Основные методы преодоления стрессовых состояний

Все известные методы преодоления стрессов можно разделить на психологические и физиологические.

Наиболее общим и универсальным психологическим правилом совладания со стрессами является осознание того, что стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.

К психологическим способам изменения отношения к ситуации относят позитивное мышление.

Что такое позитивное мышление?Английский психолог Уильям Джемс утверждал, что для того, чтобы изменить внешний мир, нужно изменить самого себя. Согласно его теории существует закон притяжения, по которому мы воздействуем на ход нашей жизни как магнит. При этом, в зависимости от направленности мысли, человек сам притягивает как позитивные, так и негативные ситуации. Притяжение это тем больше, чем больший эмоциональный заряд несут эти мысли.

Принципы позитивного мышления можно сформулировать более лаконично: внутренние факторы являются доминирующими, ведущими в жизни человека. Именно внутренние факторы (внутреннее состояние, отношение к себе и жизни, эмоциональный настрой человека) выступают началом события, а после этого возникают материальные, реальные «подтверждения» этого события. Значит, все, что с нами происходит, изначально нейтрально, и только сам человек привносит в оценку прошедшего события либо негативные, либо позитивные моменты.

Если человек оценивает событие преимущественно негативно, то он создает следующие условия для своей жизни:

- снижает свой жизненный тонус и вызывает у себя подавленное настроение;

- формирует внутренние установки («У меня все плохо…»);

- создает условия для построения негативного прогноза своего будущего («Ничего хорошего в будущем я ожидать не могу…»).

Негативная установка создает между человеком и окружающими невидимую «стену». Эта стена лишает его важных и интересных контактов, делает подозрительным, не дает свободно и спонтанно радоваться жизни.

Если человек оценивает событие преимущественно позитивно, он сознательно создает следующие условия для своей жизни:

- сохраняет и поддерживает высокий жизненный тонус и активность, а также имеет высокую работоспособность;

- создает внутренние установки («У меня все хорошо!»);

- формирует позитивный, оптимистичный прогноз своего будущего («Все будет хорошо», «Прорвемся»).

Например, если началась «полоса неудач» и «все валится из рук», сразу можно выдвинуть гипотезу о том, что внутренне по отношению к внешнему миру вы настроены негативно. Поэтому необходимо изменить стрелки ваших внутренних «весов» в сторону положительных, светлых эмоциональных состояний.

При оптимистичном настрое, позитивном восприятии действительности и положительном выборе существенно меняется внешняя сторона жизни человека: начинает сопутствовать удача, на его пути встречаются преимущественно гуманные, дружелюбные люди, оптимизируется его жизненная ситуация, улучшаются его работоспособность и физическое здоровье.

«Три важных вопроса».Отвечать на эти вопросы нужно в любых сложных ситуациях, даже в тех, которые кажутся безнадежными.

  1. Что хорошего есть в случившемся?
  2. Чему я могу научиться в этой ситуации?
  3. Как я могу исправить ситуацию и получить при этом удовольствие?

Делайте позитивные выводы. Даже если ситуация, которую вы анализировали, была очень сложной, ее можно оценить с позиции позитивного мышления, например, так: «Жизнь проверяет меня на прочность», «Этот случай - жизненный урок: теперь я буду умнее», «Ошибок нет, есть приобретенный опыт». Не разрешайте себе необоснованных обобщений типа: «У меня ничего не получается!» или «У меня всегда одни ошибки».

Метод полной рационализации предстоящего события. Данный метод применяется, если предстоящее событие тревожит, вызывает большое напряжение. Он заключается в многократном мысленном выполнении предстоящих действий с такой степенью детализации, которая создает ощущение привычности будущих ситуаций и действий в предстоящих условиях.

Обращение к ресурсам личного опыта.Метод заключается в анализе своего личного опыта удачно закончившихся жизненных ситуаций. Лучше выбирать ситуации, близкие к той, которая происходит. Мысль, которую нужно актуализировать: «Я решал и не такие сложные проблемы, справлюсь и с этой».

Не пренебрегайте общением. Если вам кажется, что вы остались один на один со своими неразрешимыми проблемами, то вам просто необходимо общество друзей и близких. Попробуйте предпринять хоть какие-то шаги к устранению источника стресса. Не молчите, обсуждайте свои проблемы с близкими вам людьми, лучше своевременно выплакаться в «жилетку» друга, чем накапливать напряжение в себе. Они всегда поймут и поддержат вас. Важно не только уметь выговариваться, но и уметь слушать.

К основным физиологическим методам преодоления стрессовых ситуаций относятся релаксация, регуляция дыхания и концентрация.

Релаксация. Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульса, стресса и адаптации. Иными словами, если наступает адаптация, то стрессовое состояние вскоре идет на убыль. Если же адаптация нарушается, то это обычно приводит к заболеваниям или расстройствам. Отсюда следует, что на стрессовый импульс человек должен отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из фаз стресса.

Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, овладеть им довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было легко противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимы упорство и терпение.

Приведем примеры релаксационных упражнений, применение которых может значительно изменить физическое самочувствие. Если вы заметили, что ваши мышцы скованы и напряжены, можно применить «экспресс-метод» снятия мышечного напряжения. Поставьте ноги на ширине плеч, согните руки в локтях, сожмите пальцы в кулаки, сделайте полный вдох, задержите дыхание и напрягите всё тело от макушки до пальцев ног на 10 секунд. После этого сделайте длинный выдох и расслабьтесь полностью при этом. Повторите это упражнение три раза. После последнего повторения, сохраняя расслабленное тело, слегка подпрыгните вверх и жёстко приземлитесь на пятки, «протряхнув» при этом всё тело. Если в ситуации присутствуют посторонние люди и вы не хотите привлекать к себе внимание физическими упражнениями, можно ограничить себя - напрячь группы мышц, скрытых под одеждой (например пальцы ног, мышцы бедер, пресса и т.д.). Следует максимально напрячь эти мышцы, удержать это максимальное напряжение до 10 счетов, потом резко сбросить напряжение и максимально полно расслабить мышцы.

Волна релаксации. Мысленно просканируйте свое тело, найдите те мышцы или части тела, которые наиболее напряжены, зажаты. После их определения физически воздействуйте на эти участки – потрите, разомните, разогрейте, совершите несколько щипков средней интенсивности. После этого пустите волну расслабления к этим участкам. Далее снова просканируйте мысленно тело и снова найдите те участки, которые остаются напряженными. Совершите с ними интенсивные манипуляции. Эти действия необходимо продолжить до тех пор, пока в теле не останется определяемых напряженных участков.

Баланс осанки. В стрессовых ситуациях типичной, помимо напряжения, является потеря уверенности в себе на уровне тела – мы сутулимся, уменьшаемся в размерах, становимся ниже ростом. Если вы поймали себя на этих проявлениях, постарайтесь совершить три простых действенных движения – поднимите плечи высоко к ушам, затем, не опуская, с силой отведите их назад, расправив грудную клетку, и, наконец, вместе с выдохом опустите плечи, не сутулясь, оставаясь с прямой спиной. Представьте, что Вас поднимают за ниточку, прикрепленную к Вашему затылку. В этом положении тела быстро возвращается уверенность в себе и своих силах.

Регуляция дыхания.В нормальных условиях о дыхании мы не осознаем, как происходит процесс дыхания. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. При сильном испуге, напряженном ожидании чего-то мы невольно задерживаем, «затаиваем» дыхание.

Между тем, сознательно управляя дыханием, мы можем использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, как средство борьбы со стрессом, наряду с релаксацией. Установлено, что нервные импульсы из дыхательных центров мозга распространяются на его кору и изменяют ее тонус. При этом тип дыхания, при котором вдох производится быстро и энергично, а выдох - медленно, вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, нормализацию кровяного давления, снятие эмоционального напряжения. Медленный вдох и резкий выдох, напротив, тонизируют нервную систему, повышают уровень активности ее функционирования, создают определенное психическое напряжение. Дыхание регулирует психологическое и физическое состояние человека.

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно.

Приведем примеры дыхательных техник снятия стрессового напряжения.

Раздельное дыхание. Несколько раз осуществляем вдох через одну ноздрю (другую в это время прижимаем пальцем), а выдох – через другую ноздрю. Внимание сконцентрировано на длинном вдохе и длинном выдохе. Прекратить можно, когда вы осознаете, что эмоциональный накал сменился полным эмоциональным штилем, вы успокоились и можете дальше продолжать воспринимать окружающую действительность.

Успокаивающее дыхание. Стоя или сидя сделайте полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразите круг и медленно выдохните в него. Этот прием повторите четыре раза. После этого вновь вдохните, вообразите треугольник и выдохните в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохните в квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступает успокоение.

Упражнение «Пресс». Используется перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей самообладания, уверенности в своих силах, сознательного управления ситуацией, или в самом начале возникновения неблагоприятного эмоционального состояния. Представьте внутри себя, на уровне груди мощный пресс, далее, делая короткий энергичный вдох, четко ощутите в груди этот пресс, его тяжесть, мощь. Производя медленный, продолжительный выдох, мысленно «опускайте» пресс вниз, представляя, как он подавляет, вытесняет накопившуюся в теле психическую напряженность, отрицательные эмоции. В конце упражнения «пресс» как бы выстреливает негативные переживания в землю.

Концентрация. Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Одновременное выполнение многих дел приводит к повышенному утомлению организма и вызывает целый ряд импульсов, способных создать стрессовую ситуацию. Научившись концентрироваться, вы сэкономите огромные ресурсы психики, повысите производительность своего труда и обретете хорошее самочувствие.

Главное условие концентрации заключается в умении устранять посторонние мысли, звуковые и зрительные образы, устранять невнимательность и устанавливать полный контроль над телом и разумом. Приведем примеры упражнений, развивающих способность концентрации [2].

«Концентрация на счете». Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

«Концентрация на слове». Выберите какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители. Если слово двусложное, то мысленно произнесите первый слог на вдохе, второй – на выдохе. Сосредоточьтесь на своем слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации.

«Сосредоточение на звуке». А теперь сосредоточили свое внимание на звуках за окном. Прислушаемся к ним. Можно закрыть глаза. Выделим один из звуков. Вслушаемся в него, выслушиваем, держим его.

«Сосредоточение на ощущениях». Сосредоточьтесь на ваших телесных ощущениях. Направьте луч вашего внимания на ступню правой ноги, почувствуйте пальцы, подошву. Почувствуйте соприкосновение ног с полом, ощущения которые возникают от этого соприкосновения. Сосредоточьтесь на правой руке. Почувствуйте пальцы, ладонь, поверхность кисти, всю кисть. Почувствуйте ваше предплечье, локоть. Почувствуйте соприкосновение подлокотника кресла с рукой и вызываемое им ощущение. Точно так же почувствуйте левую руку. Почувствуйте поясницу, спину, соприкосновение с креслом. Сосредоточьте внимание на лице – нос, веки, лоб, скулы, подбородок. Почувствуйте прикосновение воздуха к коже лица.

Библиографический список

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: ЮНИТИ, 2000.

2. Гаджиева Н.М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Каслинская. Екатеринбург, 1998.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2008.

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000.

5. Крат­кий психологический словарь / под ред. А. В. Петровско­го. М. Ярошевского. М., 1986. С. 153

6. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1997.

7. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: психологические возможности улучшения общения: пер. с польск. М.: Прогресс, 1986.

8. Меняев А. Конфликты в обучении и воспитании // Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 3. С.12–24.

9. Петровская Л.А. О понятийной схеме психологического анализа конфликта // Социальная психология: хрестоматия /сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М., 2003.

10. Психология — производству и воспитанию. Л., 1977. С. 212

11. Психологические основы педагогической практики студентов / под ред. А.С.Чернышева. Курск, 1999.

12. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. М., 1991.

13. Скотт Д. Способы разрешения конфликтов. СПб., 1994.

Глоссарий

Авторитарные педагогические способности – способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

Авторитарный стиль педагогического общения – субъект-объектная система отношений в педагогическом процессе, где роли участников строго регламентированы, учащемуся принадлежит подчинённая роль.

Академические педагогические способности – способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Барьеры педагогического общения – это психологическое препятствие между участниками педагогического процесса на пути адекватной передачи учебной информации, при котором информация искажается или теряет изначальный смысл. Выделяют личностные (стереотипы мышления, предвзятость, отсутствие внимания и интереса к другому, пренебрежение фактами и др.); социально-психологические; физические барьеры.

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт. Нужно иметь в виду, что эти виды — не только взаимодействие двух личностей: они происходят и между частями групп, и между целыми группами. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются.

Взаимооценка экспертная внутригрупповая – метод социально-психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, которые выступают в роли экспертов, оценивающих поведение друг друга в значимых ситуациях общения и деятельности совместной. Процедура содержит разработку списка личностных и межличностных характеристик, шкалу их оценки, испытание предложений методики, анонимный опрос оцениваемых и пр. Взаимооценка экспертная внутригрупповая практически всегда сочетается с выявлением самооценки индивида по тому же набору характеристик, что позволяет получать данные о соотношении оценки, данной ему другими членами группы, и самооценки.

Влияние— процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. Различаются влияние направленное и ненаправленное. Механизм первого — убеждение и внушение. При этом субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. Ненаправленное влияние подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, часто проявляясь в действии механизмов заражения и подражания. Различаются также: 1) влияние прямое — когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования; 2) влияние косвенное — непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду. Критерии полезности влияния — общечеловеческие ценности и интересы общества.

Внешняя непрофессиональная мотивация педагогической деятельности – комплекс внешних стимулов, связанных с материальным вознаграждением (повышение разряда, ослабление требований и контроля), ориентированность на внешние показатели своего труда; ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности в целом, а также наносит вред учащимся в плане их личностного развития.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).

Внутренняя мотивация учения – совокупность мотивов, заложенных в самой учебной деятельности (мотивы, связанные с содержанием и самим процессом учения).

Возрастные особенности— качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека.

Возрастные особенности формирования учебной деятельности –младший школьный возраст: введение учащегося в УД, овладение всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение; средний школьный возраст: идет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками; старший школьный возраст: характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности.Воспитанность – определенный уровень личностного развития, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств; актуальный уровень развития личности в отличие от воспитуемости - потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Воспитывающее обучение – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика, по сравнению с восприятием неодушевленных предметов, — в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных и эмоциональных компонентов, в ярче выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно - смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований восприятия межличностного посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, обычно ограниченной информации о нем, а также при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта; фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению восприятия межличностного. Важная особенность восприятия межличностного — не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и пр.). Важнейшие из изученных механизмов межличностного восприятия: 1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) рефлексия социально-психологическая — понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия — понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и пр.

Восприятие межгрупповое — процессы социальной перцепции, в которых субъектом и объектом восприятия выступают группы или социальные общности. Характерно стереотипностью, большой слитностью когнитивных и эмоциональных компонентов, яркой аффективной окрашенностью и резко выраженной оценочной направленностью. Именно поэтому отличается пристрастностью, а сами межгрупповые представления уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Эти характеристики и особенности межгруппового восприятия выражаются в таких эффектах, как межгрупповая дискриминация и внутригрупповой фаворитизм. Специфика восприятия межгруппового по сравнению с восприятием межличностным: 1) объединение индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) длительный и значительно менее гибкий процесс формирования, ибо восприятие межгрупповое, будучи сформированным, становится устойчивым к внешним влияниям; 3) схематизация и упрощение возможного диапазона сторон восприятия и оценки другой группы.

Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными). Это общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия.

Группа малая — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Особенность, отличающая группы малые от групп сложных и больших, — ее относительная «структурная простота». Это означает, что в группах малых, как правило, есть авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. При этом размер группы незначим и может достигать нескольких десятков человек. Если же внутри занятой некоей деятельностью группы малой появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать их и вводимые ими нормы и ценности, то группа малая становится структурно сложной и нередко распадается на две или более группы малых. Новые группы малые вступают в отношения межгрупповые и могут развиваться независимо одна от другой (например, группы по интересам внутри учебного подразделения). Если группа малая занята социально ценной и значимой для всех ее членов деятельностью, опосредующей отношения межличностные, то она может стать группой высокого уровня развития — коллективом.

Группа неформальная (группа неофициальная) — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы. Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри групп официальных. Их интересы могут иметь профессиональную и внепрофессиональную направленность (различные кружки технического творчества, ансамбли, самодеятельность, дружеские компании). Также существуют условные неформальные группы — объединения людей на основе общих интересов, но непосредственно не общающихся.

Группа формальная (группа официальная) — реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально, заданной деятельностью. Группы официальные всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

Демократический стиль педагогического общения – стиль взаимодействия с определённой регламентаций ролей участников диалога, не ущемляющей свободы проявления индивидуальных склонностей и особенностей характера и позволяющий гибко корректировать механизмы взаимодействия с учётом возрастающей роли учащегося, как участника равноправного диалога.

Дидактические педагогические способности – способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Знание- это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков.

Зона ближайшего развития - уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Введено Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе; основано на идее о примате обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека.

Интеллектуальное развитие— появление и совершенствование интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих полно и адекватно осуществлять ориентировку в скрытых от непосредственного наблюдения отношениях между объектами.

Интерес – мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.

Импульсивность в принятии решений – скорость реагирования и действия, скорость выбора или принятия решения в простой или сложной ситуации.

Коммуникация— 1. Понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это связь, в ходе коей происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам: 1) адресант — субъект коммуникации; 2) адресат — кому направлено сообщение; 3) сообщение — передаваемое содержание; 4) код — средства передачи сообщения; 5) канал связи; 6) результат — то, что достигнуто в итоге коммуникации. Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются: 1) средства оптико — кинетические — жесты, мимика, пантомимика; 2) средства паралингвистические — качество голоса, его диапазон, тональность; 3) средства экстралингвистические — паузы, плач, смех, темп речи; 4) средства пространственно — временные — взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и пр. 2. Коммуникация рассматривается и как смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие выполняется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно содержит, наряду с физическим, коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции процесса коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая функции; первая из них — генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются: 1) сообщения побудительные — убеждение, внушение, приказ, просьба; 2) сообщения информативные — передача реальных или вымышленных сведений; 3) сообщения экспрессивные — возбуждение эмоционального переживания; 4) сообщения фатические — установление и поддержание контакта.

Коммуникативные педагогические способности - проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия, наличия педагогического такта.

Конфиденциальность — обязательство неразглашения информации, полученной от обследуемого.

Конформность, или конформное поведение - психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, мера подчинения индивида групповому давлению. Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.

Лидерство- психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководствов большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Лидер— член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, — решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности — лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель; 2) по характеру деятельности — лидер универсальный и лидер ситуативный; 3) по направленности деятельности — лидер эмоциональный и лидер деловой и пр. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от руководителя, которого иногда избирают, а чаще назначают и который, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее лидер — не одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности деятельности совместной и гармонизации жизни группы или же могут обретать конфликтный характер, что определяется уровнем группового развития.

Личностно-ориентированная модель общения –цель: обеспечение чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка; характерными способами являются: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции); тактика и сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей; личностная позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Личность – определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2–3 до 20–30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Методика — конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, предметно-направленная активность определенной силы.

Мотивация — вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.

Мотивация учения - частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.

Мотивы внешнего самоутверждения учителя –самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих, мотив престижа

Мотивы личностной самореализации педагога –проявляютпотребность в самоактуализации, реализации себя как личности и профессионала, в создании нового видения различных форм педагогической действительности.

Мотивы учебной деятельности –мотивы, в которых конкретизируется потребность учебной деятельности, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.

«Мы-чувство» – универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности ли

Наши рекомендации