История логопедии и логопсихологии
Логопедия — наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами обучения и воспитания. Исторически сложилось так, что логопедия, а соответственно и логопсихология развивались с опорой на знания, накопленные педагогикой и медициной. Научное изучение речевой патологии и ее коррекция начались сравнительно недавно, примерно с середины XIX в., когда стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности. Первые сведения о расположении центров речи были получены невропатологами П. Брока, который в 1861 г. открыл, что центр моторной организации речи расположен в задних отделах лобных извилин левого полушария, и К. Вернике, открывшим в 1873 г., что центр сенсорной стороны речи расположен в
Классификация речевых расстройств
левой задней височной извилине. Оба центра получили названия по именам открывших их врачей. Однако практическое применение эти открытий первоначально было незначительным, так как представления о механизмах работы головного мозга в тот период еще только складывались.
В России предпосылки становления логопедии как науки закладывались работами лингвистов, невпропатологов, физиологов, а также сурдологов. Но свое организационное оформление она получила после 1917 г. в результате выхода декретов Советского правительства о включении всех частных детских учебно-воспитательных учреждений, в том числе и для аномальных детей, в общую систему народного просвещения и о согласовании функций Наркомпроса и Наркомздрава в деле воспитания и охраны здоровья детей. Эти декреты и последующие съезды Наркомпроса РСФСР по борьбе с детской дефектностью имели огромное значение для организации обучения и воспитания всех категорий детей, в том числе и «с речевой дефективностью».
В истории формирования научной школы логопедии прослеживаются три основных этапа:
• поиск и становление педагогических основ логопедии (до
1950 г.);
• обоснование и развитие комплексного медико-педагоги
ческого подхода к изучению и преодолению нозологичес-
ки разных речевых расстройств (до 1978 г.);
• выделение и совершенствование психолого-педагогичес
ких основ логопедии, поиск путей оптимизации психоло
го-педагогического изучения и коррекционного обучения
и воспитания детей с нарушениями речи.
С реализацией задач третьего этапа связано развитие логоп-сихологии как науки, которая является одной из наименее разработанных отраслей специальной психологии, поскольку проблема изучения психологических особенностей данной категории лиц возникла только в связи с усовершенствованием помощи в соответствии с комплексным подходом и задачами обучения этих детей в массовой школе.
ГЛАВА 2
Классификация речевых расстройств
Общим для речевых расстройств любой этиологии является затруднение коммуникативных и в той или иной степени когнитивных функций человека (Сильверман Ф., 1980; Белякова Л.И., Саитбаева Э.Р., Матанова В., 1989; Скиннер КМ., 1989; Тарасов Д.И.. Василенко Ю.С., 1996; Диан Э., Вире С, Бенхам Ф., 1989;МиллерС.,УотсонВ., 1992; Монделерс Б., 1996). Указанные обстоятельства делают речевые нарушения личностно-зна-чимыми, однако эта значимость опосредована особенностями самой личности и ее социального окружения.
Актуальность психокоррекционной и психотерапевтической помощи лицам, имеющим речевые нарушения, не вызывает сомнений (Барбара В., 1962; Бехрендт B.C., Пашер В., Шмидт В., 1989; Вильсон Д.К., 1990; Айзенберг Б.И., Арутюнян Л.З., Барышникова Н.А. и др., 1992). Об этом свидетельствует приказ МЗ СССР № 465 от 8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи», а также постановление правительства Российской Федерации от 2 апреля 1995 г. № 383 «О федеральной целевой программе "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)"». В постановлении говорится о приоритетном развитии психотерапевтической помощи населению и о внедрении в практику методов медико-психологической коррекции девиантного (отклоняющегося) поведения детей и подростков.
■)П-