История логопедии и логопсихологии

Логопедия — наука о нарушениях речи, методах их вы­явления, устранения и предупреждения средствами обучения и воспитания. Исторически сложилось так, что логопедия, а соот­ветственно и логопсихология развивались с опорой на знания, накопленные педагогикой и медициной. Научное изучение ре­чевой патологии и ее коррекция начались сравнительно недав­но, примерно с середины XIX в., когда стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой дея­тельности. Первые сведения о расположении центров речи были получены невропатологами П. Брока, который в 1861 г. открыл, что центр моторной организации речи расположен в задних от­делах лобных извилин левого полушария, и К. Вернике, открыв­шим в 1873 г., что центр сенсорной стороны речи расположен в

Классификация речевых расстройств

история логопедии и логопсихологии - student2.ru левой задней височной извилине. Оба центра получили назва­ния по именам открывших их врачей. Однако практическое при­менение эти открытий первоначально было незначительным, так как представления о механизмах работы головного мозга в тот период еще только складывались.

В России предпосылки становления логопедии как науки за­кладывались работами лингвистов, невпропатологов, физио­логов, а также сурдологов. Но свое организационное оформ­ление она получила после 1917 г. в результате выхода декретов Советского правительства о включении всех частных детских учебно-воспитательных учреждений, в том числе и для аномаль­ных детей, в общую систему народного просвещения и о согла­совании функций Наркомпроса и Наркомздрава в деле воспи­тания и охраны здоровья детей. Эти декреты и последующие съезды Наркомпроса РСФСР по борьбе с детской дефектнос­тью имели огромное значение для организации обучения и вос­питания всех категорий детей, в том числе и «с речевой дефек­тивностью».

В истории формирования научной школы логопедии про­слеживаются три основных этапа:

• поиск и становление педагогических основ логопедии (до
1950 г.);

• обоснование и развитие комплексного медико-педагоги­
ческого подхода к изучению и преодолению нозологичес-
ки разных речевых расстройств (до 1978 г.);

• выделение и совершенствование психолого-педагогичес­
ких основ логопедии, поиск путей оптимизации психоло­
го-педагогического изучения и коррекционного обучения
и воспитания детей с нарушениями речи.

С реализацией задач третьего этапа связано развитие логоп-сихологии как науки, которая является одной из наименее раз­работанных отраслей специальной психологии, поскольку про­блема изучения психологических особенностей данной катего­рии лиц возникла только в связи с усовершенствованием помощи в соответствии с комплексным подходом и задачами обучения этих детей в массовой школе.




ГЛАВА 2

Классификация речевых расстройств



история логопедии и логопсихологии - student2.ru история логопедии и логопсихологии - student2.ru история логопедии и логопсихологии - student2.ru история логопедии и логопсихологии - student2.ru история логопедии и логопсихологии - student2.ru Общим для речевых расстройств любой этиологии является затруднение коммуникативных и в той или иной степени когни­тивных функций человека (Сильверман Ф., 1980; Белякова Л.И., Саитбаева Э.Р., Матанова В., 1989; Скиннер КМ., 1989; Тара­сов Д.И.. Василенко Ю.С., 1996; Диан Э., Вире С, Бенхам Ф., 1989;МиллерС.,УотсонВ., 1992; Монделерс Б., 1996). Указан­ные обстоятельства делают речевые нарушения личностно-зна-чимыми, однако эта значимость опосредована особенностями самой личности и ее социального окружения.

Актуальность психокоррекционной и психотерапевтической помощи лицам, имеющим речевые нарушения, не вызывает со­мнений (Барбара В., 1962; Бехрендт B.C., Пашер В., Шмидт В., 1989; Вильсон Д.К., 1990; Айзенберг Б.И., Арутюнян Л.З., Ба­рышникова Н.А. и др., 1992). Об этом свидетельствует приказ МЗ СССР № 465 от 8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с наруше­ниями речи», а также постановление правительства Российской Федерации от 2 апреля 1995 г. № 383 «О федеральной целевой программе "Неотложные меры по совершенствованию психиат­рической помощи (1995-1997 годы)"». В постановлении говорит­ся о приоритетном развитии психотерапевтической помощи населению и о внедрении в практику методов медико-психоло­гической коррекции девиантного (отклоняющегося) поведения детей и подростков.

■)П-

Наши рекомендации