный тон отношений взрослых детей по отношению к очень пожилым или уже старым родителям нередко превращается в настоящий авторитаризм и деспотизм. Дети как бы возвращают себе потерянное когда-то. Теперь они выполняют функцию родителей, а те, беспомощные, превращаются в послушных детей, Социологи отмечают такую особенность: в семьях с демократическим стилем родительско-детских отношений наблюдаются столь же демократичные детско-родительские модели социализации. И наоборот. Причем демократизм в межпоколенческих отношениях социализации чаще присущ среднему классу, а авторитарный – рабочему классу.

В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст – время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает с кризисами и конфликтами. В этот период начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким. Критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающем в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.

У юношей возникает больше разногласий с родителями, чем у девушек. Однако если девушки в чем-то не согласны с родителями, как правило, это выявляется в более раннем возрасте.

Подростки младшего возраста чаще разделяли взгляды своих родителей. Мальчики более независимы во взглядах от родителей, чем девочки. Исследования показывают, что даже в вопросах о свободе сексуальных отношений, где молодежь более независима, подростки часто соглашаются с мнением своих родителей, если между ними имело место хотя бы умеренное количество бесед на темы пола.

Конфликты между поколениями обычно возникали по повседневным бытовым вопросам: шум, аккуратность, пунктуальность и проживание под одной крышей, а не из-за важных ценностей, таких как честность, настойчивость, упорство и забота об окружающих.

Выяснилось, что чем меньшую эмоциональную поддержку подросток получает от родителей, тем более он восприимчив к влиянию сверстников, обладающих преступными наклонностями, и наоборот. Юноши и девушки, любящие и ценящие своих родителей, испытывают меньшую потребность подстраиваться под требования сверстников, поэтому, когда им приходится принимать какие-то решения, они ориентируются в первую очередь на мнение своих родителей.

Наконец, третий тип социализации между братьями и сестрами – социализация сиблингов – является однопоколенной и одно/разнополой. Ее специфика выражается в том, что братья и сестры выступают в процессе обучения, воспитания, общения и социализации не только как группа родственников, но также как группа ровесников или, точнее сказать, квазировесников, поскольку они способны воспроизводить в семейном взаимодействии между собой те структуры и типы отношений, которые существуют в группе дворовых подростков, школьных товарищей, университетских коллег. Братья и сестры – не только защитники и опекуны по отношению друг к другу, но также бескомпромиссные критики и объективные оценщики. Конкурируя между собой за родительские ласки и любовь, они, если их несколько, помогают каждому избавиться от пережитков эгоизма, не быть избалованным ребенком и лучше подготовиться к вступлению во взрослую жизнь.

Таким образом, в семье можно выделить три типа агентов социализации: супругов (по отношению друг к другу), родителей (по отношению к своим детям) и сиблингов (отношения между братьями и сестрами).

Родители и дети

Выяснить, в какой мере родители выступают агентами социализации своего ребенка и как конкурируют с другим агентом – ровесниками, можно при помощи определения рейтинга родителей через оценку старшеклассниками каждого родителя в качестве образца для подражания. Выяснилось, что стремятся быть похожим на отца 14% старшеклассников, на мать – 25%, на обоих в равной мере – 39%, ни на отца, ни на мать – 22%).

Другими показателями успешного воздействия родителей на детей служат: а) степень совпадения их интересов и б) уровень авторитета. Исследования показывают, что мать гораздо чаще, чем отец, является для подростков авторитетом. У матерей подростки ищут сочувствия и поддержки, с ними обсуждают учебные дела, взаимоотношения с товарищами, свои занятия в свободное время.

Представительное социологическое исследование выявило, что более 10% отцов и матерей утрачивают свой авторитет у детей при переходе от 9-го класса к 11-му. В целом можно сказать, что совпадение интересов семьи и школьников к 11-му классу имеет место приблизительно у одной трети учащихся старших классов. Приоритетную роль в жизненном самоопределении, в том числе профессиональном, играют друзья. Так, почти 60% девушек считают, что их мнение совпадает с мнением друзей, среди юношей такое «единомыслие» с друзьями существует лишь у 34,8% опрошенных.Педагогически благополучной специалисты считают только такую ситуацию, при которой дети хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере.

Среди критериев успешной семейной жизни и эффективного выполнения функций социализации можно выделить следующие:

- родители стараются сохранить прочный брак до момента взросления детей;

- они не передают детям негативные модели поведения;

- они стремятся дать детям наилучшее воспитание и образование;

- они заботятся о физическом и психическом здоровье детей;

- они заботятся о формировании личности ребенка и предоставляют все возможности для ее самореализации;

- они передают детям свои профессиональные навыки, культурное наследие и социальный статус;

- они практикуют партнерский тип отношения с детьми, советуются с ними, а те в решающих жизненных ситуациях советуются в первую очередь с родителями;

- дети разделяют взгляды на мир и ценностные ориентации своих родителей;

- родители выступают образцом подражания для своих детей при выборе жизненного пути и создания собственной семьи;

- родители ориентированы на развитие личности друг друга и сохранение отношений взаимной любви до глубокой старости;

- у детей навсегда сохраняется чувство отчего дома как последней гавани;

- родительский дом выступает для детей местом, где они всегда могут получить защиту, понимание и прощение своих грехов.

Согласно мнению американских психологов то, в какой степени ребенок идентифицирует себя с одним из родителей, зависит от частоты, интенсивности и близости их общения. Для сына, проводящего больше времени и активно взаимодействующего с отцом, влияние последнего, вероятнее всего, окажется решающим. Аналогично девочка, которой ближе общество матери, скорее идентифицирует себя именно с ней. Благодаря частому и интенсивному общению с родителями (особенно если оно демократичное и взаимное) ребенок перенимает и усваивает родительские ценности и нормы. Одностороннее авторитарное воздействие родителей ведет к более слабым связям и меньшему научению подростка. Таким образом, очень важна открытость отношений родителей и детей. Исследование феномена приходящего отца, оказывающего минимум необходимого мужского внимания на ребенка, подтверждают, что отсутствие личного примера весьма неблагоприятно сказывается на нравственном формировании последнего.

Когда в семье царят жестко регламентированные отношения, когда нет теплоты и доверительности между родителями и детьми, то на свет рождаются «социальные монстры» - авторитарные личности. Ученые доказали, что авторитарная личность – результат неудачного воспитания и взросления в ненормальной социальной среде.

Причины ее появления – жестокое обращение с ребенком или с другим, менее защищенным и более слабым членом семьи; постоянные понукания, приказы, ограничение свободы действий, жесткая дисциплина; отсутствие теплоты и доверительности между родителями и детьми.

Бесконечные запреты, наказания, чрезмерная строгость подавляют свободу ребенка, загоняют обиду на родителей, агрессию к ним в тайники души. Перешедшая в сферу бессознательного враждебность по отношению к родителям вскоре обнаружит себя в извращенных формах.

Отношение в семье к детям именно подросткового возраста (возраста переходного и конфликтного), судя по данным российских исследований, и сегодня остается традиционно авторитарным. Доминирующей реакцией взрослых на подростков, способом решения возникающих в отношениях проблем и конфликтов является установка на подавление, подчинение инициативы, усиление контроля. Причем если главными носителями таких установок являются большинство пожилых опрошенных, то обратный полюс представляют только недавние подростки (группа до 24 лет), а с возрастом, начиная примерно с 35 лет (а это и есть «родители подростков»), установки на контроль и подавление ребенка начинают расти.

По данным 2000 года (опрошено 1800 человек), 66% опрошенных полагали, что подростки не имеют права противоречить родителям, 70% считали, что подростки не имеют права спорить с учителями, 78% - что они не имеют права отказываться выполнять распоряжения родителей. При этом более одной пятой считают, что подростка можно наказывать физически (причем «толерантность» к физическим наказаниям маленьких детей гораздо выше: так, 53% считают, что ребенка иногда нужно выпороть для «пользы дела»), примерно одна пятая (22%) – что родители имеют право просматривать личную переписку подростка, его вещи, содержимое карманов; более трети (36%) разделяли мнение, что родители могут ограничивать общение подростка с его приятелями и проч.

Взрослеющий ребенок может быть внешне почтительным. Но догадываетесь ли вы, какой вулкан назревает у него внутри? Вполне возможно, что авторитарный ребенок вырастет циником, уверенным в том, что все средства хороши для достижения своих целей, которые считает единственно правильными. Если выразить авторитарную личность одной формулой, то мы должны сказать так: это жалкая, разорванная, подавленная личность, но вместе с тем опасная, легко поддающаяся любому влиянию.

В исследовании Т.А.Гурко (Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. 1997 . № 1) выделялись три доминирующих типа (в зависимости от того, кто принимает решение: в основном родители, совместные решения, сам подросток) – авторитарный, партнерский, бесконтрольный (попустительский). Согласно полученным данным сегодняшние подростки достаточно самостоятельны, при чем не выявлено существенных различий между мальчиками и девочками. В определенной мере это свидетельствует о безнадзорности в условиях, когда родители, в том числе матери, вынужденные заботиться о семье дополнительными заработками, не могут уделить ребенку столько времени, сколько считают нужным. Последние несколько переоценивают свою самостоятельность (но не настолько, как это принято считать). Сферы, в которых больше всего расходятся мнения родителей и детей, принято называть проблемными: « говорить ли родителям, где он /она будет, уходя из дома», « можно ли зарабатывать деньги», « с кем проводить свободное время», «когда ложиться спать в будние дни», « выполнять ли домашнюю работу».

Как показывают результаты опросов, проведенных в разных странах, подростки мечтают о таких родителях, которые: а) интересуются ими и готовы помочь, когда нужно; б) выслушивают их и стараются понять;в) дают почувствовать, что они любят своих детей; г) выказывают свое одобрение; д) принимают подростков такими, какие они есть – со всеми ошибками и недостатками; е) доверяют им и ждут от них хорошего; ж) относятся к подросткам как к взрослым; з) веселы, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора, умеют создать теплую атмосферу дома и подают хороший пример.

Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, который родители проявляют к его жизни, потому количеству времени, которое они готовы ему уделить, по их готовности и желанию быть рядом с ним и при необходимости оказать помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка может возыметь прямо противоположный эффект: низкая самооценка, плохая учеба в школе, импульсивные поступки, слабая социальная адаптация, неустойчивое и антиобщественное поведение.

Патернальная депривация

Огромное значение для правильной социализации в детстве имеет наличие или отсутствие семьи. То и другое в равной мере представляет проблему для общества. У ребенка могут быть оба родителя, но они его не любят, или отец – законченный алкоголик. В такой семье, хотя она считается полной, трудно воспитать полноценную личность. Не проще обстоит дело с неполными семьями. Они образуются в результате развода родителей или смерти одного из них.

Патернальная депривация – отсутствие в семье одного из родителей. Воспитание детей только матерью при отсутствии биологического или социального отца иногда называют мужской депривацией, а в просторечии – безотцовщиной.

Большинством ученых воспитание одним родителем (гипоопека) считается дефектным типом социализации. Семья часто выбывает из числа агентов социализации, так как воспитание таких детей происходит не дома, а на улице. Поскольку у них отсутствуют собственные критерии оценки социальной значимости событий и поступков, дети монородителей становятся легкой добычей девиантной среды, объектом преступных манипуляций и махинаций. Гипоопека не обеспечивает полного цикла социализации, поскольку в ней недопредставлены домашние условия воспитания и перепредставлены уличные. В результате формируется дефектный тип личности. Последние включают в себя: реакции эмансипации (стремление к ранней самостоятельности, что проявляются в мелком хулиганстве, избиении младших), реакции группирования со сверстниками, реакции, связанные с проявлением сексуального чувства. Как оказалось, однобокое воспитание одной только матерью грозит такими прорывами в воспитании, которые невозможно потом восполнить.

У детей, выросших без отца, невысокий уровень притязаний и мотивации достижения, зато повышенная возбудимость и выше вредной нормы уровень тревожности. Мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребенок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым.

Отсутствие родителя ограничивает возможности ребенка для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. Вот почему к такой ситуации – ситуации родительской недостаточности – применим термин « патернальная депривация». Он не совсем точен, поскольку латинский корень pater указывает только на родителя мужского пола. Тем не менее, термин утвердился в отношении отсутствия обоих родителей, хотя на практике чаще всего отсутствует, прежде всего, отец.

Если нет ни вспомогательного, ни уравновешивающего влияния отца, то естественно, что значение личности матери гипертрофируется по сравнению с обычными условиями. Другое следствие – повышенная стрессоопасность матери-одиночки, превращение ее в неуравновешенную личность, скопление неблагоприятных факторов воспитания ребенка.

Как показывают социологические исследования, функции отца в современной семье расширились, он значительно больше, чем раньше, принимает участие в уходе за грудными детьми и их воспитании. В семье между супругами возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Вот почему отсутствие отца проявляется гораздо заметнее, чем в прошлом, когда вся работа с ребенком и около ребенка представляла исключительно «женское дело».

Ребенок, растущий без отца, лишен мужского воспитательного примера, который особенно важен для мальчиков старшего возраста. Девочкам отец демонстрирует модель будущего партнера. Ребенок без отца страдает также от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, источником которых в благополучных семьях служит мужчина.

Еще более важным может явиться отсутствие уверенности в своем социальном будущем, надежды на которое часто дает профессия отца. Она выступает не только источником средств существования, но и фактором символической поддержки. Именно отец открывает детям мир научных знаний, служит источником сведений о мире, труде, технике, способствуя как их ориентировке на будущую профессию, так и созданию социально полезных целей и идеалов.

Влияние матери, как правило, ограничивается кругом семьи, поскольку ее функция – развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать его гуманистические качества. По словам М.О. Шварца, мать нас приводит к человеку, а отец – к людям.

Таково исторически сложившееся разделение труда в семье. Когда оно по тем или иным причинам нарушается и изменяется структура семьи, одному из родителей приходится выполнять все функции, даже неспецифические для его пола. Обычно именно матери в одиночку приходится нести и экономические, и воспитательные заботы. Как следствие – сверхзанятость и сверхнагрузки женщины, повышенная стрессоопасность. У нее не остается времени на ребенка, в результате ослабевает интерес к нему.

Ребенок, предоставленный самому себе, превращается в педагогически запущенного, т.е. депривированного, лишенного родительской заботы. Побег из дома и бродяжничество – закономерное следствие патернальной депривации.

Если место отца занимает отчим, дядя или дедушка, то депривационные факторы приглушаются либо подавляются, тем не менее, сохраняется почва для появления невротических расстройств.

В наиболее неблагоприятной ситуации оказываются мальчики, в семье которых из-за ослабления роли отца произошла перестановка семейных ролей, когда бабушка заменяет мать, а мать – отца. Драматическая ситуация наблюдается в распавшейся семье. Если на девочек уход отца оказывает максимальное травмирующее воздействие в младшем дошкольном возрасте, то для мальчиков разлука с отцом негативно влияет в старшем дошкольном возрасте, когда отсутствуют возможность для идентификации с его мужской ролью. У девочек повышается вероятность эмоциональных расстройств истерического толка, а у мальчиков – неуверенности в себе и страхов в результате чрезмерной опеки и тревожности со стороны взрослых, заменяющих отца, равно как и проблем в общении со сверстниками того же пола.

В других случаях у мальчиков из неполной семьи нарастают протестные формы поведения. Они болезненно пытаются утвердиться в мужской роли, компенсируя тем самым недостаток общения с отцом. Они стремятся лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успехов. В результате возникает агрессивная реакция на несоответствие своим ожиданиям. Такие мальчики нередко попадают под влияние старших ребят, ведущих себя, по их мнению, как «настоящие мужчины».

Таким образом, недостаточное отцовское влияние, компенсируемое избыточным женским, создает ассиметрию социализации, которая ведет или уже привела к патернальной депривации. Самое страшное, что, однажды возникнув, она часто передается из поколения в поколение. Статистика свидетельствует, что у разведенных женщин дочери на определенном этапе жизненного цикла также разводятся со своими мужьями. Женское одиночество воспроизводит себя как устойчивая социальная матрица. А это означает, что и патернальная депривация переходит из поколения в поколение.

Замещая отца, женщина автоматически формирует в себе мускулинные черты, в первую очередь авторитарный стиль обращения. В большинстве семей с устойчивой традицией материнского одиночества бабушки являют собой волевое, властное начало, которое подавляет самостоятельность у отпрысков не только мужского, но и женского пола. Повзрослевшие внуки воспроизводят бабушкин стиль социализации, но с неожиданным ракурсом: мальчики проявляют безволие, а девушки вырастают в деспотические натуры, от которых часто сбегают мужья. Недостаточный опыт общения с отцом, воплощающим сильное мужское начало, ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что неблагоприятно сказывается в дальнейшем на воспитании его собственных детей.

Авторитарность – оборотная сторона подчеркнутой формальности, сдерживания своих чувств и эмоций, которые неизбежно присутствуют в мускулинном типе воспитания, характеризуют отца, естественны для мужского пола и даже намеренно взращиваются представителями сильного пола. Когда в семье нет отца, его функции, а вместе с ними и большинство черт неизбежно приходится перенимать женщинам. Но для женщины формализм и строгость – черты, органически чуждые, а потому они: а) выполняются кое-как, т.е. превращаются в псевдомускулинность; б) вытесняют собственные феминные черты, неформальность и мягкость, которые существенно искажаются либо вовсе вытесняются. Одинокие матери, будучи чрезмерно занятыми и принципиальными, не могут дать своим детям душевного тепла, относятся к ним излишне формально и нередко так, как если бы они были строгими, не признающими никаких слабостей отцами.

Оборотная сторона авторитарности бабушки, если она проявляется в воспитании дочери, а та воспроизводит ее в отношении к ее внучке, - это недостаточно теплый эмоциональный контакт; навязывание мнений и диктат решений; однозначность суждений и их категоричность; повышенная требовательность; нетерпимость к чужому мнению и предвзятость оценок; недоверие к способности дочери быть самостоятельной и уметь постоять за себя, чрезмерные опека и контроль. Помимо указанных черт характера, такие бабушки обладают высокой тревожностью, склонностью к беспокойству, которая провоцирует развитие страхов у дочери. Дочь же, став матерью, переносит их на своих детей.

В результате отношения в прародительской семье, однажды испытав ассиметричное смещение, воспроизводятся в последующих поколениях. В подобной ситуации нельзя говорить о полноценном эмоциональном формировании личности будущей матери.

Одностороннее женское влияние составляет социально-психологическую структуру такой псевдосемьи, искажающей нормальный ход эмоционального развития мальчиков и способствующей возникновению у них истерического невроза. Последний является симптомом произошедшей инверсии семейных ролей. Перестановка ролей наблюдается как в полных, так и в неполных семьях, если здесь произошла подмена ролей – мать выполняет функции отца. Даже если она не кормилец семьи, то практикует авторитарные методы воспитания: при этом отношение матери к ребенку отличается большей строгостью, принципиальностью, более частыми принуждениями и физическими наказаниями, чем отношение отца. Если же отец пытается конкурировать с матерью, утверждая свою позицию, и тем более доминировать в семейных отношениях, то конфликт становится неизбежным.

+

Заключение

Работая над рефератом, я использовала большое количество источников: и учебники, и Интернет, и социальные исследования. А в заключение мне хотелось бы добавить несколько слов от себя.

Тема моего реферата «Семья и родители как агенты социализации». Я не напрасно выбрала эту тему, не только потому, что она мне интересна, но и потому, что проблема «отцов и детей» стара как мир. Я абсолютно уверена, что именно семья и родители наши первые важнейшие социализаторы. Именно от них зависит наша дальнейшая жизнь.

Мне представляется гончар перед гончарным кругом. В его руках кусок глины мягкой, податливой, необработанной. И мастер может сделать из нее все, что захочет, если, конечно же, приложит к этому усилие, внимание и терпение. Может получиться красивая ваза причудливой формы, которая будет стоять в каком-нибудь музее и привлекать внимание окружающих. Может получиться горшок, который хозяйка будет ставить в печь. Может получиться кувшин, который мастер равнодушно поставит на полку, и он будет пылиться там до конца своих дней, пока кто-нибудь случайно не разобьет его. А ведь может и вообще ничего не получиться. Так и в жизни.

Ребенок рождается чистым, податливым и необработанным. И почти большую часть жизни мы, родители, лепим из него человека. К сожалению, лепим, кто как может. У кого-то получается, а у кого-то нет. Как результат, тысячи брошенных детишек, трудных подростков, беспризорников. Тысячи сломанных судеб и жизней.

А ведь у каждого ребенка должна быть семья и родители. И мы с первых дней обязаны дать ему понять, что именно семья – это единственное место, где всегда ждут, любят и всегда примут, тебя таким, какой ты есть. А нам, родителям, надо иногда немного забывать про себя и побольше времени проводить с детьми.

А закончить я бы хотела заповедями для родителей из домашней энциклопедии Екатерины II:

1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помни – ему стать не тобой, а собой.

2.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому, тот – третьему – это необратимый закон благодарности.

3.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее чем тебе твоя. А может, и больше, потому что у него еще нет привычки.

5.Не мучь себя, если не сможешь что-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.

6. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

7.Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

8.Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Список использованной литературы

1.Кравченко А.И. Социальная работа (учебник). «Проспект», 2008.

2.« Теория и практика социальной работы» Москва – Тула, 1993.

3.Основы социальной работы: учебник (под ред. П.Д. Павленка).

Инфра-М, 2000.

4.Социальная работа: теория и организация (под ред.

П.П.Украинец). ТетраСистемс, 2007.

5.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. 1996.

6.Елиза

Наши рекомендации