Правило 1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы»
Установка на «педагогическую зоркость» - внимательное отношение к каждому сложному моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося – позволяет избежать «острых углов» во взаимодействии.
Может оказаться, что причиной конфликтного поведения ученика послужило недоразумение в общении. Вот типичный пример.
«...Учительница математики удаляет из класса ученицу 9 класса за то, что та улыбается на ее уроке. В свою очередь учительница доводит школьницу до отчаяния репликой (при всем классе): «Уж я над тобой не так посмеюсь!»
Девушка хромает, поэтому принимает заявление учительницы как обещание посмеяться над ее уродством.
При разбирательстве выясняется, что учительница болезненно восприняла улыбку как издевательство над ее глухотой на правое ухо, о чем школьница даже не подозревала. Ученица же улыбкой надеялась сгладить свой недуг...»
Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета»
Ослабление воспитательного влияния учителя на школьника происходит в силу недостаточной компетентности молодого специалиста как предметника.
Пример: «...Учительница вызывает ученика к доске для решения задачи, ученик затрудняется в решении, и учительница помогает ему. Решая задачу, они пришли к неверному ответу. Учительница разволновалась и начала искать ошибку. В классе ребята ведут себя очень шумно. Она обращается к ним: «Ребята, потише! Не сбивайте!» Один из учеников с места выкрикивает: «Бестолкового с толку!»
Учительница, расстроившись, уходит с урока...»
Правило 3. «Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия»
Есть два способа воздействия на человека - прямой и косвенный, опосредованный.
Первый способ – традиционный, игнорирующий особенности личности, основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому наименее эффективный, хотя внешне прямой способ кажется единственно правильным и даже естественным, логически обоснованным для решения вопроса: потребовать то, что нужно сделать, приказать, наказать виновного и т.д.
Однако для ученика такое прямое воздействие (даже очевидное, правильное!) вдобавок с угрожающими оттенками голоса и раздражением со стороны учителя является психологически трудным и вызывает ответное противодействие негативного характера. В итоге возникают напряженные отношения не только между учителем и учеником, но и с коллективом класса, а также между учениками. До снятия напряженной атмосферы обстановка в классе откровенно нерабочая.
Более эффективный способ – второй. Это метод косвенного, опосредованного воздействия. Смысл заключается в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить ученика в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно – в интересах собственного самоутверждения как личности.
Профессионально-психологическая подготовка учителя – это умение применять опосредованный способ воздействия.
Пример: «...Ученица 3-го класса Таня М., упрямая, себялюбивая девочка, пришла в школу с сережками. Учительница сказала ей (при всех), что сережки не к лицу ученице, тем более, что они ей не идут. Но Таня сказала, что сережки - это подарок крестной матери и она будет их носить. На другой день учительница повторила свое требование, тогда Таня спряталась под стол и все 4 урока там просидела. На второй и на третий день она повторила то же самое.
Тогда учительница попросила Таню дать ей примерить сережки. Был сделан вывод, что учительнице сережки очень идут. Это же подтвердили и дети. Учительница сказала: «Может, Таня, ты мне подаришь их?» Таня расцвела и сделала это с удовольствием. Через несколько дней учительница сняла украшение и передала его родителям Тани».
Правило 4. «Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении»
Рекомендуется заранее, например при подготовке к уроку, быть готовым к возможным конфликтным ситуациям, чтобы не быть застигнутыми врасплох и не растеряться.