Общенаучные методы психологии
Общенаучные методы психологии
Поэтому исследовательские методы психологии, конечно, отличаются от методов, применяемых, например, в физике, биологии или социологии, хотя психология использует и основные общенаучные методы, к числу которых относятся:
Диалектический метод, требующий изучения всех предметов и явлений с учетом их постоянного изменения и развития; этот метод, известный так же как генетический иди исторический, применительно к психологии предполагает, что психика субъекта является результатом длительного развития как всего человеческого рода (в филогенезе), так и отдельного индивидуума (в онтогенезе);
Метод детерминизма, т.е. признания определенности, направленности происходящих в мире процессов: этот метод требует постоянного учета исследователем зависимости психики от определенных причин и связанную с этим возможность ее объяснения;
Метод системности, исходящий из того, что мир есть множество взаимодействующих между собой элементов, образующих определенную целостность, а следовательно, и психика является целостностью, отдельные элементы которой тесно связаны между собой и не могут существовать изолированно, вне этой связи;
Метод фальсифицируемости, предложенный английским философомКарлом Поппером, предполагающий постоянное сохранение возможности опровержения любой научной теории в процессе непрерывного поступательного развития науки.
Группы методов психологии
Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Приведем одну из достаточно коротких, но вполне развернутых и многоплановых классификаций, которая разработана одним из классиков отечественной психологии Б. Г. Ананьевым (1907-1972).
На разных этапах исследования выделяется четыре группы методов.
Первая группа — организационные методы
К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод “поперечных срезов”). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это “продольный срез” во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.
Третья группа — методы обработки полученных результатов
Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это ограниченное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
(англ. modelling in psychology) - применение методамоделирования в психологических исследованиях. Развивается в 2 направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности - моделирование психики; 2) организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности (напр., в лабораторных условиях), что принято называть психологическим моделированием.
Моделирование психики - метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в модели можно выделить след. классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов. Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных областях - бионике, кибернетике, вычислительной технике, информатике, синергетике. Первые успехи в моделировании психики достигнуты в середине XX в. на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники. Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств психики, как восприятие, память, обучаемость, логическое мышление и т. д. Делаются первые попытки построить вещественные - гипотетические и бионические - модели психической деятельности (напр., перцептрон Ф. Розенблата, пандемониум О. Селфриджа и др.). См. также Семантические сети, Эвристика.
Дерево целей
Дерево целей - это структурированный иерархический перечень целей организации, в котором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня. Соответственно, наверху находится главная, генеральная цель организации. Поскольку достижение генеральной стратегической цели организации является достаточно сложной задачей, то производят декомпозицию цели - разложение цели на несколько более мелких целей, совокупное достижение которых приводит к достижению основной цели. Далее процесс повторяют для каждой более мелкой цели нижнего уровня до тех пор, пока в результате декомпозиции цель не станет достаточно простой, чтобы быть достижимой, реалистичной и возможной для исполнения точно в соответствии с содержанием и в запланированное время (см. принципы S.M.A.R.T.). При построении «дерева целей» его проектирование идет по методу «от общего к частному». Прекращение декомпозиции цели на более мелкие прекращается в тот момент, когда дальнейший процесс является нецелесообразным в рамках рассмотрения Главной цели. Правильно построенное дерево целей в дальнейшем легко может быть преобразовано в план-график или диаграмму Ганта.
Построение дерева целей само по себе представляет лишь методику разработки стратегии достижения поставленной генеральной цели. Соответственно, результат и качество построенной иерархической совокупности целей зависит в основном от квалификации специалиста, составившего дерево целей. По аналогии с обычными инструментами, сам метод представляет собой инструмент, значительно облегчающий работу, но результат применения метода зависит от исполнителя. Если в Вашем распоряжении, находится, например, паяльник, то с его помощью, возможно, изготовить, например, радиоприемник, но само по себе наличие в ваших руках этого инструмента, не гарантирует достижения результата.
Дерево целей пример
Алгоритм построения ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ.
Люди – существа целеполагающие, поэтому у них есть единственный выбор: либо умело ставить цели, либо делать это неэффективно, третьего не дано.
1.Постановка цели
Вначале цель формулируется виде нескольких предложений, которые отвечают на вопрос «Что?». Что мы увидим, когда цель будет достигнута: что собой будет представлять компания, что это будут за товары и услуги, что будут люди думать об этой компании и т.п. Поспешная конкретизация может спровоцировать искаженные (и даже ложные) представления о целях. Важнее как можно богаче описать образ цели. А затем, уже обдумать какие признаки являются важными для будущего компании.
2. Определение цели
Определение понятия цели поможет нам установить критерии, по которым в будущем можно будет убедиться, движемся мы к намеченной цели или нет и время, когда мы ее достигнем. Определение поможет нам разобраться с теми ограничениями, которые, возможно, мы будем накладывать на наши цели. Чем более жестко нам удастся определить понятие нашей цели, тем проще нам будет установить критерии и ограничения.
Определение стратегической цели – очень важный этап целеполагания, так как только он обеспечивает такие важные качества цели, как:
• Конкретность и измеримость цели.
• Осознанное согласие представителей различных групп влияния по поводу выработанных целей.
3. Декомпозиция цели
Стратегическая цель – это цель, которая отнесена по времени в достаточно отдаленное будущее, и, как правило, существенно отличается от того, что мы имеем в настоящее время. Встает вопрос, какие события и состояния компании и ее элементов заполнят временное пространство между настоящим и будущим. Ответ на этот вопрос и дает декомпозиция стратегической цели на подцели. Декомпозиция цели совершается в виде сложной классификации, которая допускает сочетание трех видов операций над понятием, выражающим цель и полученным на предыдущих шагах.
Эти операции определены ниже:
• Таксономическое деление понятия, выражающего цель. Данное логическое деление своим результатом имеет иерархию цели и подцелей, построенную на отношении «род-вид». Можно в качестве одной из характеристик стратегической цели взять «снижение издержек в течение года на 15%». Например, Вы имеете торговые точки в сельской местности и в городе, и для этих двух разных видов торговых точек надо выделить две подцели.
• Деление «часть-целое», выражающего цель. Часто бывает так, что стратегическая цель представляет собой сложное понятие, в котором содержится многоаспектный набор существенных характеристик цели, и они обязательно должны быть отражены в подцелях, чтобы не быть утраченными. В таком случае требуется аналитическое расчленение будущего состояния компании, выраженного в цели.
Логическое и аналитическое деления должны соответствовать определенным требованиям:
• Деление должно быть полным (адекватным), то есть в ходе деления должны быть названы все части (виды), которые в своей взаимосвязи составляют целостный предмет (класс).
• Деление должно быть исключающим, то есть выделяемые в ходе его части (виды) не должны содержать в себе совместно принадлежащих им элементов (подвидов).
• Деление должно производиться по одному основанию. Содержание высказывания о цели может быть сложным и допускает деления по любым существенным для анализа основаниям. Но избранное основание должно выдерживаться до конца и не подменяться в ходе деления другим.
• Нельзя допускать «скачков» в делении, когда среди частей более крупного членения оказывается составная часть одной из них.
4. Формулирование ограничений
Это такие характеристики цели (состояния системы, способы поведения, типы отношений и т.п.), которые с точки зрения разработчиков целей не должны иметь место ни при каких обстоятельствах. Например, «в технологических решениях мы никогда не пойдем по чужим следам, даже если бы нам пришлось их прокладывать заново». Ограничения обычно, будучи принятыми, не подвергаются пересмотру, так как они часто связаны с ценностями людей, либо с ограничениями, которые накладываются обществом (например, национальные стандарты безопасности, экологические требования и т.п.)
5. Анализ вариантов
Когда первый набросок дерева целей приобрел более или менее законченный вид, необходимо проделать анализ вариантов достижения той или иной подцели. Если формулировка цели отвечает на вопрос «Что?», то варианты отвечают на вопрос «Как?». Чем глубже мы продвигаемся в декомпозиции главной цели, тем яснее становится, что достичь тех или иных подцелей можно различными путями. Необходимо выбрать наилучшие и подумать о запасных вариантах. Практика работы с деревом целей в управленческом консультировании показывает, что высший персонал, не имеющий опыта стратегического управления, часто путает «подцели» и «варианты», что снижает качество проработок.
6. Когда получено хорошо продуманное дерево целей, довольно легко сформулировать задачи для конкретных подразделений и людей (если, конечно, старая структура компании окажется пригодной для реализации новых стратегических целей).
6. Это важно!!!!
• Нередко приходится слышать от руководителей частных компаний, что «с целью все ясно, надо получать прибыль». Такое представление о цели, является ошибочным и даже губительным в стратегическом планировании. В таком высказывании фиксируются ситуации, когда менеджеры, фактически занимаясь тактическим и оперативным управлением, считают, что они заняты стратегией компании. Серьезный бизнес не может «написать на своем знамени» такую цель, если, конечно, не хочет проиграть в борьбе с конкурентами в долгосрочной перспективе. В такой «свежей» и модной формулировке цели российским предпринимателям видится некоторая деловая энергия, но, по сути, это ложная и иногда даже разрушительная установка. Правильнее говорить о векторе многих целей, которые преследуют группы влияния, имеющие отношение к этому бизнесу.
• В работе с целями надо сохранять способность к компромиссам, поскольку наша рациональность ограничена, а наши действия несовершенны в нашем вечном стремлении к гармонии.
• Умение ставить хорошо сформулированные цели, в которой уже содержатся ресурсы – одно из самых значительных качеств лидера.
• Эффективными являются те цели, достижение которых не требует чрезмерных усилий, но совершается «как естественной движение к предустановленной гармонии»
• При построении дерева целей – старайтесь не делать ТИПОВУЮ ОШИБКУ - Не расписывайте дерево по отделам или направлениям работы в вашей компании, как описано во многих учебниках теоретиками. Старайтесь смотреть на цель с чистого листа без каких-либо усвоенных жизнью шаблонов и ложных ценностей. Не смотрите на структуру компании, делайте декомпозицию необходимой и достаточной, но свободной от каких-либо готовых сценариев.
7. Состояние
Состояние настроя. Руководитель, познающий себя на Пути стратегического планирования, прежде всего, обязан быть в настрое и в состоянии Себя, Своих свобод и открытости мышления. Основной постулат – постоянство: изучение себя в упражнениях каждый день. И не столь важно: дробятся ли знания, тратится на них больше или меньше времени. Главное – ежедневное оттачивание навыка выполнения. Своего навыка в Своем исполнении. Все должно идти как на духу. Не должно быть навязанных ограничений и предрассудков, дабы сохранить чистоту и свежесть мышления.
8. Инструменты
На чем строить дерево целей. 1 вариант – на бумаге формата А4 с ручкой и листочком, 2 вариант – на компьютере в программе Mind Manager.
На начальном этапе мы советуем Вам использовать самое простое – это бумагу и ручку. Причем лучше взять ручку хорошую, которые продаются в футлярах. Таким образом, сам процесс построения дерева целей будет под собой подразумевать основательность и качественность, прежде всего в подходе. На практике, люди, начинающие осваивать дерево целей в программе, нарабатывают себе привязку – строить дерево, когда есть компьютер – данное свойство не является эффективным. Потому как появляются, постоянные «причины» откладывания применения технологии.
Плюс к тому, когда Вы рисуете на бумаге – Вы соприкасаетесь с сутью технологии и навыком настолько близко, что это позволяет Вам быстрее вникнуть в природу этого явления. Далее после применения этого навыка спустя 1 месяц Вы заметите одну интересную вещь – при встрече практически с любой задачей или проблемой – у Вас автоматически без бумаги и ручки в голове будет выстраиваться готовый вариант как действовать. То есть мышление будет структурироваться намного быстрее, чем раньше. Это очень ценная компетенция для мудрого Руководителя, который предприниматель не только в работе, но и по жизни.
9. Что дальше? – Для тех, кто хочет освоить дерево целей на ПРАКТИКЕ
Готовое дерево цели «Освоить основы технологии Дерево целей через 1 месяц после прочтения статьи» - представлено, чтобы облегчить Вам данную задачу. Информации о том, как строить дерево целей – много. Но людей, которые, в конечном итоге, овладевают этим непростым навыком – больше с годами не становится, потому, как лишь малое количество людей способно заставить себя взять ручку и просто рисовать, не поддаваясь сомнениям, страху, что получится неправильно и другим деструктивным началам.
Никто не говорит что это легко, иногда приходится рисовать по 10 деревьев одной цели, чтобы качественно осмыслить происходящий процесс. Мало того, очень часто бывает, что сама формулировка цели меняется по ходу декомпозиции – и это нормально. Ключ к успеху – СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРОВАТЬСЯ и осмысливать то, что Вы делаете – не более…Успехов Вам на этом нелегком и, вместе с тем, интересном Пути.
Методика дерево цель
Использование метода Дерево целей производится в соединении с экспертными процедурами. Место ряда экспертных вероятностей и оценок могут занять разнообразные математические модели и оценки, полученные на основе формализованных методов анализа. Методы анализа и моделирования целей опираются на процедуры декомпозиции, синтеза и оценки. Сначала общие цели сводятся к частным, упорядочиваются в виде дерева целей. Расщепление проводится до целей, поддающихся количественной или качественной оценке. В результате формируется система частных оценочных критериев. В свою очередь, частные критерии сворачиваются в агрегаты для получения оценок более общих целей и упорядочиваются в виде дерева показателей. В итоге дерево вербально заданных целей проецируется в некоторое дерево оценочных показателей.
Построение дерева идет «сверху вниз», от общих целей к частным, путем их дезагрегирования, декомпозиции и редукции. Так, достижение главной цели обеспечивается за счет реализации целей первого уровня.
В свою очередь, каждая из этих целей может быть декомпозирована на цели следующего, более низкого уровня. В основе декомпозиции могут лежать различные основания, например, по областям деятельности, а внутри областей – по подобластям, по элементам организованной структуры, по региональной структуре системы и т.д. Один из основных принципов построения дерева целей – полнота редукции: каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их совокупность полностью определяла понятие исходной цели. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты или меняет само понятие исходной цели. Представление главной цели в виде дерева целей может оказаться неполным, так как могут быть потеряны присущие её свойства. Проблема полноты в этом случае решается за счет квалификации эксперта, формирующего полное описание, и использования более сложных структур, например, путем превращения дерева целей в граф более общего вида.
Оценка важности целей может быть выражена в их ранжировании. В этом случае каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий её относительную важность для достижения соответствующей цели более высокого уровня. Другим способом является нормирование по значимости.
Многие цели по своей природе не поддаются формализации, и, следовательно, их не удается точно измерить. Другие же цели измеримы, но их величины несопоставимы одна с другой. Поэтому, чтобы осуществить общее ранжирование всего дерева целей, используются условные показатели и оценки. Ранжирование и нормирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок. При этом на основе индивидуальных оценок выводят общую усредненную оценку.
Общенаучные методы психологии
Поэтому исследовательские методы психологии, конечно, отличаются от методов, применяемых, например, в физике, биологии или социологии, хотя психология использует и основные общенаучные методы, к числу которых относятся:
Диалектический метод, требующий изучения всех предметов и явлений с учетом их постоянного изменения и развития; этот метод, известный так же как генетический иди исторический, применительно к психологии предполагает, что психика субъекта является результатом длительного развития как всего человеческого рода (в филогенезе), так и отдельного индивидуума (в онтогенезе);
Метод детерминизма, т.е. признания определенности, направленности происходящих в мире процессов: этот метод требует постоянного учета исследователем зависимости психики от определенных причин и связанную с этим возможность ее объяснения;
Метод системности, исходящий из того, что мир есть множество взаимодействующих между собой элементов, образующих определенную целостность, а следовательно, и психика является целостностью, отдельные элементы которой тесно связаны между собой и не могут существовать изолированно, вне этой связи;
Метод фальсифицируемости, предложенный английским философомКарлом Поппером, предполагающий постоянное сохранение возможности опровержения любой научной теории в процессе непрерывного поступательного развития науки.