Память: механизмы, виды, типы. Индивидуальные особенности.
Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.
Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы:
1. Запоминание (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется заучиванием.
2. Сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено.
3. Воспроизведение запомненного или заученного.
4. Узнавание. Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.
Виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается (образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная), как запоминается (произвольная и непроизвольная) и насколько долго помниться (кратковременная, долговременная и скользящая).
Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти - зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчётливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности или наблюдается у людей, лишённых зрения и слуха. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому этот вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Этот вид памяти специфически человеческий.
Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т.д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.
Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях - человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнее, вспомнив пережитый ранее страх.
Произвольная и непроизвольная память - различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставить специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приёмов, без волевых усилий, то это память непроизвольная. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемические приёмы, производят волевые усилия, то это память произвольная.
В зависимости от временной установки человеческую память подразделяют на непосредственную, кратковременную, долговременную, скользящую.
Непосредственная (сенсорная) память - это память автоматическая, в которой «одно впечатление мгновенно сменяется следующим». Примером такого процесса служит печатание на машинке: как только буква напечатана, человек тут же забывает её, чтобы перейти к следующей.
Кратковременная память - это память, способная одновременно удерживать до семи элементов в течение максимум тридцати секунд. Она действует, например, когда человек набирает номер телефона. Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.
Долговременная память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде - в более обобщённом и систематизированном.
Скользящая память - самая короткая из всех видов памяти. Такого рода память развита, например, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточить внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолёта тут же забыть о не, переключив внимание на следующую точку.Исследователи отмечают существенное разнообразие индивидуальных особенностей памяти у людей, что проявляется в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воссозданию.
Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала, точность - соответствие воспроизводимого материала к материалу запоминаемому.
Прочность запоминания проявляется в продолжительности сохранения заученного или медленного его забывания, готовность к воссозданию в том, как быстро и легко в нужный момент человек может вспомнить необходимые ей знания, умения, навыки.
Индивидуальные различия памяти обусловлены типом высшей нервной деятельности (ВИД). При сопоставлении показателей эффективности памяти с выразительностью основных трех безусловных свойств ВИД (сила, лабильность, уравновешенность) были установлены постепенные взаимосвязи. Люди с крепкой нервной системой имеют лучшие показатели памяти при работе в осложненных условиях, поскольку у них более выражена скорость образования условных рефлексов. Они обнаруживают преимущества в заучивании сложного материала с недостаточной логичность. У людей со слабой нервной системой существуют преимущества при запоминании логически связанной вербальной информации.
Индивиды с лабильной нервной системой имеют большую производительность самопроизвольно запоминания, инертный - преимущества в произвольном запоминании. Более возбуждающим индивиды обнаруживают преимущества при запоминании вербального материала. Наглядный материал лучше запоминают лица с преобладанием торможения.
Установлено, что люди холеричного темперамента способные к быстрому и прочного запоминания, при этом им не свойственна гибкость в использовании заученного. Сангвиники быстро, но не очень крепко запоминают. Флегматики характеризуются медленным ', но прочным запоминанием. Меланхолики схожи с флегматиками в динамических аспектах работы памяти, отличаясь при этом повышенной уязвимостью. Темперамент влияет не только на динамику процессов запоминания и воспроизведения, но и на эмоциональную выразительность их. Так, сангвиник, даже волнуясь, красиво, артистично расскажет, создаст впечатление воспитанного человека. Флегматик, даже в конфликтных ситуациях, констатирует факты без излишней эмоциональности, будто со стороны. Меланхолик усиливает слезы, скорбь, не преодолимость барьеров на пути к успеху, производит впечатление человека инфантильного.
Индивидуальные качественные различия в памяти оказываются усталость, что одни люди эффективнее закрепляют образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т.д.), другие - словесный логический (понятия, мысли, числа и т.п.), еще другие - все равно запоминают различный материал . Поэтому в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный, или смешанный, типы памяти. Эти типы частично обусловлены соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, главные факторы - условия жизни и требования профессиональной деятельности. Наглядно-образный тип памяти характерен для живописцев, писателей, музыкантов, словесно-абстрактный - для ученых. Каждый из типов памяти основывается на определенных природных задатки, но формируется и в процессе деятельности.