Задачи психологического консультирования семей имеющих детей с особенностями развития .консультир. рёб. Сс особенностями развития .

Консультирование по проблемам ребенка с нарушениями в развитии — комплексный, многоаспектный процесс, он может проводиться раз­ными специалистами. Это могут быть и психологи, в том случае, когда, исходя из цели, за основу принимается психологическая модель консультирования, и специалисты по коррекционной пе­дагогике, логопеды и др., когда за основу принимается педаго­гическая или диагностическая модель консультирования. Жела­тельно привлекать к работе и медиков, которые могут дать оцен­ку психофизиологическому состоянию ребенка.

Следует подчеркнуть, что во всех вариантах консультирования (независимо от того, какого узкого профиля специалист прово­дит консультацию) необходимо соблюдать этические принципы

Задачи психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии

два крупных направле­ния в зависимости от «объекта» работы (слово «объект» взято в кавычки неслучайно, так как подразумевается его активность в ходе консультирования) — консультирование членов семьи (преж­де всего родителей) и консультирование самого ребенка. Направления консультирования:

1. Консультирование семей, имеющих ребенка с отклонения­ми в развитии. В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие.

А. Педагогическая модель («Семья в психологической консуль­тации», 1989): основывается на гипотезе о недостаточной педаго­гической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка.

Б. Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание по­мощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответ­ствующую школу, клинику и т.п.).

В. Психологическая (психотерапевтическая) модель: опирает­ся на предположение о том, что семейные проблемы связаны с неправильным внутрисемейным общением, с личностными осо­бенностями членов семьи, с нарушением межличностных отно­шений. Помощь специалиста заключается в мобилизации внут­ренних ресурсов семьи для адаптации к стрессовой ситуации.

Основные задачи можно сформулировать следующим обра­зом:

- помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;

- помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;

- информирование о возрастных и индивидуальных особенно­стях ребенка в связи с нарушениями развития;

- помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;

- обучение некоторым методикам коррекционной работы; гармонизация внутрисемейных отношений, нарушенных

вследствие появления ребенка с отклонениями в развитии и нега­тивно отражающихся на нем;

- помощь в решении личностных проблем, вызванных появле­нием ребенка с отклонениями в развитии (чувство неполноцен­ности, одиночества, вины и пр.), — их наличие у членов семьи также негативно сказывается на ребенке;

- помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных ме­стах, косые взгляды окружающих и т.п.).

Методы консультирования — те же, что и обычно, но со своей спецификой. В первую очередь это касается беседы с родителями или другими взрослыми, обратившимися по поводу ребенка (Бур-менская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. и др., 2002).

Работа может вестись инди­видуально и в группе. Хорошо зарекомендовали себя родитель­ские семинары, группы тренинга умений и другие виды роди­тельских групп.

Разумеется, не каждый профессиональный практический пси­холог может вести подобную работу. Весьма желательно, чтобы специалист к тому же имел солидную подготовку в области спе­циальной психологии и коррекционной педагогики, хорошо пред­ставлял себе варианты аномального развития и пути помощи де­тям с отклонениями в развитии.

Особо следует остановиться на проблеме профессионального консультирования детей с отклонениями в развитии. Она носит информационный характер (общее знакомство с миром про­фессий), а также направлена на приобщение родителей к форми­рованию у подрастающего ребенка интереса к своим психофи­зиологическим качествам, а в конечном счете готовности к про­фессиональному выбору.

В подростковом возрасте наиболее вероятны следующие про­блемы:

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения с родителями;

- личностные проблемы в связи с дефектом (чувство неполно­ценности и пр.);

- проблема профессионального самоопределения.

В большинстве случаев консультирование идет обычным путем с соблюдением всех изложенных выше правил и принципов.

В проведении этой работы широко используются игровые, дис­куссионные методы, активизирующие подростков, корректирую­щие неадекватные профессиональные интересы и намерения, которые часто встречаются у детей с отклонениями в развитии, а также методы психодиагностики.

Профконсультирование детей с отклонениями в развитии — очень сложная проблема, и ее практическое решение в отноше­нии каждого конкретного ребенка требует многопрофильной под­готовки консультанта или привлечения смежных специалистов, но такой вид консультирования, безусловно, необходим.

Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии

Такой вариант консультативной работы встречается редко и, как уже говорилось, возможен с детьми старшего возраста. Вероятны следующие проблемы:

- профессиональное самоопределение;

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения с родителями;

- личностные проблемы в связи с осознанием имеющегося де­фекта (чувство неполноценности и т.п.).

.

Вопросы взаимоотношений со сверстниками и родителями осо­бую остроту приобретают именно в подростковом возрасте. Это связано с кризисом подросткового возраста и появлением специ­фических психологических новообразований. Центральное ново­образование этого возраста, согласно теории Д. Б. Эльконина, — возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подро­сток стремится чувствовать себя взрослым, быть и считаться взрос­лым; эта последняя потребность — в том, чтобы его считали взрослым, — чрезвычайно ярко выражена. Ведущая деятельность в подростковом возрасте — общение со сверстниками; именно здесь устанавливаются нормы поведения и взаимоотношений, формируется самосознание. Соответственно у подростка возни­кают проблемы и в отношениях со взрослыми (которые не при­знают его «равным» себе), и в отношениях со сверстниками (по­скольку все они становятся очень чувствительными к нюансам взаимоотношений).

При консультировании по этим вопросам помимо интервью следует активнее использовать разнообразные игры, в том числе и ролевые (например, консультант выступает в роли подростка, а сам подросток — в роли матери или сверстника, и разыгрывается беспокоящая ребенка ситуация); в групповой работе — дискуссии (например, на темы «Как добиться понимания», «Я и мои друзья» и пр.). Использование таких методов необходимо для того, чтобы повысить интерес к процедуре консультирования, сделать ее мак­симально живой (а не «говорильней»). Но использовать эти мето­ды нужно обязательно с учетом индивидуальных возможностей ребенка — речевых, интеллектуальных, двигательных и др.

В подростковом возрасте могут появиться серьезные внутри-личностные проблемы, связанные с осознанием дефекта и не­адекватной оценкой его роли в жизни (настоящей и будущей).

На основной вопрос («Кто я? Какой я?»), появившийся в под­ростковом возрасте, эти дети не могут дать ответа, удовлетворяю­щего их. Ведь даже завышенная самооценка — это компенсация, принятие желаемого за действительное, уход от реальности.

Задача консультанта — вернуть подростка к реальности, к при­нятию себя таким, какой он есть.

И наконец, очень важна работа по профконсультированию подростков с проблемами в развитии, заключающаяся, во-пер­вых, в формировании общей готовности к профессиональному самоопределению, а во-вторых, в помощи в конкретном выборе профессии.

Рассмотрим стратегии консультативной работы более подробно.

I. Диагностико-рекомендательная стратегия. По существу, это подбор человека к профессии (или наоборот) с помощью диаг­ностических процедур. Эта стратегия исходит из положения о том, что избираемая профессия должна соответствовать возможностям человека и (желательно) — его интересам.

II. Активизирующая стратегия.Это стратегия преимущественно упреждающего, профилактического плана, когда школьника го­товят к профессиональному и личностному самоопределению, ориентируют его на самоподготовку к профессиональному выбо­ру.

Профконсультирование детей с нарушениями развития — очень важная и почти не разработанная проблема, и ее практи­ческое решение в отношении каждого конкретного ребенка тре­бует многосторонней подготовки консультанта — знания мира профессий и их психологических требований; профессиональных ограничений, накладываемых дефектом; основ психотерапии и психологической коррекции и пр. Иногда может понадобиться помощь других специалистов (например, клиницистов). Но такой вид консультирования, безусловно, необходим.

Наши рекомендации