Основные функции эмоциональных процессов и состояний. Эмоции и личность.
Свойства и виды эмоций и чувств
1)В зависимости от их качества (положительные и отрицательные).
2)В зависимости от существенности отражаемых в чувствах сторон действительности: глубокие и неглубокие чувства.
В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельности они подразделяются на стенические (от rp. сила) и астенические. Стенические_чувства (радость и вдохновение) побуждают к актив. деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции и чувства расслабляют человека, парализуют его силы (паника или страх). Одно и то же чувство может оказывать различное воздействие на деятельность разных людей. Например, чувство страха может и мобилизовать и демобилизовать силы человека. Это зависит от инд. особенностей личности и его волевых состояний.
3)Эмоции и чувства различаются по интенсивности (сильные и слабые) и 4) продолжительности (кратковременные и устойчивые).
Высшие чувства подразделяются по своему содержанию: праксические, интеллектуальные, моральные и эстетические.
Динамика протекания эмоции: возникновение, высшее напряжение и разряжение.
5)По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды:
- эмоц. тон ощущения;
- эмоц. отклик;
- настроение;
- конфликтные эмоц. состояния: стресс, аффект, фрустрация.
-высшие эмоции – чувства.
Эмоц. тон ощущений. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоц. тон ощущения — наше отношение к качеству ощущения.
Эмоц. отклик - оперативная эмоц. реакция на текущие изменения в окружающей среде (красивый пейзаж).
Одним из видов эмоц. отклика является синтония -сопереживание эмоц. состоянию других людей. Исследователи отмечают, что люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоц. контакта, а также пресыщения, становятся малоспособными к эмоц. сопереживанию.
Настроение - это ситуативно обусловленное доминирование определенной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода.
Настроение вызывается полож. или отриц.воздействиями: успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, самочувствием и т.д.
Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.д.).
Виды настроения: положительное или отрицательное.
Они имеют определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.
Высокий уровень псих. активности под влиянием эмоций или_чувств - воодушевление, наиболее низкий — апатия.
Дезорганизация псих. деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, является состоянием расстроенности.
Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. терпение). В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него.
Человек может к известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.
Конфликтные эмоц. состояния.
Стресс - нервно-псих. перенапряжение, вызванное сверху сильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.
Сверхсильные раздражители - стрессоры - вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т. д.) - организм подготавливается к интенсивным охранительным изменениям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.
Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни индивида. и побуждают к поиску выхода из экстр.ситуации.
Понятие стресса введено канадским ученым Г.Селье(1936) - совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физ. или псих. травму.
Он выделил три этапа: 1) тревога; 2) резистентность и 3) истощение.
Реакция тревоги состоит из фазы шока и противошока, когда восстанавливаются нарушенные псих. функции.
Стадия резистентности характеризуется возникновением повышенной устойчивости к действию стрессоров, вредного для организма фактора. При длительном воздействии стрессоров силы организма иссякают и наступает стадия истощения.
Р. Лазарус ввёл понятие физиологического и псих. стресса.
Физиол.стресс - крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры).
Псих.стресс.- те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия.
Остро негативная форма стресса — дистресс (от англ. горе, истощение) опасен для жизни, но при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.
Особую разновидность стресса составляет «стресс жизни» - острые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными стрессорами.
Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности человека. Этим стресс отличается от аффекта.
Аффект (от лат. совершать согласно с чувством) - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-псих. перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужение)и в крайней активизации импульсивных действий.Он вызывается очень сильными и неожидан. раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции.
В зав-сти от инд. свойств личности могут вызвать аффект - глубокая обида от оскорбления, опасность, физ. насилие.
Состояние аффекта характеризуется тем, что поведение при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а чувством, которое полностью охватывают человека и вызывает импульсивные действия.
Нейрофизиологическим механизмом аффекта является резкое изменение уравновешенности нервных процессов, «сшибка» нервных процессов. Аффект сопровождается значительными изменениями в деятельности внутренних органов (дыхании, сердечной деятельности, химизме крови), резкими внешними движениями (резкий крик, плач).
Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией, расстройством памяти.
Во всех проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, ревность, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:
♦ на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности;
♦ на второй — перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми импульсивными действиями;
♦ на заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости и частичной амнезии.
Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения.
Однако самым важным условием преодоления аффектов является моральное качество личности, жизненный опыт человека и его воспитание.
Состояние аффекта – не является состоянием невменяемости. Аффект- это не болезненная, не патологическая дезорганизация психики. Дезорганизация сознания при аффекте может учитываться лишь как обстоятельство, смягчающее ответственность, а также при квалификации преступного деяния. Имеется в виду физиологический аффект. Его следует отличать от патологического аффекта -болезненного нервно-псих. перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.
Импульсивные действия, совершенные в состоянии физиол. аффекта:
-малоосознанные, но это не означает, что они полностью не связаны с сознанием. Только психически больной человек ничего не осознает.
-необдуманными, но не случайными.
Преступление, совершенное в состоянии аффекта, уголовно наказуемо, ибо человек всегда в состоянии предотвратить наступление аффекта, а само состояние аффекта не предопределяет антисоциальных действий (ст.107 УК).
Поводы возникновения аффекта различны: насилие, издевательство или тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
Аффект может возникнуть и в результате воспоминаний о травмирующем событии и по незначительному поводу в результате накопления чувств.
Аффективные действия, являясь действиями побуждаемыми только чувствами, не имеют и не могут иметь мотива. Мотив является структурным элементом только полностью осознаваемых действий. Специфика же действий в состоянии аффекта и состоит в том, что сильное чувство само по себе и является побуждением к действию, это реакция в ответ на травмирующий раздражитель.
В действиях в состоянии аффекта не бывает ни осознаваемых конкретных целей, ни осознанных способов действий.
Виновность лица, совершившего преступление в состоянии аффекта, обосновывается не наличием преступного умысла и соответствующего мотива, а тем, что это лицо, будучи в состоянии вменяемости, допустило преступный результат, хотя заранее и не предвидело его.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что понятие «аффект» и юр. понятие «сильное душевное волнение» полностью не совпадают, ибо закон предполагает, что могут существовать различные степени душевного волнения, устанавливаемые судом. Аффект же является высшей степенью захвата сознания чувствами, это взрыв чувств. Говоря более точно, при аффекте поведение побуждается даже не чувством, а витальной эмоцией (эмоцией, связанной с инстинктом самосохранения).
Поскольку сильное душевное волнение оказывает влияние на квалификацию преступления и на меру наказания, это состояние подлежит доказыванию и для его установления требуется проведение су-дебно-психол. экспертизы.
Рассмотрим одну разновидность аффекта, которая наиболее часто встречается в следственной и суд. практике — страх.
Страх - безусловно-рефлекторная эмоц. реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнед-ти организма.
У многих людей страх является астенической эмоцией, вызывающей ступор, неподвижность, оцепенелость или понижение мышечного тонуса. Характерным симптомом страха является дрожание мышц тела, появление сухости во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.д.
Инстинктивный страх вызывается стимулом, который сигнализирует о возможной физической боли.
Страх можно уменьшить активной деятельностью, принятием разумных мер по обеспечению безопасности. В этих случаях страх переходит в осторожность, в состояние опасения.
Страх является пассивно-оборонительной реакцией на опасность, исходящую от более сильного лица. Если же какая-либо угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция на эту опасность может приобрести активно-оборонительный, наступательный характер — гнев.
Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но они могут выражаться и в меньшей степени эмоц. напряжения, могут быть связаны обстоятельствами, смягчающими уголовную ответственность.
Фрустрация (от лат. неудача, обман) - конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.
Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора — источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению).
Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).
Фрустрационная толерантность - устойчивость индивида к фрустрац. воздействиям.
Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции — чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.
Чувства человека иерархически организованы — у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его основную личностную направленность. Они регулируют наиболее значимые сферы взаимодействия человека с действительностью. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности.
Различаются праксические, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства.
Праксические чувства (от греч. опыт, практика) — чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.
Моральные(нравственные) чувства - эмоц. состояние, связанное с оценкой поведения в зависимости от его соответствия или несоответствия соц. нормам.
Мораль - совокупность выработанных обществом правил и норм поведения. Теория этих норм и правил называется этикой, а практическое их использование — нравственностью.
Нравственные нормы - это требования общества к поведению личности. Они подразделяются на нормы-образцы, нормы-запреты и нормы-рамки. Они реализуются посредством общественного мнения, авторитета, традиций и обычаев. Для реализации этих норм необходимо соответствующее отношение к ним. И глав. роль играет чувство.
Моральные чувства делятся на:
-кратковременные,
-ситуативные (радость, восхищение, восторг, негодование),
-устойчивые интимные переживания (преданность, привязанность, дружба, любовь и др.)
-общ. переживания (патриотизм, интернационализм, коллективизм).
Не следует смешивать отриц. моральные качества (жестокость, эгоизм, зависть, властолюбие) с отриц. моральными чувствами.
Так, сожаление или угрызение совести, будучи отриц. чувствами, играют положительную роль в поведении человека.
Моральные чувства побуждают учитывать интересы других людей. Они мобилизуют человека к деятельности.
У морально воспитанного человека любое отклонение от общепринятых норм поведения вызывает резкую критическую оценку.
Если она отсутствует, то поведение приобретает черты безнравственности или бессовестности.
Безнравственность характеризуется тем, что человек знает о соответствующих нормах поведения, но не считает их обязательными ни для себя, ни для других людей; бессовестность — тем, что человек знает общепринятые нормы поведения, но считает их обязательными только для других.
В практике юриста встречаются самые разнообразные нюансы нравственности (справедливость, долг, совесть, честь).
Справедливость и несправедливость - это моральные оценки общ. явлений, посредством которых оправдываются одни и осуждаются другие. Долг - это моральная необходимость выполнения обязанностей, которые определяются местом человека в системе общ. отношений. Различаются разновидности долга: общечеловеческий, гражданский, воинский, служебный, семейный и др. Чувство долга — это осознание и переживание тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Смысл жизни людей связан с выполнением правильно понятого долга. Выполнение долга вызывает наивысшее чувство удовлетворения.
Совесть - это чувство, вызывающее реакцию человека на требования общества. Эта реакция зависит от понимания человеком моральной ответственности за свое поведение.
Чувство чести - это повышенная эмоц. впечатлительность по отношению к тем сторонам своей деятельности, которые наиболее значимы для данного общества в целом или для отдельной социальной группы.
Чувство вины - это самопорицание человека за нарушение своих собственных позиций, норм, убеждений.
Люди имеют различные пороги вины, большую или меньшую подверженность самопорицанию. Существует также навязчивое чувство вины, выходящее за пределы псих. здоровья.
Эстетические чувства (от греч. aisthetikos — чувствующий) — восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
Поступки людей оцениваются одновременно и как этическое, и как эстетическое явление, они переживаются и как прекрасное (или безобразное) и как доброе (или злое).
В зависимости от свойств явлений эстетические чувства выражаются как переживание прекрасного или безобразного, трагического или комического.
Чувство трагического связано с отражением противоречия между необходимостью и возможностью, с отражением противоборства прекрасного с безобразным. Чувство комического основано на несоответствии того или иного социального явления, поступков людей объективным свойствам вещей: нового — старому, содержания — форме, реальной сущности человека — его мнению о себе и т.п.
Интеллектуальные чувства - эмоц. состояния, связанные с реализацией познавательной потребности. Радость познания — одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих потребностей.
Псих. состояния познавательной направленности:
Любопытства - состояние направленности сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Любознательность - состояние познавательной активности, интеллектуальной впечатлительности, устойчивой познавательной направленности на определенные объекты.
Познание связано с деятельностью в проблемной ситуации. Отражение проблемной ситуации вызывает состояние недоумения или удивления. Удивление - более эмоционально насыщенное состояние, чем недоумение, оно активизирует познавательную деятельность. Удивление, сопровождаемое очень сильными эмоц. переживаниями, переходит в изумление. Изумление возникает в связи с получением очень значимой и совершенно неожиданной информации.
Одним из самых ценных интеллектуальных чувств человека является неудовлетворенность достигнутыми знаниями, стремление к постоянному познанию.