Методы обработки эмпирических данных
Для того чтобы выявить закономерности и найти зависимости результаты исследований должны быть подвержены определенной обработки. В психологии используется 2 группы методов обработки данных:
1. Количественный
2. Качественный
Количественные методы
К количественным относятся статистические методы. Чаще всего используют такие показатели, как среднее значение показателя вариативности. Для выявления закономерностей используют корреляционный и дисперсионный анализ, а для определения влияния тех или иных условий используют факторный анализ. Главным при проведении статистического анализа явл наличие результатов, полученных на большой выборке испытуемых.
Качественные методы
Качественная обработка также используется и чаще всего, когда по этическим или техническим соображениям исследователь не может использовать измерительные или экспериментальные процедуры. Качественным методам относят описание и интерпретации отдельных случаев, результатом наблюдений ответам на проективные тесты.
Суждение людей по тем или иным вопросам, их рассказы о себе также могут быть материалом для качественной обработки. Для анализа такого материала используют методы контент и интент-анализа. Контент - анализ заключается в выявлении, обобщении и количественной оценки слов и др элементов языка, которые встречаются в высказываниях или речи человека.
По этим результатам могут сравниваться высказывания разных людей или одного человека, который находится в разных состояниях.
Интент-анализ заключается в определении целевой ориентации высказывания, т. е. с какими намерением человек сказал что-то, кому он обратился, что он ждет в ответ и какие слова использует. Все это анализируется и интерпретируется психологом. Этот анализ явл субъективной процедурой и используется в исследованиях, которые ведутся одновременно с психологическим воздействием.
Методы интерпретации получения данных
Когда исследование проведено, результаты обработаны, встает вопрос о том, что они означают, что нового они дают, и как эти результаты донести до участника исследования и научной общественности.
Интерпретация явл основой для создания психологических теорий и выбора, направленной индивидуальной психологической работы.
Выделяют 3 группы методов интерпретации:
1. Генетическая
2. Структурная
3. Уровневая
Они могут использоваться по отдельности и в сочетании. Применяя генетический метод, исследователь устанавливает этапы, фазы или стадии развития или инволюцию изучаемого явления, выделяет переломные или кризисные моменты в развитии человека или группы.
При структурном методе интерпретации определяются связи между разными хар-ми психики на некоторой фазе развития. Эти связи понимаются с позиции целостности системы.
При уровневой интерпретации определяется уровень развития выраженности или представленности того или иного отдельного психического свойства. Это уровень интерпретации явл наименее правильной как для психолога, так и для практика, но чаще всего такую информацию ждут заказчики психологических исследований ( работодатель - работоспособность, надежность, исполнительность, честность). Результаты исследований и их интерпретация публикуются в научных отчетах, статьях, монографиях.
Артефакты
В психологическом исследовании получают точные знания о человеке, но и так называемые артефакты, т.е. результаты, которые явл не следствием закономерностей, а следствием случайных неконтролируемых обстоятельств в ситуации эксперимента или бессознательного вляиния.
В литературе выделяют несколько видов артефактов:
1. Эффект Плацебо – преднамеренное или непреднамеренное внушение, которое оказывает врач или психолог. Если клиент убежден в эффективности какого-то препарата или процедуры, то наблюдается положительный эффект.
2. Эффект Хотторна – участие в эксперименте оказывает такое действие, что люди ведут себя так, как от них ожидает экспериментатор.
3. Эффект Розенталя – на результат исследования влияют ожидания экспериментатора, и он вольно или невольно влияет на результат.
4. Эффект аудитории – в присутствии публики даже пассивной само по себе влияет на скорость обучения или эффективность решения задач
5. Эффект Пигмалеона – если экспериментатор уверен в истинности какой-то гипотезы, то он вольно или невольно получает подтверждение своим предположениям.
6. Эффект первого впечатления – оценивая личность или черты хар-ра того или иного человека, экспериментатор наибольшее значение предает первому впечатлению, даже если оно не подтвердилось
7. Эффект Барнума – заключается в том, что люди склонны принимать с доверием описание или общие оценки своей личности, если эти оценки делаются научным языком или преподносятся с магическими или ритуальными хар-ми.