Социально-психологическая наблюдательность педагога
Когда говорят о психологической грамотности учителя и его профессиональном самосовершенствовании, чаще всего имеют в виду необходимость хорошей подготовки в области, так сказать, индивидуальной психологии. Чтобы дать ученикам всестороннее воспитание, педагог должен знать его «во всех отношениях»: уметь разбираться в своеобразии познавательной деятельности ребенка, знать особенности его внимания, памяти, мышления и т.д. Необходимо уметь «читать душу» ребенка: понимать его желания, чувства, мотивы поступков, особенности темперамента и характера, волевых чувств и способностей. Но и этого недостаточно. Мало знать строение детской психики и представлять, чем тот или иной школьник может отличаться от сверстников. Необходимо научиться сочувствовать ему, переживать его эмоции как свои, уметь, как бы перевоплощаться в этого маленького человека. «Педагогическое видение» предполагает способность учителя улавливать те незримые нити симпатий и антипатий, дружбы и неприязни, эмоционального притяжения и отталкивания, которые пронизывают детских коллектив и создают в нем неповторимый эмоциональный климат. Такую способность учителя можно определить как социально-психологическую наблюдательность.
Учитель судит о взаимоотношениях между детьми н6а основе наблюдений за их поведением, по их поступкам, высказываниям, совместным играм и т.д. Иными словами, в своем сознании он отражает внешнюю сторону межличностного взаимодействия – непосредственное общение. Даже самый наблюдательный педагог может предсказать социометрические результаты лишь в той мере, в какой он видит внутреннее стремление ученика общаться с тем или иным одноклассником.
Обобщая, можно сказать, что педагоги, даже самые опытные, недостаточно знают систему личных взаимоотношений между учениками. Помимо всего прочего, это объясняется и тем, что эксперимент в отличие от непосредственного наблюдения, выявляет уже сформировавшиеся устойчивые и неустойчивые отношения. Здесь проявляются: а) предметная обусловленность педагогического взаимодействия; б) индивидуально-личностные особенности каждого учителя и в) психологическая совместимость учителя с учеником.
Учителя положительного стиля больше интересуются внутренним миром школьников, стремятся улучшить условия развития их личности, в то время как учителя отрицательного стиля либо вообще не могут понять значение, которое школьники придают своим отношениям с одноклассниками, либо считают, что подобные «тонкости» не входят в круг их служебных обязанностей.
Высокая социально-психологическая наблюдательность, как правило, присуща учителям более молодым, которых весьма интересует, как оцениваются их действия со стороны.
Низкой социально-психологической наблюдательностью отличаются учителя более старшего возраста, для которых характерны конкретность мышления, нормативность поведения, высокое самомнение и предусмотрительность.
Отсутствие у педагогов надежных методов психологической диагностики развития личности и коллектива – одна из главных причин того, что педагогика до сих пор все еще остается не столько наукой, сколько искусством. Слишком многое зависит от таланта воспитателя. Чем скорее на помощь педагогической интуиции придет точный и объективный научный расчет, тем успешнее сможет наша школа решить задачу воспитания нового человека.
Педагог и взаимоотношения между детьми
Данные о положении ребенка в системе личных взаимоотношений и о факторах, определяющих его, могут помочь педагогу установить нормальные отношения в детском коллективе. Можно наметить общее направление нормализации отношений изолированного ребенка в группе.
Первый шаг - выявление самого факта изоляции. Второй этап - изучение причин неблагоприятного положения ребенка. Педагогу надо проанализировать, продумать свое личное отношение к нему. Непродуманные замечания и оценки, неумеренное захваливание, особенно сопровождаемое противопоставлением, вызывают недоброжелательность к тому или иному ребенку, приводят к психологической изоляции детей.
Необщительного ребенка надо попытаться подружить с одноклассниками. В исследованиях по психологии дружбы предлагаются такие пути: 1) привлечь к интересной деятельности; 2) помочь ученику достичь успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит его положение; 3) постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая чаще всего оказывается причиной и следствием психологической изоляции; 4) у тех, кто в этом нуждается, вырабатывать уверенность в себе, помогать побороть чрезмерную застенчивость.
Самое важное - уметь наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что учителя внимательны к ребенку и хорошо к нему относятся. Важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу. Часто необходимо искусственно создать такую ситуацию, в которой изолированный ребенок мог бы проявить себя с лучшей стороны, обратить на себя внимание сверстников.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что стиль отношения педагога к коллективу во многом определяет и взаимоотношения между детьми. Это относится к детям не только раннего возраста, но и к старшим - подросткам и юношам.
В специальном исследовании, проведенном авторами вместе с Н.А. Березовиным, по типу взаимодействия с классным коллективом учителя были отнесены к одному из пяти стилей: активно-положительный; пассивно-положительный (при общей эмоционально-положительной направленности учитель демонстрирует сдержанность и холодноват в общении); ситуативный (при общем положительном отношении к детям внешне проявляют себя то как «либералы», то как «диктаторы»); активно-отрицательный; пассивно-отрицательный (формализм, сухость или излишний либерализм, за которым скрывается безразличие к детям). Нередко у таких стилей руководства, как диктаторство и либерализм, одна и та же внутренняя психологическая основа - негативное отношение к людям и своему делу.
Первоклассники, как и дошкольники, чутко реагируют на отношение к ним педагога. В процессе исследования были проанализированы ответы учеников на вопросы: «Кого, как тебе кажется, учительница любит больше других и кого - меньше?», «Представь, что тебя переводят в соседний класс. С кем бы ты перешел: с учителем? с друзьями? один?», «Хотел бы ты вернуться в детский сад?».
Сопоставление показателей личных взаимоотношений с типом педагогического общения убедительно доказывает, что учитель и прямо, и косвенно способен существенно влиять на отношения между учениками. Таким образом, роль педагога в установлении положительных взаимоотношений доказывается и в наблюдениях, и экспериментально.
Данные экспериментального изучения личных взаимоотношений для педагога - источник информации и возможность использования в воспитательной работе. В осторожной и доступной форме в беседе с глазу на глаз можно познакомить отдельных ребят с их положением в системе личных отношений. Такая мера воздействия иногда оказывается полезной, несмотря на существующую опасность травмировать школьника. Но прежде чем идти на риск, необходимо четко осознать, что все зависит от конкретных условий, от особенностей личности школьника, от взаимоотношений, которые сложились между ним и учителем.
При анализе положения ученика в системе личных взаимоотношений важно установить, как соответствует оно положению в структуре коллектива. Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения между детьми доказывает необходимость профессионального самоанализа педагога и последующего профессионального самовоспитания. Специальные исследования и наблюдения говорят о том, что если основательная теоретическая и методическая подготовленность учителя в области своего предмета не сочетается с социально-психологическими знаниями и коммуникабельностью, он не сможет достигнуть высоких результатов. Будущего педагога необходимо основательно готовить к общению с учениками.
Разработанные в психологии методы диагностики внутригруппового межличностного взаимодействия дают надежную информацию о структурно-динамических, ценностно-деятельностных и других характеристиках школьного класса, выражающихся в адекватных количественных показателях. В результате соответствующих обследований (возможно проведение под руководством школьного психолога) педагоги получают ряд индивидуальных и групповых показателей, позволяющих диагностировать уровень изменения, достигнутый в результате целенаправленных педагогических воздействий. Эти показатели (персональный статус учеников, взаимность их отношений, круг желаемого и значимого общения, статусная структура учебной группы, данные микрогрупповой дифференциации, лидерство и т. п.) изучаются в связи с этапами развития школьного класса как малой группы.
Авторами разработана программа диагностических и коррекционных мероприятий, которую педагоги могут под руководством психолога применять в работе с классом. При этом необходимо учитывать принцип единства диагностики и коррекции. Деление методов на диагностические и коррекционные условно. Любое психологическое исследование что-то меняет во внутреннем мире испытуемых, особенно это относится к социометрическим тестам. Выбирая сверстника, ребенок вынужден осознать свое отношение к нему, в результате чего могут измениться и сами отношения.