Психоаналитические концепции развития младенца

Основные положения психоаналитической теории, развитые в периоды ретроспективной реконструкции опыта ранних отношений взрослого и прямых наблюдений за поведением детей при разлуче­нии с родителями, оказали значительное влияние на формирование представлений о социально-эмоциональном развитии младенца во взаимоотношении с первичным объектом — матерью, и на понима­ние необходимости экспериментальных исследований в этой облас-

ти. В этом параграфе мы кратко рассмотрим представления о пер­вичных объектных отношениях младенца в классическом психоана­лизе и в психоаналитических концепциях детского развития.

КЛАССИЧЕСКИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ МЛАДЕНЦА

В соответствии с предложенной 3. Фрейдом классической пси­хоаналитической концепцией младенец имеет врожденные биоло­гические инстинкты, которые требуют удовлетворения. Стремление младенца к удовлетворению потребности и получению удовольствия исходит из биологически опосредованной энергии, названной ли­бидо. В младенческий период развития наиболее важными источни­ками удовлетворения являются кормление и сопровождающие его со­бытия. Во время кормления происходящее из энергии либидо вни­мание ребенка фокусируется на обеспечивающем удовлетворение по­требности человеке (Freud, 1964). З.Фрейд рассматривал младенцев как непрерывно вкладывающих либидинальную энергию не только влюдей, которые ухаживают за ними, но также в область вокруг рта, языка и губ. В связи с этим он назвал период младенчества оральной стадией развития. Слишком большое или слишком маленькое удов­летворение оральных потребностей может замедлить переход ребен­ка на следующую стадию развития. И ными словами, может произойти фиксация или сопротивление переводулибидинальной энергии на новые объекты и на новые виды активности. Такое протекание раз­вития может привести к предрасположенности в последующие годы к специфическим психологическим симптомам. Например, недоста­точно удовлетворенные младенцы могут развить депрессию, а испы­тавшие излишнее удовлетворение могут чрезмерно зависеть от дру­гих.

3. Фрейд предполагал, что анальная область и всякая активность вокруг дефекации становится важным источником либидинального удовлетворения в течение второго года жизни. Взаимодействие с ро­дителями по поводу обучения туалету и опрятности принимает на этой стадии особое значение. Фрейд назвал эту стадию развития анальной. Фиксация на анальной стадии может проявляться в пери­од взрослости, например, вопрятности, аккуратности, точности, оза­боченности вопросами собственности либо в противоположных ка­чествах (Ibid.).




Анализируя ранний период исследования младенчества, Д. Вин-никот пришел к выводу, что большинство положений о младенчес­ком периоде получено из исследований проходящих психоанализ взрослых, младенчество реконструировалось из ретроспективного рассмотрения взрослого (Winnicott, 1960). Автор указал, чтоу 3. Фрей­да были лишь немногочисленные случаи наблюдения за детьми и один случай психоанализа ребенка (Freud, 1955). Д. Винникот при­шел к выводу, что в некотором смысле 3. Фрейд пренебрегал младен­чеством, однако отдавал должное значению материнской заботы, ут­верждая, что младенец и забота матери составляют единое целое. С точки зрения Д. Винникота, несмотря на удивительное для своего времени предположение 3. Фрейда, что «младенец, при условии вклю­чения заботы, которую он получает от матери, представляет психи­ческую систему», существующую «как раб принципа удовольствия» и отвергающую реальность внешнего мира, и что «господство прин­ципа удовольствия может закончиться только тогда, когда ребенок достигает полного психического отделения от родителей» (Freud, 1958, р.220), основатель психоанализа не был готов к дальнейшему обсуждению значения и смысла этого положения. Размышляя натему развития детей в первые месяцы жизни, Д. Винникот образно напи­сал, что «нет такого создания, как младенец», имея в виду, что где младенец, там и забота матери, и «без материнской заботы не было бы младенца» (Winnicott, 1960, р.586).

Оценивая вслед за Д. Винникотом психоаналитические концеп­ции социально-эмоционального развития, Д. Штерн отмечает, что они разработаны не на основе непосредственных наблюдений за по­ведением младенца и его взаимоотношением с матерью, а в результа­те ретроспективного рассмотрения развития с клинически ориенти­рованной целью понимания истории возникновения психопатоло­гии прежде всего взрослого человека (Stem, 1977). В области психо­анализа прямые наблюдения за детьми и матерями начали проводить­ся с середины 1930-х годов. Р. Спитц, А. Фрейд, Дж. Робертсон и Дж. Боулби исследовали поведение детей в раннем возрасте в ситуации отделения от родителей, в приютах, в военной и послевоенной Евро­пе. Их наблюдения позволили увидеть значительные изменения со­стояния ребенка и запуск защитных механизмов в ситуации отделе­ния от матери (Freud, 1937; Spitz, 1946; Robertson, Bowlby, 1952; Bowlby, 1959; 1960). Таким образом, первые данные о природе зависимости ребенка от важных для него взрослых людей были получены из ис-







следований, в которых матери отсутствовали. Описание в этих рабо­тах тяжелой патологической реакции ребенка в ситуации отделения от матери свидетельствовало о глубокой природе связи между мате­рью и ребенком, о важном значении ранних отношений для разви­тия ребенка.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

А. Фрейд разработала концепцию развития ребенка, одним из основных понятий которой было понятие о линии развития (Freud, 1965). Согласно автору, основная линия развития — это последова­тельность фаз, которая ведет от выраженной зависимости от мате­ринской заботы к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям.

В первой фазе развития наблюдается биологическое единство пары «мать — младенец», когда взаимоотношения ребенка с матерью окрашены его собственными потребностями и мать не выделяется как отдельный человек. В этой фазе мать тоже обращается с ребен­ком как продолжение самой себя. По словам А.Фрейд, ребенок вклю­чает мать в свой внутренний нарциссический спектр, а материнский нарциссизм распространяется и на ребенка (Ibid.).

В следующей фазе развития отношения с частью объекта (мате­ри) анаклитические (удовлетворяющие потребности), основанные на неотложности требований детского организма и производных вле­чений. Эти отношения скачкообразны и прерывисты, поскольку вло­жение энергии в объект производится только под воздействием тре­бований организма и прекращается, когда удовлетворение достиг­нуто. Эта фаза была названа фазой частичного объекта. По описа­нию автора концепции, в ней происходит формирование образа «хо­рошей» и «плохой» матери.

В фазе постоянства объекта у ребенка, независимо от удовлет­воренности и неудовлетворенности, поддерживается положительный внутренний образ объекта (фигуры матери). Он начинает понимать, что «хорошая» и «плохая» мать — это один и тот же человек.

Следующая фаза названа анально-садистической. Здесь амби­валентные отношения ребенка к матери характеризуются такими про­явлениями, как прилипчивость, мучение, доминантность и контроль.

Согласно представлениям А. Фрейд, патологические послед­ствия разлучения ребенка с матерью вариативны, поскольку в каж-

дойфазе имеет место различная психическая реальность ребенка. По каким бы причинам оно ни произошло, потеря объекта в результате нарушения биологической связи мать — младенец в первой фазе и неудовлетворение потребности в фазе частичного объекта приведут к различным проявлениям тревоги, расстройствам состояния и на­рушениям функционирования. Если мать по различным причинам не может выполнить свою роль в качестве надежного средства удов­летворения потребности и обеспечения комфорта, то это может по­служить причиной аналитической депрессии (Spitz, 1946), разви­тия «ложного Я» (Winnicott, 1992), срывов в процессе отделения -индивидуации (Mahler etal., 1975). Нарушение прохождения фазы постоянства объекта может привести к изменению процесса форми­рования у ребенка внутреннего образа объекта (матери), ксложнос-тям замены отсутствующего объекта его внутренним образом, кне-выносимости временных разлук (Freud, 1965).

Наши рекомендации