Процедура психолого- педаг . обследования семьи воспит рёб. с особенностью психофизического развития .

В процедуре психологического изучения семьи можно выде­лить два направления. Первое направление реализуется в форме беседы-интервью и состоит из нескольких этапов. Второе направ­ление представлено комплексным экспериментальным изучени­ем проблем семьи.

Рассмотрим содержание первого направления.

Первый этап. Знакомство. Установление контакта и необходи­мого уровня доверия и взаимопонимания.

Второй этап. Определение проблемы. Здесь выделяют два под-этапа: определение проблемы со слов родителей и диагностика состояния ребенка.

Третий этап. Формулирование реальных проблем.

Четвертый этап. Определение способов, с помощью которых проблема или проблемы могут быть решены.

Пятый этап. Подведение итогов, резюме, закрепление пони­мания проблемы в формулировке психолога.

Первый этап и часть второго этапа (исключая диагностику со­стояния ребенка) проводятся психологом со всеми присутствую­щими членами семьи. С целью овладения полной информацией о процессах, имеющих место в данной семье, психолог устанавлива­ет доверительный контакт с каждым из ее членов. Специальными приемами (жестами, мимикой, интонацией голоса и содержанием фраз) он настраивает близких больного ребенка на глубокое и серь­езное изучение проблем семьи, а также стимулирует их собственной позицией на поиск адекватного решения. Трудности, на которые обычно жалуются родители больных детей, чаще всего касаются: проблем ребенка, возникающих в процессе его обучения, воспитания или лечения;

-взаимоотношений ребенка с матерью (его послушание —не­послушание, агрессивность—ласковость, нежность к матери);

- отношений ребенка с сибсами (здоровые дети тяготятся боль­ными братом или сестрой, стесняются их);

- отношений ребенка с другими детьми в школе, детском саду, на улице (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, они не хотят с ним общаться; показывают на него пальцем или при­стально, с повышенным интересом рассматривают его физиче­ские недостатки);

- отношений ребенка с дедушкой и бабушкой (в одних случаях бабушка и дедушка жалеют больного ребенка, «заласкивают» его, в других — мать ребенка жалуется на то, что бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком связь; со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к бабушке и дедушке);

- отношений ребенка с учителем, воспитателем в детском саду, в школе (родители жалуются, что учитель недооценивает, зани­жает возможности их ребенка);

- отношений между матерью и отцом ребенка (треть семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, — неполные);

- отношений отца (матери) к ребенку (отвержение или приня­тие ребенка и полное посвящение себя его проблемам);

- оценки матерью (отцом) отношения отца (матери) ребенка к нему и к нормальным сибсам (позитивная или негативная, воз­можно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.

Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляется с помощью соответствующих методик и в рамках известного в отече­ственной дефектологической науке традиционного подхода. В за­висимости от степени выраженности нарушений в интеллек­туальной, двигательной, речевой или эмоционально-волевой сфе­рах психолог ставит перед собой задачу по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер формирования личност­ных черт больного ребенка.

Содержание работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к психологу. Эта цель — определение психологом реальной проблемы на основе объектив­ного анализа данных. Практика показывает, что реальная форму­лировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу.

На четвертом этапе психолог предлагает родителям оптималь­ные способы решения их проблем. К ним могут быть отнесены:

- правильный выбор программы обучения и типа специаль­ного (коррекционного) образовательного учреждения для ре­бенка;

- организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;

- обучение родителей навыкам воспитания ребенка с отклоне­ниями в развитии;

- формирование у ребенка адекватных отношений со всеми чле­нами семьи и с другими лицами (в образовательном учреждении);

- изменение позиции родителей относительно «бесперспектив­ности» развития их ребенка;

- установление позитивного климата и адекватных взаимоот­ношений между всеми членами семьи.

Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основной проблемы. Он дает подробные разъяснения по поводу того, что надо делать и как осуществлять работу по каждому из перечислен­ных выше направлений.

Последний этап посвящен подведению итогов первичного пси­хологического исследования семьи. Одновременно психолог изуча­ет на эмпирическом уровне готовность родителей к преодолению проблем и определяет степень помощи, в которой они нуждаются.

Следует учитывать, что для достижения понимания интерпре­тации проблемы, даваемой консультантом, родителям необходи­мо время для обдумывания и для формирования нового взгляда на проблему. Одновременно у них может возникнуть неудовлетво­ренность результатами консультирования, особенно если их по­зиция подвергалась сомнению. В таком случае следует убедить ро­дителей в необходимости проведения дополнительных бесед, а также в целесообразности проведения психодиагностической про­цедуры по отношению к ним самим.

Организация и проведение комплексной личностной и семей­ной диагностики (второе направление) может проводиться также в несколько этапов (дней) в зависимости от возникновения в этом потребности.

Наши рекомендации