Задачи психологического консультирования семей имеющих детей с особенностями развития .консультир. рёб. Сс особенностями развития .
Консультирование по проблемам ребенка с нарушениями в развитии — комплексный, многоаспектный процесс, он может проводиться разными специалистами. Это могут быть и психологи, в том случае, когда, исходя из цели, за основу принимается психологическая модель консультирования, и специалисты по коррекционной педагогике, логопеды и др., когда за основу принимается педагогическая или диагностическая модель консультирования. Желательно привлекать к работе и медиков, которые могут дать оценку психофизиологическому состоянию ребенка.
Следует подчеркнуть, что во всех вариантах консультирования (независимо от того, какого узкого профиля специалист проводит консультацию) необходимо соблюдать этические принципы
Задачи психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
два крупных направления в зависимости от «объекта» работы (слово «объект» взято в кавычки неслучайно, так как подразумевается его активность в ходе консультирования) — консультирование членов семьи (прежде всего родителей) и консультирование самого ребенка. Направления консультирования:
1. Консультирование семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии. В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие.
А. Педагогическая модель («Семья в психологической консультации», 1989): основывается на гипотезе о недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка.
Б. Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответствующую школу, клинику и т.п.).
В. Психологическая (психотерапевтическая) модель: опирается на предположение о том, что семейные проблемы связаны с неправильным внутрисемейным общением, с личностными особенностями членов семьи, с нарушением межличностных отношений. Помощь специалиста заключается в мобилизации внутренних ресурсов семьи для адаптации к стрессовой ситуации.
Основные задачи можно сформулировать следующим образом:
- помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;
- помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;
- информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;
- помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;
- обучение некоторым методикам коррекционной работы; гармонизация внутрисемейных отношений, нарушенных
вследствие появления ребенка с отклонениями в развитии и негативно отражающихся на нем;
- помощь в решении личностных проблем, вызванных появлением ребенка с отклонениями в развитии (чувство неполноценности, одиночества, вины и пр.), — их наличие у членов семьи также негативно сказывается на ребенке;
- помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных местах, косые взгляды окружающих и т.п.).
Методы консультирования — те же, что и обычно, но со своей спецификой. В первую очередь это касается беседы с родителями или другими взрослыми, обратившимися по поводу ребенка (Бур-менская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. и др., 2002).
Работа может вестись индивидуально и в группе. Хорошо зарекомендовали себя родительские семинары, группы тренинга умений и другие виды родительских групп.
Разумеется, не каждый профессиональный практический психолог может вести подобную работу. Весьма желательно, чтобы специалист к тому же имел солидную подготовку в области специальной психологии и коррекционной педагогики, хорошо представлял себе варианты аномального развития и пути помощи детям с отклонениями в развитии.
Особо следует остановиться на проблеме профессионального консультирования детей с отклонениями в развитии. Она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также направлена на приобщение родителей к формированию у подрастающего ребенка интереса к своим психофизиологическим качествам, а в конечном счете готовности к профессиональному выбору.
В подростковом возрасте наиболее вероятны следующие проблемы:
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения с родителями;
- личностные проблемы в связи с дефектом (чувство неполноценности и пр.);
- проблема профессионального самоопределения.
В большинстве случаев консультирование идет обычным путем с соблюдением всех изложенных выше правил и принципов.
В проведении этой работы широко используются игровые, дискуссионные методы, активизирующие подростков, корректирующие неадекватные профессиональные интересы и намерения, которые часто встречаются у детей с отклонениями в развитии, а также методы психодиагностики.
Профконсультирование детей с отклонениями в развитии — очень сложная проблема, и ее практическое решение в отношении каждого конкретного ребенка требует многопрофильной подготовки консультанта или привлечения смежных специалистов, но такой вид консультирования, безусловно, необходим.
Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии
Такой вариант консультативной работы встречается редко и, как уже говорилось, возможен с детьми старшего возраста. Вероятны следующие проблемы:
- профессиональное самоопределение;
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения с родителями;
- личностные проблемы в связи с осознанием имеющегося дефекта (чувство неполноценности и т.п.).
.
Вопросы взаимоотношений со сверстниками и родителями особую остроту приобретают именно в подростковом возрасте. Это связано с кризисом подросткового возраста и появлением специфических психологических новообразований. Центральное новообразование этого возраста, согласно теории Д. Б. Эльконина, — возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток стремится чувствовать себя взрослым, быть и считаться взрослым; эта последняя потребность — в том, чтобы его считали взрослым, — чрезвычайно ярко выражена. Ведущая деятельность в подростковом возрасте — общение со сверстниками; именно здесь устанавливаются нормы поведения и взаимоотношений, формируется самосознание. Соответственно у подростка возникают проблемы и в отношениях со взрослыми (которые не признают его «равным» себе), и в отношениях со сверстниками (поскольку все они становятся очень чувствительными к нюансам взаимоотношений).
При консультировании по этим вопросам помимо интервью следует активнее использовать разнообразные игры, в том числе и ролевые (например, консультант выступает в роли подростка, а сам подросток — в роли матери или сверстника, и разыгрывается беспокоящая ребенка ситуация); в групповой работе — дискуссии (например, на темы «Как добиться понимания», «Я и мои друзья» и пр.). Использование таких методов необходимо для того, чтобы повысить интерес к процедуре консультирования, сделать ее максимально живой (а не «говорильней»). Но использовать эти методы нужно обязательно с учетом индивидуальных возможностей ребенка — речевых, интеллектуальных, двигательных и др.
В подростковом возрасте могут появиться серьезные внутри-личностные проблемы, связанные с осознанием дефекта и неадекватной оценкой его роли в жизни (настоящей и будущей).
На основной вопрос («Кто я? Какой я?»), появившийся в подростковом возрасте, эти дети не могут дать ответа, удовлетворяющего их. Ведь даже завышенная самооценка — это компенсация, принятие желаемого за действительное, уход от реальности.
Задача консультанта — вернуть подростка к реальности, к принятию себя таким, какой он есть.
И наконец, очень важна работа по профконсультированию подростков с проблемами в развитии, заключающаяся, во-первых, в формировании общей готовности к профессиональному самоопределению, а во-вторых, в помощи в конкретном выборе профессии.
Рассмотрим стратегии консультативной работы более подробно.
I. Диагностико-рекомендательная стратегия. По существу, это подбор человека к профессии (или наоборот) с помощью диагностических процедур. Эта стратегия исходит из положения о том, что избираемая профессия должна соответствовать возможностям человека и (желательно) — его интересам.
II. Активизирующая стратегия.Это стратегия преимущественно упреждающего, профилактического плана, когда школьника готовят к профессиональному и личностному самоопределению, ориентируют его на самоподготовку к профессиональному выбору.
Профконсультирование детей с нарушениями развития — очень важная и почти не разработанная проблема, и ее практическое решение в отношении каждого конкретного ребенка требует многосторонней подготовки консультанта — знания мира профессий и их психологических требований; профессиональных ограничений, накладываемых дефектом; основ психотерапии и психологической коррекции и пр. Иногда может понадобиться помощь других специалистов (например, клиницистов). Но такой вид консультирования, безусловно, необходим.