Применение графических методов для исследования личностных особенностей ребенка и его положения в группе и семье .
Психолог-практик, занимающийся проблемами семьи, остро ощущает нехватку адекватных методик исследования личности ребенка. На вооружении у психолога мало методик, позволяющих «посмотреть на мир глазами ребенка», понять его отношения с другими членами семьи. За рубежом для индивидуального исследования ребенка широко используются методики, основанные на естественных для него деятельностях, в частности на рисовании. В нашей стране только в последние годы начали больше обращать внимание на рисунок как средство познания личности.
Популярность рисуночных методик объясняется несколькими причинами. 1. Процесс рисования оказывает исключительное, растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению эмоционального контакта с ребенком.
2. Рисунки удобны в применении: во-первых, лист бумаги и карандаш - это весь необходимый инструментарий, а во-вторых, ребенок как бы сам фиксирует при помощи карандаша свои действия, движение мысли. Это дает возможность психологу больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния исследуемого, отмечать особенности процесса рисования.
3. Рисуночные методики (в частности, рисунок семьи) - высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье.
4. Процесс рисования, особенно при изображении значимых для ребенка ситуаций, обладает психотерапевтическим действием. В рисунке ребенок как бы избавляется от личного напряжения, проигрывает возможные решения ситуации.
Исторически использование рисунка семьи связано с развитием проективной психологии, в частности с подъемом интереса к рисуночным методикам, который особенно возрос после выхода в свет фундаментальных монографий К. Маховер и Дж. Бака.Рисуночные методики приобрели большую популярность среди психологов-практиков в 50--60-е гг. Развернутая система анализа и интерпретации рисунка семьи была впервые представлена в работе У. Вольфа. Он давал детям задание: «Нарисуй свою семью». В рисунке автор анализировал: 1) последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье: ребенок начинает рисунок с более значимого лица и заканчивает менее значимым; 2) пространственное расположение членов семьи, являющееся, как считает автор, показателем их эмоциональной близости; 3) состав нарисованной семьи в сравнении с реальной (отсутствие члена семьи в рисунке -- редкий случай; часто оно выражает стремление избавиться от эмоционально неприемлемого члена семьи); 4) отличия между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, и прежде всего в величине. Несоответствие соотношения величин в рисунке реальному положению вещей указывает на то, что величина детерминирована в большей мере психическими факторами, чем фактами реальности. Изображение ребенком других членов семьи неадекватно большими У. Вольф связывает с восприятием их доминантности, рисование большим себя -- с чувством своей значимости в семье. Интерпретируя различия в изображении отдельных частей тела, автор опирается на предположение, что эти различия порождаются особыми переживаниями, связанными с функциями данных частей тела .
. Развитие методики рисунка семьи шло как бы по двум направлениям: а) изменений инструкции к заданию, б) расширения диапазона интерпретируемых параметров рисунка.
Разные авторы вносят свой вклад в разработку методики рисунка семьи, расширяя диапазон интерпретируемых параметров методики. У.Хале указывает на информативность презентации общего действия, взаимной ориентации фигур (смотрят ли они друг на друга или повернуты в разные стороны), ориентации фигур относительно зрителя (повернуты боком, спиной, лицом), более широко интерпретирует различия в графических презентациях членов семьи, более детально анализирует процесс рисования (паузу, стирания, спонтанные комментарии и т.д.). Л. Корман обращает внимание на графические характеристики рисунка, вводит серию вопросов, с помощью которых стремится: а) выяснить, какой смысл для ребенка имеют нарисованные объекты; б) выявить симпатии -- антипатии ребенка по отношению к членам семьи; в) спровоцировать ребенка на открытое обсуждение его чувств. Р.Бернс и С.Кауфман широко интерпретируют действия нарисованных членов семьи, как особую категорию выделяют символическую презентацию чувств в семье, анализируют «стили» расположения людей в рисунке, которые указывают на особенности взаимоотношений. А.И. Захаров как дополнительный субтест вводит задание нарисовать всех членов семьи и себя в четырех комнатах, расположенных в двух этажах. При интерпретации автор большое значение придает цветовым характеристикам рисунка, считая, что они несут информацию об общем эмоциональном восприятии семьи и о чувствах к отдельным членам семьи. С. Ширн и К. Рассел предлагают нарисовать семью не только ребенку, но и остальным членам семьи. Сравнение этих рисунков позволяет оценить ситуацию с позиций всех участников взаимодействия.
Несмотря на различия в схемах интерпретации, вариации процедур, можно условно выделить основные параметры интерпретации рисунка: а) структура рисунка семьи; б) особенности нарисованных членов семьи; в) процесс рисования. Интерпретация структуры рисунка семьи (расположение фигур, сравнение составов нарисованной и реальной семьи). Получив инструкцию «нарисуй свою семью», ребенок не просто решает творческую задачу, но в первую очередь определенным образом структурирует воображаемую социальную ситуацию. Считается, что такое задание предоставляет ребенку возможность выразить свои чувства к другим членам семьи, субъективную оценку собственного места в семье..
Большинство авторов много внимания уделяют расположению фигур на рисунке. В исследовании С. Бритена непосредственно установлено, что дистанция между нарисованными членами семьи увеличивается после периода стресса и межличностной тревоги. Отсутствие члена семьи выражает негативное отношение к нему, отвержение, символическое исключение. Отказ рисовать себя характерен для детей, испытывающих чувство неадекватности, непринадлежности семье. Однако В.С. Мухина, собравшая большую коллекцию детских рисунков, не склонна интерпретировать «пропуск» какого-либо члена семьи как выражение негативного отношения: «Один и тот же ребенок может в одном рисунке представить всех, а через несколько дней, рисуя свою семью, вдруг упустит из виду кого-нибудь. И делает он это не нарочно, без внешних причин, объясняющих его забывчивость».
Искажение состава семьи является очевидным следствием стремления ребенка переструктурировать ситуацию более приемлемым образом, избежать напряжения, негативных чувств . Значительное место в интерпретационных схемах отводится интерпретации особенностей нарисованных членов семьи. Ее основой, как и основой интерпретации рисунка человека вообще, является работа К. Маховер. Она предполагает, что испытуемый, получив инструкцию «нарисуй человека», рисует фигуру, которая тесно связана с характерными для рисующего импульсами, тревогой, конфликтамиАвтор указывает на три источника проекции, которые можно вычленить в виде трех гипотез.
1-я гипотеза- рисуя человека, исследуемый сознательно или бессознательно может использовать упомянутые выразительные средства для передачи собственного состояния, стремлений, образа «я» и т.д.
2-я гипотеза. Отдельные части тела в онтогенезисе приобретают индивидуальное значение и могут стать центром выражения эмоций, значимой сферой, осью адаптации (часто это наблюдается у людей с физическими дефектами, невротическими изменениями). Таким образом, искажение отдельных частей тела сигнализирует о связанных с ними эмоциональных проблемах.
3-я гипотеза. Психическое содержание может выражаться в рисунках при помощи символов. Исследователи детского рисунка, независимо от наблюдений клинических психологов, выявили ряд закономерностей, выражающих отношение ребенка к изображаемому, которые могут быть полезны для понимания особенностей нарисованных фигур. М.М. Кольцова указывает, что объект, вызывающий положительные эмоции, ребенок рисует с массой деталей, при этом движения его руки плавные, штрихи спокойные, закругленные, для окраски выбираются светлые тона. Негативное отношение выражается схематичным рисунком, силуэтом, отсутствием деталей, резкими размашистыми движениями руки, темными красками. В.С. Мухина утверждает, что выразительные средства детского рисунка достаточны для передачи отношения ребенка к изображаемому («самое красивое -- самое некрасивое») и что дети разных культур способны реконструировать это отношение по рисунку.
В различных рисуночных методиках, в том числе и в рисунке семьи, интерпретируются паузы, стирания, чрезмерное штрихование, непоследовательность изображения. Они оцениваются как индикаторы эмоций, так как процесс рисования искажается в тех моментах, которые связаны со значимыми переживаниями, конфликтами