История домов ребенкав россии
Первый в России дом для приюта и воспитания «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев» был создан митрополитом Иовом в 1706 г. при Новгородском монастыре. В 1715 г. Петр Великий издает указ об учреждении воспитательных домов во всех губерниях. Содержались воспитательные дома в основном на средства, поступавшиеот благотворительных организаций, различных сборов
и пожертвований. В годы правления Екатерины II воспитательные дома были причислены к государственным учреждениям, однако продолжали существовать на «подаяния благотворителей». В 1764 г. императрица открыла «воспитательный дом с особым госпиталем для неимущих родильниц» в Москве, в 1770 г. - в Санкт-Петербурге (Воспитательные..., 1904). Питомцыдолжны были выучиться ремеслам и по жалованным этим учреждениям привилегиям по выходу из них оставаться вольными, составляя в государстве третье, кроме дворян и крепостных крестьян, сословие.
В связи с большим числом брошенных детей и плохим уходом за младенцами в воспитательных домах в 1767 г. была организована отправка детей на воспитание в деревни в крестьянские семьи за плату, т.е. система призрения подкинутых детей-сирот — патронат. На время летних полевых работ у крестьян для присмотра за детьми до двух лет стали организовывать дневные ясли (Шенгелидзе, 1900). Деревни, в которых размещались дети извоспитательныхдомов, объединялись в так называемые округа, а для наблюдения за здоровьем и контроля за воспитанием детей были учреждены окружные надзиратели. Вследствие высокого уровня заболеваемости и смертности, царившей в воспитательных домах в провинции, в 1828 г. было воспрещено дальнейшее основание воспитательных домов по всей империи. Однако часть уже созданных домов, втом числе в Москве и Петербурге, сохранилась, и дети сосредоточивались в этих центральных воспитательных домах. Так, в 1898 г. в ведомстве одного только Санкт-Петербургского дома состояло около 30 000 воспитанников (Воспитательные..., 1904). Питомцы Императорских воспитательных домов могли быть возвращены матерям или с их согласия другим лицам, усыновлены, в случае смерти матери возвращены родственникам.
К концу XIX века процент смертности детей все еще оставался очень большим. Так, поотчетам 1898 г., до 22-летнего возраста выхода питомцев из воспитательных домов дожило всего 15,6% детей. Среди главных факторов смертности детей раннего возраста указывались недостаток кормилец и эпидемические болезни, отмечалась необходимость децентрализации слишком больших воспитательных домов. В качестве значительного фактора охранения жизни ребенка выделяли кормление и постоянный уход матерью за ребенком, «привязанность матери к ребенку» (Родулович, 1892, с. 292). Ко второй половине XIX века все более поощряется кормление ребенка в воспитательном доме самими матерями и передача питомцев на воспи -
тание в сельские округа. Очень скоро выяснилось, что причины, заставляющие семьи принимать к себе детей, сводились почти исключительно к денежным соображениям, и лишь в очень малом числе случаев такой причиной было отсутствие собственных детей и желание их иметь (Рашкович, 1892). С 1837 г. в российских городах большей частью при женских богадельнях, а также при губернских и уездных больницах для призрения подкинутых младенцев и беспризорных детей в возрасте до 10—14 лет вместо воспитательных домов стали создавать детские приюты. Однако недостаточная обеспеченность младенцев кормилицами и питанием и поспешная раздача детей из приютов в семьи без отбора предлагающих услуги семей показала неудовлетворительность и данной формы организации призрения.
Начавшийся после революции 1917 года советский период обслуживания подкинутых младенцев и детей-сирот характеризовался ликвидацией находившихся в основном под опекой общественных и благотворительных организаций приютов и воспитательных домов и созданием сети отнесенных к системе здравоохранения государственных учреждений. В 1918 г. в первом же письме вновь созданного при Комиссариате по социальному обеспечению Отдела по охране материнства и младенчества провозглашаются руководящие принципы работы, согласно которым в соответствии с идеологией советского государства особое внимание необходимо было уделять обслуживанию труженицы нового общественного строя — матери, «при выполнении ею социальной функции деторождения», и ребенка «в его наиболее трудные годы младенчества» в сети вновь создаваемых «Домов матери и ребенка» (Конюс, 1954, с. 104—105). Воспитательные дома для младенцев без попечения родителей было постановлено считать учреждениями закрытого типа и свести до минимума.
Несмотря на первые постановления нового государства очень скоро для содержания детей-сирот и подкинутых до трехлетнего возраста стали создаваться учреждения двух типов: приюты для детей в возрасте до 1 года и приюты для детей от 1 года до 3 лет. Вскоре получили распространение «Дома ребенка» — учреждения смешанного типа, где воспитывалисьдети от рождения до 3 лет. Согласно принятому в 1946 г. Положению о доме ребенка это учреждение является местом для общественного воспитания детей-сирот, детей одиноких матерей и детей, потерявших связь с родителями или родители которых лишены родительских прав. Количество детей в доме ребенка должно было быть от 30 до 100. Впоследствии это Положение было
дополнено пунктом о приеме в дом ребенка для воспитания и оказания медицинской помощи детей с дефектами физического или психического развития до четырехлетнего возраста и вплоть до последних лет практически не менялось.
Изменения, произошедшие в российском обществе в течение последних десяти лет, привели к пониманию необходимости преобразований в системе обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей. Признано необходимым создание детских домов семейного типа (Постановление Совета Министров № 475 от 18 ноября 1988 г.), в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств (Постановление правительства № 786 от 5 июля 1994 г.), с содержанием детей в них на полном государственном обеспечении. К1993 г. в России был создан 361 детский дом семейного типа, в них воспитывалось 932 кровных и 2282 приемных ребенка. Новый Семейный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г., предусматривает возможность передачи оставшегося без попечения родителей ребенка в приемную семью на договорной срок с выплатой семье денежных средств на содержание ребенка. Тем самым в организуемой в постсоветский период новой системе обслуживания бездомных детей наблюдаются черты, использованные вдореволюционной России второй половины XIX и начала XX века. Однако изменение жизни всех слоев населения, нестабильность и сложность экономического положения в обществе не благоприятствуют широкому распространению новых форм организации жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Дома ребенка все еще являются в России основными учреждениями, куда помещаются такие младенцы и дети раннего возраста.
Согласно существующему Положению количество детей в группах дома ребенка должно быть, в зависимости от возраста, от 10 до 15 детей. Меры последних лет по изменению работы в домах ребенка предусматривают, при сохранении прежнего числа сотрудников, уменьшение числа детей в группе до 6 (Постановление Совета Министров №278 от 24 мая 1991 г.), однако это носит лишь рекомендательный характер и не подкреплено дополнительными финансовыми вложениями. Каждая возрастная группа имеетсвой режим, общение детей разных групп между собой ограничено. Заболевшего ребенка переводят в специальное отделение — изолятор, или в больницу. Каждая группа имеетсвой персонал, состоящий в основном из медицинских сестер и нянь. Работа персонала посменна, сутки через
трое. Перевод персонала из одной группы в другую вместе с детьми, по мере их взросления, не допускается. Руководство работой учреждения и наблюдение за здоровьем детей осуществляют врачи. Поскольку дома ребенка относятся к системе здравоохранения, количество воспитателей и педагогов ограничено, включение в штат социальных работников и психологов не предусматривается. Дети из дома ребенка могут быть возвращены в семью к биологическим родителям, переданы на усыновление (в том числе с 1991 г. на усыновление иностранным гражданам), а по достижении 3-4 летлибо переданы на воспитание в относящиеся к системе образования детские дома, либо, в случае значительного отставания в развитии вследствие заболевания или генетического состояния, переданы на медицинский уход в учреждения социального обеспечения.
В 1993 г. общее число домов ребенка в России равнялось 253, в них содержалось около 17 700детей,втомчислеввозрастедо ^месяцев- 3150, от 1 до 3 лет-9100, отЗ лет- 5450 детей. 15 000 детей имели отставание в психическом развитии, большинство из них были отнесены к группе неподдающихся обучению детей с тяжелой формой умственной отсталости. 10 300 детей имели отставание в физическом развитии. Из общего числа детей в домах ребенка свыше 9000, т.е. более половины, - сироты и дети, лишившиеся родительского попечения. Согласно опубликованному в 1994 г. Государственному Докладу «О положении детей в Российской Федерации» около 1 % новорожденных становятся сиротами уже в первые часы жизни вследствие отказа от них матерей в роддоме. Основными причинами отказа от детей и передачи их вдом ребенка являются социальная несостоятельность родителей, отсутствие у них условий для содержания и воспитания детей, тяжелая болезнь родителей, тюремное заключение матери, атакжетяжелая болезнь ребенка. В 1993 г. около 950 проживавших в домах ребенка России детей умерло (половина из них в возрасте до 1 года), 3800 детей было взято из домов ребенка обратно в семью, около 3050 - на усыновление, 1600 переведено для медицинского ухода в органы социальной защиты, 1950 — в учреждения образования. В 1996 г. в 13 домах ребенка Санкт-Петербурга находилось около 1500 детей в возрасте до 3—4 лет.