Тема 8. Волевая сфера личности.
Воля и ее основные признаки. Первобытные волевые качества личности сила воли, настойчивость, выдержка. Другоривневи Вольво качества личности: решительность, смелость, уверенность. Третичные Вольво качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, инициативность. Проблемы волевой регуляции поведения. Связь воли и мотивации. Природа волевого акта. Структура волевого действия. Принятие и исполнение волевого решения. Основные направления развития воли. Воля и формирования высших психических функций в процессе онтогенеза человека.
Тема 9. Способности и одаренность.
Общее представление о способности. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Природные и социально обусловленные способности. Теоретические, практические, учебные, творческие, предметные и межличностные способности. Способности, склонности и индивидуальные различия у людей. Природа индивидуальных различий. Условия и предпосылки формирования способностей. Психологические требования к деятельности, формирует и развивает способности. Компенсация отсутствия природных наклонностей к развитию отдельных способностей усиленным развитием других.
Тема 10. Темперамент. Характер.
Темперамент как психологическая категория. Разновидности темпераментов. Отсутствие "чистых" видов темпераментов. Взаимосвязь темперамента и основных свойств нервных системы. Психологическая характеристика темперамента.
Общее представление о характере. Характер как система устойчивых черт личности. Проблема типологизации характеров. Современные типологии характера. Проблема перевоспитания характера. Место характера в общей структуре личности. Экстраверсия и интроверсия как основные черты характера. Характер и защитные механизмы человека.
Ключевые слова: темперамент; разновидности темперамента характер; экстраверсия и интроверсия; характер и защитные механизмы.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендуемая литература
Основная
1. Волженцева, И. В. Общая психология : учебное пособие. В двух частях / Часть 1 / И. В. Волженцева, В. М. Синельников. – Макеевский эконом.-гуманит. ин-т. – Макеевка: МЭГИ, Донецк : ООО «Восточный издательский дом», 2015. – 523 с. – 1 шт.
2. Волженцева, И. В. Общая психология : учебное пособие. В двух частях / Часть 2 / И. В. Волженцева, В. М. Синельников. – Макеевский эконом.-гуманит. ин-т. – Макеевка: МЭГИ, Донецк : ООО «Восточный издательский дом», 2015. – 732 с. – 1 шт.
3. Загальна психологія: практикум: навч. псібн. / В. В. Волошина, Л. В. Долинська, С. О. Ставицька, О. В. Темрук ; рец. : Н. В. Чепелєва, Ю. О. Приходько, О. Л. Турипіна. – К. : Каравела, 2013. – 280 с. – МОНУ. – 1 шт.
Дополнительная
1. Аткинсон, Р.Л. Введение в психологию / Р.Л.Аткинсон, Р.С.Аткинсон, Э.Е.Смит, Д.Д.Бем, С.Нолен-Хоэксема. - М.: Академия, 2013. - 672 с. – Режим доступа: (Серия: Психологическая энциклопедия) https://cloud.mail.ru/public/28yE/GnwNBH9b5
2. Гусева, Т.И. Психология личности: Шпаргалки / Т.И.Гусева.- М.: ЭКСМО, 2014. – 235 с. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Jw6G/2zTHeKL8a
3. Гриншпун, Н.Б. Введение в психологию / Н.Б.Гриншпун. – Москва: Международная педагогическая академия, 2009. – 342 с. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HcgJ/YERHxAFVr
4. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с франц. — М.: Мир, 2011. — 376 с., ил. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/22ZJ/zL8G8koDB
5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 496 с. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/9HmK/X8UTBM6jC
6. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов / Е.А.Климов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2010. - 295 с – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/4nYe/iiVDSXrqi
7. Серебрякова, А.А., Основы психологии, учеб.пособие / А.А.Серебрякова, Е.А.Овсянникова,. - Москва, 2013. - 131 с. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/CWMW/6kuYcgm8u
Периодическая
1. Вопросы психологии:
-http://www.voppsy.ru/
2. Современная зарубежная психология – научный психологический журнал:
- http://psyjournals.ru/jmfp/index.shtml
3. Московский психологический журнал:
- http://magazine.mospsy.ru/
4. Психологический журнал - издание Института психологии РАН:
- http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html
5. Психология. Пермь – интернет-версия ежемесячного научно-познавательного журнала для психологов и педагогов:
- http://psyperm.narod.ru/Ob_izdanii.htm
6. Национальный психологический журнал:- http://npsyj.ru/articles/volumes/
7. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – научный журнал факультетапсихологии МГУ:
- http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/archive.html
8. Развитие личности:
- http://rl-online.ru/articles.html
Средства обеспечения освоения дисциплины
1. Методические указания;
2. Материалы по видам занятий.
Контрольные вопросы для самоподготовки
1. Охарактеризуйте психологию и педагогику как науки. Какие основные этапы становления психологии как науки? Что такое психика?
2. Назовите основные формы проявления психики.
3. Раскройте сущность принципов психологии. Охарактеризуйте классификацию отраслей психологии, задачи психологии.
4. Охарактеризуйте взаимосвязь психологии с другими науками.
5. Проанализируйте четыре группы методов психологии по Б. Ананьеву.
6. Проанализируйте развитие психики в животном мире. Охарактеризуйте становления сознания человека.
7. Охарактеризуйте понятие о личности, человека, индивид, индивидуальность. Какие вы знаете свойства, ключевые характеристики личности?
8. Перечислите и раскройте сущность основных подходов к изучению личности. Рассмотрите компоненты структуры личности по З. Фрейду.
9. Охарактеризуйте структуру личности как целостного образования (А.Г. Ковалев, С. Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).
10. Охарактеризуйте темперамент, подходы к изучению темперамента, его физиологические основы.
11. Проанализируйте основные свойства темперамента (И.П. Павлов, В. Д. Небилицин, Б. М. Теплов, Я.Стреляу, Г. Айзенк, Кант, Вундт).
12. Охарактеризуйте классические типы темперамента. Какова роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека, в дружбе и семейных отношениях?
13. Раскройте характер, его структуру, свойства.
14. Охарактеризуйте четыре группы симптомокомплексов характера. Что такое акцентуация характера? Типы характера вы знаете (А. Личко, К. Леонгард - Р. Шмишека)?
15. Охарактеризуйте способности, врожденное и приобретенное в способностях. Виды способностей вы знаете?
16. Какова структура способностей? Охарактеризуйте три типа индивидуальных различий людей по И.П. Павлову.
17. Раскройте понятие о группе. Виды групп вы знаете?
18. Что такое коллектив? Какие важные признаки коллектива? Раскройте взаимоотношения личности и коллектива. Какие стили руководства?
19. Раскройте понятие об общении. Какие виды общения?
20. Раскройте межличностные взаимоотношения в группах и коллективах. Какие типы совместимости людей? Охарактеризуйте межличностный конфликт.
21. Раскройте понятие о деятельности. Какое строение деятельности человека? Охарактеризуйте виды деятельности.
22. Охарактеризуйте внимание. Какие теории внимания вы знаете?
23. Проанализируйте виды и свойства внимания.
24. Рассказать о сосредоточенность и развитие внимания. Проанализируйте правила самоорганизации внимание при усвоении учебного материала.
25. Охарактеризуйте ощущение, физиологические механизмы ощущений. Проанализируйте виды ощущений.
26. Проанализируйте общие свойства и закономерности ощущений.
27. Охарактеризуйте понятие о восприятии, физиологические основы восприятия.
28. Проанализируйте свойства и виды восприятия. Охарактеризуйте основные особенности восприятия.
29. Дайте определение памяти. Проанализируйте теории памяти.
30. Охарактеризуйте процессы памяти. Перечислите факторы, влияющие на забивку.
31. Проанализируйте виды памяти.
32. Какие условия успешного запоминания. Раскройте закономерности запоминания по Г. Ебингаузу, мнемотехнические приемы запоминания.
33. Охарактеризуйте понятие о мышлении. Проанализируйте формы, операции мышления.
34. Проанализируйте виды мышления.
35. Какие вы знаете индивидуальные особенности мышления?
36. Проанализируйте творческое мышление, его особенности (по Д. Гилфорда), препятствия и условия успешного решения творческих задач.
37. Охарактеризуйте понятие о языке и речи, их отличительные черты. Какие вы знаете виды речи?
38. Проанализируйте функции речи.
39. Дайте качественную характеристику речи. Что такое аудирование? Какие показатели улучшают аудирование?
40. Охарактеризуйте понятие о воображении, основные процессы, признаки. Какие вы знаете типы представлений?
41. Проанализируйте виды, формы проявления воображения.
42. Охарактеризуйте приемы и функции воображения. Что такое идеомоторный акт, дидактогенне заболевания?
43. Проанализируйте воображение и творчество. Путь решения творческих задач (по Г.Уолесу)? Какие особенности обеспечивают творческое воображение, обусловливают характер воображения?
44. Раскройте эмоции и чувства, их виды. Что надо понимать под эмоциональными состояниями?
45. Охарактеризуйте функции эмоций и ощущений. Каково их значение в жизни человека?
46. Раскройте общее понятие о свободе и волевые действия человека. Какие вы знаете функции воли?
47. Что мы понимаем о волевую регуляцию человека? Какие существуют уровни психической регуляции?
48. Раскройте волевые качества личности и их формирование. Какие вы знаете фазы механизма регуляции волевых процессов?
49. Охарактеризуйте развитие воли у человека.