Соотношение между способностями и задатками. Роль наследственности и среды в формировании и развитии способностей.

40. Понятие о личности в психологии. Осн

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.При прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.Способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Опорным свойством способности к изобразительной деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника и, наконец, высокоразвитая образная память.К ведущим свойствам относятся свойства художественного творческого воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант» и «гений».Следует выделять виды способностей по их направленности, или специализации. Различают общие и специальные способности.Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности. Классификация способностейПриродные (естественные) и специфические человеческие (социальные).Многие способности являются общими как для человека, так и для животных.К таким общим, биологически обусловленным способностям, следует отнести восприятие, память, элементарное мышление и общение, в основном на уровне экспрессии.В основном формирование этих способностей происходит на основе элементарных задатков через обучение.Специфические человеческие способности (социальные) формируются как следствие следующих ситуаций:1) существование социально-культурной среды, в которой отражается весь опыт, накопленный поколениями людей;2) невозможность овладения некоторыми предметами лишь на основе природных задатков;3) необходимость выполнения сложных видов деятельности с участием других людей;4) существование рядом с ребенком людей, обладающих сформированными способностями и умеющими их передать в результате обучения и воспитания;5) минимальное количество жестких врожденных форм поведения, незрелость мозговых структур, что позволяет психике развиваться под влиянием обучения и воспитания.2. Общие и специальные способности.Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности.Чаще всего к ним относятся умственные способности (например, широта ума, гибкость мышления), развитая память, точность и тонкость ручных движений.Специальные способности предназначены для успешного овладения конкретным видом деятельности.Классифицировать специальные способности достаточно сложно, так как по количеству их столько, сколько видов деятельности выполняет человек (например, музыкальные, художественные, математические, технические и др.).Общие и специальные способности часто дополняют и обогащают друг друга, одновременно проявляясь в какой-либо деятельности.3. Теоретические и практические способности.Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий.Часто эти два вида не сочетаются друг с другом.В народе говорят: «Этот – теоретик, а этот – хороший практик, все в руках спорится».Однако у разносторонних, одаренных людей теоретические и практические способности хорошо взаимодействуют, дополняя друг друга.4. Учебные и творческие способности.Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.5. Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.Примерами является развитая речь и межличностное восприятие, адекватная оценка людей, способность располагать к себе, оказывать влияние и т. п.Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга. В этом случае развитие происходит полноценно и гармонично.Таким образом, способности можно определить как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности и овладения знаниями, навыками, умениями.2. Содержание понятия «способности» невозможно раскрыть без понятия «задатки».Задатки – это предпосылки для развития способностей.Многие считают задатками лишь врожденные свойства и качества, однако, если рассматривать процесс развития способностей поэтапно, то возможно выделение и приобретенных задатков.Для того чтобы способность достигла высокого уровня, важно, чтобы она была хорошо сформирована на предыдущем этапе.Например, высокий уровень развития математических способностей предполагает, что ребенком были хорошо усвоены элементарные математические знания, они и выступают в данном случае в качестве задатков.Почему люди отличаются друг от друга наличием или отсутствием различных задатков? А. Анастази отмечает: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и средой...».Попробуем разобраться в этом взаимодействии.Уже с момента появления ребенка на свет начинает проявляться как влияние наследственности, так и влияние среды.Например, у новорожденных близнецов проявляются не только общие, но и отличительные черты (один более молчалив, чем второй и т. п.).На первый взгляд парадоксальная ситуация: однояйцевые близнецы, волей судьбы воспитывающиеся в различных жизненных условиях, оказываются более похожими, чем те, которые воспитывались вместе.Такие неожиданные факты можно объяснить следующим: воспитывающиеся рядом дети не могут выполнять одинаковые роли в играх (например, в игре «Школа» действует только один учитель), кому-то необходимо уступать, им редко удается заниматься одним и тем же делом.Неизбежно между близнецами начинают складываться иерархические отношения.В случае раздельного воспитания в этом нет необходимости, и если ребенок от природы наделен организаторскими способностями, то они проявятся как у одного, так и у другого.Таким образом, подобного рода исследования позволяют считать влияние среды более значимым, чем влияние наследственности.Сравнительный анализ роли среды и наследственности можно осуществить при помощи следующих способов:1) систематическое изменение условия обучения и воспитания;2) всестороннее изучение особенностей психики и поведения у детей, воспитанных в условиях различных социальных и национальных культур, различных типах семей;3) сопоставление особенностей психики и поведения гомозиготных (однояйцевых) и гетерозиготных (разнояйцевых) близнецов.Отталкиваясь от проведенных исследований, ученые (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. М. Русалов)делают выводы, что свойства нервной системы нельзя рассматривать в качестве задатков для развития способностей, однако «они образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие» (Б. М. Теплов).Свойства нервной системы – это устойчивые образования, поэтому педагогической задачей является не изменение отрицательных свойств, а нахождение наилучшего для каждого типа нервной системы метода обучения и воспитания.Говоря о влиянии наследственности и среды на развитие интеллектуальных способностей, трудно дать однозначный ответ.В одних ситуациях наследственность определяет формирование интеллектуальных способностей, в других такая связь не прослеживается.Межполовые различия в формировании способностей также не имеют четкого выражения, однако могут возрастать по мере взросления.Например, мужчины, занятые физическим трудом, могут иметь лучшую, по сравнению с женщинами, координацию движений, лучше ориентироваться в пространстве, понимать механические соединения.Женщины, в свою очередь, обладают лучшими речевыми способностями, более ловкими движениями, превосходством в скорости восприятия, запоминания, счета.Итак, социально-культурные факторы оказывают на формирование способностей более сильное влияние, чем биологические, однако и наследственность также крайне важна для их развития.3. Многие человеческие способности начинают формироваться сразу же после рождения человека и в своем развитии проходят следующие этапы:1) подготовка анатомо-физиологической базы будущих способностей (биологические задатки);2) формирование задатков небиологического плана;3) способность достигает необходимого уровня развития.Указанные этапы могут либо протекать параллельно, либо в разной степени накладываться друг на друга.В развитии дошкольника выделяются следующие этапы формирования способностей: происходит созревание необходимых органических структур и функциональных органов; работа всех анализаторов становится более совершенной; идет дифференциация участков коры головного мозга.Все перечисленное создает благоприятную ситуацию для становления общих способностей, которые, в свою очередь, могут рассматриваться как задатки для формирования специальных способностей.В этом же возрасте начинается развитие специальных способностей.Младший и средний школьный возраст характеризуется ускоренным развитием специальных способностей, на что благоприятно влияют различные виды деятельности: учебная, игровая, трудовая. При этом желательно одновременно развивать дополняющие друг друга способности, например, для человека важна хорошо развитая речь, которая одновременно входит в состав интеллектуальных, коммуникативных и иных способностей.Организуя деятельность детей по развитию способностей, взрослые должны обеспечить соблюдение следующих требований:1) творческий характер деятельности;2) уровень трудности должен быть оптимальным, т. е. трудно, но выполнимо;3) необходимо создать должную мотивацию;4) во время всего процесса выполнения деятельности и по ее окончании важно создавать положительный эмоциональный настрой у ребенка.Таким образом, в своем развитии способности проходят определенные этапы, соотносящиеся с возрастными особенностями.





19.Познавательная сфера личности. Характеристика ощущения и восприятия.В структуре психики человека, включающей психические свойства, психические состояния, психические образования и психические процессы. Психические процессы делятся на познавательные и эмоционально-волевые. Психические познавательные процессы играют первостепенное значение в познании окружающей действительности. Да и психология как наука начала свое существование именно с экспериментального исследования психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти и мышления человека). В отечественной психологии познание трактуется как высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер. При этом выделяются следующие уровни познания действительности: 1.Чувственное познание – восприятие окружающего мира посредством органов чувств;2.Собственно мышление;3.Теоретическое и эмпирическое познание, составляющее основу любой науки.Все психические познавательные процессы можно условно разделить на простейшие: ощущения, восприятие, представления и внимание и высшие: память, речь, воображение, мышление. Рассмотрим более пристально роль и значение каждого психического познавательного процесса в познании окружающей действительности.Ощущение и восприятие. Первую ступень чувственного познания составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия. Именно с него начинается всякое познание окружающего мира. Ощущение - это психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств. Отражение свойств и качеств происходит на основе работы органов чувств. Процесс ощущения происходит благодаря работе нервно-физиологического аппарата, который называется анализатором и состоит из трех частей: - рецепторов (органов чувств), расположенных на поверхности тела, внутри организма и в мускулах; - проводящих путей (нервов); - отделов мозга, перерабатывающих информацию. Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы, которые затем поступают в мозг и преобразуются в ощущения света, звука, вкуса и т. д. Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений:экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи - зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные);проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов – боль, голод и т.д.Виды ощущений: - зрительные - болевые - слуховые - пространственные - вкусовые - двигательные - осязательные - температурные - обонятельные - вибрационные и т. д. Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма. Закономерности ощущений: 1. Пороги ощущений:Минимальный порог ощущений - наименьшая сила раздражителя, вызывающая ощущение. Например, фигура человека различается с расстояния 2 км. Максимальный порог ощущений - наибольшая сила раздражителя, дальнейший рост которой уже не отмечается органами чувств или сопровождается болью. Например, интенсивность света прожектора воспринимается глазом одинаково с расстояния 50 и 10 метров. Порог различия (дифференциальный) - наименьшее изменение силы раздражителя или отличие одного раздражителя от другого, которое замечается органом чувств. Так, например, если мы положим на руку груз весом 100 граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо доба­вить три-пять граммов 2. Адаптация - приспособление органа ощущения к силе раздражителя через изменение чувствительности рецептора. Например, при входе в темную комнату мы вначале ничего не видим. Но через некоторое время начинаем различать предметы. 3. Синестезия - процесс одновременного возникновения нескольких ощущений при действии одного раздражителя. Например, композитор Скрябин воспринимал разные нотные звуки окрашенными в разные цвета. 4. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Например, слабый звук повышает чувствительность зрения. Свойства ощущений:

1. Качество – специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от других ощущений (зрительные ощущения – яркость, насыщенность, цветовой тон);

2. Длительность – временная характеристика определяемая длительность воздействия раздражителя;

3. Интенсивность – определяемая силой раздражителя и функциональным состоянием анализатора и др.

Ощущения и объективны – отражается внешний раздражитель, и субъективны так как зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека. Следует отметить, что ощущения человека — это продукт исторического раз­вития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. У живот­ных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивны­ми потребностями. У многих животных отдельные виды ощущений поражают сво­ей тонкостью, однако проявление этой тонко развитой способности ощущения не может выйти за пределы того круга объектов и их свойств, которые имеют непо­средственное жизненное значение для животных данного вида. Например, пчелы способны гораздо тоньше, чем среднестатистический человек, различать концент­рацию сахара в растворе, но этим и ограничивается тонкость их вкусовых ощуще­ний. Другой пример: ящерица, которая способна слышать легкий шорох ползуще­го насекомого, никак не будет реагировать на очень громкий стук камня о камень. У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностя­ми. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потреб­ностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружаю­щих его предметов, чем животное. Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Тем не менее, ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощу­щений осуществляется методом постоянных тренировок. Именно благодаря воз­можности развития ощущений происходит, например, обучение детей музыке или рисованию. Восприятие. Суть восприятия также состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «вос­приятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и корен­ные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содер­жание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изоли­рованных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Восприятие - это психический познавательный процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно действующих на органы чувств. Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающе­го нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения орга­нов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических восприни­мающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компо­ненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при воспри­ятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимаю­щую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности яв­ляется целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реаль­ной жизни. Восприятие бывает простое и сложное. ^ Простое восприятисвязано, преимущественно, с работой одного анализатора (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные). Сложное восприятие основывается на одновременном функционировании нескольких анализаторов. Свойства восприятия: Предметность восприятия реализуется в том, что оно не является механической суммой ощущений о свойствах и качествах объекта, а сразу отражает его предметно с учетом содержания, назначения, происхождения (человек, самолет и т. д.). Осмысленность восприятия, его связь с мышлением проявляется в том, что воспринимаемые предметы имеют для человека жизненный смысл (хорошие - плохие, полезные - вредные и т.д.). Целостность восприятия проявляется в том, что предмет отражается целостно даже тогда, когда некоторые из его свойств в данный момент не воспринимаются. Константность восприятия (постоянство) проявляется в уверенном восприятии предметов при разной освещенности, в разных ракурсах и масштабах. Апперцепция восприятия проявляется в его зависимости от прошлого опыта личности, от ее психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов. Иллюзии восприятия - это искаженное, ошибочное восприятие предметов из-за влияния фона, окружающей обстановки. Во Соотношение между способностями и задатками. Роль наследственности и среды в формировании и развитии способностей. - student2.ru левой, целенаправленной, систематической и длительной формой восприятия являетсянаблюдение. Важнейшими видами восприятия являются: - восприятие пространства (включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними); - восприятие времени (механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми "биологическими часами" – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено); - восприятие движения (констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции); - восприятие речи; - восприятие сложных звуков; - восприятие человека человеком и др.

овные направления в понимании природы личности.

Наши рекомендации