Характер: структура, черты и свойства
Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе.
Характер формируется постепенно в процессе познания и практической деятельности. Характер конкретного человека отражает как те общественно-исторические условия, в которых он живет, так и направленность воспитания, поскольку и первое и второе условия детерминируют определенные черты характера личности.
В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и динамических свойств. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость.
Заметные изменения в поведении человека обусловливаются и временными состояниями психики. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются и при старении организма.Хотя характер не врожден, особенности природной организации человека, и в первую очередь нервной деятельности, сказываются как на проявлениях характера, так и на процессе формирования его отдельных черт. Уравновешенность или неуравновешенность, сила или слабость, подвижность или инертность нервных процессов – все это окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность.
Кроме типа нервной системы, на характер влияют и другие особенности организма: сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем. Точно установлено, что всякого рода расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на характере человека.
В свою очередь, образующиеся черты характера влияют на проявление природных свойств личности. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей и т. п.
Характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связей в коре головного мозга.
Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимике. Характер накладывает отпечаток на внешний облик личности. Он отражается и в типичной позе. Характер, отражая жизнь, в свою очередь, влияет на образ жизни.
В структуре сложившегося характера мы должны выделить прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство.
Когда мы анализируем структуру характера той или иной личности, содержание ее отношений к объективной действительности должно выдвигаться на первый план. Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Содержание характера проявляется в форме определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека.
Необходимо учитывать, что в содержании характера может выдвигаться на первый план то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, хотя оно и определяется не одним каким-нибудь стремлением, побуждением, а целостной системой отношений. Однако в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план и доминирует, придавая своеобразие характеру данного человека.
В сформировавшемся и нравственно определившемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, его непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы.
Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим. Убежденный человек способен в самые тяжелые минуты испытаний проявить максимум сил для достижения общественно значимых целей, а если нужно, то пожертвовать собой во имя общего дела. В зависимости от преобладающих потребностей и интересов складывается своеобразный характер человека. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности и интересы – это определяет не только помыслы и чувства личности, но и направленность его дел.
Противоречивость или непоследовательность поведения некоторых людей в разных жизненных ситуациях объясняется отсутствием цельности характера, частичным развитием отдельных его черт. Только комплексное применение различных средств и методов формирования характера и обеспечивает образование типичных для социалистической действительности характеров, отличающихся и разнообразием индивидуальных черт.
Характер представляет собой неразрывное единство свойств, черт, или качеств, личности. Каждый поступок человека всегда определяется его личностью в целом, а не той или иной ее отдельной чертой. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя без аналитического рассмотрения его, без выделения в характере его отдельных сторон или типичных проявлений.
Характер многогранен и в каждом отдельном случае выступает то одной стороной, то другой. Анализировать характер — это значит вы делять различные стороны его как единого целого. Но анализируя характер, надо каждую черту его рассматривать в связи с другими чертами, т. е. как черту целого, обладающего рядом других качеств и особенностей.
42. Формирование характера. Характер и темперамент.
Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романов подчеркивают, что, согласно трактовке А.Н.Леонтьева, темперамент и характер не входят в состав личности в качестве ее подструктур. Они являются лишь условиями формирования личности, которая социальна по своей сущности. В соответствии с данной точкой зрения в понятии «характер», так же как и в понятии «темперамент», отражаются не столько содержательные, сколько «формальные» или динамические аспекты поведения. При этом второе из указанных понятий связывается преимущественно с врожденными свойствами организма, и в частности его нервной системы, а первое охватывает «сплав» врожденных и приобретенных при жизни свойств . Получается, что области определения понятий «темперамент» и «характер» как бы совпадают, ибо характер обогащается лишь за счет прижизненных изменений в параметрах, относящихся к темпераменту, т.е. в интенсивности психических процессов, в их тонусе, скорости протекания, ритме.
В соответствии с рассматриваемой точкой зрения направленность личности и ее воля не относятся к характеру. Замечая, что такое понимание характера противоречит некоторым аспектам общежитейского понимания, авторы подчеркивают, что научные понятия не должны идти на поводу у житейских. Почему, однако, «житейских»?
От трудов И. Канта до современных словарей, энциклопедий и учебников воля устойчиво трактуется как сила, основа, «стержень» и т.д. характера. Настолько устойчиво, что тут правомернее говорить о научной традиции, чем житейском представлении. Теперь — о направленности и стоящих за ней мотивах. Здесь тоже обнаруживается другая точка зрения.
С. Л. Рубинштейн пишет, что обычно, рассматривая отношение мотива и характера, указывают на зависимость побуждений, мотивов от характера человека. Тогда говорят, что поведение исходит из таких-то мотивов (например, корыстных), потому что у человека такой-то характер (скажем, эгоистический). Не возражая против такого рода суждений, он подчеркивает, что для того чтобы раскрыть вопрос о происхождении характера, нужно рассмотреть обратную зависимость: как мотивы (побуждения) превращаются в черты характера. Нужно понять, как мотив (побуждение), обусловленный стечением жизненных обстоятельств, «распространяется на все ситуации, однородные с первой» (т.е. обобщается, генерализуется), как он закрепляется за личностью, «стереотипизируется» в ней и тем самым становится чертой характера. «Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе».
Рассматриваемая точка зрения представляется более понятной, чем предыдущая. С. Л. Рубинштейн замечает, что и несмелый человек может совершить смелый поступок. Поставим вопрос: «А что нужно, чтобы этот несмелый человек стал смелым?» Надо, чтобы мотив смелого поступка не однажды актуализировался и «срабатывал» в новых жизненных ситуациях, чтобы такого рода поступки вызывали у человека чувство гордости, удовлетворения собой, иначе никакого обобщения и никакой «стереотипизации» мотива не произойдет. Другой пример. Обманул ребенок однажды ради получения личной выгоды (материальной или психологической), все сошло, остался доволен. Обманул еще раз — опять все хорошо. Третий, четвертый раз... И никаких неприятностей, наоборот, нашлись значимые люди, которые одобрили. Вполне достаточно, чтобы первоначальный мотив превратился в нечестность как черту характера.
В связи с этим понятно также, почему для воспитания смелости или честности одних только благих разговоров о нравственной ценности данных черт характера, как правило, недостаточно. Воспитатели должны создавать условия для актуализации у детей нравственных мотивов, для совершения соответствующих поступков, для последующих положительных эмоций и тем самым — для закрепления данных побуждений и превращения их в черты характера. В этих условиях ребенок также должен переживать чувство раскаяния, угрызения совести, если совершил поступок безнравственный.
Таким образом, точка зрения на то, что понятие о личности связывается с ее мотивами, направленностью, убеждениями, нравственными ориентациями, а представление о характере (впрочем, как и о воле) выводится за пределы этого понятия, слишком условна. Она ведет к суждениям такого образца: «У этого человека хороший характер, но он, к сожалению, подлец». Будучи последовательными, мы должны были бы тогда из состава черт характера удалить все нравственные черты (впрочем, как и волевые), оставив только эмоциональные и, вероятно, интеллектуальные.
Может быть, мировоззрение, убеждения, ценностные ориентации тоже следует рассматривать как элементы структуры характера? Сами по себе — нет. И в этом нужно согласиться с первой точкой зрения. Но не будем забывать, что убеждение человека при определенных условиях может стать мотивом его поступка. И если, по рассмотренной нами рубинштейновской схеме, дело дойдет до того, что убеждение станет фактором, обусловливающим типичный для личности способ поведения и деятельности (см. определение характера), тогда мы, по-видимому, должны будем дать положительный ответ на поставленный вопрос.
Мы на время оставили в стороне понятие о темпераменте. Поясним теперь соотношение между темпераментом и характером, которое, несомненно, имеет педагогическое значение. Особенности темперамента проявляются в структуре характера, поэтому «темперамент влияет на формирование характера, но не предопределяет его». Данное соотношение конкретизируется в зависимости от того, какие именно черты характера имеются в виду.
На одном полюсе находятся черты характера, которые являются более или менее прямой проекцией особенностей темперамента. Например, вспыльчивость или инертность, которые при благоприятных условиях воспитания могут сгладиться, а при неблагоприятных, наоборот, заостриться. На другом полюсе — черты характера, от темперамента не зависящие, в частности многие нравственные. Является ли человек честным по характеру, не определяется, как мы уже показали, темпераментом или свойствами нервной системы, однако темперамент может влиять, если можно так сказать, на стиль проявления этой черты. Наиболее универсальным является соотношение, при котором, как пишет Е. А. Климов, свойства темперамента в развитии личности человека «могут облегчать или затруднять формирование тех или иных содержательных свойств его внутреннего мира, в частности характера» . Далее автор замечает, что такие черты характера, как предусмотрительность, вдумчивость, легче воспитать у человека, инертного по типу нервной системы, интровертированного, чем у экстравертированного «торопыги», подвижного по типу нервной системы. По этой же логике мы вправе полагать, что такие черты характера, как смелость, решительность, находчивость, легче воспитать у человека с сильным подвижным типом нервной системы, т.е. холерика или сангвиника.