Предмет и задачи психологии труда
Предмет и задачи психологии труда
Псих.труда-прикладная отрасль псих.знаний, изучает трудовую деятельность человека, и её псих. Особенности в зависимости от орудия средств труда. Организации процесса, конкретных функций человека и его псих.харак-тик.
Предмет психологиитруда-псих.компаненты, которые побуждает направляют и регулируют трудовую активность человека(мышление, память и тд.).
Субъект психологии труда- человек или трудовой коллектив.
Объект –сама трудовая деятельность.
Задачи психологи труда:
1.Повышение производительности и эфективности труд.деятельнос.
2. Гумманизация труд.деятельности.
1.) исследовательские и теоретические задачи.(исследование особенностей психических процессов(когнитив), которые регулируют трудовую деятельность и определяют её развитие; изучение особенностей и структуры функциональных состояний в труд. деятельности, а также связь динамики функциональных состояний с эффективностью труд.деятельности)
2) прикладные и практические задачи(разработка теоретико-психологических основ и конкретных процедур проф. Отбора. Психологическая рационализация и оптимизация содержания условий проф. деятельности.
Место психологии труда и эргономики в системе наук
Эргономика возникла вследствие процесса взаимопроникновения нескольких наук, что обеспечило комплексный подход к изучению трудовой деяльности человека.
Психология труда – отрасль психологической науки, которая занимается изучением закономерностей проявления психической деятельности человека в различных видах труда, разработка рекомендаций по обеспечению эффективности и безопасности трудовой деятельности. Эргономика – комплексная научная дисциплина, которая на основании учета требований различных наук о труде занимается совершенствованием и проектированием трудовой деятельности с целью улучшения ее эффективности.
Изучение психологических аспектов в различных видах трудовой деятельности основана на достижениях различных отраслях психологии: социальная, дифференциальная, психология личности и психофизиология.
Климов выделяет три категории наук, характериз.разной степенью взаимосвязи с психол.труда:
1)экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, профессиональная педагогика, часть медицины, связанная с изучением профессионал.заболеваний;
2)отрасли технических знаний, предметом которых является орудийное оснащение трудового процесса: техническая эстетика, теоретические вопросы художественного конструирования.
3)области объектов чел.деят-ти: биологические, технические, знаковые, искусство.
История развития психологии труда в Республике Беларусь
1925 г. – в Белорусской ССР была создана 1-ая психотехническая лаборатория в БГУ в Минске. Возглавил профессор С.М. Василевский. Лаборатория занималась: вопросы профориентации; профотбор и соответствующие методы исследов. 1929 г. психологами БГУ С.М. Василевским, А.А. Гайваровским, С.М. Вержбаловичем опубликовано ФУНДОМЕНТАЛЬНОЕ исслед. «Из теории и практики пофориентации и профконсультации». Период становления психотехники в БССР совпал с периодом становления её в советской психотехники. Это время было тяжелым (Постановления о пед извращениях). Отличительной особенностью в нашей республике является то, что психотехника была связана с другими отраслями, и взаимодействовала с физиологией и гигиеной труда, инженерной психологией, эргономикой, дизайном. Обширные исследования были начаты в конце 1960-х гг., решались различные задачи по улучшению труда на предприятиях республики. Основными проблемами современной белорусской психологии труда являются: улучшение труд-ой деятельности человека; формирование проф. пригодности; формир. положительной проф. ориентации; динамика работоспособности человека и д.р..
6 Методы исследования психологии труда
Предмет – психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности работающего и его взаимодействие с производственной средой (закономерности, особенности).
Методы
1.Сбора информации:
· Наблюдение
· Самонаблюдение
· Эксперимент (на производстве)
· Активный (документация)
· Анализ биографий и автобиографий
· Психодиагностический (тесты)
2.Методы анализа математических данных
3.Преобразования (что с ними делать)
· Обучения
· Консультирования
· Коррекция
· Реконструкция
Индивидуальный стиль деятельности (ИСД)
Индивидуальный стиль деятельности - система отличительных признаков деятельности человека, обусловленная его индивидуально-личностными особенностями. Стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне, в способах деятельности, своеобразной временной организации действий, контроля, саморегуляции действий и состояний.
Индивидуальный стиль деятельности - это совокупность приемов и способов деятельности, обусловленная определенными свойствами личности и сложившаяся как средство приспособления к объективным требованиям. С помощью этих способов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свои природные преимущества. Еще Теплов говорил о возможностях системной работы нервной системы и возможностях компенсации.
Рабочий
– в нем выделяют три фазы: * врабатывание * фаза оптимальной работоспособности (около 3,5–4 часа). При более длительной работе без достаточного отдыха наступает фаза утомления. * фаза утомления – характеризуется прогрессивным снижением работоспособности.
Одна из основных задач организации труда – максимально возможное удлинение фазы оптимальной работоспособности и предупреждение фазы развития утомления.
3. послерабочий – происходит восстановление измененных функций организма.
Предмет и задачи эргономики
Эргономика – это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизации трудовой деятельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Из этого определения видно, что предметом эргономики является трудовая деятельность человека, а объектом исследования – система «человек-техника-среда».
Предмет эргономики определяется как трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами в условиях влияния на него факторов внешней среды.
целью эргономики является: безопасность труда.
повышение эффективности СЧТС.
обеспечении условий для развития личности трудящегося в процессе труда.
обозначенные цели определяют семь теоретических задач эргономики:
1. Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем и среды.
2. Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой.
3. Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности человека.
4. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда в СЧТС.
5. Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС.
6. Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания, методов.
7. Поиск и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды.
Опросники
Метод графического многопланового описания деятельности. Трудовой метод.
Метод объективной регистрации трудовых операции - циклограмма
СЧМС»: общая характеристика
СЧСЧ состоит из человека-оператора, машины, посредством которой оператор осущ.трудовую деят-ть, и среды, в кот-ой эта деят-ть осущ. Человек-оператор-это чел-к осущ.труд.деят-ть, основу кот-ой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем и органов управления. Машина – любое технич.устройство (совокупность технич.средств), использ.чел-ом в своей деят-ти. В эргономике в качестве машин рассматр.: производственная, непроизводственная, военная техника. Среда –внеш.факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины (t, влажность, шум, вибрация и соц-психол.факторы). Система- совокупность элементов, обладающих интерактивными свойствами (оператор, машина, среда). В СЧМС чел-к и машина действуют сообща с целью совершения определён.работы, но выполняют различ.задачи, и важнейшим решением в части планирования работы является распределение выполняемых задач между этими компонентами системы. Таким образом, в СЧМС перед оператором ставятся задачи, кот-ые чел-к выполняет лучше, а перед машиной- задачи, кот-ые лучше выполняют машины.
Классификация «СЧМС»
Системы могут быть классифицированы по различным признакам.
1. По целевому назначению:
* управляющие (задачей человека является управление машиной);
* обслуживающие (задачей человека является контроль состояния техники, поиск неисправностей и устранение);
* обучающие (обеспечивают выработку у человека определенных навыков, тренажеры, имитаторы);
* информационные (обеспечивают поиск, накопление и получение необходимой человеку информации);
* исследовательские (используются при анализе явлений, при поиске новой информации, моделирующие стенды, измерительные приборы).
2. По характеристикам человека:
* моносистемы (в их состав входит 1 человек);
* полисистемы (состоят из коллектива операторов, взаимодействующих с комплексом технических устройств);
3. По характеристикам машины:
* инструментальные (в их состав в качестве технических устройств входят инструменты и приборы);
* простые системы (простота функций человека);
* сложные системы (энергетическая установка, вычислительный комплекс; в задачу человека входит общий контроль за ходом процесса, изменение режимов работы, настройка, пуск и остановка);
* системотехнические комплексы (взаимодействие и с машинами и с другими людьми, судно, воздушный лайнер, промышленное предприятие, вычислительный центр, транспортная система);
4. По типу взаимодействия человека и машины:
* непрерывного взаимодействия (человек ведет постоянный контроль и управление объектом или процессом, система водитель-автомобтль);
* эпизодического взаимодействия (оператор-ЭВМ, наладчик-станок).
Органы управления в «СЧМС»
Классификация органов управления
54. Эргономические требования к органам управления в «СЧМС»
Требования к органам управления.
1. Расположение органов управления должно осуществляться с учетом принципа экономии движений. Это означает, что их количество и траектории должны быть сведены до минимума.
2. При установке органов управления необходимо учитывать привычные для человека стереотипы движений.
3. Органы управления должны обладать достаточным сопротивлением, чтобы уменьшать возможность случайного включения их под тяжестью руки или ноги.
4. При проектировании органов управления следует предусмотреть меры по исключению случайного или несвоевременного срабатывания тех органов, которые связаны с возможностью возникновения аварийной ситуации.
5. При размещении органов управления следует учитывать зоны досягаемости рук человека.
6. Органы управления, связанные с определенной последовательностью действий оператора, необходимо располагать таким образом, чтобы действия осуществлялись слева направо и сверху вниз.
7. Органы управления могут приводиться в движение с помощью рук или ног оператора.
Показатели качества «СЧМС»
Количественные харак-ки того или иного св-ва называютс показателями качества СЧМС.
Существует ряд показателей качестве влияющих па деят-ть ч-ка СЧМС и то же время зависящи. от его деят-ти:
1. Быстродействие – определяете временем прохождения инф-ии по замкнутому контуру СЧМС;
2. Надежность — характеризуе правильность решения стоящи: перед СЧМС задач.
З.Точность работы оператора- определяется степенью отклонении некоторого параметра регулируемого или измеряемое оператором, от заданного или номинального значения.
4.Своевременность решении задачи СЧМС — оцениваете вероятностью того, что задач будет решена за время, не превышающее допустимое.
5. Безопасность труда ч-ка СЧМС — оцениваете вероятностью безопасной работы,
б.Степень автоматизации СЧМС
Количество инф-и перерабатываемой автоматическими устройствами, определяется по формуле. Большое значение при анализе и оценке СЧМС имею эргономические показатели – эргономичность системы, ее управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.
Предмет и задачи психологии труда
Псих.труда-прикладная отрасль псих.знаний, изучает трудовую деятельность человека, и её псих. Особенности в зависимости от орудия средств труда. Организации процесса, конкретных функций человека и его псих.харак-тик.
Предмет психологиитруда-псих.компаненты, которые побуждает направляют и регулируют трудовую активность человека(мышление, память и тд.).
Субъект психологии труда- человек или трудовой коллектив.
Объект –сама трудовая деятельность.
Задачи психологи труда:
1.Повышение производительности и эфективности труд.деятельнос.
2. Гумманизация труд.деятельности.
1.) исследовательские и теоретические задачи.(исследование особенностей психических процессов(когнитив), которые регулируют трудовую деятельность и определяют её развитие; изучение особенностей и структуры функциональных состояний в труд. деятельности, а также связь динамики функциональных состояний с эффективностью труд.деятельности)
2) прикладные и практические задачи(разработка теоретико-психологических основ и конкретных процедур проф. Отбора. Психологическая рационализация и оптимизация содержания условий проф. деятельности.