Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающих Ваше мнение.
1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1) чувствую себя членом группы, частью коллектива;
2) участвую в большинстве видов деятельности;
3) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
4) не чувствую, что являюсь членом группы;
5) живу и существую отдельно от нее;
6) не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы Вы заниматься в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1) да, очень хотел бы перейти;
2) скорее перешел бы, чем остался;
3) не вижу никакой разницы;
4) скорее всего, остался бы в своей группе;
5) очень хотел бы остаться в своей группе;
6) не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?
1) лучше, чем в большинстве групп;
2) примерно такие же, как в большинстве групп;
3) хуже, чем в большинстве групп;
4) не знаю, трудно сказать.
4. Каковы взаимоотношения членов Вашей группы с руководством?
1) лучше, чем в большинстве групп;
2) примерно такие же, как в большинстве групп;
3) хуже, чем в большинстве групп;
4) не знаю.
5. Каково отношение в группе к учебе?
1) лучше, чем в большинстве групп;
2) примерно такое же, как в других группах;
3) хуже, чем в большинстве групп;
4) не знаю.
БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
Задание 3. Изучение сплоченности группы
Групповая сплоченность – одна из характеристик группы, иллюстрирующая степень приверженности к группе ее членов. В качестве ее конкретных показателей рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях – чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов – чем больше число удовлетворенных своим пребыванием в группе, тем выше сила ее притяжения, тем выше ее сплоченность.
Исследование проводится в два этапа. На первом измеряются следующие параметры:
а) опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности;
б) ценностно-ориентационное единство;
в) психологический климат группы.
На втором этапе определяется обобщенный показатель, характеризующий групповую сплоченность и уровень развития группы.
Данные методики предложены В.С.Ивашкиным.
Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности
Сплоченность группы рассматривается как психологическая характеристика единства членов группы, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах психики, а также в единстве практической деятельности.
Процедура обследования
Респондентам предлагается список из 21 качества личности, включающий поровну деловые (Д), моральные (М) и эмоциональные (Э) качества, расположенные в случайном порядке. Из предложенного списка необходимо выбрать 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.
Отнесенность качества к определенной группе представлена в табл. 2.
Таблица 4
Отнесенность качества к группе деловых, моральных или эмоциональных качеств
Качества | Разряд качест ва | Качества | Разряд качест ва |
ТРУДОЛЮБИЕ | Д | ДЕЛОВИТОСТЬ | Д |
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ | М | СКРОМНОСТЬ | М |
ВЕСЕЛОСТЬ | Э | ДРУЖЕЛЮБИЕ | М |
АККУРАТНОСТЬ | Д | СДЕРЖАННОСТЬ | Э |
ЧЕСТНОСТЬ | М | СПРАВЕДЛИВОСТЬ | М |
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ | Д | ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ | Э |
ПОРЯДОЧНОСТЬ | М | АКТИВНОСТЬ | Д |
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ | Д | ИСКРЕННОСТЬ | Э |
Продолжение таблицы 4
Качества | Разряд качест ва | Качества | Разряд качест ва |
ОТЗЫВЧИВОСТЬ | Э | НАСТОЙЧИВОСТЬ | Д |
ПРИВЕТЛИВОСТЬ | Э | ОБАЯТЕЛЬНОСТЬ | Э |
ПРАВДИВОСТЬ | М |
Обработка результатов
1. Подсчитать:
а) общее количество выбранных качеств (умножение числа обследуемых на 5);
б) количество выборов, приходящихся на каждую группу качеств.
2. Вычислить процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества:
Км =(М/5N) ×100%;
Kд = (Д/5N) ×100%;
Кэ = (Э/5N) ×100%,
где М, Д, Э – числа выборов по каждой группе качеств; N – количество членов группы.
Интерпретация результатов
Если Кэ ≥ 55% или Кд + Км ≥ 60%, то групповая сплоченность высокая (оценка 3 балла); если Км ≥ 55% – сплоченность средняя (оценка 2 балла);
в остальных случаях низкая сплоченность группы (класса) оценивается в 1 балл.
Приложение 5
Бланк методики
Шифр группы ___________
Дата заполнения __________________
Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________
Инструкция: Выберите из предложенного списка 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы, отметив их галочкой в соответствующей строке.
ТРУДОЛЮБИЕ | ДЕЛОВИТОСТЬ | ||
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ | СКРОМНОСТЬ | ||
ВЕСЕЛОСТЬ | ДРУЖЕЛЮБИЕ | ||
АККУРАТНОСТЬ | СДЕРЖАННОСТЬ | ||
ЧЕСТНОСТЬ | СПРАВЕДЛИВОСТЬ | ||
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ | ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ | ||
ПОРЯДОЧНОСТЬ | АКТИВНОСТЬ | ||
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ | ИСКРЕННОСТЬ | ||
ОТЗЫВЧИВОСТЬ | НАСТОЙЧИВОСТЬ | ||
ПРИВЕТЛИВОСТЬ | ОБАЯТЕЛЬНОСТЬ | ||
ПРАВДИВОСТЬ |
БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!