Произвольная регуляция поведения, развитие произвольности в процессе онтогенеза. Нарушения произвольной регуляции ВПФ и поведения в целом при локальных поражениях мозга.
У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, дети учатся управлять своим поведением. Параметры развития произвольности, выделенные Д.Б. Элькониным: умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Произвольность ВПФ означает возможность сознательного управления; наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция; постоянный контроль за ее выполнением и контроль за окончательным результатом деятельности. Поражение конвекситальных отделов коры лобных долей мозга ведет к нарушениям произвольной регуляции двигательных функций — к регуляторной апраксии, проявляющейся при ее крайних степенях в виде эхопраксии (подражательных движений), а также в виде эхолалии (повторения услышанных слов).
Исследования произвольных движений у больных с поражением лобных долей мозга показали, что и в условиях эксперимента у них можно обнаружить признаки ослабления или нарушения речевой регуляции двигательных актов. Нарушения произвольной регуляции движений проявляются и в таких сложных двигательных актах, как рисование и письмо. Имеются трудности и при выполнении зрительных гностических задач
(сравнить два похожих изображения и найти, в чем их отличие). В слуховом восприятии дефекты произвольной регуляции выступают в виде трудностей оценки и воспроизведения звуков (например, ритмов). В тактильном восприятии нарушения произвольной регуляции проявляются в трудностях опознания на ощупь серии тактильных образцов (фигур доски Сегена и т. п.); в этом случае у больных появляются ошибочные персевераторные ответы, не коррегируемые ими самими (по типу тактильной псевдоагнозии). Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга приводит к генеральному нарушению механизмов произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и сознательного целесообразного поведения. Страдает произвольное, сознательное, опосредованное речью подчинение психических процессов и поведения в целом различным программам — не только сложным или только что заданным в инструкции, но и относительно простым и часто встречавшимся в прошлом опыте.
30.18. Нейропсихологические синдромы полимодального генеза.
31. Алексия/дислексия— расстройство чтения; у детей — стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития в оптимальных условиях обучения и при отсутствии нарушений слухового и зрительного анализаторов. Основным нарушением является неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целых слов, что может сопровождаться недостаточным пониманием прочитанного.
32. Агностическая алексия – больн. путают буквы, сходные по начертанию, затрудняются в подборе одинаковых букв разных шрифтов, утрачивают способность к обобщенному восприятию буквы. Вербальная алексия — узнавание отдельных букв сохранено или нарушено мало, но утрачено чтение слогов, целых слов и фраз.
33. Аграфия — нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.
34. «Чистая» аграфия — перепутывании порядка букв в словах, в пропуске букв, слов, знаков препинания или заменой их другими. Грубые расстройства такого рода проявляются при самостоятельном письме или при письме слов и предложений под диктовку. Списывание остается более сохранным.
35. Апрактическая аграфия — больн не знают, как придать руке положение, необходимое для письма, либо в нужной последовательности осуществить письменные двигательные акты. В результате искажаются или неправильно соотносятся в пространстве различные фрагменты букв или буквы изображаются зеркально.
36. Акалькулия - нарушение счетных операций и может возникать при различных локализациях очага поражения.
19. Синдромный (факторный) анализ нарушений ВПФ. Проблема факторов в нейропсихологии.
Пересмотр понятия «симптом» позволил А. Р. Лурия разработать основной метод нейропсихологии — метод синдромного анализа. Под симптомом традиционно понимали признак нарушения функции. Узкие локализационисты полагали, что нарушение функции, наступающее в результате разрушения определенного участка мозга, является прямым доказательством того, что данная функция локализована в разрушенном участке мозга. Если же рассматривать функцию как сложную функциональную систему, в организации которой принимают участие разные отделы мозга, то поражение любого из них приводит к нарушению функции в целом. Следовательно, «симптом» еще ничего не говорит о ее локализации. Поэтому А. Р. Лурия счел возможным перейти от симптомного анализа к синдромному.
37. Под синдромом понимают совокупность симптомов или симптомокопмлекс. Синдромный анализ предполагает с одной стороны, сопоставление всех симптомов, возникших в результате одного, строго ограниченного очага поражения мозга, а с другой — тщательный анализ нарушений данной функциональной системы при различных по локализации очагах поражения. При разработке синдромного анализа А. Р. Лурия опирался на принцип двойной диссоциации Тэйбера, согласно которому любой ограниченный корковый очаг поражения нарушает протекание одних психических процессов, оставляя в сохранности другие. Тщательный нейропсихологический анализ синдрома и двойной диссоциации, возникающих при локальных поражениях мозга, позволяет приблизиться к структурному анализу самих психических процессов.
38. Нейропсихологический фактор – принцип физиологической деятельности определенного мозговой структуры, нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. Фактор – это, те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах. Проблема: нет точных конкретных знаний о природе, типах факторов.
Специфика нарушений ВПФ у детей; их диагностика. Отечественные и зарубежные (США) подходы к диагностике нарушений ВПФ.
У детей младше 10л клинико-психолоигч проявления очаговых поражен ГМ слабо выражены и могут отстутсвовать..Возникшие нарушен психич.д-ти обычно в короткое время подвергаются обратному развит, особенно если поврежден острые (череп-мозгов травма) При хронич органич патологии мозга компенсаторные перестройки реализуются слабее. Выраженность поражен ГМ детей зависит от места повреждения. При корковых и левополушар очагах – она сильнее, при подкорковых и правополушарн – слабее. При поврежден корковых зон последствия проявляются в том возрасте, когда они активно участвую в регуляц психич.проц.
Степень атипичности протекания синдромов меняется с возрастом. Для лев.полуш с уменьшен возраста симптоматика становится более стертой, для правого наоборот. Ранние локал поражения коры ГМ компенсируются полнее и лучше, чем поражения подкороков.отделов.
Л. С. Выготский, рассматривая разные варианты диагностики, выделяет основные ее виды: 1 Нормативная возрастная диагностика — выяснение с помощью возрастных норм данного состояния развития, характеризуемого как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса. 2Клиническая диагностика — диагностика, стремящаяся к определению внутреннего состояния развития, обнаруживающегося во внешних признаках. 3Симптоматическая диагностика — изучение симптомов комплексов детского развития как внешних признаков.
Согласно подходу, принятому в США, нейропсихологическое обследование ребенка обязательно включает в себя детальное обследование: общий интеллект; школьная успеваемость; речевые процессы; зрительно-простраственные функции; сенсомоторный гнозис; праксис; внимание; память; научение; абстрактное мышление. Оцениваются психосоциальные условия жизни.