Методы исследования эргономики

Методологической базой эргономики является теория систем, которая позволяет получить всестороннее представление о производственном процессе и предлагает пути его совершенствования, что включает учет склонностей, характера каждого работника, удовлетворенности трудом, что, несомненно, отражается на эффективности и качестве труда.

Методы исследования:

1 организационные- планирование, построение самого исследования трудовой деятельности.(сравнительный, лонгитюдный, комплексный подход(междисциплинарные иследования))

2 эмпирические способы получения научных данных. (наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, диагностические методики (различного рода тесты, анкеты, социометрия, интервью и беседы); приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, профессиографическое описание, оценка изделий и т.д.), моделирование).

3. Методы обработки эмпирических данных. ( методы количественной и качественной обработки данных).

4. Интерпретационные. (структурно- системный анализ, функционально-структурный)

методы электрофизиологии, изучающей электрические явления в организме человека при различных видах его деятельности. Они позволяют оценивать временные параметры многих процессов, их выраженность, топографию, механизмы их регулирования и т.д. К ним относятся:

электроэнцефалография , электромиография ,

регистрация кожно-гальванической реакции , электрокардиография – запись электрической активности сердца – индикатор состояния сердечно-сосудистой системы; электроокулография.

Опросники

Метод графического многопланового описания деятельности. Трудовой метод.

Метод объективной регистрации трудовых операции - циклограмма

СЧМС»: общая характеристика

СЧСЧ состоит из человека-оператора, машины, посредством которой оператор осущ.трудовую деят-ть, и среды, в кот-ой эта деят-ть осущ. Человек-оператор-это чел-к осущ.труд.деят-ть, основу кот-ой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем и органов управления. Машина – любое технич.устройство (совокупность технич.средств), использ.чел-ом в своей деят-ти. В эргономике в качестве машин рассматр.: производственная, непроизводственная, военная техника. Среда –внеш.факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины (t, влажность, шум, вибрация и соц-психол.факторы). Система- совокупность элементов, обладающих интерактивными свойствами (оператор, машина, среда). В СЧМС чел-к и машина действуют сообща с целью совершения определён.работы, но выполняют различ.задачи, и важнейшим решением в части планирования работы является распределение выполняемых задач между этими компонентами системы. Таким образом, в СЧМС перед оператором ставятся задачи, кот-ые чел-к выполняет лучше, а перед машиной- задачи, кот-ые лучше выполняют машины.

Эргономичность системы «СЧМС» (понятие, свойства и показатели)

Система «человек – машина» – это система, включающая в себя человека-оператора СЧМ, машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность, и среду на рабочем месте. Состоит из двух принципиально разных подсистем: подсистемы, включающей технические звенья (машина), и подсистемы, которая представлена человеком-оператором СЧМ. Никакая автоматизация не может исключить человека из системы в целом.

Человек, выполняющий функции управления в системе «человек-машина», называется оператором. В эргономике под человеком-оператором понимается человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления.

Классификация «СЧМС»

Системы могут быть классифицированы по различным признакам.

1. По целевому назначению:

* управляющие (задачей человека является управление машиной);

* обслуживающие (задачей человека является контроль состояния техники, поиск неисправностей и устранение);

* обучающие (обеспечивают выработку у человека определенных навыков, тренажеры, имитаторы);

* информационные (обеспечивают поиск, накопление и получение необходимой человеку информации);

* исследовательские (используются при анализе явлений, при поиске новой информации, моделирующие стенды, измерительные приборы).

2. По характеристикам человека:

* моносистемы (в их состав входит 1 человек);

* полисистемы (состоят из коллектива операторов, взаимодействующих с комплексом технических устройств);

3. По характеристикам машины:

* инструментальные (в их состав в качестве технических устройств входят инструменты и приборы);

* простые системы (простота функций человека);

* сложные системы (энергетическая установка, вычислительный комплекс; в задачу человека входит общий контроль за ходом процесса, изменение режимов работы, настройка, пуск и остановка);

* системотехнические комплексы (взаимодействие и с машинами и с другими людьми, судно, воздушный лайнер, промышленное предприятие, вычислительный центр, транспортная система);

4. По типу взаимодействия человека и машины:

* непрерывного взаимодействия (человек ведет постоянный контроль и управление объектом или процессом, система водитель-автомобтль);

* эпизодического взаимодействия (оператор-ЭВМ, наладчик-станок).

Наши рекомендации