Психология развития и возрастная психология

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Планы семинарских и практических занятий

для подготовки курсантов

по специальности 030301 Психология служебной деятельности

Специализация – Пенитенциарная психология

Узкая специализация – Организация психологической службы в УИС

Квалификация (степень) выпускника «специалист»

Факультет: психологический

Категория обучающихся: курсанты

Курс: 2-й (очная форма обучения)

Рязань 2013

ББК 88.482р30

 
С-71

Рецензенты:

Красикова Ю.Ю., кандидат психологических наук (Академия ФСИН России);

Самофалова О.В., кандидат психологических наук (начальник психологической службы УФСИН России по Рязанской области).

Калашникова М.М., Старикова О.В.

С-71 Психология развития и возрастная психология: планы семинарских и практических занятий. – Рязань: Академия ФСИН России, 2013. – 39 с.

Планы семинарских и практических занятий составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры общей психологии «16» октября 2012 г. протокол № 4.

Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат психологических наук, доцент Е.Е. Гаврина

психология развития и возрастная психология - student2.ru

Учебно-методическое издание

Калашникова Мария Михайловна, Старикова Ольга Владимировна

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Планы семинарских и практических занятий

Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ.л. 3,20 Тираж 30 экз. Заказ № _____ Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная,1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная,1

ББК 88.482р30

© Калашникова М.М., Старикова О.В., 2013

© Академия ФСИН России, 2013

Пояснительная записка

Изучение учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

общекультурных (ОК):

- способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, профессиональную квалификацию, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности, адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям и меняющимся условиям профессиональной деятельности (ОК-13);

профессиональных (ПК):

- способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, тендерной, этнической и другим социальным группам (ПК-2);

- способностью разрабатывать и реализовывать программы, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации (ПК-14);

Цель курса формирование общекультурных и профессиональных компетенций, определяющих способность специалиста осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава и жизнедеятельности спецконтингета в условиях лишения свободы, основываясь на общих закономерностях психического развития человека в процессе онтогенеза.

Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда конкретных задач, а именно:

усвоение представлений об основных законах и детерминантах психического развития человека в онтогенезе;

знакомство с основными периодизациями психического развития человека в онтогенезе;

формирование представлений о возрастно-психологических особенностях личности на каждой из стадий онтогенетического развития;

формирование умений применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности в области практической возрастной психологии и психологии развития.

Требования к уровню усвоения программы. По итогам курса обучающийся должен:

Знать:

базовые законы психического развития в онтогенезе и основные периодизации психического развития в онтогенезе; основные теоретические подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания; факторы риска и жизнестойкости развития на различных этапах онтогенеза; возрастно-психологические особенности человека на различных стадиях онтогенеза.

Уметь:

адекватно учитывать возрастно-психологические особенности человека при решении как широкого круга психологических задач в народном образовании, на производстве, в здравоохранении, в организации и проведении психологических исследований, в психологическом консультировании, так и специальных задач контроля за ходом и динамикой психического развития человека, проведении работы по профилактике, коррекции и оптимизации развития личности на основе выделения факторов риска и жизнестойкости, психологическом консультировании по вопросам развития и обучения детей и подростков и в зрелости; при психологическом сопровождении разрешения возрастных кризисов развития; процессов старения и старости; проектировании и реализации исследовательских и развивающих обучающих программ для лиц разных возрастов.

Владеть:

методами научного анализа теорий психического развития, методами исследования психического развития человека в онтогенезе на различных возрастных стадиях; приемами составления психологического портрета возраста и составления рекомендаций по профилактике и оптимизации познавательного и личностного развития.

В качестве формы контроля по итогам обучения для очной формы обучения предусмотрена сдача экзамена, курсовая работа.

Учебно-тематический план

очная форма обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
4 семестр
Раздел 1. Введение в психологию развития и возрастную психологию
1. Предмет, задачи, основные проблемы и методы психологии развития и возрастной психологии  
2. Психическое развитие человека в трудах зарубежных и отечественных психологов    
3. Проблема периодизации психического развития в психологии    
Раздел 2. Психологическая характеристика основных этапов возрастного развития человека
4. Психологические особенности новорожденности, младенчества и период раннего детства  
5. Психическое развитие ребенка в период среднего и старшего дошкольного детства  
6. Психология младшего школьника  
7. Психологические особенности подросткового возраста и юношества  
8. Психология взрослости. Период зрелости и старости  
Раздел 3. Основные социальные деформации психического развития личности
9. Характеристика основных видов девиантного и делинквентного поведения  
10. Профилактика и коррекция основных видов отклоняющегося поведения человека  
Итого за семестр:  
Всего по курсу  

План

1. Основной предмет изучения психологии развития и возрастной психологии.

2. Содержательная характеристика проблем и задач психологии развития и возрастной психологии.

3. Методы возрастной психологии и психологии развития.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо рассмотреть современное понимание предмета возрастной психологии и психологии развития. Проанализировать исторический вклад отечественных ученых в развитии возрастной психологии (В.Н. Татищев, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.П. Блонский). Рассмотреть понятие развития; формы развития: филогенез, онтогенез; области развития: психофизическая, психосоциальная, когнитивная; факторы психического развития: генотип, среда, активность. Изучить принципы психического развития: принцип устойчивого динамического неравновесия, принцип взаимодействия тенденций наследственности – изменчивости, принцип дифференциации – интеграции, принцип цельности, а также закономерности психического развития: неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность, конвергентность.

При подготовке второго вопроса провести анализ основных проблем и задач современной возрастной психологии: проблема причин и оптимальных условий психического развития человека; проблема периодизации психического развития, проблема соотношения обучения, воспитания и психического развития, проблема сензитивных периодов, проблема социализации личности, проблема определения цели психического развития. Определить взаимосвязь современной возрастной психологии и психологии развития с проблемами психологического сопровождения сотрудников и спецконтингента (особенно несовершеннолетних осужденных) в уголовно-исполнительной системе.

При подготовке третьего вопроса рассмотреть метод как способ познания и психологического воздействия на процесс развития человека. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву: организационные методы, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные методы. Организационные методы. Наблюдение, виды наблюдения. Основные требования к организации и осуществлению наблюдения как способа изучения психического развития. Эмпирические методы: тестирование, анализ процесса и продуктов деятельности, опрос, беседа, анкетирование. Методы психологического сопровождения и коррекции, применяемые в возрастной психологии и психологии развития. Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.

Определить специфику применения методов возрастной психологии и психологии развития в условиях уголовно-исполнительной системы. Виды тренингов, используемых в качестве средства психологической поддержки и коррекции при осложненном и отклоняющемся онтогенетическом развитии.

Темы рефератов

1. История возникновения и развития возрастной психологии.

2. Основные теоретические и практические задачи возрастной психологии.

3. Проблема движущих сил психического развития.

4. Проблема акселерации и ретардации.

5. Закон гетерохронности (неравномерности) развития.

Цели проведения практического занятия: закрепить и расширить знания о современном понимании предмета возрастной психологии и психологии развития.

Круглый стол: «Предмет, задачи, основные проблемы и методы психологии развития и возрастной психологии».

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы.

Вводная: понять психику человека как целостное и системное образование, равно как и роль детства в последующей жизни взрослого, можно благодаря понятию «развитие». Именно развитие выполняет функцию этой жизненной связи, является определяющим для психики.

Сегодня в психологии можно насчитать более двух десятков концептуальных подходов, так или иначе трактующих процесс психического развития: от теории созревания А. Гезелла до культурно-исторической теории Л. Выготского и ее современных вариантов в виде деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и теории поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны, свидетельствует о кризисе психологии, а с другой – указывает на значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимания природы психики.

Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выделить не только определенное сходство позиций, но и некоторые, ставшие до определенной степени общепринятыми, принципы.

В ходе практического занятия обучающиеся формируют умения анализа основных проблем и задач современной возрастной психологии.

Рассматривают практические примеры использования методов психологии развития и возрастной психологии как способа познания и психологического воздействия на процесс развития человека.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 16, 21, 23, 39, 48, 49, 50].

План

1. Характеристика зарубежных теорий психического развития человека.

2. Источники девиантного поведения с точки зрения зарубежных теорий психического развития личности.

3. Характеристика отечественных теорий психического развития личности.

4. Источники девиантного поведения с точки зрения отечественных теорий психического развития личности.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса изучаются: психоаналитическая теория развития ребенка З. Фрейда (понимание источника психического развития ребенка З. Фрейдом). Социогенетическая теория развития Э. Эриксона (понятие стадий и кризисных ситуаций в теории Э. Эриксона, нормальная и аномальная линии развития). Когнитивная теория развития Ж. Пиаже (взаимодействие между организмом и средой как основное положение когнитивной теории Ж. Пиаже, соотношение биологического созревания и обучения), экологическая модель психического развития У. Бронфенбреннера.

При подготовке второго вопроса анализируются источники девиантного поведения среди сотрудников и спецконтигента уголовно-исполнительной системы, с точки зрения основных зарубежных теорий развития (психоаналитической – З. Фрейда, социогенетической – Э. Эриксона, когнитивной – Ж. Пиаже, экологической модели развития человека У. Бронфенбреннера).

При подготовке третьего вопроса рассматривается культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского (роль и место культуры в процессе психического развития человека, роль языка в процессе психического развития речи, понятие о зонах развития, понятие кризиса развития, основные характеристики возрастных кризисов). Концепция психического развития ребенка А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина (понятие ведущего вида деятельности, характеристика видов ведущей деятельности, этапы психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину). Развитие личности по А.В. Петровскому (характеристика трех фаз социализации: адаптация, индивидуализация, интеграция). Развитие ребенка как процесс последовательного формирования личностных новообразований в работах Л.И. Божович. Развитие личности как уровневое, последовательное формирование структуры самосознания в работах В.С. Мухиной.

При подготовке четвертого вопроса анализируются источники девиантного поведения среди сотрудников и спецконтигента уголовно-исполнительной системы, с точки зрения основных отечественных теорий развития (культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского; концепция психического развития ребенка А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина; развитие личности по А.В. Петровскому, Л.И. Божович, В.С. Мухиной).

Темы рефератов

1. Сравнительные исследования нормы и патологии как методы изучения психического развития в концепции А. Валлона.

2. Проблема связи исторического и индивидуального в теории рекапитуляции Ст. Холла.

3. Учение о действии в работах А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина.

4. Роль общения в психическом развитии ребенка.

5. Проблема обучения и развития в современной отечественной психологии.

6. Характеристика детских возрастных кризисов в работе Л.И. Божович.

7. Характеристика уровней развития личности в онтогенезе в работах Д.И. Фельдштейна.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 17, 22, 26, 31, 39, 48, 49, 50].

План

1. Общая характеристика и анализ подходов к проблеме периодизации. Понятие возраста, кризиса возрастного развития.

2. Возрастная периодизация в зарубежной психологии. Теория психического развития Э. Эриксона.

3. Возрастная периодизация в отечественной психологии.

4. Особенности прохождения возрастных кризисов осужденных, подозреваемых, обвиняемых в условиях уголовно-исполнительной системы.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо рассмотреть сущностное содержание проблемы периодизации (понятие возраста, границы возраста, кризиса возрастного развития, источники возрастных кризисов, специфика их протекания). Рекомендации к организации психологического сопровождения человека в период прохождения возрастных кризисов.

При подготовке второго вопроса изучается возрастная периодизация в зарубежной психологии. Необходимо охарактеризовать восемь фаз жизненного развития по Э. Эриксону.

При подготовке третьего вопроса необходимо проанализировать возрастную периодизацию в отечественной психологии (возрастную периодизацию психического развития по Д.Б. Эльконину, возрастные периоды развития по Л.И. Божович, кризисы возрастного развития по Л.С. Выготскому). Периодизация психического развития как совокупность этапов социального развития индивида по Д.И. Фельдштейну.

При подготовке четвертого вопроса исследуется специфика прохождения возрастных кризисов осужденных, подозреваемых, обвиняемых в условиях уголовно-исполнительной системы.

Темы рефератов

1. Проблема периодизации в работах Л.С. Выготского: понятие возраста, значение кризисов в психическом развитии.

2. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина.

3. Структура и динамика возраста в работах Д.Б. Эльконина.

4. Уровни развития личности в онтогенезе в работах Д.И. Фельдштейна.

5. Этапы формирования личности в онтогенезе в работах Л.И. Божович.

6. Подход к возрастной периодизации в работах В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева.

7. Характеристика этапов развития личности в работах А.В. Петровского.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 17, 21, 22, 31, 40, 48, 49, 50].

План

1. Кризис новорожденности. Особенности развития познавательных процессов и аффективной сферы в младенческом возрасте.

2. Кризис одного года.

3. Особенности развития познавательных процессов и аффективной сферы в раннем возрасте.

4. Особенности общения ребенка в период раннего детства. Особенности протекания кризиса трех лет.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса рассмотреть кризис новорожденности. Проанализировать развитие когнитивной сферы (восприятия, памяти, мышления, речи, внимания, особенности овладения речью). Обратить внимание на возникновение потребности как первоисточника психической активности ребенка. Дать характеристику основным потребностям (аффилиативной, в безопасности, в новых впечатлениях). Рассмотреть особенности эмоциональной сферы ребенка (характеристика основных эмоций младенца, причины возникновения отклонений в эмоциональной сфере ребенка). Развитие взаимодействия ребенка с физической средой. Комплекс оживления.

При подготовке второго вопроса охарактеризовать непосредственно-эмоциональное общение с взрослым как ведущую деятельность (развитие социального поведения, подражание как источник развития ребенка, особенности общения ребенка с различными категориями взрослых людей). Обратить внимание на развитие эмпатии. Проанализировать кризис первого года жизни, охарактеризовать основные противоречия.

При подготовке третьего вопроса проанализировать особенности развития когнитивной сферы ребенка в период раннего детства (развитие памяти, понятие амнезии детства, этапы развития речи, язык как средство организации произвольных действий). Мотивационная сфера ребенка в период раннего детства (значение ролевой игры для развития мотивационной сферы, гендерные особенности мотивации, влияние родителей на мотивы поведения ребенка). Особенности эмоциональной сферы ребенка в период раннего детства (характеристика эмоциональных нарушений, психологическая поддержка и коррекция переживаний и поведения детей, испытывающих страхи).

При подготовке четвертого вопроса охарактеризовать особенности общения ребенка в период раннего детства (развитие социального поведения, особенности общения ребенка со сверстниками). Рассмотреть развитие игровой деятельности, психологическую характеристику игр и игрушек.

Кризис трех лет: характеристика основных противоречий; негативные проявления кризиса трех лет; психолого-педагогические рекомендации элиминирования (устранения) негативных способов поведения ребенка в период кризиса; психическое новообразование кризиса трех лет.

Темы рефератов

1. Проблема ранней депривации и ее последствия для психического развития ребенка.

2. Характеристика непосредственно-эмоционального общения как ведущего типа деятельности младенческого возраста.

3. Особенности развития познавательных процессов в младенческом возрасте.

4. Психологическая характеристика мира эмоций младенца.

5. Особенности развития познавательных процессов ребенка в период раннего детства.

6. Формирование социальных эмоций и эмоциональные нарушения в раннем детстве.

7. Особенности Я-концепции в период раннего детства

8. Игра и ее влияние на процесс психического развития в период раннего детства.

Цели проведения практического занятия: рассмотреть на практических примерах особенности развития познавательных процессов и аффективной сферы в младенческом возрасте.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная: к психическим новообразованиям периода новорожденности и младенчества следует отнести: индивидуальная психическая жизнь новорожденного; комплекс оживления; потребность в общении; акты хватания и подражания; психическая общность с матерью как первоначальное сознание психической общности; кризис 1 года (возникновение аффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды).

В этот период принято выделять несколько микропериодов:

1) Период новорожденности;

2) С 1 месяца до 2,5 – 3 месяцев. Ведущий симптом начала этого микропериода - появление улыбки в ответ на человеческий голос, те.впервые появляется специфически человеческая реакция ребенка.

3) От 2,5 – 3 месяцев до 5,5 – 6 месяцев. Симптом этого микропериода – появление у младенца реакции ощупывания своих рук, реакции постоянной и четкой, наиболее важным моментом является появление и развитие акта хватания – главного приобретения этого микропериода. Это важно потому, что хватание – это предтеча предметно-манипулятивной деятельности ребенка.

4) От 6 месяцев до 10 – 12 месяцев. Симптом – похлопывание ручкой по предмету. Для этого периода характерны три вида принципиально новых реакций ребенка – повторные, цепные и реакции подражания. Все это составляет основу для развития более сложных движений и главное для развития предметно-манипулятивной деятельности. На седьмом месяце у большинства детей появилось чувство доверия и формируется привязанность к человеку. Единственной формой связи ребенка с взрослым в этот период развития становится непосредственно эмоциональное общение. В связи с этим эмоциональное развитие ребенка становится одним из центральных моментов его психического развития. Динамика эмоциональной жизни окрашивает и познавательную активность ребенка и двигательную активность, обусловливает личностное становление. Из всех познавательных процессов ведущим в психическом развитии младенца является восприятие, в контексте которого развиваются и действуют все другие психические функции. Кризис 1 года является центральным личностным новообразованием первого года жизни (возникновение аффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды).

В ходе практического занятия обучающиеся просматривают и анализируют видеосюжеты, посвященные психологическим особенностям новорожденности, младенчества. Результаты наблюдения оформляются в виде практической работы.

Сюжет № 1 – пронаблюдать комплекс оживления; потребность в общении; акты хватания и подражания; эмоции младенца.

Сюжет № 2 – пронаблюдать развитие реакций повторных, цепных и подражания.

Цели проведения практического занятия: рассмотреть на практических примерах особенности развития познавательных процессов и аффективной сферы в раннем возрасте.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная:Для этого периода развития характерно:

· развитие предметно-манипулятивной деятельности (освоение ходьбы, предметные действия и условия их развития, освоение речи);

· развитие речи: (первый период речевого развития, от 1 года до 2 лет характеризуется слабым развитием грамматических структур; второй период от 2 до 3 лет представляет собой интенсивное формирование грамматической структуры предложения).

К концу раннего детства складывается мыслительная деятельность (способность к обобщениям, к переносу приобретенного первоначального опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач). Основную роль в совершенствовании этих способностей в раннем детстве играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления и движений. На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами.

Появляется стремление к самостоятельности, которое способствует позитивным изменениям в физическом и умственном развитии детей, в усвоении ими речевых навыков.

В общении с окружающими людьми у детей появляется широкий спектр эмоций – от любви до ярости.

Симптомы кризиса трех лет выступают как бунт, как протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем детстве.

Развитие детей этого периода завершается формированием такого центрального психологического новообразования личности, как система «Я», в которую входят не только обобщенные знания о себе, но и отношение к себе в виде самооценки.

В ходе практического занятия обучающиеся просматривают и анализируют видеосюжеты, посвященные психологическим особенностям раннего возраста. Результаты наблюдения оформляются в виде практической работы.

Сюжет № 3 – пронаблюдать.

Сюжет № 4 – пронаблюдать.

Цели проведения практического занятия: закрепить теоретические и практические знания о особенностях развития познавательных процессов и аффективной сферы в младенческом и раннем возрасте.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная: заключительное, итоговое занятие по теме.

В ходе практического занятия обучающиеся заслушивают и кратко конспектируют подготовленные доклады.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 16, 17, 19, 22, 27, 37, 48, 49, 50].

Тема 5. Психологическое развитие ребенка в период среднего и старшего дошкольного детства

Цель занятия: закрепить представления об особенностях психологического развития детей в период среднего и старшего дошкольного возраста.

Семинарское занятие – 2 часа

Практическое занятие – 4 часа

План

1. Психологические особенности познавательных процессов дошкольника.

2. Эмоционально-волевая сфера личности дошкольника.

3. Особенности общения ребенка в период дошкольного детства.

4. Готовность ребенка к обучению в школе.

5. Психологическое сопровождение матери и ребенка в УИС в период среднего и старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса проанализировать особенности развития когнитивной сферы ребенка в период среднего и старшего дошкольного возраста (рассматривается возникновение внутренней речи, завершение формирования речи как средства общения, использование речи как средства мышления, возникновение символического внутреннего плана действий).

При подготовке второго вопроса охарактеризовать эмоционально-мотивационную регуляцию поведения дошкольника (развитие мотивов общения детей в дошкольном возрасте, включение в процесс общения мотивов, связанных с учением и трудом: стремление ребенка к самоутверждению, ориентация на мнение окружающих людей, одобрение, похвалу, становление нравственной регуляции своих поступков).

При подготовке третьего вопроса рассмотреть особенности общения ребенка в период среднего и старшего дошкольного возраста (особенности общения ребенка с различными категориями взрослых и сверстниками). Анализируется влияние основных социальных институтов на воспитание дошкольника, в частности, особенности семейного воспитания дошкольника.

При подготовке четвертого вопроса охарактеризовать понятие о готовности к обучению в школе (виды готовности, пути развития готовности ребенка к обучению в школе). Кризис семи лет (характерные признаки кризиса семи лет, основные противоречия кризиса семи лет, характеристика психологического новообразования кризиса семи лет).

При подготовке пятого вопроса проанализировать особенности психологического сопровождения матери и ребенка в период среднего дошкольного возраста (3 – 4 года) в условиях уголовно-исполнительной системы.

Темы рефератов

1. Эмоциональные нарушения дошкольника: основные причины и коррекция

2. Специфика формирования навыков учебной деятельности в дошкольном возрасте

3. Психологические особенности самооценки дошкольника

4. Развитие социального поведения дошкольника

5. Особенности проявления детской агрессии в дошкольном возрасте

Цели проведения практического занятия: на практических примерах закрепить знания полученные в ходе лекционного и семинарских занятий о особенностях психического развития среднего и старшего дошкольного возраста.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная:В дошкольном возрасте происходит дальнейшее бурное развитие всех познавательных психических процессов.

Развитие произвольной памяти протекает в этом возрасте на фоне феномена амнезии детства, который свидетельствует о том, что на рубеже 3-4 лет происходит переход от младенческой к взрослой организации памяти.

Речь – к концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляет 2-3 тысячи слов.

Развивается наглядно-действенное мышление. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.

Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.

Усложняется содержание эмоциональной сферы. Развитие мотивационной сферы идет в направлении структуризации мотивов и формирования новых потребностей и установок. Зарождается потребность в автономии, признании и уважении.

В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия.

Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля.

Развитие поведения ребенка в этом возрасте можно разделить на два этапа. Приблизительно до 4 лет это преимущественно предметная деятельность ребенка, содержанием которой является познание физических свойств предметного мира и совершенствование своей моторики. После 4 лет ведущей деятельностью ребенка постепенно становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой дети осваивают основные конвенциональные роли.

Овладение языком позволяет ребенку не только эффективно общаться с окружающими, но и произвольно управлять своим поведением. Общение детей в этом возрасте постепенно качественно изменяется: если до 3 лет дети преимущественно общаются со взрослыми и игнорируют других детей, то после 3 лет количество контактов с детьми быстро возрастает и к 5-6 годам эти контакты завершаются образованием групп – детских игровых объединений с непостоянным, преимущественно однополым составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия. Следует отметить, что ведущими факторами развития ребенка являются: общение со взрослыми и со сверстниками; игра как специфический вид деятельности для данного возраста.

В ходе практических занятий обучающиеся просматривают и анализируют видеосюжеты, посвященные особенностям психического развития среднего и старшего дошкольного возраста. Результаты наблюдения оформляются в виде практической работы.

1. Сюжет № 5.

2. Сюжет № 6.

Цели проведения практического занятия: закрепить теоретические и практические знания об особенностях развития познавательных процессов и аффективной сферы в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная: итоговое занятие по теме.

В ходе практического занятия обучающиеся заслушивают и кратко конспектируют подготовленные доклады.

Используемая литература: [1, 3, 4, 5, 6, 7, 15, 20, 31, 40, 42, 48, 49, 50].

План

1. Характеристика познавательных процессов младшего школьника

2. Особенности эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника

3. Особенности общения детей в младшем школьном возрасте

4. Психологические особенности учебной деятельности

Методические рекомендации

При подготовке первого вопросапроанализировать особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте (этапы формирования мыслительных действий по П.Я. Гальперину, условия и приемы развития и совершенствования речи младших школьников).

При подготовке второго вопроса охарактеризовать эмоционально-мотивационную сферу младшего школьника (структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника, закрепление у детей мотива достижения успехов или мотива избегания неудач). Рассмотреть особенности выражения эмоций в младшем школьном возрасте, их профилактику и коррекцию, развитие высших чувств у младшего школьника.

При подготовке третьего вопрос<

Наши рекомендации